Владимир Тарасов в Москве. Презентация альбома «Sound Spaces» и премьера «Tapestry»: как это было

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Марина Бардина
фото: Владимир Заводский, Дмитрий Большаков
MB

report«Sound Spaces», или «Звуковые Пространства» — третий по счёту совместный альбом барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Алексея Круглова, презентация которого состоялась 24 сентября в Клубе Алексея Козлова в рамках VI Московской биеннале современного искусства. В этот же вечер публике выдалась возможность услышать и увидеть новый проект авторской музыки Владимира Тарасова в исполнении оркестра «Круглый Бенд» под общим названием «Tapestry» (или «Гобелен»).

CD coverДуэт Тарасова и Круглова очень колоритен и многообразен. Про каждого можно уверенно сказать «человек-оркестр», но ограничить их союз рамками лишь музыкального дуэта определённо нельзя. Это тандем двух самобытных личностей, чьи творческие биографии, интересы и взгляды во многом схожи: оба близки театру, литературной и художественной деятельности, оба, помимо современной импровизации, исполняют академическую музыку, а о совместных проектах каждого из них с известными музыкантами, актерами и поэтами можно говорить часами.

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Первые записи дуэта Владимира Тарасова и Алексея Круглова вышли в свет в 2010 году, практически одна за другой (сначала «In Tempo», а затем и «Dialogs»). И вот, спустя пять лет, они представили своё новое детище, двойной компакт-диск «Sound Spaces». Название этого релиза издательства ArtBeat Music говорит само за себя. Это музыка по-настоящему глубокая, но утверждать однозначно, что это джаз только для людей подготовленных и искушённых, нельзя. Да, эта музыка требует взаимной отдачи, работы с ней, собственного переосмысления, но если вам всё же удается открыться ей и принять, прочувствовать, то не влюбиться в нее практически невозможно: она окутает вас своими чарами и затянет в «звуковые пространства».

Но вернемся к самому концерту. В анонсах этого вечера писали, что в программе планируется два отделения: первое — это дуэт Тарасова и Круглова, а второе — выступление с «Круглым Бендом». Однако на деле получилось не так просто. Первая часть презентации скорее походила на пролог в литературе или увертюру в опере, подготовив зрителей к дальнейшему развитию событий. Затем последовало небольшое лирическое отступление от Владимира Тарасова, в ходе чего легенда импровизационной музыки поведал предысторию появления проекта под общим названием «Tapestry». Тарасов сравнивает музыкальное полотно с гобеленом. Путешествуя по Индии, он неоднократно наблюдал за тем, как ткут ковры. Несколько человек, у каждого из них — свой узор, и все эти отдельные рисунки постепенно сплетаются в один ковёр. Когда ты смотришь на него вблизи, то сперва ничего не понятно и кажется, что ничего-то в нём и нет, но если взглянуть еще раз, немного отдалившись и охватив картину целиком, то можно увидеть всю прелесть этого полотна. Разглядеть его красоту и то, как каждый узор, каждая нитка привносит в него что-то своё, самобытное. Так же и в музыке.

ВИДЕО: Алексей Круглов и Владимир Тарасов — дуэтное вступление к концерту 24 сентября (съёмка Taberculat)

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о концерте Владимира Тарасова и «Круглого бенда» 24 сентября 

На самом деле, наблюдать за тем, как участники «Круглого Бенда» вместе с Владимиром Тарасовым и приглашёнными музыкантами (известным литовским саксофонистом Людасом Моцкунасом, ветераном отечественной импровизационной сцены трубачом Юрием Парфёновым и исполнителем на ситаре Антоном Туниным) ткут своё «пёстрое полотно» было невероятно интересно. Это завораживающее зрелище, поглощающее слушателя с первых нот и не отпускающее до последних. То состояние, когда от произведения к произведению начинаешь понимать всю тонкость и верность метафоры Тарасова, и уже не только слышать, но и по-настоящему видеть, как отдельные темы и импровизации на общем фоне аккордовых пачек и многообразной ритмической основы сплетаются в живые, красочные, звучащие гобелены, следующие один за другим.

Секция саксофонов «Круглого бенда»
Секция саксофонов «Круглого бенда» 24 сентября: Антон Котиков, Людас Моцкунас, Олег Грымов, Алексей Круглов

В копилке Владимира Тарасова — несколько программ для большого оркестра, большинство из которых носят «программный», образно-повествовательный характер. Практически все пьесы, вошедшие в московский проект, были написаны им уже давно, однако приобрели новое звучание благодаря «Круглому Бенду», который за годы работы зарекомендовал себя в качестве творческой мастерской для разработки программ музыки отечественных композиторов. Под общим названием «Гобелен» скрывается совокупность отдельных «Tapestry», и у каждого есть свой порядковый номер. Он часто указывает на размер, в котором написано произведение: «Tapestry 7» на 7/4 или «Tapestry 5» на 5/4, и т.д.

Но первой прозвучала композиция с другим названием и своей предысторией — «The Summit» или «Встреча», немного отклоняющаяся от общего концепта проекта, но очень символичная для начала «основной» части концерта. Затем последовала та самая череда «гобеленов» — разнообразных, контрастных. Написанные для соло барабанов и перкуссии, для трубы, бас-кларнета, разнящиеся в своих стилях, они яркими пятнами сменяли друг друга. Но, на мой взгляд, наиболее символичной, отражающей общий замысел программы в целом стала «Tapestry 6» с её ярко выраженным восточным колоритом, где очень важной, можно даже сказать — одной из главных стилеобразующих деталей стала игра Антона Тунина на ситаре.

Проект Владимира Тарасова, Алексея Круглова и «Круглого Бенда» — это необычайно свободная и в то же время очень организованная и структурированная музыка. Такой эффект удалось создать, объединив профессионализм и самобытность каждого музыканта и чёткое руководство Тарасова, которому в этот вечер легко удавалось совместить и роль дирижёра, и роль перкуссиониста. Его жесты приковывали к себе взгляды не только участников оркестра, но и публики в зале: вот он сталкивает между собой два тенора или пятерых трубачей, передаёт эстафету тромбонисту, затем гитаристу — и так каждый раз, чтобы дать всем музыкантам возможность высказаться. И говорить при этом о мастерстве каждого солиста в отдельности, отмечать особенности стиля импровизации каждого участника бенда, мне кажется, было бы не очень целесообразно, ведь и так ясно, что возникновение этого замечательного проекта стало возможным лишь благодаря сотрудничеству и взаимопониманию настоящих профессионалов, людей, любящих и знающих своё дело.

«Круглый Бенд»
Владимир Тарасов (четвёртый справа), Алексей Круглов (третий слева) и весь «Круглый Бенд»

Настоящим апогеем программы стала «Tapestry 25»: она-то и поставила яркую финальную точку в концерте. Проект поистине стал праздником — не только для зрителей в зале, но и для самих исполнителей: после завершения презентации музыканты один за другим подходили к Тарасову со словами благодарности и живым блеском неподдельной радости в глазах. Надеюсь, что партнёрство Владимира Тарасова, Алексея Круглова и его оркестра ещё принесёт свои плоды, и что галерея «Гобеленов» пополнится новыми экспонатами, а «Звуковые Пространства» будут расширяться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.