Интервью «Джаз.Ру». Петербургский тромбонист Антон Боярских: «Мы должны каждый день учиться»

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Полина Мартюченко
Фото: Андрей Шерстнёв
PM

interviewТромбонист Антон Боярских — заметная фигура на петербургской джазовой сцене. У него есть собственный состав, исполняющий авторскую музыку; он также входит в ансамбль контрабасиста Григория Воскобойника, собранный для популяризации музыки Чарлза Мингуса. Кроме того, Антон с удовольствием играет свинг в Philharmonic Jazz Orchestra под управлением Кирилла Бубякина. Я неоднократно слушала игру Боярских: это техничный и интересный музыкант, талантливый композитор и аранжировщик. Ритмическая энергетика, импровизационное изящество и обширные знания музыки делают его необычайно востребованным музыкантом, и найти время для беседы было не так просто. Но Антон оказался общительным, доброжелательным и терпеливым собеседником.

Антон Боярских
Антон Боярских

Антон, я знаю, что вы начинали академическим музыкантом в Азове (Ростовская обл.), а потом учились джазу в Ростовской консерватории и год назад получили степень магистра в Амстердаме. Почему вы не продолжили заниматься классической музыкой, а выбрали джаз?

— Музыкальную школу и училище я окончил как академический тромбонист, но в Ростовскую консерваторию пошёл на эстрадно-джазовый факультет, потому что хотел заниматься джазом у выдающегося исполнителя и педагога Виктора Георгиевича Бударина. Что касается учёбы в Амстердаме, то в первую очередь она мне дала бесценный опыт, начиная от того, как преподают и чему там обучают, и заканчивая возможностями, которые предоставляют консерватория и город. Во-первых, там самая сильная тромбоновая школа в Европе. Во-вторых, в Амстердамской консерватории находится очень большая нотная библиотека. В-третьих, отношение к образованию там ответственнее, чем у нас.

Вы же и сам педагог, преподаёте в музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

— Да, это так. На мой взгляд, человек не должен переставать обучаться чему-то, в том числе это касается и преподавателей. Сегодня много информации, и всё стремительно развивается, и мы не можем угнаться даже за половиной того, что происходит — новые технологии, новые методики. Мы должны как преподаватели изучать всё, чтобы дать лучшее студентам. Я был как то на встрече с Далай-Ламой, и первое, что он сказал: «Мы должны каждый день учиться». Это не ново, но нам необходимо напоминать об этом.

Антон Боярских
Антон Боярских

Что вы могли бы сказать о своей музыке?

— Моя музыка опирается на мой собственный опыт. Мне кажется, что создать современный джаз без учета исторического багажа классики и джаза невозможно. Разве не так же подошел к этой проблеме Майлз Дэйвис, записав в 1969 году пластинку «Bitches Brew»? Он учитывал, что сменились поколения слушателей, что появилась рок-энергетика, новые подходы к гармонии, поэтому захотел соединить свой классический (и джазовый, и академический) опыт с дерзкими новациями молодых и на первый взгляд даже не вполне совместимых музыкантов. И появилось оригинальное звучание: пианист Чик Кориа начал играть на [электро]органе, Дэйв Холланд сменил контрабас на бас-гитару, Аирто Морейра играл на самодельных перкуссионных инструментах и т.д. В общем, целая плеяда сегодняшних гигантов, которые на тот момент не понимали, к чему это приведёт, — но, на мой взгляд, это был уже уход от формы. Джаз — это по сути песенная форма ААВА. А я считаю, формы не существуют, а есть просто точки, и только интуиция подсказывает, когда нужно перейти на новую точку. Когда каждое исполнение одной и той же композиции неповторимо, когда мы имеем возможность играть музыку, не придерживаясь никаких рамок, а находясь в свободном состоянии и опираясь на эмоциональную часть — вот это по мне, я стараюсь так делать.

Вы считаете, что нужно пройти «школу бибопа» для того, чтобы играть современный джаз?
ДАЛЕЕ: ответ Антона Боярских на этот и другие сложные вопросы…  

— Обязательно. Чтобы играть джаз, нужно знать его историю и развитие. Конечно, нужно ещё при этом понимать и классическую музыку, потому что джаз без классической музыки, на мой взгляд, вообще не существует. Без понимания классики джаз не смог бы развиваться так быстро, как это ему удалось в течение одного века.

А какие проекты вас сегодня занимают?

— Мой самый актуальный проект — Dizzy Dutch Duck. Я его начал воплощать еще год назад в Амстердаме. Это полижанровая музыка, я склонен к тому, чтобы называть её фьюжн. Что касается формы и исполнения, то перед выступлением мы предварительно обговариваем определённые точки и держим их у себя в голове, и я решаю, когда идти на одну или другую. Мы можем пропустить, перепрыгнуть, вернуться — мы можем делать всё, что угодно, но только по ощущениям. Я считаю, это здорово, потому что человек, приходящий на концерт, не знает, что сейчас будет происходить на сцене, и мы стараемся делать всё максимально хорошо. У нас нет никаких заготовок, всё делаем импровизационно, а точки используем только для того, чтобы наша игра была вместе — в одном течении.

Как вам удаётся совмещать мэйнстрим и современную музыку? Вы же еще состоите в новом составе «Звёзд петербургского джаза» (сводный состав в стилистике консервативного джазового мэйнстрима. — Ред.).

— Я считаю, что каждое направление в джазе требует определенных знаний и сил. Я нахожу вдохновение, слушая разную музыку, для меня здесь не существует границ. Если ты музыкант, то твой кругозор постоянно должен расширяться. Нужно изучать музыку по временам — кто, где, как и с кем играл. Я очень люблю мэйнстрим и бибоп. Что касается моей музыки, то я занимаюсь поиском современного языка, и стараюсь создавать актуальную музыку, которая дышит сегодняшним временем. Это такая проблема, которая существовала всегда, те, кто хотел рассказать о своём времени – они рассказывали. Бибоп — это дух того времени, мы не можем его переживать сегодня, но мы можем играть, наслаждаться, вдохновляться и ходить на концерты. На мой взгляд, поиск современного языка — это и есть задача, которую выполняет современный художник.

Антон, как вы сочиняете музыку? Доверяете ли вдохновению или долго и кропотливо выстраиваете конструкцию?

— Я, скорее, концептуалист: не жду, пока ко мне придёт вдохновение или родится мелодия. Считается, что есть два подхода написания музыки — мелодический и гармонический. Мелодический — это когда человек слышит мелодию, вдохновляется ей, развивает её и т.д, то же самое происходит и с гармонией. А для меня важна идея, у меня может не быть ни мелодии, ни гармонии. Я изучал композицию в Амстердамской консерватории, предмет назывался «Out of the Box» («Мыслить за пределами»). Мы анализировали музыку, которая была написана непривычно. У нас в России такой информации нет, как нет и многой другой. Когда я прошёл курс, я понял, что композиционная школа шагнула очень далеко. Причём книг не было, мы слушали преподавателя Хармена Фраанье — он как раз очень известный голландский пианист и специалист в этой области. Что касается вдохновения, то оно меня, конечно, посещает. Я согласен с высказыванием петербургского художника Виктора Тихомирова: «Вдохновение — это то, как в тебя вдохнули небесные силы».

Планируете ли вы записывать альбом?

— В Амстердаме я записал пластинку, дело осталось за сведением, но прошёл год и я понимаю, что та запись — это совсем другая история. Я пошёл дальше, и сегодня мне хочется записать более актуальный материал, который накопился. На данный момент планирую делать запись с барабанщиком Михаилом Истратовым, вибрафонистом Павлом Чижиком, басистом Марселем Хакимовым, гитаристами Алексеем Петкевичем и Алексеем Дегусаровым, перкуссионистом Ильёй Казанцевым…

Антон Боярских
Антон Боярских

Кто повлиял на вас в музыкальном становлении?

— Из классической музыки мне нравятся Шостакович и Свиридов — пожалуй, мой любимый композитор, Чайковский, Рахманинов, а если из зарубежных, то это Хиндемит, Веберн. Из джаза это тромбонист Хэл Крук, преподаватель бостонского колледжа Бёркли. Вообще, если углубиться, то я не очень люблю тромбонистов, а черпаю вдохновение у саксофонистов и пианистов — их много, в том числе Джон Колтрейн, Кит Джарретт. Что касается преподавателей, безусловно, они влияли на меня, но сейчас их влияние потихонечку уходит. Конечно, это Виктор Бударин и пианист Пётр Назаретов. В Амстердаме — саксофонист Янив Нахум, он со мной занимался импровизацией, Берт Бурен и Мартейн Сойер — это мои преподаватели по тромбону. А в остальном — это не преподаватели, а музыканты, которые меня вдохновляют: например — тенор-саксофонист Игорь Тимофеев.

Вы считаете Санкт-Петербург консервативным городом?

— Да, считаю, он во всём консервативен. В академическом сообществе звучит и классика, и современная музыка, а в джазе больше представлен мэйнстрим. Современному джазу пробиться труднее. И получается, что мы занимаемся небольшим кружком, которые продвигают современную джазовую музыку — например, Санкт-Петербургский джазовый септет, которым руководит Григорий Воскобойник. Мы исполняем музыку Чарлза Мингуса. Ну что такое Мингус? — ему скоро сто лет, его музыку исполняли в 50-60-70-х годах во всём мире. Но почему-то у нас относятся к Мингусу как к какому-то инопланетянину, который сочинял «современную музыку». В концертных залах боятся давать слушать эту музыку людям, думают, что не понравится. А я скажу, что людям такая музыка нравится, потому что в ней есть то, что трогает человека за душу. Мы выступали с септетом в большом зале Филармонии, и что мы увидели? — полный аншлаг, игра на бис. Чтобы слушать музыку, не нужно быть музыкантом, музыка — это эмоциональная составляющая. Очень непросто получить возможность выступить с современным джазом на крупных площадках города, поэтому мы двигаемся маленькими шагами, но не останавливаемся.

А есть ли у вас настольная книга?

— В данный момент это две книги: Луис Портер «Джон Колтрейн. Жизнь и музыка» и Владимир Мартынов «Зона Opus Posth или рождение новой реальности» — о том, куда пришло [музыкальное] искусство сегодня.

Антон, расположите слова в порядке значимости: музыка, семья, коммерция, одиночество, личностный рост и духовный рост.

— От моего эмоционального состояния зависит многое — моя работоспособность, моя музыка. На данный момент своё эмоциональное состояние я связываю с семьёй, поэтому музыка и семья у меня на первом месте. Для меня личностный рост — это прежде всего духовный рост, а одиночество и коммерция на последнем месте.

ВИДЕО: санкт-петербургский джазовый пароход, сентябрь 2015. Ансамбль Антона Боярских
«Recorda Me» (Joe Henderson)
Иван Васильев — труба, Антон Боярских — тромбон, Евгений Пономарёв — клавишные, Николай Затолочный — контрабас, Егор Крюковских — барабаны
видео: Иван Высоких

httpv://www.youtube.com/watch?v=cX41jV1kPJA

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Алексей Круглов Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя