Впечатления участника: российский музыкант — о летнем джазовом лагере Cho-Jazz в Польше

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Евгения Браганцева
Фото: автор и Адам Алагерски
EB

infraНебольшой польский городок Ходзеж (Chodzież) с населением около 20 тысяч человек в июле этого года на десять дней стал джазовым фестивальным центром и летней джазовой школой: и для жителей, и более чем для 200 участников Международных ходзежских джазовых мастерских Cho-Jazz 2015 — студентов, музыкантов, педагогов. Ввиду юбилейности мероприятия («Джазовые мастерские», или, по-польски, Варштаты Джазове, проводились в 45-й раз!), каждый вечер городской Дом культуры заполняли зрители, а на сцене выступали блестящие польские джазмены, многие из которых также участвовали в «мастерских» в качестве педагогов. Директор Дома культуры города Ходзеж и «варштатов» Марчин Кита рассказал: для того, чтобы это событие состоялось, была проведена колоссальная работа, привлечены многочисленные спонсоры (все концерты для зрителей были бесплатны), мероприятие активно освещалось в СМИ.

Ходзежский Дом культуры: здесь проводятся Мастерские
Ходзежский Дом культуры: здесь проводятся Мастерские

Учиться джазу в Ходзеж приехали музыканты из девяти стран. Россияне участвовали всего второй раз. Первым из России в позапрошлом году сюда приезжал белгородский музыкант — гитарист, преподаватель БГИИКа Андрей Никитченко. Он был настолько впечатлён увиденным, что по возвращении на родину много и увлечённо рассказывал об этой школе коллегам-музыкантам. В свою очередь впечатлённая его рассказом, я приняла участие в «Варштатах джазовых», и сказать, что до сих пор нахожусь под неописуемым впечатлением от этого десятидневного джазового тренинга — это ничего не сказать.

Cho-Jazz 2015: занятия
Cho-Jazz 2015: занятия
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Расписание занятий — с 10 утра до двух ночи ( около двух заканчивается ежевечерний джем-сешн). Хотя обучение ведётся на английском, не все участники владеют этим языком в совершенстве, но наличие украино- и польскоговорящих участников вполне способствует всеобщему пониманию, Впрочем, музыка обладает такой магической силой, что не важно, на каком языке её объясняют. Стоит ей зазвучать — и всё становится ясно.

Кроме специальности по своему инструменту и теории, участники распределяются по «комбо» (малым составам. — Ред.); все желающие могут также играть и в биг-бэнде. Два заключительных дня «мастерских» — это сначала отчётный концерт всех участников, а в финале — выступление лучших исполнителей, групп и, конечно, педагогов. Нашему бэнду, руководил которым профессор Вюрцбургского музыкального института, композитор, продюсер, педагог и трубач Ханс-Петер Залентин, довелось играть оба концерта. Это был праздник-праздник-праздник.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о Ходзежских джазовых мастерских, интервью преподавателя Ханса-Петера Залентина 

Немного о самих участниках мастерских: возраст от 18 и «до упора», социальный статус — студенты, профессиональные музыканты, любители. Всем участникам нашлось, что увезти с собой: знания, новые идеи, новых друзей…. Последнее сегодня не менее ценно, чем знания. Украинская делегация студентов из Львова и Киева под руководством директора Львовской джазовой школы барабанщика Игоря Гнидина насчитывала почти 50 человек. Они отмечали семилетие польско-украинских мастер-классов. Если поначалу все были друг с другом незнакомы и посматривали друг на друга осторожно, то потом «музыка нас связала», и я ещё более уверовала в великую силу джаза!

Cho-Jazz 2015: среди участников есть и бандуристы
Cho-Jazz 2015: среди участников есть и бандуристы

Обязательно нужно упомянуть и педагогов — повторюсь, отличных джазменов: это Збигнев Вромбель (контрабас), Богдан Головня и Войцех Недзеля (фортепиано; пан Недзеля был также художественным руководителем Мастерских), Адам Вендт (саксофон), Януш Шром и Дорота Мицкевич (вокал), Рафал Сарнецки и Аттила Муэль (гитара), Михал Томащик (тромбон и биг-бэнд), Ханс-Петер Залентин (труба).

Однако моё мнение — лишь мнение участника, а вот что думает один из педагогов летней школы — Ханс Петер Залентин. (По окончании летнего сезона Ханс-Петер объявил, что этот год его участия в польском учебном лагере стал заключительным — к огромному огорчению и участников, и коллег).

Hans-Peter Salentin
Hans-Peter Salentin

Как бы вы определили формат летнего джазового семинара ?

— Музыканты встречаются в специально выделенное время, чтобы получить некоторую информацию о музыке и иметь возможность играть друг с другом. Специальный формат Jazz Workshop мог бы быть немного шире, и более открытыми для других жанров музыки — тогда, может быть, можно было бы назвать их «Музыка и импровизация». Это более полное название, потому что такой вид джаза, как «джазовые стандарты» — это, на мой взгляд, немного старомодно, хотя это реальный способ начать объяснять людям, как иметь дело с импровизацией в джазе. Отправная точка в джазе очень часто — Чарли Паркер, Майлз Дэйвис и т.п. Моя отправная точка — ансамблевая игра.

Например: барабанщик имеет опыт игры в рок-музыке. Я попрошу его играть какой-нибудь рок-грув. Таким образом, я начну играть некую «открытую импровизацию» и постараюсь выяснить, в каком направлении пойдёт процесс занятий именно с этим бэндом. Через два дня я начинаю записывать музыку, тему и гармонию, на бумагу, чтобы каждый музыкант имел её под рукой, а ещё через пару дней мы начинаем играть музыку, которую не играли прежде — если помните, я выбрал тему «All The Things You Are».

Cho-Jazz 2015: занятия
Cho-Jazz 2015: занятия

На таких семинарах вы можете познакомиться с людьми из разных стран, разных культурных и социальных слоёв. Вы сможете общаться также на разные, даже личные темы: о жизни, планах, мечтах. Люди могут рассказывать некоторые нюансы о своей стране, и это очень важно для взаимопонимания.

Для меня самым важным является, что мы создаем своего рода ансамблевый саунд, который уникален и который вы не сможете сравнить с другой группой. Эффект внутри самой игры заключается в том, чтобы дать каждому музыканту возможность развивать свои личные навыки сольной игры. Для одних это первый опыт такой игры, для других — возможность получить какие-то новые идеи и реализовать их на практике, для кого-то — может быть — идея, как структурировать соло… и многие другие аспекты своей музыки.

Cho-Jazz 2015: занятия
Cho-Jazz 2015: занятия

Я придерживаюсь такой концепции при работе с людьми, которые не имеют джазового или импровизационного опыта. Это помогает просвещать их. Все участники мастер-классов — люди разного музыкального уровня, у вас есть возможность встроиться в ансамблевую структуру, но мы должны также найти способ общения на другом, ранее не знакомом [музыкальном] языке. Это и для меня непростая задача, но мне это нравится. Создавать ансамбль и создавать музыку вместе, и вместе играть — это своего рода вызов, но это даёт мне новые возможности мыслить творчески.

Cho-Jazz 2015: занятия
Cho-Jazz 2015: занятия

Отдельная тема — ежевечерние концерты разных исполнителей джаза: от традиции и дикси до испанской авторской песни; но это нужно рассказывать в рамках отдельного материала.

Не первый раз задаюсь вопросом о возможности проведения чего-то подобного у нас в стране. Понимаю — сейчас это невозможно. Среда не соответствует. Увы. Но всем, кто хочет окунуться в джаз, не пересекая океанов, можно принять участие в польских «варштатах джазовых»…

Cho-Jazz 2015: занятия биг-бэнда
Cho-Jazz 2015: занятия биг-бэнда

ВИДЕО: Познаньское телевидение о Джазовых мастерских «Ходжаз-2015»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.