Юбилей. Легенда советского джаза — пианист Вадим Сакун: к 80-летию

2
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Георгий Искендеров (Москва), Гдалий Левин (Цфат, Израиль), Михаил Кулль (Иехуд, Израиль), Валерий Коннов (Москва)
фото: Игорь Высоцкий (Нью-Йорк), Михаил Кулль (Иехуд, Израиль)
NA

23 декабря отметил 80-летний юбилей легендарный отечественный джазовый пианист Вадим Сакун.

К сожалению, в кратком энциклопедическом справочнике «Джаз в России» нет упоминания о юбиляре, поэтому начнём по порядку.

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Вадим Павлович Сакун родился 23 декабря 1937 года в городе Запорожье Украинской ССР. Обучение в школе он начал в США, в Вашингтоне и Нью-Йорке (знак судьбы?), где его отец работал в годы войны по линии ленд-лиза. В 1955 г. он окончил московскую среднюю школу № 99, поступил на физфак МГУ и в 1961 г. получил диплом по специальности «физик-теоретик». По окончании МГУ работал в физических НИИ и ВУЗах Москвы. В 1968 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук.

Вадим Сакун в кафе «Молодёжное», 1964
Вадим Сакун в кафе «Молодёжное», 1964

Игре на фортепиано Вадим учился частным образом в период обучения в средней школе (с 5 по 10 класс) у педагога Елены Самойловны Гора.

Его карьера джазового пианиста пришлась на период с конца 50-х до середины 80-х годов прошлого века. Увлечению джазом способствовали радиопередачи Уиллиса Коновера, что было типичным практически для всех джазменов–шестидесятников в СССР. Сакуна захватило специфическое звукоизвлечение джазовых пианистов Эролла Гарнера, Дейва Брубека, Оскара Питерсона, их отличающаяся от академической музыки фразировка, сложные многоплановые ритмическая и гармоническая структуры, интонационный строй. Первое, что Вадим Сакун «снял» и сыграл от первой до последней ноты, была фортепианная партия пьесы Клиффорда Брауна «Daahoud» в исполнении трио пианиста Рэя Брайанта, записанная им с радиоэфира на ленточный магнитофон «Мелодия». Из радиоприёмника пьеса звучала в ми-бемоль мажоре, но магнитофон воспроизводил её на тон ниже. Так, в ре-бемоль мажоре, Сакун в дальнейшем её и играл.

Одарённый джазовый пианист-самоучка, физик Вадим Сакун обладал прекрасным чувством гармонии и вкусом, хорошей техникой игры. Вадим знал массу джазовых тем с самыми достоверными гармониями, а также стал автором множества собственных джазовых композиций и обработок. Его ярко выраженный «фирменный» фортепианный стиль — результат влияния звёздных пианистов американского джаза. Сакун был верен выбранной им стилистике пионеров бопа, наиболее близкой к манере Бада Пауэлла. Но не избежал повального в московской джазовой среде 60-х увлечения и подражания Биллу Эвансу.

Среди отечественных джазменов того времени было много талантливых молодых инженеров и учёных. С одного только физического факультета МГУ вышли тенор-саксофонист Алексей Зубов, барабанщик Валерий Буланов, пианист Вадим Сакун, контрабасист Леонид Шитов, впервые проявившие свою джазовую активность в университетском студенческом клубе.

Первое выступление Вадима на джазовом фестивале состоялось в эстонском городе Тарту в 1958 г. Это был квинтет, в котором играли флейтист Александр Ильин, барабанщик Валерий Буланов, трубач Николай Брызгунов и контрабасист Костин.

В 60-х Вадим Сакун сотрудничал со многими московскими музыкантами, регулярно выступая на фестивалях, в московских кафе, клубах. Он находился в центре самых значимых джазовых мероприятий страны.

Джем в кафе «Молодёжное», 1965
Джем в кафе «Молодёжное», 1965: с тромбоном сидит Константин Бахолдин, за роялем Вадим Сакун, с тенор-саксофоном Алексей Зубов, солирует Алексей Козлов, с контрабасом Андрей Егоров

В 1960 г. Вадим стал руководителем квинтета первого московского джаз-клуба в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, 14, в составе которого играли трубач Андрей Товмасян, флейтист Александр Ильин, контрабасист Андрей Егоров и барабанщик Валерий Буланов.

Вадим Сакун на джеме, начало 1960-х (справа стоит Герман Лукьянов)
Вадим Сакун на джеме, начало 1960-х (справа стоит Герман Лукьянов)

В 1961 г. квинтет Сакуна (гитарист Николай Громин, флейтист Александр Ильин, контрабасист Костин, барабанщик Валерий Буланов) выступил на Таллинском джазовом фестивале. В том же году Вадим вместе с Андреем Товмасяном организовали квартет Four с басистом Леонидом Шитовым и барабанщиком Валерием Булановым. Этот состав на концерте в Ленинграде впервые исполнил известные впоследствии пьесы Товмасяна «Обряд» и «Господин Великий Новгород».

LP COVERВ 1962 г. квартет Four (уже с контрабасистом Андреем Егоровым) с большим успехом выступил на первом московском джазовом фестивале «Джаз-62» в кафе «Молодёжное», после чего в усиленном лауреатами фестиваля составе был направлен на международный джазовый фестиваль Jazz Jamboree-62 в Варшаве. Это было первое выступление отечественных музыкантов на зарубежном джазовом фестивале. В Варшаве секстет Вадима Сакуна (Андрей Товмасян — труба, Алексей Козлов — баритон-саксофон, Николай Громин — гитара, Игорь Берукштис — контрабас, Валерий Буланов — ударные) получил тёплые отзывы джазовых критиков.
СЛУШАЕМ: «Fast and Food» (В. Сакун)
Фрагмент записи выступления секстета Вадима Сакуна на Jazz-Jamboree-62 в Варшаве
Вадим Сакун — ф-но, Андрей Товмасян — труба, Алексей Козлов — баритон-саксофон, Николай Громин — гитара, Игорь Берукштис — контрабас, Валерий Буланов — ударные.

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка 
На «Джаз-62» Сакун также выступил в трио с Андреем Егоровым — контрабас и Валерием Булановым — ударные.

На фестивале «Джаз-65» в гостинице «Юность» Вадим выступал в составе Квартета Алексея Козлова (Алексей Козлов — альт-саксофон, Вадим Сакун — ф-но, Андрей Егоров — контрабас и Валерий Буланов — ударные). В прозвучавшей программе квартета внимание публики привлекла живая пьеса на 5/4, якобы навеянная случившимся в том же году первым выходом в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Она была написана Сакуном и первоначально называлась тривиально: «Композиция на 5/4». Однако по предложению члена жюри фестиваля, куратора московского джазового движения от МГК ВЛКСМ Ростислава Винарова, пьеса получила более звучное название «Пять шагов в космос».
СЛУШАЕМ: Квартет Алексея Козлова — «Пять шагов в космос» (В. Сакун)

В 60-х в кафе «Молодёжное», что находилось на углу улиц Горького (теперь Тверская) и Юлиуса Фучика, работало несколько составов. В 1967-1968 годах одним из них, квинтетом, руководил Вадим Сакун. С ним играли саксофонист Игорь Высоцкий, трубач Валерий Пономарёв и, в разное время, басисты Андрей Егоров, Лев Забежинский, Юрий Маркин, барабанщики Владимир Васильков, Виктор Дорохин и Евгений Пырченков. Кроме того, Вадим руководил и квартетом, в котором на тенор-саксофоне играл Эдуард Утешев, на контрабасе — Лев Забежинский, а на барабанах — Борис Новиков.

А в 1966 г. «Квартет КМ» тенор-саксофониста Владимира Сермакашева (Вадим Сакун — ф-но, Андрей Егоров — контрабас, Владимир Аматуни — ударные) выступил на международном джазовом фестивале Prague-66 (Прага, Чехословакия). Там ему удалось помузицировать с иностранными джазменами — на джем-сешн в легендарный пражский джаз-клуб Reduta его пригласил пианист Ян Хаммер, тогда ещё молодой, подающий надежды чешский музыкант, а позже — известный американский джазмен.

В том же году Вадим Сакун с «Квартетом КМ» Владимира Сермакашева (в этот раз за барабанами был Валерий Буланов) участвовал в московском фестивале «Джаз-66».

На Московском фестивале «Джаз-67», проходившем в ДК МИИТа, интересно выступил Квинтет Вадима Сакуна в составе: Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Валерий Пономарёв — труба, Юрий Маркин — контрабас, Владимир Васильков — ударные.

В 1968 году Вадим — член квартета гитариста Николая Громина, одного из постоянных составов джазового кафе «Синяя птица». В квартете в разное время играли басисты Лев Забежинский, Иван Васенин и Владимир Миролюбов, а также барабанщики Евгений Пырченков и Валентин Погожев.
СЛУШАЕМ: «Stella By Starlight» — запись выступления квартета Николая Громина с Вадимом Сакуном в Московском физико-техническом институте, середина 1960-х (Иван Васенин — контрабас, Евгений Пырченков — ударные). Любительская запись из коллекции Михаила Сапожникова.

Квинтет Вадима Сакуна на фестивале «Джаз-68» в ДК Горбунова
Квинтет Вадима Сакуна на фестивале «Джаз-68» в ДК Горбунова

В этом же году Квинтет Вадима Сакуна (на ударных Виктор Дорохин) стал лауреатом Московского джазового фестиваля «Джаз-68» в ДК им. С.П. Горбунова. После исполнения квинтетом композиции на тему песни композитора Андрея Эшпая «Мы шагаем, шагаем» из кинофильма «Карьера Димы Горина» присутствовавший в зале автор в восторге воскликнул: «Вот ТАК надо играть советский джаз!»

Диплом лауреатов фестиваля «Джаз-68»
Диплом лауреатов фестиваля «Джаз-68»

До середины 80-х Вадим Сакун, востребованный и успешный джазовый пианист, был в гуще джазовых событий — он участвовал практически во всех джазовых мероприятиях Москвы и других городов, играл с лучшими джазменами страны. Но, хотя практически всё свободное от работы время Сакун проводил за фортепиано, он всё же оставался музыкантом любителем.

Страсть к джазу не смогла победить любовь к физике, и в середине 80-х, после ряда прекрасных выступлений в прославленном джаз-клубе Дома медицинских работников «Медики» (со-президентами которого были Виталий Клейнот и Олег Черняев), Вадим Павлович завершил карьеру публичного джазового пианиста, оставаясь верным своей профессии ученого-физика.

В настоящее время Вадим Сакун — на пенсии, проживает в Москве.

1998, Нью-Йорк: Игорь Высоцкий, Лев Забежинский, Вадим Сакун
1998, Нью-Йорк: Игорь Высоцкий, Лев Забежинский, Вадим Сакун

Составители этого текста и редакция «Джаз.Ру» поздравляют Вадима Павловича с юбилеем и от души желают крепкого здоровья и долголетия!




2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Приятно, что своим скромным участием в подготовке этого поздравления Вадима Сакуна с юбилеем я мог выразить свое самое уважительное отношение к замечательному музыканту, имя которого большими буквами вписано в историю нашего джаза в его самые интересные годы, годы второй половины прошлого века. Еще и еще раз поздравляю Вадима!

  2. Хочется найти самые добрые и душевные слова для Вадима, которому бог дал такой весомый юбилей -- чтобы окружающий мир сохранял для него как можно дольше свои яркие краски и всплески радости. Именно такими эмоциональными красками и совершенством была полна его музыка, когда мы познакомились с ней на Московских фестивалях второй половины 60-х. В 1968г мы в Ярославле делали первые робкие шаги в мир джаза и когда однажды, не надеясь на успех, попросили Вадима приехать в Ярославль и сыграть с нами в джазовом концерте, то неожиданно и просто он согласился. На концертные площадки джаз тогда не пускали и концерт с большим успехом состоялся в конференц-зале областной библиотеки. Для Ярославля это было заметным событием, а для нашего квартета – большой удачей и незабываемой школой, особенно для нашего пианиста В.Майнугина. Мы услышали тогда как много вмещает джаз, если его играть правильно и эмоционально. Знакомство с ярким талантом Вадима Сакуна нам очень помогло в наших поисках.
    Спасибо тебе Вадим и пожелание благополучия во всем!

Добавить комментарий для Кулль Михаил Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.