«Джаз.Ру», избранное. Интервью Владимира Фейертага с дуэтом Jazz W.A.V.E.: вокалистка Анна Новожилова и пианист Валерий Скворцов

0

interview«Джаз.Ру» открывает цикл публикаций в своей сетевой версии, интернет-журнале «Полный Джаз 2.0», самых интересных материалов — прежде всего интервью с музыкантами — ранее выходивших в бумажных номерах журнала. Сами эти номера уже полностью или почти полностью распроданы, поэтому для тех, кому они не достались, эти материалы окажутся наверняка интересны даже через год-два после выхода на бумаге.

Честь открыть цикл выпала интервью, которое для «Джаз.Ру» №49/50 (№3/4-2013) написал старейшина российской джазовой журналистики, санкт-петербургский музыковед и историк джаза Владимир Фейертаг. Его собеседники — джазовый дуэт Jazz W.A.V.E.: вокалистка Анна Новожилова и пианист Валерий Скворцов. Тогда, в 2013 г., интервью вышло в рубрике «Представьтесь»: редакция хотела представить музыкантов из Костромы широкой российской аудитории. И дуэт действительно выступил на нескольких фестивалях за пределами своего региона. Но экономическая реальность оказалась сильнее, и вот недавно Jazz W.A.V.E. сменили местожительство: с начала сентября 2015 г. Анна Новожилова и Валерий Скворцов выступают за Санкт-Петербург, так что эта публикация — хороший способ заново представить их столичной публике.


Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург
Фото: Полина Голубева, Анастасия Галафеева, архив Jazz W.A.V.E.
VF

У ярославского фестиваля «Джаз над Волгой» есть такая традиция: ночью, после концертов, в городском джазовом Центре выступают (в основном, добровольно, то есть бесплатно) несколько коллективов — ярославских и из других городов. А финалом таких тёплых ночных посиделок становится непредсказуемый джем. Непредсказуемый потому, что на сцену может выйти и звездный состав (например, нью-йоркский трубач Алекс Сипягин со товарищи, или московские мэтры), и местные любители, не попавшие в главную программу фестиваля. Еще раз повторю: джем действительно непредсказуем (некоторых импровизаторов иногда хочется и прогнать), но первая часть ночного концерта состоит из специально допущенных и проверенных групп, которые, как мне не раз казалось, могли бы украсить и основную фестивальную программу.

Я не раз находил в ночных тусовках тесноватого, но уютного Центра джазовые команды вполне достойные и удивлялся, почему глава Центра и фестиваля Игорь Гаврилов не удостоил их приглашением на большую сцену. Припоминаю, как лет десять тому назад услышал в Центре квартет из Тулы «Новости культуры». Игорь Вячеславович напирал на то, что их никто не знает, да и он ансамбль предварительно не послушал. А я в том же году пригласил туляков в абонементный концерт в зал им. П.И.Чайковского. Москва им заслуженно рукоплескала, тульское телевидение снимало документальный фильм о вояже в первопрестольную, а через два года я узнал, что все музыканты уже в Нью-Йорке. И все играют.

Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова
Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова

В марте 2013-го в роли хаус-бэнда в Ярославском джазовом центре появился уже знакомый мне по предыдущему фестивалю костромской дуэт Jazz W.A.V.E. Два года тому назад я пожалел, что дуэт не вышел на большую сцену, но оправдывал это какой-то робостью исполнителей, какой-то драматургической незавершённостью, да и камерностью всего происходящего. Но в этом году дуэт вокалистки Анны Новожиловой и пианиста Валерия Скворцова меня просто-напросто покорил. Отмечу, что публика неистово аплодировала, почти после каждого номера раздавались крики «браво», да и сам Игорь Вячеславович стоял у стойки бара и восхищёнными глазами наблюдал за костромскими гостями. «Что ж не взяли в большую программу?» — спросил я. «У нас не проходит формат дуэта», — ответил директор и худрук фестиваля. Я счёл ответ лукавством. На основной сцене, в филармонии, играли дуэты Андрея Кондакова и Андрея Рябова, Михаила Цыганова и Хенрика Мёркенса, к тому же многие ансамбли иногда сознательно распадались на малые части, на трио, дуэты или оставляли кого-то солировать в одиночку. Кстати, не так уж велика сцена местной филармонии, чтобы на ней «затерялся» дуэт. И отдать дуэту отделение минут на 40 было бы вполне логично.

Если бы не было в выступлении костромичей слаженности, не возник бы ансамбль; если бы не было артистичности, я и не подошёл бы к музыкантам. Ограничился бы вежливой похвалой и сочувствием к провинциалам. Ведь я никогда не скрывал, что к отечественному женскому вокалу отношусь скептически. Эта позиция не мешает мне уважать и любить талантливых, упорных, харизматичных, удачливых, преданных джазу фанатичек, умело создающих новые версии эвергринов или пишущих песни на английском, конкурируя с Джонни Мерсером, Оскаром Хаммерстрайном или Айрой Гершвином. Но в целом для меня вообще-то вокал вторичен, хоть убейте меня. Даже за гениальными вокализами Макферрина, Эллинга, Фицджералд или Джона Хендрикса я всегда, так или иначе, подозреваю спрятанный духовой (клавишный, ударный, струнный) инструмент.

Но вернусь к Jazz W.A.V.E.

Jazz W.A.V.E.
Jazz W.A.V.E.

ДАЛЕЕ: Владимир Борисович Фейертаг рассказывает о Jazz W.A.V.E. и интервьюирует участников дуэта… 

Довольно-таки хитрая аббревиатура: две средние буквы — Анна и Валерий, а если объединить буквы крайние, то получается WE, т.е МЫ. На сцене — два профессионала. Анна Новожилова отлично владеет скэтом, голосом огромной силы и неограниченного диапазона и, когда надо, крунерским шепотком. Очень небанальный джазовый репертуар — и Монк, и Пауэлл, и Гершвин, и ирландская народная песня, и Портер, и «Take Five»… Вокалистка держится на сцене уверенно и в то же время скромно. В её выходе, в походке, в поклонах, в поворотах головы (чтобы взглянуть ненароком в текст следующего номера) я постоянно подмечаю интригу. Искорки в глазах, самоирония, обаятельное анонсирование программы — все легко и игриво. Дескать, извините, мы сейчас попробуем… мы подготовили… мы постараемся… Без пафоса и вроде бы по-домашнему. А Валерий Скворцов — в противоположность Анне серьеёзный, солидный академический пианист, прошедший хорошую школу аккомпанемента и познавший тонкости джазовой гармонии и фактуры. Партнер, вполне равный в этом дуэте, для вокалистки комфортный и как бы понимающий, что ответственность за все одинаковая, хотя (по Оруэллу) «…некоторые равнее других». А главное — у каждой композиции своя драматургия, масса неожиданных поворотов, и всегда есть чувство меры. Меня не мог не заинтересовать этот дуэт. И я ввязался в беседу.

Всё, что я знаю о джазовой Костроме — в филармонии работает джазовый квартет саксофониста Михаила Журакова (правда, как ему живется, не ведаю) и в музыкальном колледже, где есть всё-таки эстрадно-джазовое отделение, на котором лет 12 тому назад преподавала пианистка и лауреат нескольких ярославских фестивалей Наталья Бывших, вы до последнего времени вкладывали немало сил в развитие этого непростого направления в современной музыке. Теперь вот ваш дуэт… Куда-нибудь он вписался?

Анна Новожилова:

— Мы подготовили много разных программ — поём русские романсы, проводим тематические вечера, материала очень много. Иногда даже сотрудничаем с квартетом Михаила Журакова, но квартету выгоднее заманить солистов со стороны, чтобы привлечь внимание публики. Кострома — город небольшой, и одного джазового коллектива для местной филармонии вполне достаточно. Мы выступаем в вечерних кафе, в колледже (правда, недавно мы уволились)…

Вы преподавали джазовый вокал?

— Да. Ну, конечно, джаз и эстрада. Все зависело от того, какой попадался материал.

А как вы сами попали в джаз? Музыке учили? В детстве мучили?

— Я училась играть на скрипке. Окончила колледж, играла в камерном оркестре…

Как хорошо я представляю такую картинку: худенькая девочка, закутанная в шарфы, в руке скрипичный футляр (со скрипочкой-«четвертинкой»), и мама тянет в музыкальную школу. А спросила мама девочку, хочет ли она играть на скрипке?

— Такой картинки не было. Скрипка появилась в моей жизни в шесть лет, когда у меня обнаружили отличный слух. А в «доскрипичном» возрасте я уже пела — пела все, что слышала. И джазовые темы в том числе. И сама сочиняла.

Мама поощряла?

— Нет, не поощряла. Но ребенком я уже выступала, и вскоре поняла, что скрипка — это не моё. Занималась в училище, играла в камерном оркестре, но как-то без удовольствия. А джазовые стандарты разбирала с моим педагогом по ОКФ (общий курс фортепиано) Натальей Михайловной Бывших. Или с подругой на двух скрипочках… Судьба моя немного изменилась после одной поездки в Финляндию. С камерным оркестром. Мы жили на турбазе вместе с большой группой костромских чиновников, вечерами ходили в клуб, и я садилась за фортепиано и пела. Мне сказали: Здорово! Классно поёшь! Иди, учись, мы напишем письмо депутату, поддержим… Может, письмо и написали, но я и так сдала вступительные экзамены и поступила на заочное отделение эстрадно-джазового вокала в институт им. Гнесиных (а когда заканчивала, институт уже назывался Российской Академией музыки). Моим педагогом считался Лев Валерианович Лещенко, но занимались со мной его ассистенты. В Москве я уже по-настоящему познакомилась с джазом. Со мной учились Дмитрий и Александр Бриль, Игорь Иванушкин, Аркадий Баклагин, Марина Григорян…. Петь с москвичами я не успевала, жила и работала в Костроме, а приезжала в столицу только на сессии.

Но к концу учебы я, наконец, почувствовала, что могу полностью контролировать голос и делать аранжировки. Хочу добраться до четвертой октавы…

А как возник дуэт?

— Я пришла работать в Костромской музыкальный колледж на эстрадно-джазовое отделение, и меня познакомили с Валерием Борисовичем. Мы подготовили пару песен и выступили.

Валерий Скворцов и Владимир Борисович Фейертаг
Валерий Скворцов и Владимир Борисович Фейертаг

В беседу вступает Валерий Скворцов.

— Я учился в Саратовской консерватории. Мой педагог, великолепный мастер, профессор Валентин Евгеньевич Ханецкий прекрасно знал Оскара Питерсона, поощрял тягу к импровизаторству и предложил мне поработать концертмейстером самодеятельного хора в большом Дворце культуры. Там я познакомился с крепким местным биг-бэндом «Волга», которым руководил Александр Светлов. Пообщался с джазменами. А когда я уже был на пятом курсе, то попал в консерваторский джаз-ансамбль. Оказался вполне подготовленным — хорошо знал гармонию, мог импровизировать. На меня удивлённо посмотрели и сказали: «А что ж ты прятался все эти годы?»

В Костроме «джаз» для меня начался с приездом Ани. Все как-то получилось само собой. Мы легко находили общий язык, вместе разрабатывали композиции, хотя во время исполнения проконтролировать договорённости почти не удается, многое рождается прямо на сцене. Но мы научились слышать и чувствовать друг друга.

Я специально не спрашивал Аню про перспективы. Любой вокалистке всегда хочется добиться успеха, признания, да и побыстрее. Но мне кажется, что вы со своим мудрым спокойствием смогли мы стать продюсером дуэта. А что делать?.. Нужно постараться и записать диск. Нужно найти в Костроме место для джазовых вечеров.

 Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова
Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова

Валерий:

— А вы представляете, что такое Кострома? Это — сонный провинциально-купеческий город с долгой зимой и коротким летом. Одного ансамбля в филармонии вполне достаточно. Я восемь лет работал с Михаилом Жураковым, выезжали в районные центры, обслуживали корпоративы, принимали участие в сборных концертах. Даже пытались организовать джаз-клуб. Пришли музыканты, но публика не отреагировала. Кто-то пошутил, что это и открытие, и закрытие джаз-клуба одновременно. Поэтому наш дуэт с Анной Владимировной — это личная инициатива, и мы понимаем, что стать концертным ансамблем невероятно трудно… Нас приглашают, мы выступаем. Не приглашают — не выступаем. Но запал есть. Мы подготовили несколько программ. Сделали кавер-версии хитов ХХ века — от Луи Армстронга до Майкла Джексона, от The Beatles до Макаревича. А в Ярославском джазовом центре мы появляемся довольно часто. И спасибо за это Игорю Гаврилову!

Я поверил в этих музыкантов. Я рад, что и в Костроме живут творческие люди (не всем же уезжать в Москву!) Я видел их счастливыми после получасового погружения в любимую музыку. Путь к известности в мире джаза извилист и долог, но не безнадёжен…

 Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова
Jazz W.A.V.E.: Валерий Скворцов, Анна Новожилова
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСборная музыкантов России и Литвы участвует в концерте «Музыка Джона Колтрейна: годы на Impulse!»
Следующая статьяДжазовый подкаст №712: Аннетт Пикок
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.