Рецензии «Джаз.Ру». Трио «Второе приближение»: «Rezi Vár», 2017

0
Рецензии

3 ноября на лейбле Fancymusic вышел новый, одиннадцатый по счёту альбом московского новоджазового трио «Второе Приближение»«Rezi Vár». Альбом выпущен на CD, а также в цифровых форматах FLAC и MP3 320, и доступен также к приобретению в цифровых сетях iTunes, Google Play и Bandcamp (ссылки см. в конце этого текста).

«Второе приближение»: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин
«Второе приближение»: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин

«Второе приближение» — это композитор и лидер коллектива Андрей Разин (фортепиано, перкуссия), Татьяна Комова (вокал, перкуссия) и Игорь Иванушкин (контрабас). Музыканты вместе с 1998 года, выступали в концертах и на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Норвегии, Израиле и Китайской Народной Республике. Новый альбом был создан в не совсем обычных для этого коллектива условиях. Это студийная запись, но сделанная вживую, в режиме концертного выступления. Трио «Второе Приближение» меняется, оставаясь верным концепции создания цельного произведения на основе импровизационного синтеза разных музыкальных культур. Неизменной остается и свобода выражения, которая в новой работе ощущается особенно выпукло.

Лидер трио Андрей Разин пишет в статье для буклета альбома:

Живописный венгерский посёлок Рези, раскинувшийся на холмах неподалеку от озера Балатон — одно из любимых мест нашего трио, которое уже не один десяток лет путешествует и гастролирует по свету. Здесь мы сбрасываем с себя напряжение большого города, убегая от суеты, репетируем, обсуждаем новые идеи и проекты.

Композиции нового альбома во многом вдохновлены обаянием местных пейзажей, ландшафтов, над которыми царит таинственная крепость Рези Вар, много повидавшая за свою 800-летнюю историю. […]

Слушатель не ощутит в музыке альбома «Rezi Vár» типичных венгерских интонаций, да мы и не собирались играть нечто эдакое, «мадьярское». Для нас важно, что дух этой музыки несомненно рождён одухотворённым местом.

Презентация альбома состоится 15 ноября в Клубе Алексея Козлова (подробности, билеты).

Обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново предлагает читателям свою рецензию на только что вышедший альбом.


The Second Approach Trio — «Rezi Vár»
2017, FancyMusic
Andrei Razin (p, perc), Tatiana Komova (vo, perc, vi), Igor Ivanushkin (b)

*****

CD COVER

В последнее время московское трио «Второе приближение» не перестаёт удивлять, хотя, зная разносторонность этого ансамбля, удивиться должно быть трудно. В 2015 году трио представило альбом «A Day For Dave» с неожиданными и по форме, и по характеру, и по звучанию интерпретациями произведений Дейва Брубека. Постоянные слушатели трио привыкли к ярким эскападам, каскаду приёмов и музыкальных острот, галопу со стремительными переходами от техники к технике, от ассоциации к ассоциации, от псевдоцитаты к псевдоцитате. «Брубековская» же программа предстала как деликатный и вместе с тем глубокий и прочувствованный анализ чужого наследия. И одновременно как своего рода интеллектуальная игра в прятки: интересно было найти знакомые с давних пор темы великого пианиста, существенно видоизменённые и переосмысленные его коллегой Андреем Разиным вместе с певицей Татьяной Комовой и контрабасистом Игорем Иванушкиным.

И вот теперь в программе трио — Венгрия. Но наполнение совсем не то, какое можно было бы предположить, зная лишь тему и видя названия пьес. Никаких фольклорных мотивов и, кажется, даже никакого Бартока — и это при том, что и самые разные фольклорные (и псевдофольклорные) мотивы, и даже Барток участниками трио любимы и ранее охотно использовались.

«Второе приближение» рисует Венгрию, точнее — свои ощущения от Венгрии, но без использования стереотипов, не двигаясь по самому очевидному, напрашивающемуся пути. Поводом для записи диска стало многолетнее знакомство музыкантов с этой страной. Название альбом получил от замка XIII века, развалины которого находятся возле одноимённой деревни, где музыканты частенько бывают. Вальс, четвёртый номер диска, назван не столько в честь известного венгерского поэта (и революционера) Шандора Петёфи, сколько в честь улицы его имени в той же деревне Рези. «Betyár Csárda» («Чарда разбойников») в первой пьесе — любимый ресторан музыкантов. «Naplemente» в последней — закат. Наконец, название «Paprika Blues», по признанию музыкантов, возникло отчасти потому, что без слова «паприка» альбом просто не мог обойтись — нельзя было не отразить любовь местного населения к перцу!

Сравнение музыки с кулинарией — приём заезженный и не самый честный. Однако трудно удержаться от разговора об этом самом пресловутом перце. Хочется отметить, что на альбоме довольно много не очень обычной для музыки трио резкости, острых углов, даже агрессии. В наибольшей степени это проявляется в пении Татьяны Комовой — временами, особенно в первой пьесе, она использует экстремальные приёмы, существенно разнообразит голосовую палитру, рвётся вперёд. Певица сама признаётся, что на «Rezi Vár» её доля участия больше, чем на предыдущих альбомах. В этом свете следует отметить также второй номер, «Fairy Tale», где Комова рассказывает историю на неизвестном языке.

Наверное, нет нужды говорить, что в творчестве трио во все времена импровизация соседствовала с сочинённым заранее материалом. Однако в предыдущих программах композиторский замысел Андрея Разина был более определённым и строгим, Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин импровизировали в заданных пределах. Здесь же, по словам Разина, «мы все были в другом состоянии», а «фиксация материала по сравнению с предыдущими нашими работами минимальна». Пьесы не были подробным образом выписаны, трио позволило себе уклон в сторону свободной импровизации. Хотя и не отказавшись полностью от общего образа, намеченной ранее структуры. «Я всё равно никогда, что в студии, что на репетиции, не смогу играть «как пойдёт». У меня всегда работает какой-то центр, я не могу уйти от того, чтобы следить за формой. Это, думаю, происходит подсознательно», — говорит Разин.

Таким образом, стремясь передать собственные впечатления от страны, природы, культуры, с которыми им посчастливилось познакомиться, музыканты при создании материала оказались в несколько более равном положении, чем обычно. «Наше [с Игорем Иванушкиным] участие оказалось более объёмным», — отмечает Татьяна. Кстати, на «Rezi Vár» певица использует не только перкуссию (без неё в трио вообще редко обходятся), но и скрипку, будучи струнницей по первому образованию (попробуйте расслышать инструмент в «Naplemente»!).

На альбоме всего пять номеров, и длится он меньше сорока минут, при том что, по признанию музыкантов, в этот раз они записали в студии несколько часов материала. Некоторое время участники трио спорили, включать ли в окончательный вариант диска ещё одну композицию — и в конце концов отказались от неё ради цельности программы в связи с тем, что, в отличие от остальных, эта пьеса как раз имела тот самый «фольклорный» характер (fake folk, по выражению Разина), от которого трио сознательно отошло. Возможно, ей найдётся место в одной из следующих программ.

Альбом на сайте лейбла: предпрослушивание одного трека, приобретение физической копии или цифровых форматов
iTunesGoogle PlayBandcamp




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.