Саксофонист Олег Киреев: специальное интервью перед «Юбилейным концертом»

0
Олег Киреев
Олег Киреев
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

16 ноября 2018 в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится концерт, которым саксофонист Олег Киреев отмечает своё 55-летие. Отсюда название: «Юбилейный концерт».

«Джаз.Ру» много писал о Кирееве. В 2017 г. мы объединили в одной публикации два его интервью прежних лет, в которых Олег рассказывал о своей истории и взглядах на творчество. Но к «Юбилейному концерту» назрела необходимость в новом интервью, и оно произошло. Музыкант отвечает на вопросы нашего автора Яны Дёминой.

реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Олег, мы с вами давно не беседовали, хочется узнать, что изменилось за последние годы, как сейчас организован ваш жизненный и творческий график.

— Я продолжаю много путешествовать, в первую очередь, со своими авторскими проектами, и сейчас мои маршруты — это Москва, другие города России, и, конечно же, зарубежные гастроли.

Совсем недавно я выступил в Будапеште с известным трио пианиста Питера Шарика, а сейчас уезжаю в двухнедельный тур. Сначала в Токио с четырьмя концертами, которые состоятся в известных джазовых местах. В Японии со мной будет играть американский пианист Деннис Ламберт, а ещё в составе трио лучшие американские и японские басисты и барабанщики.

После этой поездки состоится турне с четырьмя концертами в Пекин, где мои концерты пройдут впервые, один из них в университете.

Я всю жизнь также занимаюсь и продюсированием как самой музыки, так и музыкальных событий — концертов и фестивалей, в основном выступая как художественный руководитель этих проектов.

В следующем году произойдёт еще одно знаменательное событие: 30 лет исполняется моему детищу — этно-джазовому ансамблю из Уфы, «Орлан». Мы много путешествовали за эти годы; на какое-то время прекращали сотрудничество, а теперь стали официальным коллективом Башгосфилармонии. Представляем республику и страну со своими концертами и в России, и за рубежом.

Вы много времени проводите на Балканах, — повлияла ли эта культура на вас в музыкальном отношении? Завязалось ли сотрудничество с местными музыкантами? Как в целом оцениваете местную сцену и джазовую инфраструктуру?

— В моей жизни часто случались циклы, связанные с годами сотворчества, а порой и проживания в различных странах: в начале 90-х я жил и работал в Кракове, творческим итогом стала пластинка «Song for Sonny», записанная с ведущими польскими музыкантами — трио Йоахима Менцеля.

Годы, прожитые в Англии, тоже ознаменовались выходом пластинки — «Live in England».

Я несколько раз выступал на Балканах на фестивалях, и в 2016-м году очередные гастроли с моим этно-джаз бэндом «Орлан» на большом фестивале в Нише положили начало творческим контактам с балканскими музыкантами.
ВИДЕО: выступление на фестивале в городе Ниш

Экс-Югославия удивила достаточным количеством высококлассных музыкантов, в Белграде у меня уже состоялись несколько интересных концертов — в первую очередь хочу отметить наш концерт в престижном зале им. Илие Колараца под названием «Русский джаз в Белграде». В нём участвовали солисты биг-бэнда Радио и телевидения Сербии и специально прилетевший на этот концерт мой партнёр, пианист Евгений Гречищев. А весной прошлого года прошёл большой аншлаговый сербско-русский концерт с выдающимся балканским пианистом Василом Хаджимановым.
ВИДЕО: Васил Хаджиманов и Олег Киреев в Белграде, 2017


ДАЛЕЕ: продолжение интервью, ВИДЕО 

Олег Киреев. Фотосессия к Юбилейному концерту.
Олег Киреев. Фотосессия к Юбилейному концерту.

Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Томом Харреллом — это один из самых необычных представителей джазового сообщества, очень интересно ваше впечатление о нём. Как сложился состав, с которым вы записали альбом «The Meeting»? Что, на ваш взгляд, повлияло на то, что ваш альбом был так тепло встречен критиками и так долго продержался в Тор-25 американского джазового радиочарта?

— Для меня это удивительная история. Ещё в далеком 1990 году я впервые услышал Тома Харрелла на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве, в составе квинтета саксофониста Фила Вудcа. Я был очарован звуком флюгельгорна Тома и его манерой игры в стиле бибоп. Конечно, мне было трудно представить, что через много лет Том будет сидеть рядом в студии со мной и после первых минут репетиции произнесёт в мою сторону: «кул раунд, мэн», и, тем более, будет играть мою авторскую музыку!

Том Харрелл в жизни оказался скромным и обаятельным человеком — это характерная черта для многих настоящих звёзд.

Идея записать альбом с Томом принадлежит пианисту и продюсеру Киту Джаворсу. Конечно, участие Тома придало дополнительное мощное звучание пластинке и подогрело интерес к нашей работе. (Подробности см. в нашей публикации «Саксофонист Олег Киреев и пианист Кит Джаворс выпустили в США второй совместный альбом» от июня 2016. — Ред.)

Первый наш альбом, кстати, также был на многих американских радиостанциях и до сих пор в ротации, это альбом 2009-го года «Rhyme and Reason», где играли выдающиеся музыканты — Борис Козлов и Бен Уильямс на контрабасе, а на ударных на обоих альбомах играл И Джей Стрикланд (E. J. Strickland). Приятно, что иногда мне приходят сообщения из разных стран о том, что сейчас они слушают мой «Апрель» на американском радио.

Насколько я помню, вы бывали раньше в Японии. Чем, на ваш взгляд, тамошняя публика отличается от аудитории других стран?

— Я уже дважды побывал в Японии с концертами и должен заметить, что рассказы о высокообразованной японской аудитории — не преувеличение. В сердце Токио есть регулярные концерты в Blue Note, «дочке» американского клуба, а также большое количество других клубов с настоящим джазом — Pit Inn, Absolute Blue, B Flat и др. Есть несколько сильных американцев, живущих в Японии (в основном в связи с женитьбой на местных девушках), которые там же активно и работают.

Ну а в целом публика везде одинаковая — реагирует на эмоциональный посыл и мастерство исполнителя.

Олег Киреев
Олег Киреев

Пожалуй, каждый творческий человек проход через стадии развития, кризисы, переоценки. Есть ли какие-то изменения в вашем творческом подходе за последнее время? К чему вы приходите в год своего 55-летия? Отражаются ли на вашей музыке трансформации, которым подвергается современный мир?

— Безусловно, с годами начинаешь больше понимать, что есть настоящее искусство…

Оглядываясь на свое творчество, я рад, что благодаря рождению в Башкирии я впитал азиатскую культуру, а вместе с ней — и интерес к этно-музыке. В то же время в моей душе всегда была и есть любовь к американскому джазу в лучших его традициях, вплоть до современности.

Я рад, что в моём распоряжении есть такой широкий спектр музыки, и я остаюсь абсолютно не зашоренным в этом смысле музыкантом.

Ну и конечно же, взгляд на современную музыку у меня всегда постепенно меняется, в наше время важно быть «в тренде» того, чем образован слушатель. Я вижу, как на концертах сильно поменялась аудитория: почти ушла старая публика, понимавшая, что такое Дюк Эллингтон, Элла Фитцджералд и Чик Кориа (я имею в виду, в количественном отношении). В наше время всё становится универсальным, процветают трибьюты и музыка к фильмам. Это не хорошо и не плохо — просто так есть.

16 ноября у вас запланирован большой юбилейный концерт в Московском Международном Доме Музыки. Видимо, стоит ждать специальных гостей? Что особенного вы готовите своим слушателям?

— Я подготовил новую программу, которую покажу в рамках юбилейного концерта — там и продолжение этнической темы в сочетании с джазом, абсолютно новые прочтения башкирских народных мелодий, и авторская любовная лирика в джазовых стилях. Программа концерта состоит из двух частей — в одной из них отображён весь спектр моего творчества за долгие годы, а во второй представлены новые композиции — «Семь девушек», «Шиханы» и многое другое. Причем необычность этого концерта в том, что в нем собраны самые красивые мелодии, по типу калейдоскопа, принадлежащие к разным жанрам и направлениям джазовой музыки. Будет, конечно и ассоциативный видеоряд ко многим композициям. Так что зрителя ждет интересное путешествие!
ВИДЕО: информационный ролик к юбилейному концерту

БИЛЕТЫ НА ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ (700 ₽ – 1200 ₽)




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.