Контрабасист и скрипач Гдалий Левин — музыкант-энергетик. К 70-летию

3
Михаил Кулль
Фото: архив автора, Роберта Анчиполовского и Георгия Искендерова
МК

story16 декабря отметил 70-летний юбилей Гдалий Левин, знакомый советско-российским и израильским любителям джаза контрабасист и скрипач. Но мы не опоздали с поздравлением: живя в настоящее время в Израиле, Гдалий Соломонович чтит еврейскую традицию и вполне может отмечать свой день рождения по еврейскому календарю — 12 числа месяца Тевет, которое приходится в 2015 году именно на 24 декабря.

Время Римских-Корсаковых и Бородиных, значительную часть их биографии остававшихся музыкантами «по совместительству», прошло. Тем не менее, исключения хотя и нечасто, но встречаются. В советское время получить второй диплом было едва ли не осуждаемым проступком: мол, на ваше образование государство тратило огромные средства, а вы… И т.д. Гдалий Левин и есть такое исключение. Но начнем по порядку.

Гдалий Левин
Гдалий Левин

Будучи сыном известного военного хирурга, Гдалий появился на свет 16 декабря 1945 г. в Новосибирске и в молодые годы исколесил с семьей пол-Союза. Далее упоминаем только известные нам города пребывания нашего юбиляра. Окончил среднюю школу и музыкальную школу по классу скрипки (как могло быть иначе в интеллигентной еврейской семье!). Первое высшее образование получил в Ивановском энергетическом институте, по окончании которого с дипломом инженера-энергетика работал по специальности в Новосибирске, затем — до конца 70-х — в Воронеже.

Любовь к джазу привела его поначалу в самодеятельность Иркутского университета, где он играл на рояле. Учась в институте в Иваново, продолжил играть в самодеятельности, но уже на контрабасе. Некоторое время работал в ансамбле Ивановской филармонии (Евгений Поздышев — труба, Андрей Белов — альт-саксофон, Иван Денежкин — ф-но, Евгений Назаров — ударные). С 1967, работая в Новосибирске, играл с местными музыкантами, в том числе с трубачом Игорем Широковым, пианистом Владимиром Виттихом и барабанщиком Сергеем Беличенко. Активное участие в джазовой жизни началось у молодого инженера в Воронеже, куда он переехал в 1968 году. Там Левин играл в ансамбле молодёжного кафе «Россиянка» вместе с Виктором Масленниковым (гитара), Игорем Файнбоймом (ф-но), Анатолием Чекаловым (ударные). Там же продолжил свое музыкальное образование, окончив в 1984 Воронежское музучилище, а в 1989 — Воронежскую Академию искусств по классу академического контрабаса. После чего инженерный диплом Левину уже больше не понадобился. В восьмидесятых годах он работал в оркестре Госцирка, затем — дирижёром воронежского ансамбля «Дружба».

ДАЛЕЕ: продолжение юбилейного очерка 

В течение многих лет жизни в Воронеже Гдалий был участником многочисленных джазовых фестивалей, где играл с тенор-саксофонистом Анатолием Мальцевым, пианистами Игорем Файнбоймом и Владимиром Беляевым, барабанщиком Владимиром Кандыбиным и был отмечен рядом лауреатских дипломов. Это были фестивали в Воронеже, Риге, Донецке, Казани, Витебске, Куйбышеве и других городах.

Юрий Верменич, Гдалий Левин, Сергей Мартынов. Воронеж, 70-е
Юрий Верменич, Гдалий Левин, Сергей Мартынов. Воронеж, 70-е

С конца 60-х вместе с Юрием Верменичем и другими энтузиастами Гдалий Левин участвовал в в организации и проведении воронежских джазовых фестивалей, концертов и «пароходов». Входил в состав учредителей Советской джазовой федерации (1988) и был членом её ревизионной комиссии.

В 1992 Гдалий переехал в Израиль, где и живет в настоящее время.

Егуда Могилевский, Борис Вулах, Гдалий Левин, Владимир Анчиполовский, Владимир Фролов. Тель-Авив, 1993
Егуда Могилевский, Борис Вулах, Гдалий Левин, Владимир Анчиполовский, Владимир Фролов. Тель-Авив, 1993

Левин, а также саксофонист Владимир Анчиполовский (отец Роберта, известного альт-саксофониста) и трубач Борис Вулах, плюс Борис Палей (тромбон), Владимир Фролов ( гитара) и Егуда Могилевский ( ударные), создали функционировавший в Тель-Авиве свинговый состав, просуществовавший четыре года. В разных составах и в разных музыкальных мероприятиях Левин играл (на контрабасе и на скрипке) с такими же, как он, музыкантами-«олим» (т. е. иммигрировавшими в Израиль евреями из других стран. — Ред.), в том числе с Робертом Анчиполовским, Михаилом Куллем, Гидеоном Песаховым, Славой Купчиком и другими. В 90-е был также контрабасистом в штате оркестра тель-авивского театра «Гешер».

Владимир Анчиполовский, Юрий Кудритский, Гдалий Левин, Слава Купчик, Роберт Анчиполовский. Тель-Авив, 1992
Владимир Анчиполовский, Юрий Кудритский, Гдалий Левин, Слава Купчик, Роберт Анчиполовский. Тель-Авив, 1992
Фестиваль «Играют ветераны джаза». Борис Савчук, Яков Айзенберг, Гдалий Левин, Михаил Кулль. Ришон-Лецион, 2006
Фестиваль «Играют ветераны джаза». Борис Савчук, Яков Айзенберг, Гдалий Левин, Михаил Кулль. Ришон-Лецион, 2006

Будучи высокообразованным музыкантом и, несомненно, обладая опытом по-инженерному методически подходить к проблеме, в 80-90-х гг. Левин увлёкся исследованиями в области ритмики джаза и истории джазового контрабаса. Он — автор методик преподавания и игры на контрабасе, нашедших практическое применение в учебном процессе на кафедре джазовой музыки Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.Рахманинова. — Ред.). В те годы кафедрой руководил легендарный Ким Назаретов. Большой резонанс вызвала публикация в сетевой версии журнала «Джаз.Ру» (№3/147 за 2002) в разделе «Джазология» статьи Гдалия «Свинг. Некоторые аспекты теории». Статья была представлена читателям портала «Джаз.Ру» первопроходцем джазоведения на русском языке Леонидом Борисовичем Переверзевым следующими словами: «…очень радостно, что когда с ней знакомишься, получаешь мощный стимул по новому и с заметно большим пониманием взглянуть на ряд высказываний о свинге, сделанных как до, так и после написания работы… Предвкушаю большую дискуссию и очень хочу принять в ней посильное участие».

Кроме упомянутой, были опубликованы и другие статьи. «Platina на Ньюпортском фестивале: три десятилетия спустя» — интервью с участниками группы Platina Нахумом Переферковичем и Львом Забежинским («Джаз.Ру», сетевой выпуск 44/188, 2002); репортаж «Международный фестиваль джаза памяти Эдди Рознера в Израиле: как это было» («Джаз.Ру», выпуск 29/267, 2004) . Участвовал в подготовке к публикации в бумажных выпусках журнала «Джаз.Ру» статей «Импровизация к размышлениям. Владимир Маганет» (№1, 2013), «Голос из джазового небытия. Игорь Высоцкий» (№2, 2013). В качестве музыкального редактора принимал участие в подготовке к публикации перевода на русский язык изданной в Польше книги Ежи Радлинского «Гражданин джаз».

Неутомимый Гдалий позволяет себе порадовать тельавивцев на оживлённом перекрестке города своей музыкой, исполняемой на одной из сделанных его руками скрипок со звукоснимателем — потребность играть неистребима!

На празднике клезмерской музыки. Цфат, 2008
На празднике клезмерской музыки. Цфат, 2008

Или на празднике клезмерской музыки в городе Цфат, где он живёт. Покоя Левин не знает. Он внимательно следит за джазовой жизнью в Израиле и за его пределами, остро-критически оценивая всё им слышимое.

Джем-сешн на фестивале «Джаз-Глобус»
Джем-сешн на фестивале «Джаз-Глобус». Звезда советского джаза 1960-70-х гг. Алексей Зубов (Лос-Анджелес), трубач Глеб Зайда, Гдалий Левин. Иерусалим, 2013

Поздравляя Гдалия Левина с юбилеем, мы, его друзья, от всей души желаем ему всё той же неутомимости, здоровья, новых электроскрипок или электробасов и непрекращающейся радости общения с музыкой, будь то классика или джаз.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяАрхангельск, Фестиваль Владимира Резицкого: пора творческой зрелости. Часть I: открытия и победы
Следующая статья«Триумф Джаза»-2016: Москва, Санкт-Петербург — полное расписание фестиваля
Михаил Кулль
Михаил Ильич Кулль, коренной москвич, родился в 1935 году на Арбате. Прожил в Москве до 1999 года, когда поменял место жительства на город Йехуд в Израиле. Окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ). В 1955 году, играя в студенческом эстрадном оркестре, которым руководил Борис Фиготин, познакомился с трубачом Владиславом Грачёвым. Их дружба и сотрудничество продолжались в течение 30 лет, сначала – в комбо (с участием саксофониста Владимира Шифрина), потом – в «Диксиленде Грачёва». В этом составе Михаил играл в конце 60-х в кафе «Печора». После того как Грачёв прекратил активную жизнь в джазе, до 1992 года Михаил Кулль был участником «Нового московского Джаз-бэнда» Александра Банных. В 1964 году с собственным квартетом «открывал» кафе «Синяя птица», где играл два с половиной года. В 1967 году в квинтете с двумя тромбонами (Михаил Царёв и Игорь Завёрткин) участвовал в фестивале «Джаз-67». В Израиле продолжал играть джаз в собственном квинтете, с которым принимал участие в ежегодных джазовых фестивалях «Джаз-глобус» в Иерусалиме. Михаил Ильич не только играл джаз, но и фотографировал своих коллег-музыкантов. Многие его фотографии были опубликованы в журнале «Джаз.Ру», в том числе и в статьях Михаила Кулля, посвященных джазовой жизни Москвы 60-х годов. В 2009 г. вышла книга воспоминаний Михаила Кулля «Ступени восхождения», в которую вошли многие из этих текстов.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Присоединяюсь к поздравлению. Гдалий, лет да ста смычком да по скрипочке!

  2. Гдаша,по-моему,мы с тобой недостаточно выпили 16 декабря.Что ж,придется добавить 24-го.Будь здоров,дорогой и лэхаим.До 120-ти.

  3. Искренне благодарю портал jazz.ru за теплые слова в адрес моей скромной персоны.
    Пользуясь случаем, сердечно поздравляю джазовое сообщество с наступающим Новым 2016 Годом.
    С уважением. Гдалий Левин.

Добавить комментарий для Гдалий Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.