Джаз-фестивали 2018. Montreux Jazz Festival: изменения в конкурсе, новые имена и лучшие выступления

0
Montreux Jazz Festival
Montreux Jazz Festival
Соня Соколова
Фото: Lionel Flusin, Daniel Balmat,
Marc Ducrest,  Anne-Laure Lechat
SS

Швейцарский Montreux Jazz Festival, проходивший на берегах Женевского озера на протяжении двух недель июля, официально объявил итоги своей работы лишь в сентябре. Подведены итоги конкурса Montreux Jazz Talent Awards и названы его победители. Трое молодых исполнителей из Франции, Турции и США получили не только почетные титулы, но и право сыграть сольный концерт на 53-м по счёту MJF в 2019, а также подготовку в Montreux Jazz Academy, которая предполагает полный курс занятий под руководством мэтров.

Montreux Jazz Festival
Montreux Jazz Festival

Француз Ойде (Højde), турецкий гитарист Айлендмэн (Islandman) и американский автор-исполнитель Джален Нгонда (Jalen N’Gonda) — жанровое разнообразие этих музыкантов чрезвычайно велико, и не всегда выбор жюри очевиден.

Ойде пишет довольно простую «атмосферную» музыку, которую роднит с джазом только её импровизационная основа; манеру игры он унаследовал от электронщиков Нильса Фрамма и Брайана Ино. Он комбинирует акустический рояль с синтезатором и кучей саунд-эффектов прямо в ходе концерта. Толга Боюк (Tolga Boyuk) создал персонажа Islandman для того, чтобы исполнять прихотливую версию world music — более роковую, нежели джазовую. Ближе всех к джазу оказался крунер Нгонда, «сам себе звезда» родом из Замбии: он активно метит в звёзды нео-соул. Его исполнение базируется на великолепном знании традиций госпел и виртузной мелизматике. В 60-х этого парня с его потрясающим тенором, переходящим в рыдающий фальцет, уж точно носили бы на руках.

Уже при оглашении новых условий конкурсов стало ясно, что победителей будут выбирать не из числа «классических» джазменов с их бесконечными версиями стандартов, а преимущественно из числа самостоятельных композиторов и «сонграйтеров» (авторов-исполнителей песен). Такую смену курса организаторы объяснили просто: они хотят больше поддерживать именно авторов, помогая им раскрывать свои таланты во всей полноте. Но не очень понятно, почему именно эти артисты привлекли внимание высокого жюри — аналогичных проектов довольно много, никто из тройки победителей ничего принципиально нового в Монтрё не продемонстрировал. А большинство участников, выступавших в ходе конкурса, показало, что уход от исполнения стандартов не защищает от вторичности творчества новой генерации авторов. Хотя сделать выбор между ними было ой как непросто: в Монтрё за эти две недели играли, что бог на душу положит — от дикого фанка с оглушительными духовыми до битбокса со скэтом и медитативного эмбиента.

Højde
Højde

Председателями трёх комиссий Montreux Jazz Competitions (вокал, гитара и фортепиано) в этом году были хип-хопер Алоэ Блэк (Aloe Blacc), франко-американский этно-фьюжн басист и вокалист родом из Африки Ришар Бона (Richard Bona), американский басист Деррик Ходж (Derrick Hodge) и норвежский клавишник-экспериментатор Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft) — им предстоит заниматься с финалистами в «Академии Монтрё» этой весной.

House of Jazz
House of Jazz

В то время, как конкурсные сцены начали впускать на свои сцены новые жанры, сам фестиваль решил наконец-то укрепить свои позиции в титульной стилистике. На протяжении долгих лет организаторы MJF вели переговоры с владельцами зала Petit Palais, и вот теперь сцена Jazz Club, до последнего времени ютившаяся в зале на 300 мест, обрела собственный — огромный и комфортный — дом: House of Jazz. Здесь проходят джем-сешны, а пространство постоянно трансформируется для импровизированных концертов, семинаров или фотовыставок. Здесь же прошли концерты серии Jazz Talent Awards. Зал роскошный, звук в нем выстроен идеально.

Пианист Брэд Мэлдо (Brad Mehldau) на сцене Montreux Jazz Club / House of Jazz. Photo © 2018 FFJM - Daniel Balmat
Пианист Брэд Мэлдо (Brad Mehldau) на сцене Montreux Jazz Club / House of Jazz. Photo © 2018 FFJM — Daniel Balmat

Куинси Джонс

В ночь открытия фестиваля произошло ещё одно важное событие: концертный зал, в котором проходит большинство концертов Montreux Jazz Festival, получил имя Куинси Джонса (Quincy Jones) — бессменного сопродюсера MJF, начиная с 90-х годов. 85-летний Куинси получил медаль и серебряную мемориальную доску из рук мэра Монтрё и главы фестиваля Мотье Жатона. В ответной речи легендарный продюсер назвал Монтрё «роллс-ройсом среди фестивалей» и даже привстал со своей инвалидной коляски, сказав: «Моя душа улыбается и хочет танцевать!»

А еще через несколько дней музыканты решили устроить для Куинси концерт-сюрприз в честь его 85-летия (сам юбилей состоялся в марте, однако трибьютов много не бывает). Почтить мэтра пришли знаменитые коллеги и совсем молодые артисты: Ибраим Маалуф (Ibrahim Maalouf) с прелюдией Баха и рэпер Mos Def с электроникой; клавишник Роберт Гласпер (Robert Glasper) и пианист Монти Александер (Monty Alexander) и многие другие. А ещё Ришар Бона, знаменитый барабанщик Ману Каче (Manu Katché) и юная певица Джория Смит (Jorja Smith) — все они спели «Happy Birthday» и устроили овации своему другу и учителю в новом зале House of Jazz.

Quincy Jones. Photo © 2018 FFJM - Lionel Flusin
Quincy Jones. Photo © 2018 FFJM — Lionel Flusin

Концерт продолжался три часа, и когда на сцену вышел сам именинник, 27-кратный обладатель Grammy, зал буквально с ума сошёл. У Куинси есть и памятная доска на здании Конгресса, и даже статуя напротив люксового отеля Fairmont le Montreux Palace — но таких аплодисментов не удостаивается в Монтрё ни одна суперзвезда.

На протяжении двух недель в House Of Jazz звучало много разных выступлений, но некоторые из них мне хотелось бы отметить особо.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о фестивале в Монтрё 2018 года 

Джейсон Моран

Американский пианист Джейсон Моран (Jason Moran) — звезда первой величины и большой философ — впервые выступил в Монтрё, превратив свой концерт в небольшую лекцию. Моран — профессор нескольких престижных музыкальных колледжей, так что он не только играл, но и рассказывал увлекательные истории рождения своих композиций, которые, кажется, уместили в себя всю историю джаза — от регтайма и бибопа до авангарда. Странно, что в Монтрё музыкант не показал мультимедийное шоу, которое сопровождает его новый альбом «The Bandwagon», технические возможности зала это вполне позволяли. Моран знает, как держать публику на крючке: его композиция может начаться в духе стандартного салонного джаза, в ней пестрят цитаты из Телониуса Монка — и эта вещь действительно посвящена Монку; а вот нечто, больше всего напоминающее болгарское «хоро» в состоянии наркотического опьянения, переходит в величавый блюз, который Моран написал для средней школы в Чикаго.

Jason Moran. Photo © 2018 FFJM - Lionel Flusin
Jason Moran. Photo © 2018 FFJM — Lionel Flusin

Моран также рассказал о своей работе с трубачом Джона Джонсом (Jonah Jones), который научил его чувствовать и понимать блюз, исполнив в его честь новую композицию под названием «Magnet». Основа пьесы — глухое ворчание в нижнем регистре, после чего в верхнем начинается «Summertime» — и ты понимаешь, что она все это время звучала и в «низах».

Как и академическая музыка, джаз часто рассматривается в историческом контексте, — это сохранившийся артефакт прошлых эпох, жанр, чей золотой век пришелся на начало прошлого века. Джейсон Моран взял на себя благородную роль сохранения этого наследия, но сохранения не законсервированном, а живом виде, — непрерывно рефлексирующем и развивающемся.

Дафер Юссеф

Пряный и изысканный концерт сыграл в Montreux Jazz Club живущий в Европе тунисский мастер вокала и игры на арабской лютне уд Дафер Юссеф (Dhafer Youssef), сочетающий чувственную арабскую музыку с острым современным джазом. Юссеф учился играть на уде — древнем струнном инструменте — на родине, и там же изучал искусство дервишей и основы сакрального пения.

Dhafer Youssef. Photo © 2018 FFJM - Marc Ducrest
Dhafer Youssef. Photo © 2018 FFJM — Marc Ducrest

Свой авторский стиль он неустанно шлифует, а его знаменитый вокал в четыре октавы вообще можно считать национальным достоянием. В композиции «Delightfully Odd» он начинает почти с баса, и уже через полминуты переходит в красиво контролируемый фальцет. Программу можно условно разделить на два типа композиций: медитативные, амбиентные — и экспрессивные, ритмичные, авангардные вещи с обилием ритм-секции и мощными пассажами на фортепиано. Это world music в самом широком понимании.

Matthew Herbert Brexit Big Band

Мэтью Херберт посвятил целый оркестр политическому явлению. Его Matthew Herbert Brexit Big Band — попытка противостоять разъединению Британии и Европы силами музыки. Выступление оркестра в сопровождении хора и солистов — прекрасный бурлеск, в котором смешались традиционный биг-бэнд, скэт и откровенно панковские элементы (например, пародии и цитаты из поп-хитов). Если Херберт продолжит в том же духе — похоже, Брекзиту несдобровать!

Matthew Herbert Brexit Big Band
Matthew Herbert Brexit Big Band. Photo © 2018 FFJM — Lionel Flusin

Stanley Clarke Band

Стэнли Кларк привнёс на главную сцену совершенно иное настроение. Состав знаменитого контрабасиста, обладателя четырёх «Грэмми», играет на полутонах, здесь всё очень деликатно и даже интимно. Даже когда Кларк сменяет акустический контрабас на электрическую бас-гитару, звучание продолжает оставаться чуть приглушённым, плывущим, обволакивающим. Но вдруг настроение разительно меняется! Стэнли выдал пару композиций со своего нового альбома «The Message», вышедшего 29 июня, затем переключился на «Goodbye Pork Pie Hat» и «Folk Song» Чарлза Мингуса — и, сияя, объявил имена членов команды, каждому музыканту предоставляя сольную партию. Завершил он это представление словами: «И, наконец, моё имя — Луис Армстронг… И сегодня у меня день рождения!» Вы просто не можете себе представить, какое веселье началось после этих слов. Зал исполнил «Happy Birthday», перкуссионист Салах Надэ сделал невероятно клёвый номер со скэтом, а под конец Кларк объявил: «Мы сейчас находимся в мемориальном турне, которое мы посвятили Джону Колтрейну. И сейчас в зале находятся мои товарищи, с которыми мы много исполняли его композиций — Чик Кориа и Джон Маклафлин. Я хочу исполнить для вас одну вещь — мы когда-то играли её вместе. И сегодня я посвящу её Джону… и Джону».

Stanley Clarke. Photo © 2018 FFJM - Anne-Laure Lechat
Stanley Clarke. Photo © 2018 FFJM — Anne-Laure Lechat

Кларк закончил свое выступление так же, как и начал — деликатным соло. Однако зал не отпускал музыканта и на бис ещё раз исполнил ему «Happy Birthday». А дальше в House Of Jazz случился невероятный ночной джем — составы двух бэндов до пяти утра импровизировали вместе.

Подводя итоги фестиваля, его директор Матье Жатон радовался: все планы организаторов удалось реализовать, с погодой повезло, а новая площадка пользовалась огромным успехом у публики и принесла в архив Фонда Монтрё несколько замечательных концертов. Более 250 000 посетителей услышали за две недели несколько сотен артистов со всего мира.

Mathieu Jaton, Quincy Jones. Photo © VCG Photo (Visual China Group)
Mathieu Jaton, Quincy Jones. Photo © VCG Photo (Visual China Group)

В следующем году команда MJF пообещала продолжить эксперименты с форматами, жанрами и площадками, а ещё здесь официально завершит свою карьеру сэр Элтон Джон. Ну и в когда-то джазовых конкурсах теперь может соревноваться кто угодно. До встречи в 2019-м!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.