Пианист Вадим Сакун (1937-2021). Памяти музыканта

2
Вадим Сакун (фото © Михаил Кулль, 1966)
Вадим Сакун (фото © Михаил Кулль, 1966)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

В Москве на 85 году ушёл из жизни пианист Вадим Сакун, один из самых ярких музыкантов советской джазовой сцены 1960-х, важнейший представитель так называемого «поколения физиков» — периода, когда на джазовую сцену пришло множество студентов научных и инженерных специальностей, обучавшихся музыке самостоятельно, иногда вообще по слуху. Таким был и выпускник физического факультета МГУ им. Ломоносова по специальности «теоретическая физика» Вадим Сакун, впоследствии кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории теоретической химической физики Федерального исследовательского центра химической физики им. Семёнова (бывший ИХФ АН СССР). Он появился на московской джазовой сцене как пианист-любитель в конце 1950-х годов и продолжал выступления до середины 1980-х, когда наука окончательно победила, и Вадим Павлович сосредоточился на работе в ИХФ.

Вадим Сакун в 2007 г. (фото © Павел Корбут)
Вадим Сакун в 2007 г. (фото © Павел Корбут)

Обстоятельства смерти Вадима Сакуна пока не ясны. Как сообщил друзьям его давний соратник, контрабасист (и бывший однокашник по физфаку МГУ) Леонид Шитов, Сакун перестал откликаться на телефонные звонки 26 или 27 июня. Вечером 2 июля его квартиру, по заявлению родственников, вскрыли сотрудники МЧС и обнаружили его мёртвым.

Вадим Сакун в кафе «Молодёжное», 1964
Вадим Сакун в кафе «Молодёжное», 1964

В историю советского джаза Сакун вошел прежде всего благодаря выступлению на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве в 1962 году. Это было первое выступление советского джазового ансамбля за пределами СССР, и оно было записано и выпущено на пластинке, став первой опубликованной на виниле записью современного советского джаза в исполнении музыкантов нового, послевоенного поколения. Ансамбль, выступивший в Варшаве, официально назывался «Секстет Вадима Сакуна» — видимо, потому, что 24-летний аспирант физфака МГУ Сакун казался отправившему музыкантов в Польшу комсомольскому начальству самым положительным в составе, наскоро сложенном из квартета Four (лидерство в котором впоследствии оспаривал у Сакуна трубач Андрей Товмасян, в 1962 году 19-летний) и двух участников другого ансамбля-лауреата Первого московского джаз-фестиваля «Джаз-62» — баритон-саксофониста Алексея Козлова и гитариста Николая Громина. Ансамбль ни разу до Варшавы не играл вместе, тем более что и контрабасиста Леонида Шитова по «анкетным» соображениям в последний момент заменили на Игоря Берукштиса. Порепетировать удалось только в купе поезда Москва-Варшава, и это, в общем, слышно на записи, но сам факт наличия в советской столице молодых музыкантов, компетентно игравших модерн-джаз, так удивил слушателей, что польская, европейская и даже американская критика приняла выступление «Секстета Вадима Сакуна» весьма тепло.
СЛУШАЕМ: Квинтет Вадима Сакуна «Fast & Food», Варшава, 1962
На видеохостинге ошибка в названии композиции. Правильный вариант — именно «Fast & Food», основанный на игре слов: в английском языке есть два слова-омонима, пишущихся fast. Одно означает «быстро», отсюда fast food — фаст-фуд, «быстрая еда». Второе fast — это «пост», в значении «воздержание от еды». Поэтому у Сакуна тема называется не «Fast Food», а именно «Fast & Food», «Пост и пища».

Записи различных составов с участием или под руководством Вадима Сакуна позднее выходили на целом ряде фестивальных сборников Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». Самыми известными из этих составов, вероятно, следует считать «КМ-квинтет» и «КМ-квартет», базировавшиеся в легендарном московском джаз-клубе — «Кафе Молодёжное». Выступление одного из составов квинтета (Вадим Сакун — ф-но, Валерий Пономарёв — труба, Юрий Маркин — контрабас, Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Виктор Дорохин — ударные) было снято Центральным телевидением, но так никогда и не показано; только в 2021 YouTube-канал «Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД» опубликовал фрагмент этой сьёмки.

Партнёр Сакуна по квартету Four и выступлению в Варшаве, трубач Андрей Товмасян, впоследствии писал о пианисте в своих «Воспоминаниях»:

Играл Сакун блестяще — гармонично и со вкусом, местами он напоминал Хораса Силвера. В 1961 году мы с ним вместе организовали квартет, играли и его вещи, и мои. […] Сакун — один из лучших джазовых пианистов, гармоничен, изобретателен, имеет большой вкус и чувство меры. Я очень люблю его.

А композитор Юрий Маркин, в 60-е выступавший некоторое время как контрабасист «КМ-квинтета», в своей мемуарной книге «Рассказы о джазе и не только…» отзывался о Сакуне так:

Выдающийся самоучка, физик Вадим Сакун, стал нашим новым Учителем. Знал он массу тем, гармонии которых никогда не вызывали сомнений. Не дружа с нотами, он всё запоминал на слух, а слух и память были у него отменными. Его фортепианный стиль вобрал в себя массу влияний (от Бобби Тимонса до Билла Эванса).

В 2017 году, когда Вадим Сакун отмечал 80-й день рождения, несколько наших постоянных авторов написали о нём обширный биографический очерк, который «Джаз.Ру» опубликовал со множеством аудиоиллюстраций. Интересующимся судьбой этого замечательного музыканта рекомендуем внимательно ознакомиться с этим очерком.
СЛУШАЕМ: квинтет Вадима Сакуна на московском фестивале «Джаз-67»
Вадим Сакун — ф-но, Валерий Пономарёв — труба, Юрий Маркин — контрабас, Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Владимир Васильков — ударные

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Мы с Вадимом играли в 90-х в кафе «Ивушка». Так после своего соло, я всегда подбегал к ф-но, чтобы посмотреть какие ноты играет Вадим. И меня завораживало то, с каким аскетизмом он строил свои фразы — три четыре ноты на 4-х такт и этого было достаточно!!!
    Невероятно как он мог, используя такой минимализм, строить потрясающие фразы. Но главное это то, что у него каким-то таинственным образом начинали звучать паузы, излучая какую-то невероятную мелодическую энергию. Это было просто чудо, которое приводило меня в восторг.
    У нас такой манерой не владел никто. Потом я услышал такую лапидарную игру у Ахмада Джамала, который повлиял на Девиса. Но это всё звучало на джазовой родине, а услышать такое в джазовой провинции, в Москве, было невероятно. Вечная тебе память великий Мастер.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя