Британский саксофонист Джон Бутчер: интервью «Джаз.Ру» к приезду в Москву

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

interview6 ноября в рамках фестиваля «Джаз осенью — Impro» , организованного Гёте-Институтом в Москве, в культурном центре «Дом» играет Blume / Butcher/ De Joode Trio.

«Между лаской и наглостью» — так описал немецкий музыкальный критик Ульрих Рюденауэр подход к инструментам, который исповедует трио немецкого барабанщика Мартина Блуме (Martin Blume), нидерланского контрабасиста Вилберта де Йоде (Wilbert de Joode) и британского саксофониста Джона Бутчера (John Butcher). «В начале их самого первого совместного выступления они казались отдельными планетами, погруженными в себя музыкантами: каждый, с закрытыми глазами, был сосредоточен на собственном видении, — продолжает Рюденауэр. — Но вскоре пошёл мощный диалог, открывший дорогу полногласным вопросам и ответам». В завершении своего отзыва критик пишет, что музыканты уже к концу этого самого первого выступления играли так, как будто были знакомы долгие годы.

Blum / De Joode / Butcher Trio (photo © Hannes Schneider)
Blume / De Joode / Butcher Trio (photo © Hannes Schneider)

Барабанщик Мартин Блуме, которому около десяти лет назад пришла в голову идея создания этого трио, на сцене он уже больше тридцати лет. В дуэтах, трио и квартетах Блуме поработал чуть ли не со всеми ведущими импровизаторами Германии, Европы и мира — включая Петера Брётцманна, Петера Ковальда, Кена Вандермарка, Фила Минтона и многих других. В течение многих лет он также был организатором фестивалей в Рурской области — Ruhr Jazz Festival и Open Systems.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Голландец Вилберт де Йоде — один из наиболее востребованных контрабасистов на европейской импровизационной сцене — в отличие от многих других нидерландских импровизаторов, не стал членом Instant Composers Pool, знаменитого ансамбля-лаборатории джазово-авангардных музыкантов (хотя, конечно, он играл и играет с некоторыми его участниками — в частности, с саксофонистом Абом Баарсом: Де Йоде уже много лет входит в состав Ab Baars Trio). Де Йоде работает также в области соединения музыки с изобразительным искусством и театром.

Лондонский саксофонист Джон Бутчер — из тех импровизаторов, кто постоянно совершенствует звучание инструмента, разрабатывает и использует новые способы звукоизвлечения, разнообразит звуковую палитру. Бутчер также принадлежит к тем, кто не будет играть ни по чьим правилам, кого слушать порой бывает нелегко, кого слушать — целая работа. До начала 1980-х он занимался физикой, но бросил науку, поскольку, по собственным словам, предпочёл предоставленности ученого самому себе сотрудничество с партнерами и необходимости быть в согласии с реальностью — возможность создавать собственную реальность.
ВИДЕО: Джон Бутчер
httpv://www.youtube.com/watch?v=EJKriNNiyw8

6 ноября. Начало в 20:00. Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 рублей; в день концерта — 1300 рублей. Стоимость абонемента на все концерты фестиваля — 3500 рублей.

Культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: 8 (495) 953-72-36


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

Перед выступлением в Москве Джон Бутчер дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

John Butcher
John Butcher

О вашем трио с Мартином Блуме и Вилбертом Де Йоде не так уж много легкодоступной информации. Не могли бы вы рассказать о нём поподробнее?

— Это трио сформировал Мартин Блуме около десяти лет назад. Мне в течение многих лет случалось играть с ним время от времени, но у нас не было совместного ансамбля, который выступал бы регулярно. Трио просуществовало примерно год, а потом где-то год назад Мартин решил возобновить его. Так что это ни для кого из нас этот ансамбль не является чем-то постоянным, хотя у него есть своя история.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью саксофониста Джона Бутчера 

Есть ли какая-то специфика в этом трио, что-то, что отличает его от других ансамблей, в которых вы играете?

— Дайте подумать… В импровизационной музыке каждый проект непохож на другой, потому что музыка получается в результате взаимопонимания между конкретными музыкантами. Есть примерно пятьдесят человек со всего мира, с которыми я люблю работать. Когда у нас появляется возможность, мы объединяемся в проекты. Возможно, каждый год удаётся поиграть с двадцатью из них. Некоторые такие ансамбли существуют уже много лет, некоторые — совсем новые. Этот ансамбль где-то посередине. Как я уже сказал, у нас есть своя история, но каждый раз, как мы собираемся, возникает ощущение чего-то очень свежего, потому что мы не так уж часто играем вместе.

Какие проекты из тех, в которых вы участвуете в последнее время, особенно важны для вас?

— В этом году я ездил в турне с ансамблем Thermal, который мне очень нравится. Это трио с Энди Муром и Томасом Леном. Я говорю особо об этом ансамбле, потому что у всех нас разное музыкальное прошлое: Энди вместе с группой The Ex в каком-то смысле происходит из мира рок-музыки, а Томас — в каком-то смысле из мира новой академической музыки. Другое трио, в котором есть бас и ударные, как и в трио с Мартином и Вилбертом, — это The Apophonics, в нём играют американский перкуссионист Джино Робэр и английский басист Джон Эдвардс. Эти два трио я очень люблю. Есть и новое трио с корейской виолончелисткой Оккён Ли и перкуссионистом Марком Сандерсом. Я сейчас с ними в турне и надеюсь, что у нас скоро выйдет альбом. Ещё я работаю с португальским RED Trio, у нас вышел альбом на лейбле Clean Feed, это запись с прошлогоднего фестиваля Jazz in August в Лиссабоне. У нас уже есть новая программа. С Марком Сандерсом у меня есть заказанный мне проект, музыка к которому была частично сочинена заранее, он называется Tarab Cuts, он навеян ранней классической арабской музыкой. На прошлой неделе мы показывали его в Филадельфии. Как видите, у меня не бывает постоянных гастролей с одним ансамблем, я всё время перемещаюсь между разными ансамблями и проектами. Мне кажется, это соответствует идее импровизационной музыки. Но это объясняется и тяжёлой экономической ситуацией в мире.

Есть ли у вас любимый тип ансамбля, будь то дуэт, трио или какой-нибудь ещё?

— Особенно приятно работать в дуэте. Дуэт оказывает непосредственное воздействие, потому что в нём особенно ощущается аспект беседы. Я люблю трио, потому что в них есть дополнительная степень сложности. В квартетах, квинтетах, секстетах довольно сложно играть без какой-либо предварительно придуманной структуры. Мои любимые составы — от двух до четырёх человек.

У вас был и октет. Вы сочиняли для него музыку?

— Да. Это был заказ фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде. Я отобрал в этот октет импровизаторов, которым нравится получать инструкции. Не все импровизаторы к этому готовы. Это были коллеги, манеру игры которых я хорошо знал. Произведение наполовину было сочинено и состояло из моих идей, а наполовину позволяло им развивать свои собственные идеи в рамках структуры. По-моему, получился очень хороший ансамбль.

Существует ли он сейчас?

— Нет. Он сможет существовать, если кто-нибудь организует нам выступление. В Англии мы не получаем практически никакой поддержки для работы в ансамблях, для гастролей с ансамблями. Группы, которые много работают и гастролируют — в основном из Норвегии и Швейцарии, стран, которые вкладываются в такие проекты. Октет выступил на двух или трёх фестивалях, у которых нашлись деньги для этого. Продолжать существовать он не мог.

Как же вам удаётся зарабатывать на жизнь этой музыкой?

— Я получаю деньги от людей, которые платят мне за игру. Это предполагает большое количество гастролей. В основном, я играю в Европе, больше, чем в Великобритании… Не будем углубляться в политику. Думаю, большинство людей, играющих непопулярную музыку, работают по очень старой модели: путешествуют, играют концерты и получают деньги, на которые можно организовать новые концерты.

Является ли сочинение музыки на заказ хорошим источником заработка?

— Такие случаи подворачиваются время от времени. Мне повезло с фестивалем в Хаддерсфилде, их заинтересовало соединение композиции и импровизации. Я очень благодарен, что получил от них деньги на работу над этими проектами — у меня таких проектов уже три. Потому что, во-первых, если бы заказа не было, я бы не нашёл время, чтобы осуществить проект, а во-вторых, у меня не было возможностей привлекать музыкантов, просить их приехать, порепетировать, устроить проживание в гостиницах, договориться о местах для репетиций. В Англии такой фестиваль — единственный, и он очень помогает в организации проектов, которые в русле обычной здешней музыкальной жизни не осуществились бы.

Я обратил внимание, что вы часто работаете с музыкантами, играющими на не самых популярных в импровизационной музыке инструментах — скрипке, виолончели, подготовленной гитаре, синтезаторе. Это принципиально, или же это происходит случайно, просто вы работаете с единомышленниками, а сами инструменты не так важны?

— Справедливо и то, и другое. Наиболее важны для меня сами музыканты, а не инструменты, на которых они играют. Но есть ощущение, что многие интересные музыканты отошли от использования наиболее распространённых инструментов, чтобы не возделывать всё время один и тот же участок. К ансамблям с басом и барабанами или с фортепиано, басом и барабанами я испытываю смесь любви и ненависти. У этих составов солидная история в определённых музыкальных направлениях — джазе, фри-джазе. Я играю в таких составах, когда музыканты знают и о других возможностях, так что мы можем как работать с идеями, связанными с такой инструментовкой, так и пытаться находить новые способы игры. Недавно у меня было несколько концертов с Мэтью Шиппом. У него совсем иной музыкальный опыт, чем у меня, но он готов проникать в менее знакомые ему области. Я работаю с ним не потому, что он пианист: мне нравится работать с ним, потому что он — Мэтью Шипп. Я люблю музыкантов, которые знакомы со своей традицией и историей, но открыты для выхода за пределы традиции и истории.

Это относится и к музыкантам, с которыми вы приезжаете в Москву?

— Мартин Блуме — барабанщик, который очень любит джаз, но он может использовать ударную установку и как источник звука, и для обеспечения ритма. Так что мы можем перемещаться между этими двумя областями, что мне кажется интересным. Кроме того, он очень хорошо работает в ансамбле с акустическими инструментами, он деликатный ударник, он оставляет пространство для других музыкантов, хорошо работает с громкостью, это очень ценно, это даёт возможность сделать очень многое. С Вилбертом я не так близко знаком. Он мне нравится как музыкант, он работает в разных направлениях нидерландской сцены. Возможно, вы знаете о нём лучше, чем я, надо посмотреть в сети, с кем он играет. Он не принадлежит сцене ICP (Instant Composers Pool — нидерландский оркестр импровизационной музыки и лейбл, выпускающий записи его участников, — Г.Д.). Мне кажется, он в Голландии идёт своим путём.

Вы используете различные приспособления для звукоизвлечения, когда играете соло. В небольших ансамблях тоже?

— Я, в основном, использую усилители, которые позволяют работать с мелкими, скрытыми звуками. Иногда я контролирую фидбэк, который возникает очень просто: достаточно прислонить микрофон к саксофону, соединённому с усилителем, и из фидбэка можно пытаться извлекать разные тона, как это делают гитаристы. Так что у меня нет никакой хитрой электроники, просто усилители. В 1980-х годах я работал с электроникой, но результат был неудачным, поскольку я играл с акустическими музыкантами, а это совсем иной мир звуков. В сольной игре я иногда использую электронику. Но, разумеется, в течение последних двадцати лет для музыкантов-электронщиков участие в этой сфере импровизационной музыки стало нормой. Я выступаю с музыкантом, использующим лэптоп, это очень похоже на мою работу с фидбэком. Я иногда играю с японским гитаристом Кэйдзи Хайно, он очень громкий музыкант, поэтому я могу использовать работу с фидбэком просто из необходимости звучать громко.

Значит ли это, что, уважая людей, работающих с электроникой, и сотрудничая с ними, сами вы электроникой не увлекаетесь?

— Да, мне это не слишком интересно. Я много чего разработал, играя на саксофоне, и могу менять его звучание исключительно акустическими средствами. Мне интересно работать с саксофоном как инструментом, который способен создать краску, а не просто образ. Конечно, такое свойство саксофона отмечено ещё в ранний период истории джаза. У каждого великого тенор-саксофониста 1920-х годов было своё звучание. Но мне хочется подчеркнуть эти возможности инструмента. И у меня нет желания менять что-то с помощью электроники. Я бы скорее поработал с другим мышлением — когда электроника используется для собственных нужд, для создания своей собственной музыки.

Раз уж вы упомянули великих тенор-саксофонистов 1920-х годов, спрошу, кто из саксофонистов повлиял на вас, когда вы начинали.

— Не знаю, насколько кто повлиял, но есть музыканты, которые мне очень нравятся. Из великих тенористов, безусловно, мой любимый — Лестер Янг. Ему свойственна обманчивая простота, большое значение имеет его подход к тому, как сыграть ноту, то, какую краску он использует, а также фразировка, использование ложной аппликатуры. Мне нравится его чувство мелодии. Меня привлекают многие исполнители, которым свойственна мелодичность, — Чарли Паркер, Пол Дезмонд. Меня всегда восхищал Роланд Кёрк. А вот с Джоном Колтрейном было сложно, потому что хотя мне нравится его музыка, его влияние было настолько сильным во времена моей юности, что многие копировали его стиль, а это звучало не так хорошо, как оригинал. И мне пришлось на несколько лет прекратить его слушать. Сейчас Колтрейн значит для меня очень много. Но в тот период, когда я формировался, я не мог его слушать. Думаю, со многими было такое. Мне очень нравится Сидни Беше, он играл на сопрано. Полагаю, чем ближе музыкант к тебе по времени и, возможно, по стилю игры, тем менее полно ты можешь любить его. Осознать величие и понять, что музыкант делает, проще на расстоянии.

Не могли бы вы рассказать о проекте с оркестром London Sinfonietta?

— Вы знаете Крисчена Марклея? Он очень интересный визуальный художник, но и музыкант тоже. Он был одним из первых, кто в конце 1970-х начал использовать вертушки и записи как музыкальное средство, как художественное средство. Его визуальные идеи часто связаны со звуком, а объекты, с которыми он работал, связаны с записями, обложками альбомов. Я несколько раз сопровождал импровизацией показы его фильмов. У него была выставка в галерее White Cube, в рамках которой он попросил композиторов создать отклик на один экспонат. Этот экспонат получился так. Марклей живёт в Лондоне, и однажды в воскресенье он гулял по улицам и снимал то, что осталось от вечера субботы, — лежащие на дороге бокалы. Он снимал их на видео, прикасался к ним, чтобы понять, какие звуки они производят. Это видео демонстрировалось в галерее, а в одном из помещений стояли тысячи и тысячи бокалов и другой стеклянной посуды для вина, пива, других спиртных напитков. И я создал пьесу для London Sinfonietta на основе фидбэка, который я получил, поместив микрофон в один из бокалов, — музыканты должны были проинтерпретировать фидбэк с помощью своих инструментов. А для мелодического материала я использовал старинные английские застольные песни. Я нечасто работаю с музыкантами, которых не знаю, это был новый и интересный опыт. Когда я сочиняю, мне нужно знать исполнителей.

Как вы сочиняете, выписываете ли вы партии нотами или используете обозначения и инструкции?

— Иногда бывают полностью традиционные партитуры, так я писал саксофонный квартет. Когда пишешь для людей, которых знаешь, бывает достаточно и словесных инструкций. Бывает, что у тебя в голове возникает оркестровка в стиле Дюка Эллингтона: что случится, если соединить этого музыканта с тем. Для октета, о котором мы говорили, я создал структуру вокруг записей, которые делал раньше, потому что мне нравится работать с конкретным звуковым материалом, это гораздо лучше, чем мыслить абстрактно. Я работал дома на компьютере с этими записями, создавая структуру для живых инструментов. Я не могу назвать себя композитором, но использовал разные методы, сочиняя. Импровизаторы являются композиторами в рамках своей собственной музыки, просто их сочинения не высечены в камне.

Жалели ли вы когда-нибудь о том, что отказались от научной жизни?

— Нет, совершенно не жалел. Это было очень давно. Я понял, что в науке человек во многом предоставлен самому себе, а в музыке для меня как раз очень важны сотрудничество, социальная сторона. В науке надо, если угодно, быть в согласии с природой, с реальностью. В музыке есть возможность создать свою собственную реальность. Наука и музыка — для разных людей.

Какую музыку вы слушали в последнее время?

— Примерно два года назад я вновь открыл для себя творчество того, кого совершенно не любил в молодости. Это Боб Дилан. Я очень погрузился в его творчество, поскольку оно довольно богатое. Я изучаю всё, что он выпустил, это требует много времени. Я не самый дисциплинированный слушатель, иногда меня что-то захватывает, и я начинаю углубляться. Я слышу много музыки во время турне — участников программ и фестивалей, в которых участвую я сам. Трудно сказать, что я слушаю в первую очередь то или это. Если вы зададите мне этот вопрос в следующем году, наверное, я уже закончу изучение Боба Дилана.

Вы вновь открыли его с музыкальной точки зрения?

— Я его не понимал. Я родился в 1954 году. Когда я учился в школе, он звучал отовсюду. Я совсем не понимал это, меня увлекала инструментальная музыка. Мне нравился ранний кантри-блюз, его можно было услышать благодаря блюзовому буму в 1960-е, по радио передавали много дельта-блюза. Но всё равно инструментальная музыка меня интересовала больше. Я слушал Фрэнка Заппу, Кэптена Бифхарта, Henry Cow. Боб Дилан не значил для меня ничего. Что-то щёлкнуло два года назад. Может быть, я стал прислушиваться к тексту.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя