Новая питерская площадка White Night Music Joint заявила о себе концертом «Звёзды петербургского джаза»

1
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
Наталья Кравченко (фото, видео)
CM

6 октября в Санкт-Петербурге состоялся концерт «Звёзды петербургского джаза», который был призван заявить широкой публике об открытии новой джазовой площадки в северной столице России. Джазовый ресторан White Night Music Joint работает с весны 2017 г., но заявить о себе «граду и миру» его команда решила только в начале октября, когда устоялось расписание, принципы работы, круг постоянно выступающих музыкантов, определилась артистическая политика и направление, а заодно появилось и неформальное русифицированное название заведения — джаз-клуб «Белая ночь».

Контрабасист Вадим Михайлов, н.а. РФ Давид Голощёкин и арт-директор White Night Music Joint Гасан Багиров
Контрабасист Вадим Михайлов, н.а. РФ Давид Голощёкин и арт-директор White Night Music Joint Гасан Багиров

White Night Music Joint находится в левом крыле бывшего Лениздата — советского индустриального здания, встроенного в историческую застройку петербургского центра на набережной Фонтанки, прямо рядом с легендарным БДТ, Большим драматическим театром, одним из центров ленинградской и санкт-петербургской культурной жизни. В общем, это отличное место для джазовой площадки.

Месторасположение White Night Music Joint на набережной Фонтанки
Месторасположение White Night Music Joint на набережной Фонтанки

Вечер открыл арт-директор «Белой ночи» — гитарист Гасан Багиров (см. ранее в «Полном Джазе 2.0» от 19 июня 2017: Петербургский гитарист Гасан Багиров: юбилейное интервью для «Джаз.Ру»). В обращении к собравшейся аудитории, плотно заполнившей оба зала, Гасан пожелал всем хорошей музыки на новом месте.

Гасан Багиров
Гасан Багиров

И это было не единственное его обращение в тот вечер: у Гасана нашлось что рассказать и читателям/ слушателям/ зрителям «Джаз.Ру» — он дал главному редактору нашего издания Кириллу Мошкову небольшое видеоинтервью.
ВИДЕО: интервью арт-директора White Night Music Joint Гасана Багирова
httpv://www.youtube.com/watch?v=c2jIKJEsEWc
Собственно концерт «Звёзды петербургского джаза» состоял из четырёх сетов, которые отыграли коллективы, так или иначе связанные с Санкт-петербургской филармонией джазовой музыки. Впрочем, это не удивительно: Гасан Багиров и сам — солист Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки. А лидер первого ансамбля, выступавшего в тот вечер, буквально вырос в Филармонии. Публика привыкла думать о нём как о кларнетисте; именно на кларнете Константин Хазанович блистал ещё совсем юным музыкантом в джаз-бэнде тромбониста Алексея Канунникова (1932-2014)  и в «Ленинградском диксиленде», именно по кларнету окончил школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории и Ростокскую консерваторию в Германии. Но теперь 30-летний музыкант — не кларнетист, а пианист, и в своём новом ансамбле играет только на фортепиано. И преимущественно — авторскую музыку.

Ансамбль Константина Хазановича
Ансамбль Константина Хазановича

Хазанович — артист, что называется, с позицией: изменения в его творческом лице происходят не спонтанно, они отражают его личную и художественную эволюцию, которую он не стесняется не только представлять в авторском музыкальном материале, но и вполне внятно вербализовать в общении с публикой. Он не просто намекает на свои взгляды — он их декларирует. Запомнилось его представление пьесы «Питерский ноктюрн», в музыкальном материале которой во весь рост встало классическое музыкальное наследие русской культуры во главе с самим П.И. Чайковским. Константин считает, что «Петербург из культурной превратился в алкогольную столицу», что потребление алкоголя, в частности, стало чрезмерно важной частью петербургской джазовой жизни (видимо, это нужно расценивать как критику в адрес одного чрезвычайно известного бара, сделавшегося в последние годы средоточием мэйнстримовых джемов северной столицы). Ему хочется противопоставить алкогольному угару высокую музыкальную культуру. Рассматривая его выступление в целом, нельзя не признать, что это стремление прочитывается вполне отчётливо. Авторские пьесы Хазановича — «Бибоп одной ноты», «Looking For You» и др. — отражают рост молодого автора, выдвижение его в ряды музыкантов-лидеров, а не только сильных инструменталистов-исполнителей. Да, в Петербурге, судя по всему, не так легко продвигать собственное творчество: доминирование джемовой сцены закономерно ведёт к доминированию и возведению в культ исполнения стандартного репертуара, причём, по ленинградской ещё традиции, в наиболее консервативном «изводе», когда буквальное воспроизведение канонов исполнительства, сложившихся в США 60-70 лет назад, оказывается важнее и собственного лица, и собственного слова в джазовом искусстве. Но, хотя из четырёх сетов «Звёзд петербургского джаза» только в одном — первом, у Константина Хазановича — была представлена исключительно авторская музыка, нельзя не отметить, что она всё же была представлена, и произошло это именно в White Night Music Joint, он же джаз-клуб «Белая ночь».
ВИДЕО: ансамбль пианиста Константина Хазановича играет его авторскую пьесу «Montenegro» на концерте «Звёзды петербургского джаза» в White Night Music Joint. Дмитрий Попов (саксофон), Михаил Фоминых (бас), Андрей Иванов (ударные).
httpv://www.youtube.com/watch?v=nxkGcetiw-U

Когда-то (да что там, совсем недавно — года три назад) Хазанович выступал и в том ансамбле, которому доверили в концерте «Звёзды петербургского джаза» второе отделение. Но с тех пор джаз-бэнд Фёдора Кувайцева значительно изменил состав — оставшись, впрочем, всё тем же по-молодёжному задорным диксилендом, как будто выпрыгнувшим прямиком из 1960-х, когда советские джазисты-любители массово открывали для себя несложную, яркую и задорную музыку раннего джаза — на самом деле переживавшего к тому времени уже третью, после оригинальных записей 1920-х и «ривайвла» («возрождения») 1940-х, волну популярности на мировой сцене. Оно, впрочем, и неудивительно. Лидер ансамбля, кларнетист Фёдор Кувайцев — джазмен во втором поколении: его отец, саксофонист Олег Кувайцев — заслуженный артист РФ, нынешний руководитель «Ленинградского диксиленда», в который пришёл играть в 1981 г., через 33 года после основания старейшего джаз-ансамбля ленинградской сцены. Фёдор и сам участвует в нынешнем составе «ЛД», а в собственном бэнде продолжает ту же традицию: классический репертуар, корнями уходящий в ранний, нью-орлеанский период истории джаза и исполняемый в весьма строгих стилистических рамках. «St. Louis Blues», «Royal Garden Blues» и т. п. звучат, тем не менее, не музейно, не «аутентично», а через призму восприятия если уж не двадцать первого столетия, то, во всяком случае, 1960-70-х — эпохи, когда по всей стране в осовремененном, приспособленном к восприятию нынешнего слушателя стиле задорно играли буквально сотни диксилендов с практически одинаковым традиционным репертуаром.

Фёдор Кувайцев
Фёдор Кувайцев

Интересно, что в составе джаз-бэнда Фёдора Кувайцева на сцене был пианист Дмитрий Братухин, который общероссийской аудитории известен скорее как музыкант авангардного джаза. Перемолвившись с Дмитрием парой слов после выступления, ваш корреспондент услышал от музыканта, что он воспринимает участие в ансамбле традиционного джаза как определённый артистический вызов. Ведь импровизация в узких стилистических рамках, свойственных раннему джазу, требует от пианиста весьма глубокого знания гармонии, исторических импровизационных техник (прежде всего диатонической импровизации) и понимания стиля. Успешно сочетать эти три требования, считает Дмитрий Братухин, зачастую оказывается едва ли не более сложно, чем играть свободную или ладовую импровизацию в современных стилях — и музыкант может найти тут для себя значительный творческий интерес.

Джаз-бэнд Фёдора Кувайцева
Джаз-бэнд Фёдора Кувайцева

Современный джазовый мэйнстрим в программе «Звёзд петербургского джаза» представил квартет, во главе которого стоит один из сильнейших петербургских саксофонистов нового поколения — 34-летний тенорист Кирилл Бубякин, который также возглавляет в Филармонии джазовой музыки её биг-бэнд, существующий уже почти восемь лет — Jazz Philharmonic Orchestra.

Квартет Кирилла Бубякина
Квартет Кирилла Бубякина

За клавишными инструментами в этот вечер был многообещающий молодой пианист Михаил Марышев. Родом из крымской Керчи, джаз этот юноша играет только четыре года (хотя окончил музыкальную десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории — но по академической специализации). Впрочем, он уже успел стать лауреатом джазового конкурса «Осенний марафон» и дебютировать в Филармонии джазовой музыки под патронажем её главы, прославленного питерского джазмена Давида Голощёкина. В ансамбле Бубякина он показал себя компетентным и перспективным ансамблистом и небезынтересным импровизатором. Надёжная ритм-секция (басист Вадим Михайлов и барабанщик Андрей Иванов) создала подвижное, живое основание виртуозным соло лидера квартета на хрестоматийные джемовые темы джазового студенческого «фейкбука» (то есть тетрадки с темами джазовых стандартов, какую имеет практически каждый джазовый профессионал, которому часто приходится играть много стандартов в условиях отсутствия времени на репетиции).

Квартет Кирилла Бубякина
Квартет Кирилла Бубякина

Прозвучали «On Green Dolphin Street», «Moment’s Notice» — то есть заведомо узнаваемые темы, которые в то же время предоставляют солисту значительный простор в импровизации. Импровизационный язык Бубякина-солиста достаточно консервативен — что, как кажется со стороны, вообще норма в Питере, где к расширению импровизационного словаря и палитры выразительных средств многие относятся с недоверием; но в рамках этой «неоконсервативной» стилистики его язык развит блестяще.

Давид Семёнович Голощёкин обращается к аудитории
Давид Семёнович Голощёкин обращается к аудитории

А завершал вечер петербургский суперстар — человек, который для широкой публики олицетворяет само понятие о питерской джазовой сцене. Народный артист России Давид Голощёкин — не только солист-мультиинструменталист (флюгельгорн, скрипка, а в других случаях также и вибрафон, и фортепиано, и электроорган, и тенор-саксофон, и даже контрабас и ударные). Он также и идеолог, и лидер, и, что немаловажно — уже более четверти века возглавляет Санкт-Петербургскую филармонию джазовой музыки, эту цитадель здорового, как бык, петербургского джазового консерватизма. И не просто возглавляет, но и постоянно выступает на её сценах — то как руководитель собственного ансамбля, то как специальный гость тех или иных коллективов — минимум раз в неделю, а то и чаще.

Давид Голощёкин и Гасан Багиров
Давид Голощёкин и Гасан Багиров

В общем, мнение Давида Семёновича по поводу открытия новой джазовой точки в Санкт-Петербурге нам обязательно нужно было узнать — и, как обычно, мнение Голощёкина было выражено в афористически точной, лаконически сжатой (вернее, полусжатой!) и стратегически выстроенной форме, так что мы с удовольствием представляем его читателям «Джаз.Ру» в формате небольшого видеоинтервью.
ВИДЕО: Давид Голощёкин о White Night Music Joint
httpv://www.youtube.com/watch?v=soAnmU2v0wc

В своём выступлении Давид Семёнович сосредоточился на любимых стандартах, хотя в начале выступления сыграл собственную авторскую пьесу — «Взгляд пантеры» с вышедшего ранее в текущем году на виниле альбома «Сиреневый час» (не путать с выпущенным ещё в 1994 г. на компакт-диске практически одноимённым «Lilac Hour» — там совсем другие треки и состав).

Ансамбль Давида Голощёкина
Ансамбль Давида Голощёкина

В части стандартного репертуара («So Many Stars», «Fly Me To The Moon», «Caravan») к ансамблю Голощёкина (Гасан Багиров — гитара, Николай Сизов — клавишные, Вадим Михайлов — контрабас, Виктор Щербин — барабаны) присоединилась молодая вокалистка Юлия Касьян. Публика любит вокал, и выступления вокалисток традиционно украшают выступления многих проектов Голощёкина. Можно надеяться, что через какое-то время исполнительский уровень молодой певицы окончательно подтянется до тех эстетических задач, которые ставит перед ней именитый бэндлидер.

Юлия Касьян, Давид Голощёкин
Юлия Касьян, Давид Голощёкин

И, конечно, Давид Семёнович не мог не сыграть свою пьесу-талисман, которую играет, кажется, практически на любом своём выступлении уже почти полстолетия — «Stardust», написанную Хоуги Кармайклом ровно 90 лет назад, в 1927 г., и с тех пор записанную самыми разными артистами более 1500 раз. Страшно даже подумать, сколько раз в жизни её играл Голощёкин — но всё равно каждый раз он находит для неё новые эмоции и играет её так проникновенно и живо, как будто после бесконечно долгого перерыва возвращается к давно забытой мелодии из детства.
ВИДЕО: Давид Голощёкин «Stardust»
httpv://www.youtube.com/watch?v=aqv4shln4_M
А днём 7 октября в «Белой ночи» состоялось открытие музыкального проекта «Детский джем-сейшн», который совместно с этой площадкой представляет Детская школа искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры.

«Детский джем-сейшн»
«Детский джем-сейшн»

Юных музыкантов приветствовали известный певец и актёр Максим Леонидов и продюсер Национального оперного центра Ринат Дулмаганов. На открытии выступили ученики ДШИ СПбГИК, педагоги и студенты кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства института. Автор этого проекта, директор ДШИ СПбГИК пианистка Марина Рыбакова, пояснила нам, что «Детский джем-сейшн» даёт возможность детям — будущим вокалистам и инструменталистам — «почувствовать себя настоящими музыкантами и после прохождения отборочного тура выступать с профессиональными музыкантами».

«Детский джем-сейшн»
«Детский джем-сейшн»

Отборочные туры проекта будут идти по воскресеньям с октября 2017 по май 2018, и лучшие юные музыканты получат возможность выступить на международном детском фестивале, который состоится в Санкт-Петербурге будущим летом. Заявки на участие детей-музыкантов в «Детском джем-сейшне» принимаются в течение всего сезона (см. подробности в более раннем материале «Джаз.Ру»).

«Детский джем-сейшн»
«Детский джем-сейшн»

«Джаз.Ру» безусловно одобряет выход на оперативный простор ещё одной джазовой площадки на второй по объёму (после Москвы) джазовой сцене в России — сцене Санкт-Петербурга. Регулярная джазовая жизнь в Ленинграде началась ровно 90 лет назад, в 1927 г., и не прекращалась даже в страшные месяцы гитлеровской блокады — только сменила вектор: джазовые музыканты играли тогда для сражающихся войск. Ленинград во многом был впереди Москвы в области джаза и до войны, и после окончания печального «периода разгибания саксофонов» рубежа 1940-50-х гг.; и если в последние три десятилетия экономические условия заставили множество питерских джазменов покинуть город — кто в поисках более широкой аудитории и более приемлемых условий работы уехал в столицу, а кто и за границу — то оставшиеся сделали всё для того, чтобы джазовая сцена Петербурга продолжала развиваться и пополняться музыкантами новых поколений. Джаз исторически находится на перекрёстках культур и разных сфер бытования; это музыка клубная настолько же, насколько и концертная, джаз звучит и в филармонических залах, и на клубной сцене. Обе этих составляющих необходимы для гармоничного развития региональной джазовой сцены — и тот факт, что в Санкт-Петербурге теперь функционирует ещё одна крупная, хорошо устроенная клубная джазовая площадка и у музыкантов есть ещё одно место для выступлений перед заинтересованной и неравнодушной публикой, мы, как старейшее российское джазовое издание, приветствуем от всей души.

White Night Music Joint
White Night Music Joint




реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяК 100-летию со дня рождения трубача Диззи Гиллеспи: три подкаста про Диззи
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру»: саксофонист-новатор Дерек Браун вновь отправляется в тур по России
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Great article Cyril, wonderful to see you and David looking good ! Brought back tons of memories of beautiful «Peter» and the cats there. Big hug to you and best of luck to the new «Joint» :)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя