Арт-директор «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич зовёт на концерты 21-го фестиваля в 11 городах

1
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

interviewС 28 октября по 12 ноября в 11 городах и населённых пунктах России пройдёт XXI международный фестиваль «Джазовая провинция». В этом году фестивальные концерты (от одного до пяти в каждом пункте) примут Курск, Воронеж, Орёл, Тула, Ясная Поляна (Тульская обл.), Подольск (Московская обл.), Калуга, Брянск, Белгород, Липецк и Владимир. В фестивале участвует несколько десятков музыкантов, которые представляют 15 стран: это Армения, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Норвегия, Россия, Сербия, Словакия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария и Эстония.

Среди участников фестиваля этого года — американский Marion Cowings & Eric Alexander Quartet квартет саксофониста Эрика Александера и вокалиста Мариона Кауингса, в составе которого приедут выдающиеся мастера — пианист Дэвид Хэзелтайн (David Hazeltine), басист Ари Роланд (Ari Roland) и барабанщик Джо Фарнсуорт (Joe Farnsworth); Santiago Ferreira Band — ансамбль бразильского гитариста и вокалиста Сантьяго Феррейры, в котором играют музыканты из Чехии, Словакии и России; норвежский мастер джазового саксофона и… оперного вокала (!) Хокон Корнстад; швейцарский квартет Bloom Effect; базирующаяся в Нью-Йорке израильская гитаристка и вокалистка Дида Пеллед со своим трио и базирующийся в Бразилии израильский вокалист и перкуссионист Жока Перпиньян в дуэте с израильским пианистом Алоном Явнаем; российско-американский Vintskevich-Taylor Quartet (со-лидеры которого — пианист Леонид Винцкевич и барабанщик Джоэл Тейлор); усиленный вокалисткой Этери Бериашвили; немецкий дуэт About Aphrodite и интереснейший германско-сербский Ferenc und Magnus Mehl Quartett братьев Мелей (Ференц Мель — ударные, Магнус Мель — барабаны); франко-американское Scott Henderson Trio выдающегося джаз-рокового гитариста Скотта Хендерсона, российско-финский Saimaa Quartet, плюс множество коллективов из России: Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана, Horsepower саксофониста Николая Моисеенко, ансамбль народного артиста России гитариста Алексея Кузнецова, Симфоджаз братьев Михаила и Андрея Ивановых при участии эстонского саксофониста Лембита Саарсалу, трио сенсационного пианиста и вокалиста Олега Аккуратова, ещё один проект с участием пианиста Леонида Винцкевича — Vintskevich Jazz Art, где с ним играет британский басист Стив Кершоу… и многие другие!

Подробности об артистах, площадках и расписании двадцать первого фестиваля «Джазовая Провинция» — на новом официальном сайте фестиваля!

реклама на джаз.ру
LANOTE ДЕТЯМ
LANOTE ДЕТЯМ
LANOTE ДЕТЯМ
LANOTE ДЕТЯМ

Наш собеседник — художественный руководитель международного фестиваля «Джазовая Провинция» с первого года её существования — да что там, человек, который придумал фестиваль и воплотил идею в жизнь! — выдающийся курский пианист и композитор Леонид Винцкевич, заслуженный артист России. С ним беседует редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.

Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Приближается 21-й фестиваль. Может ли после двадцати проведённых фестивалей их арт-директор с уверенностью сказать, что в эти два десятилетия получилось то, что планировалось, то, что было задумано?

— Ты знаешь, я думаю, что получилось даже больше, чем то, что я задумал. Потому что, во-первых, я не надеялся, что этот фестиваль будет жить 20 лет.

Второе. Я не надеялся на то, что в то время, когда наше общество пришло к дикому капитализму, когда золотой телец стал очень важной ценностью в нашей стране, найдутся десятки — десятки! — рук, которые будут бескорыстно помогать этому проекту, ничего не имея взамен, просто продвигая то, что они считают своим любимым делом, к чему они питают симпатию. Естественно, в моей жизни это — джаз. И в 99 % случаев это вот так. Это стало для меня сюрпризом в новых временах, и это даёт повод вообще думать о человечестве хорошо, с оптимизмом смотреть в будущее.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Леонида Винцкевича плюс видеоинтервью продюсера воронежского крыла фестиваля Александра Лукинова 

На настоящий момент у фестиваля сформировалось ядро городов, через которые традиционно проходит его маршрут. Я помню конец 90-х, начало 2000-х годов, когда были попытки расширять географию: включалось Поволжье, например — Казань в рамках партнёрства с фестивалем «Джазовый перекресток» или Волгоград, где фестиваль назывался «Джазовое рукопожатие в провинции», потому что делался в партнёрстве с людьми, которые ранее проводили там фестиваль «Джазовое рукопожатие»… Эти попытки закончились? То ядро, которое сформировалось — это окончательный географический формат «Провинции»?

Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

— Формат будет меняться, потому что очень многое зависит от возможностей тех городов, с которыми мы сотрудничали или будем сотрудничать. И от желания. Этот проект ведь всё равно, на сегодняшний день, представляет собой добровольное сообщество людей. Это фестиваль, который родился не сверху, а снизу. И в этом тоже такая, может быть, характерная особенность времени. И то, что он относится к позитивным послеперестроечным явлениям в культурной жизни страны — это тоже для меня очевидно, потому что я большую часть жизни прожил в другой стране (СССР. — Ред.). В которой мечтать о том, что мы втроём соберёмся и сделаем фестиваль, и позвоним в Нью-Йорк или какие-то европейские страны, и завтра к нам приедут — об этом невозможно было мечтать. Поэтому это тоже, может быть, признак, характерная особенность сегодняшнего дня — времени, которое началось после перестройки. Поэтому, когда у меня спрашивают о времени — это для меня лучшее время в моей жизни. Потому что, не питая иллюзий, всё-таки ты хоть что-то можешь изменить в этой жизни в связи с твоими интересами, в связи с твоими взглядами на эту жизнь. И я хотел бы здесь быть, в этой стране — человеком, который живет в своей стране. Потому что часто бывает ощущение, когда садишься в машину и включаешь радио, что оттуда раздаётся музыка, от которой у тебя аллергия. Включаешь телевизор — аллергия. В доме радиоприёмник — аллергия. И, может быть, проект «Джазовой провинции» был обусловлен желанием привнести в эту жизнь то, что тебе не безразлично, то, что, может быть, дало тебе повод быть тем, кто ты есть. Я имею в виду, конечно, джазовую музыку.

ВИДЕО: Steve Kershaw, Leonid & Nick Vintskevich «The Waltz of the Young Turks»
из альбома «Under a Different Sky», 2016)

Говоря о джазе, я смотрю на него шире: не просто как на музыку, а как на повод пытаться быть свободным. Могу сказать, что все мои преставления о джазе серьёзно поменялись, когда мне пришлось много раз побывать в Америке. В чём они поменялись? В том, что это, как оказалось, не закостенелое искусство. Это искусство, в котором так или иначе невозможно сказать, что только ты единственный, удивительный, что только ты прав.

Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Например, в России все, кто пытались играть музыку с какими-то экспериментами, всегда были скованы сомнениями окружающих: имеет ли право это быть вообще. Самое интересное, что именно в Америке нам сказали — «будь самим собой». Послушав нас, они решили: это интересно, в этом есть влияние классики и этно-музыки. И о двух последних составляющих, «классика» и «этно-музыка», говорилось с пиететом, а не с пренебрежением. Могу сказать: нам подарили свободу, с которой до сих пор никто не знает, что делать… если говорить серьёзно. Это длительный процесс. И в джазе, о котором уже много раз пытались сказать, что история этого искусства закончилась, приходят новые таланты, и они заявляют, что это искусство живо.

Наверное, у джаза большое будущее и в нашей стране. И может быть, речь не только о музыке. В первую очередь подчеркну, что быть свободным — это та точка отсчёта, которую даёт джаз. И то, что сейчас в джазовой музыке происходит очень много синтетических экспериментов — это тоже время, это правильно, это нормально, это происходит, вообще витает в искусстве: джаз и сам по себе синтетический жанр.

ВИДЕО: The Vintskevich Project «Ай, у зайки»
Леонид Винцкевич — ф-но, Николай Винцкевич — саксофон, Майк Миллер — гитара, Джоэл Тейлор — барабаны, Кип Рид — бас, фольклорный хор «Ростань» (Суджа Курской обл.)

Как удаётся сочетать деятельность продюсера с большой буквы П (потому что, реально говоря, в стране ведь не так много продюсеров, которые делают продукты ТАКОГО объёма…) с композиторской, с исполнительской деятельностью?

— Ты знаешь, конечно, с трудом. И если сказать о целях, которые в жизни стоят — все-таки найти тот баланс, который позволит остаться музыкантом. Потому что пока я по-другому себя не вижу. Всё делалось для того, чтобы быть на сцене. И я последние два года себе дал такой зарок — каждый день быть с музыкой, и это выполняю, потому что были времена, когда просто почва из-под ног уходит, и ты ничего не можешь делать, как только быть менеджером, потому что ту ответственность, которую ты на себя взял, ты не можешь не выполнить. Просто каждую минуту происходят какие-то события, на которые ты должен реагировать. Я пытаюсь жить так, чтобы были моменты, когда выключается телефон, когда забывается всё, и ты остаешься музыкантом. Я понял, что это даже для фестиваля нужно. Тогда я себя морально чувствую так, что всё лучше получается.

Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Это одна часть. А ещё — конечно, фестиваль дело не только моих рук. Это десятки рук. Есть целый список людей, без которых это нереально было бы сделать. Это ведь и ты, человек, который делает российский джазовый журнал, на части концертов фестиваля работает ведущим, предлагает фестивалю музыкантов, с которыми встречается в поездках, и так далее. Это и моя дочь Маша Винцкевич, которая за 20 лет прошла путь от дизайнера фестивальных буклетов до фактически визуального редактора и художника фестиваля. Безусловно, в первую очередь помогала семья. С этого началось, это продолжается — это сын Николай Винцкевич, который теперь не только выступает на фестивале как саксофонист, но и при подготовке и проведении его выполняет разные функции, это и жена Вероника.
В истории фестиваля “Джазовая провинция” все годы была неоценимая поддержка семьи Пиорунских, и то, что мы сейчас находимся в преддверии XXI фестиваля – это благодаря им! Дмитрий Пиорунский – человек, который стоял у истоков фестиваля. Дарья, его дочь – редактор сайта фестиваля. Илья, его сын – генеральный продюсер фестиваля… Эти традиции в семье были заложены Александром Николаевичем Пиорунским, отцом Дмитрия, который в 60-е годы мог отдать две своих зарплаты за пластинку Дюка Эллингтона. В сентябре этого года Александра Николаевича не стало, а традиции продолжаются…

И в каждом городе есть люди, которые помогают в организации.

Поэтому как я совмещаю? — С трудом! Но ты знаешь, я об этом думал… Если этого не делать, ты лишишься сцены. Сказать, чтобы у нас была индустрия джаза, да и думаю, что и классической музыки тоже — это неправда. Я не знаю ни одного имени из талантливых людей нового поколения, в которое бы, например, министерство культуры Российской Федерации вложило бы деньги и сделало звезду. Я такого не знаю. Если говорить об Игоре Бутмане — он сделал себя сам. Это однозначно.

А это говорит о том, что индустрии нет, хотя я знаю, что появляются талантливые люди, которых иногда даже быстрее оценивает Запад, чем мы сами — а это тоже неправильно.

Леонид Винцкевич и гитарист Алексей Кузнецов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич и гитарист Алексей Кузнецов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Может быть, вот так попробуем сформулировать: у нас нет государственной индустрии, но у нас есть — глядя, например, на тебя, — успешные попытки самоорганизации джазового сообщества.

— Это правда. Я тебе скажу, и ведь это тоже чудо. Я об этом говорил. Наступил век, который не предполагает, скажем, бесплатно работать. Но человечество просто неисправимо. Человеку всё равно очень хочется делать то, что ему нравится, то что он любит. В этом смысле — колоссальный поклон всем, кто участвует. Опять же, это десятки рук. Я хочу сказать, что я не имею никаких способностей как руководитель. Никогда к этому не стремился, и не видел в себе этих талантов, что ли. Просто жизнь повернулась так, что или профессия заканчивается после перестройки — ведь с распадом СССР всё, что касалось джаза в стране — все фестивали, все концерты, все возможности — в один день закончились. Поэтому мы встали перед фактом того, что или что-то надо предпринимать, или надо менять профессию. Я выбрал первое — пытаться что-то менять.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: о 21-м фестивале рассказывает продюсер воронежской части программы «Джазовой провинции» Александр Лукинов (съёмка видеоканала «Джаз.Ру» на выставке NAMM MusikMesse Russia, Москва, 17.09.2016; интервью — редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков)

Предыдущая статья«Джазовый форум» на выставке MusikMesse Russia 2016: полная видеозапись
Следующая статьяДжазовый фотограф Павел Корбут: поздравляем с 70-летием!
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Мы знакомы с Леонидом давно, с 70-х, когда он дебютировал на Куйбышевском фестивале со своим трио. И уже тогда он имел свой язык, свой стиль, который с годами оттачивал и развивал. Наблюдая за его творчеством, я восхищаюсь его целеустремленностью, его активной жизненной позицией в отношении джаза. Ведь, что скрывать, многие молодые и талантливые наши джазовые музыканты иногда сетуют на отсутствие господдержки. С нетерпением жду встречи с Джазовой провинцией в подмосковной провинции!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.