Датский джазовый скрипач Свенн Асмунссен ушёл из жизни в возрасте 100 лет

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Ким Волошин KV

inmemoriam7 февраля в Копенгагене скончался прославленный датский джазовый скрипач Свенн Асмуссен (Svend Asmussen) — один из первых европейских музыкантов, добившихся мировой известности на джазовой сцене. Он всего три недели не дожил до своего сто первого дня рождения.

Свенн Харальд Кристиан Асмуссен («nd» в конце имени в датском языке читается как «нн») родился 28 февраля 1916 г. в Копенгагене в семье торговца зерном, в пять лет начал учиться музыке за фортепиано, а с семилетнего возраста обучался игре на скрипке. В начале 30-х, когда ему было 16, он впервые услышал записи американского джазового скрипача Джо Венути — и они произвели на него такое впечатление, что отзвуки стиля игры Венути были слышны в игре Асмуссена до конца его музыкальной карьеры. Позднее не менее сильное влияние на него оказал ещё один американский скрипач, Стафф Смит, который в предвоенные годы гастролировал в Дании.

Svend Asmunssen, 1951
Svend Asmunssen, 1951

Свенн не завершил курс полного формального музыкального образования: уже с 17 лет он профессионально работал как эстрадный скрипач, вибрафонист и певец. В молодые годы, помимо выступлений в Копенгагене, он работал в оркестрах круизных пароходов, где ему приходилось играть с известными американскими музыкантами и актёрами — от прославленной эстрадной танцовщицы Джозефин Бейкер до поющего джазового пианиста Фэтса Уоллера. Когда разразилась Вторая мировая война и Данию захватили гитлеровские войска, Асмуссен ушёл в подполье, так как германские оккупационные власти отрицательно относились к джазу. Шеф нацистской пропаганды Йозеф Гёббельс именовал джаз «дегенеративной музыкой» или «музыкой из джунглей», а официальное музыковедение гитлеровской Германии называло этот вид музыкального искусства «жидобольшевистской какофонией». Но Асмуссен продолжал выступать, хотя и неофициально: в годы оккупации у него был собственный джазовый ансамбль. В 1943 г. он был арестован гестапо в ходе уличной облавы вместе с десятками других жителей Копенгагена и до конца войны находился в заключении в Берлине.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Svend Asmussen, Duke Ellington
Svend Asmussen, Duke Ellington

Международная слава Асмуссена началась в 50-е, когда он играл с Бенни Гудманом, Лайонелом Хэмптоном и даже с Дюком Эллингтоном. На Дюка он произвёл настолько сильное впечатление, что в 1963 он пригласил Асмуссена в Париж участвовать в записи своего альбома «Jazz Violin Session» (вышел только в 1976) вместе с двумя другими скрипачами — участником своего оркестра Рэем Нэнсом и прославленным французом Стефаном Граппелли, в относительной тени которого Асмунссен находился всю жизнь.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Свенна Асмунссена 

Swe-Danes: Svend Asmussen, Alice Babs, Ulrik Neumann
Swe-Danes: Svend Asmussen, Alice Babs, Ulrik Neumann

Дело тут в том, что Граппелли много гастролировал и специализировался на одной-единственной стилистике — традиционном джазе. Асмуссен же был полистилистом. Мало того, что он не только играл на музыкальных инструментах, но и работал как актёр и занимался живописью: он и в музыке пробовал самые разные направления, хотя его стиль был сформирован в рамках джазовой идиомы. Самым популярным проектом с участием Свенна Асмунсена оказалось трио Swe-Danes (буквально «Шве-Датчане») с датским поющим гитаристом Ульриком Нойманном и шведской вокалисткой Алис Бабс — полистилистический проект, в котором все три участника пели и самозабвенно смешивали всевозможные стили, от вокального джаза в стиле предвоенного свинга до европейской симфонической классики и британского мюзик-холла.
ВИДЕО: Alice Babs & the Swe-Danes
httpv://www.youtube.com/watch?v=csRUYiZvB70
«Шве-Датчане» много гастролировали по Европе, особенно в Скандинавии, пользуясь тем, что скандинавские языки — шведский, норвежский и датский — достаточно сильно взаимопроникают и в принципе понятны жителям этих стран без перевода. Многие номера Swe-Danes даже трудно назвать чисто музыкальными пьесами: скорее, это эстрадные скетчи с изрядной долей музыкальной эксцентрики — узнаваемые для русскоязычной публики по аналогии, например, с эксцентрикой «Теа-джаза» Леонида Утёсова.
ВИДЕО: Swe-Danes «Variation på Svensk Snapsvisa & Side by Side», 1959
httpv://www.youtube.com/watch?v=AoMmneckNoY

«Я играл в эстрадных ревю больше двадцати лет, — вспоминал Асмунссен в поздние годы. — Типичная концертная аудитория включала не более десяти процентов джаз-фэнов. И мне нужно было стать своим и для остальных тоже». Богатая традиция европейской музыкальной клоунады, временами чрезвычайно отвязной, вообще была родной стихией для Асмунссена: вот, например, характерный для его собственного ансамбля Svend Asmussen and His Unmelancholy Danes (по смыслу — «Свенн Асмунсен и его горячие [буквально — «неунылые»] датские парни») кабареточно-юмористический номер «Shut Up — Behave Yourself!» («Заткнитесь и ведите себя прилично!»), снятый датским телевидением в конце 1950-х.
ВИДЕО: Svend Asmussen «Shut up — Behave Yourself!»
httpv://www.youtube.com/watch?v=fJxVdQXES88

Тем не менее, в истории музыки Асмунссен остался прежде всего как выдающийся джазовый скрипач, записавший ряд чудесных джазовых альбомов и сочинивший несколько тем, вошедших в золотой фонд раннего европейского джаза.
СЛУШАЕМ: Svend Asmussen «June Night»
httpv://www.youtube.com/watch?v=47YPbF87tLg

В середине 60-х его роль как одного из ведущих джазовых скрипачей была закреплена участием в записи двух совместных альбомов с самыми известными коллегами: «Two of a Kind» (1965) со Стефаном Граппелли и «The Violin Summit» (1966) с Граппелли, Стаффом Смитом и молодым Жан-Люком Понти, впоследствии ставшим одним из самых известных скрипачей джаз-рока и фьюжн. В более поздние десятилетия Асмунссен выступал уже как один из патриархов и легенд европейской джазовой сцены — и выступал необыкновенно долго, около восьми десятилетий: последнее его публичное выступление состоялось в 2010 году, когда ему было уже 94 года (заметим, всего через пять лет после того, как он… женился во второй раз в жизни — когда ушла из жизни его первая супруга и мать его троих детей, Аннегрете Томассен). В 2010-м скрипач пережил инсульт, в результате которого у него стала плохо двигаться правая рука, и играть на скрипке он уже не мог.

Copenhagen Jazz Festival, 2006. Photo © Keld Navntoft
Copenhagen Jazz Festival, 2006. Photo © Keld Navntoft

Один из сыновей скрипача, Клаус Асмуссен — именно он сообщил вчера о его смерти — тоже стал музыкантом: много лет он играл на гитаре в датской поп-группе Shu-Bi-Dua.



реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя