Опыт участника. Вокалистка Алина Ростоцкая: Voicingers 2015, европейский взгляд на импровизационную музыку

1
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Алина Ростоцкая
фото: пресс-служба Voicingers
AR

letterС подачи главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова заметка из моего личного блога с незначительными правками неожиданно выходит в «Полном Джазе 2.0». Что ж, рада поделиться впечатлениями о моём путешествии в Польшу, на конкурс Voicingers.

15 минут на такси, 45 на автобусе, три часа на поезде, потом опять 30 минут на автобусе, после — около полутора на самолёте, и наконец час на машине… Примерно столько занимает дорога в Москву из города Жоры (Żory), в котором я провела три удивительных дня в августе текущего года. Мне выпал шанс поучаствовать в международном конкурсе Voicingers в числе восьми счастливчиков (остальные были из США, Германии, Нидерландов, Италии, Литвы, Турции и Польши) — и скажу вам, это было нечто совершенно необычное.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Вообще-то конкурсы я не люблю, не понимаю соревнования в музыке. Но так или иначе, на данный момент это единственный (исключая учёбу за рубежом, что ещё сложнее в организационном плане) способ для никому не известного российского музыканта показать свою музыку за пределами Родины и наладить контакты с людьми из разных стран. И слава Богу, что такая возможность у нас есть. Помимо всего прочего, мне кажется, чем больше молодых российских музыкантов будет успешно показываться на международной сцене, тем лучше для всего музыкального сообщества в целом. Так, капля за каплей, будет формироваться в сознании людей образ российской импровизационной музыки как сильной, самобытной и интересной, а значит — в итоге будет больше шансов на какие-то международные проекты и гастроли наших музыкантов в Европе и мире.

Конкурс проходит в рамках большого многодневного фестиваля Voicingers (в этом году — 17-23 августа. Ред.), с огромным количеством мастер-классов и концертов. В полуфинале участники поют 30-минутный концерт, а в финале — две пьесы. Определяющее значение для меня имело то, что конкурс очень приветствует исполнение авторского материала. По факту, практически все участники представляли свою музыку и то, что называют «artistic vision» (художественное видение. — Ред.). Это было действительно интересно! Некоторые ребята поразили своей цельностью, зрелостью, своими идеями; у каждого можно было поучиться чему-то, и за эти три дня я услышала столько необычной музыки, сколько не слышала, может быть, за последний год! Было все: от бибопа на немецком языке до авангарда и экспериментов с электроникой. Хотя не могу не отметить, что нередко форма преобладала над содержанием, и внутри ничего не возникало, кроме «Ух ты! Как это он так делает?!».

Алина Ростоцкая на конкурсе Voicingers, Польша
Алина Ростоцкая на конкурсе Voicingers, Польша

В Польше еще со времён «лагеря социализма» очень сильная джазовая школа, и они (как и в Европе в целом) активно поощряют креативный подход, ну а такие польские музыканты, как Лешек Можджер, Анна-Мария Йопек, Анна Серафиньска, Адам Перончик, Марчин Василевски (это только из современных) и пр. — признанные во всем мире мастера импровизационной музыки, со своим лицом и стилем.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о конкурсе Voicingers в Польше 

Отдельно стоит сказать об аккомпанирующих составах. Их было два, оба трио — высокого класса; да и как иначе, если нужно выучить две 30-минутных программы абсолютно незнакомой, подчас совсем непростой музыки за три часа, по полтора — на каждого участника). Мне выпало играть с Эльчином Шириновым (ф-но, Азербайджан), Мариушем Прашневским (контрабас, Дания) и Гжегожем Масловским (барабаны, Польша), и они были на высоте. Конечно, какое-то время занимает притирка, как и всегда с новыми людьми, а тем более в музыке — но ко второму дню мы действительно стали ансамблем, создавалось общее пространство на сцене. Помимо всего прочего, они очень тёплые люди, которые открыты для диалога, в том числе музыкального, очень внимательны к просьбам и ремаркам участников. Я надеюсь, что мне когда-нибудь ещё удастся поиграть с ними.

Стоит также отметить, что звук на всех концертах был просто отменным! Провинциальный маленький городок Жоры, в получасе езды от Катовице, располагает в местном Культурном Центре суперсовременным парком оборудования, а два звукорежиссёра делают свою работу на все сто, всегда открыты и дружелюбны.

Ну и, честно сказать, я впервые встречаю конкурс с такой расслабленной, домашней атмосферой. Не имеет никакого значения, участник ты, член жюри, или приехал на стажировку — после концертов все вместе возвращаются в гостиницу, вместе ужинают, общаются, нет никакого официоза, все очень открыты, после каждого конкурсного дня — джем до 5-6 утра, в общем, party hard!

Francesca Palamidessi
Francesca Palamidessi

Вы спросите, что в итоге? Отвечаю. В финале нас было четверо: каждый со своей музыкой, со своим взглядом на мир. Присудили две премии. Первую получила итальянская певица Франческа Паламидесси (Francesca Palamidessi), которая исполняла очень необычную музыку: смесь фри-джаза, электроники, импров и всего на свете. Вторая премия с Божьей помощью досталась мне. Спасибо всем за поддержку!

Честно говоря, я впервые за долгое время почувствовала себя как дома — именно в плане музыки; почувствовала, что то, что я делаю, имеет какую-то ценность. Потому что в России всё, что не является мэйнстримом — по-прежнему в андеграунде, и это надо просто принять, как факт. Мало площадок, мало фестивалей, открытых к более свободному формату, мало лейблов, заинтересованных в продвижении этого направления, и т.д. Но есть проекты и есть музыканты, которые продираются сквозь всё это и вопреки всему продолжают делать свою музыку. Сразу скажу: я очень уважаю музыкантов, которые играют джаз в его классическом понимании, я вовсе не против хорошего мэйнстрима, но я не чувствую себя в этом настоящей и правдивой настолько, чтобы заниматься этим направлением как основным. Именно поэтому я иду другим путём.

Немного обидно, конечно, что здесь, дома, часто испытываешь какую-то неловкость от того, что играешь свою музыку, ловишь снисходительные взгляды старших коллег — будто ты должна оправдываться перед кем-то в том, что любишь, пояснять, что это не джаз, а импровизационная музыка в более широком смысле слова… и т.д. А когда долгое время находишься в среде, в которой мало кто разделяет твои творческие воззрения, невольно начинаешь сомневаться. Может, я какая-то неправильная? Может, я делаю что-то не то? Так вот! Всё то. И только это, мне кажется, и нужно делать в творчестве — то, что идет изнутри, то, что тебя волнует, то, что тебе интересно.

Grzegorz Karnas
Grzegorz Karnas

Спасибо совершенно сумасшедшему и прекрасному человеку, певцу и музыканту Гжегожу Карнасу, который устроил для всех этот праздник музыки и общения!

Сегодня, уже немножко со стороны, я вижу совершенно ясно: лучшее, что мы можем сделать в музыке — это быть честными и оставаться самими собой.

ВИДЕО: сюжет польского ТВ о финальном концерте конкурса

Конкурс Voicingers в интернете

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Поздравляю,Алина
    Гжегош-такой же “не правильный”,как и ты.
    Значит вас двое.
    Я-третий не джазовый.
    Троица!!!
    Не слушай коллег,особенно джазовых.
    Слушай Стравинского!!!!

Добавить комментарий для Mikhail.Alperiin Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.