Уфимский саксофонист Азат Гайфуллин и его новый альбом «Цвет свободы»: интервью «Джаз.Ру»

0
реклама
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Владимир Аношкин VA

interviewАзат Гайфуллин — молодой саксофонист, новое имя на джазовой сцене Уфы и всей России. Солист Эстрадно-джазового оркестра Башкирской государственной филармонии, преподаватель Уфимского института искусств, дважды лауреат конкурса «Гнесин Джаз», победитель конкурса «Огни Казани» и обладатель первой премии на конкурсе «Мир Джаза», проходившем в Ростове-на-Дону в ноябре 2016. В середине октября Азат и его коллектив Kaifullin Jazz Band представили альбом «Color of Freedom» — презентация состоялась на сцене Уфимского джаз-клуба, который, кстати, в этом году отмечает десятилетие.

О работе над авторском материалом, перспективах дебютного альбома и всех цветах свободы — в интервью, которое взял у Азата Гайфуллина наш внештатный автор из Уфы, Владимир Аношкин.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Азат Гайфуллин
Азат Гайфуллин: обложка альбома

— Ну, знаешь, это бы выглядело… Как будто я подхожу к человеку, который может у меня что-то купить, и начинаю ему исповедоваться. Хотя… Я вынужден буду так делать. (Смеётся).

Так саксофонист Азат Гайфуллин отвечает на вопрос о том, будет ли он использовать первый альбом в целях самопродвижения.

Азат, какие задачи ты ставил перед собой во время работы над альбомом?

— Мне нужно было попробовать свои силы как композитора. Изначально я хотел записать все вещи в студии, но когда мы с составом начали обкатывать программу на концертах, стало ясно — нужна энергия живого исполнения. И в итоге часть материала была записана на январских выступлениях в Уфимском джаз-клубе.

На одном, помнится, я присутствовал.

— Значит, и ты есть на этой пластинке. Для меня важно ощущение обратной связи. И вместе с тем я не хотел отказываться от своих идей, хотел в итоге услышать композиции так, как задумал — чего концертные условия не позволяли. Потому мы отправились в студию, дописали «поверх лайва» отдельные инструменты, бэк-вокалистов. А потом звукорежиссёр Руслан Исмагилов проделал огромную работу для того, чтобы все звучало целостно, и, мне кажется, ему удалось.

ВИДЕО: презентация альбома в Уфимском джаз-клубе «Path to the Top»

Что для тебя все-таки важнее — первородная энергия или филигранное исполнение?

— Чувство, жизнь. Я понимаю, что дубли можно делать бесконечно — переписывать и переписывать, но заряд будет уже не тот. Пусть всё звучит так, как есть — это лучше мнимого совершенства.

Альбом «Color of Freedom», «Цвет свободы», получился живым, пульсирующим, ярким — в некоторых моментах возникает ощущение, что всего в нем с избытком. Для кого-то это будет минусом. Мне, в контексте нашего разговора с Азатом, кажется плюсом.

Сейчас ему важно делать своё дело с перебором, перегибом… Подниматься к вершине — последняя вещь на альбоме, кстати, называется «The Path to the Top», «Путь к вершине». Потому — одновременно и концертная и студийная запись, потому сдвоенная ритм-секция (два контрабаса, две ударные установки), группа бэк-вокалистов, звуковые эффекты, голоса на заднем плане… В альбоме нет осторожности, он сделан без оглядки на тех, кому это может показаться невыдержанным. «Color of Freedom» переливается всеми цветами свободы.

«Freedom» — это название твоего альбома и имя собранного тобой биг-бэнда… Напрашивается вопрос — ты сам чувствуешь себя свободным?

— Порой это ощущение переполняет, а иногда на нем не удаётся сосредоточиться, отвлекаюсь на разные мелочи. Когда играю или сочиняю — чувствую. Когда погружаюсь в джаз — да, ведь в этой музыке меньше ярлыков, меньше правил. В конечном счете — я потому этим и занимаюсь — а так, можно найти массу причин все бросить…

Например?

— Ну, если ждешь внимания, высоких оценок, коммерческого успеха — для многих людей это важно.

Азат Гайфуллин в студии
Азат Гайфуллин в студии

А ты готов к тому, что не придёт ни успех, ни оценки? Не потому что ты недостоин, а просто — не то место и время…

— Готов, вполне. Я думал об этом. Мне кажется, самое важное — быть в том, что ты делаешь, тем, кто ты есть.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью, прослушивание и скачивание альбома 

А отказаться от места бэндлидера и играть в оркестре на втором и третьем плане ты бы мог?

— В сильном коллективе — да. Для многих саксофонистов это стало бесценным опытом, настоящей школой. Если бы у меня была такая возможность, приглашение конкретного человека или коллектива — я бы согласился.

Не ищешь?

— Пока не искал. Обычно видишь, если что-то подобное есть рядом.

С моей стороны предыдущий вопрос — чистое лукавство. Уедет он отсюда или нет? — вот о чем я думаю, пока Азат отвечает на телефонный звонок. Если это случится, Уфа потеряет представителя не джазовой культуры, но джазового движения — я надеюсь, разница ясна.

В какой-то момент, мне показалось, ты отошел от авторской музыки. Многие помнят твой первый коллектив Happy People: своя программа на стыке фьюжн, хип-хоп, контемпорари; спортивные костюмы, модный саунд… И вдруг — почти два года с Jazzeel Band, Kaifullin Band, Freedom Big Band — одни стандарты. Целые концерты, посвященные Паркеру, Пауэллу, Колтрейну, Тристано, Монку, Мингусу…

— Мне это было необходимо. Наступил момент, когда я почувствовал, что мои исполнительские возможности очень ограничены. И, чтобы расширить их, нужно идти вглубь музыки, а стандарты — лучший способ. Каждый погружается так глубоко, как может — а найденное там можно применить в любом русле. Я благодарен своему коллеге Джалилю Мухаметшину-Фарберу — он помог мне начать этот путь. Ну а Happy People… Теперь у нас есть композиция «I Remember Happy People».

Можно сказать, что работа над стандартами вдохновила тебя на создание композиций для альбома?

— Конечно. Например, «Chasin’ the Coltrane» я не мог бы написать, не изучив его темы и соло.

Когда я впервые услышал этот коллаж, меня удивила не находчивость композитора, не лёгкость, с которой он объединил с десяток разных тем и гармоний. Я почувствовал, с какой любовью к первоисточнику (высшей любовью?) написана эта пьеса. Надо сказать, присутствие Джона Колтрейна ощутимо не только в ней — участники Kaifullin Jazz Band цитируют его в своих соло, а порой все вместе погружаются в медитативное течение, подобное вступлению «A Love Supreme»…

Азат Гайфуллин в студии
Азат Гайфуллин в студии

Азат, как ты сам оцениваешь его влияние — на твое исполнение, на эту запись?

— Для Колтрейна музыка — духовный путь. Этому мы учимся у него. Слушая его записи, я понимаю, что в игре должен выражать нечто большее — даже не свои чувства и мысли. Я должен выявить свою природу, всю свою сущность. Мое исполнение должно стать медитацией и молитвой. Это первое. А второе — как раз во вступлении «Chasin’ the Coltrane» на альбоме звучит фрагмент его интервью: он говорит о том, что музыка должна нести добро и преображать мир. И мне хотелось бы быть с ним на одной стороне.

Мы допиваем кофе и расходимся. В наушниках у меня играет «Color of Freedom» — свобода, запечатлённая Kaifullin Jazz Band в первый и — надеюсь — далеко не в последний раз. Через несколько дней после нашей беседы я узнал, что имя «Азат» с арабского переводится как «свободный».

АЛЬБОМ в iTunes | АЛЬБОМ в Google Play

СЛУШАТЬ АЛЬБОМ на сервисе «Яндекс.Музыка»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.