In Memoriam. Австрийский саксофонист Карлхайнц Миклин, подвижник джазового образования (1946-2019)

1
Karlheinz Miklin
Karlheinz Miklin
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

15 июня 2019 ушёл из жизни в возрасте 72 лет знаменитый австрийский саксофонист Карлхайнц Миклин (Karlheinz Miklin). Впрочем, знаменитый — с оговоркой. У себя на родине Миклин был одним из самых известных джазовых музыкантов, в то время как у нас до его выступлений в России в 2007-2008 гг. Миклина, пожалуй, не знали совсем.

Карлхайнц Миклин родился в ноябре 1946 г. в Австрии и пришёл в музыку, что называется, широким фронтом: в консерватории своего родного города он изучал фортепиано и гармонию, а параллельно — самостоятельно осваивал саксофон, контрабас и аккордеон. Что и говорить, не самый обычный набор! С таким багажом Миклин естественным образом начал с местной «популярной» сцены — играл фольклорную и танцевальную музыку, даже пел. Далее — Академия музыки в Граце по классу саксофона, получение диплома с особыми почестями, правительственная премия (позже будет ещё и преподавание в этой же Академии)…

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM

Уже с 1970-го Миклин концертировал с иностранным коллективом (аргентинским танцевальным шоу), занимаясь, как он сам это охарактеризовал, «обучением в процессе». В 1978 г. Карлхайнц основал собственное трио, состав которого (саксофон, бас и ударные) был для регулярного ансамбля того времени нестандартным: этот ансамбль выпустил восемь дисков. А в 1983 году Миклин был назван в Австрии музыкантом года (этот титул вновь остался у него и в 84-м), после чего карьера шла уже предсказуемо: совместные проекты с мировыми звёздами (Джон Льюис, Джордж Грунтц, Бобби Макферрин, Хэрби Мэнн), специальные телевизионные проекты, музыка к фильмам, преподавательская деятельность в престижных учебных заведениях (среди которых, к примеру, Королевская академия в Лондоне), президентское кресло в Международной ассоциации джазовых школ.

Миклин на сцене московского сада Эрмитаж, август 2008 (фото
© Павел Корбут)

Кархайнц Миклин выступал в Москве в клубе «Союз Композиторов» в ноябре 2007-го и затем — на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2008-го. Первое выступление было как раз с тем трио, что запечатлено в этом видео.

ВИДЕО: Karlheinz Miklin Trio, 2007 «Kulti Multi»

Миклин был известен в качестве не только композитора и бэндлидера, но и подвижника джазового образования. Карлхайнц был одним из преподавателей Королевской Академии музыки в Лондоне, а с 2003 по 2012 — президентом Международной ассоциации джазовых школ (IASJ), существующей с 1990 г. В 2008 г. автор «Джаз.Ру» Татьяна Балакирская сделала для нашего издания интервью с Миклином об этой стороне его работы (в онлайн-версии публикуется впервые).

Что представляет собой Ассоциация джазовых школ, в чём заключается её деятельность?

— Это объединение многих, даже можно сказать — большинства, джазовых или имеющих отношение к джазу школ в мире. В ассоциацию может вступить учебное заведение любого формата: частный колледж, государственный университет — словом, ограничений нет. Задача наша состоит в том, чтобы сводить лицом к лицу музыкантов и студентов, чтобы преодолевать препятствия на пути такого объединения. Например, в России все друг друга знают, в Германии тоже все друг друга знают, но часто бывает так, что ты абсолютно не в курсе, что происходит на расстоянии пяти километров от границы твоего государства.

А идея создать такую ассоциацию, которая могла бы изменить существующую ситуацию к лучшему, родилась у прекрасного саксофониста и преподавателя Дейва Либмана.

А какие именно проекты осуществляет ассоциация? Идёт ли речь о стандартном обмене студентами и учителями между школами разных государств, о каком-то долгосрочном пребывании учащихся в стенах школ-членов ассоциации?

— Скорее, речь идёт об обмене опытом в рамках ежегодных конференций — а вернее сказать, серий практических «клиник», которые устраивает Ассоциация. Каждый год мы организуем встречи музыкантов, преподавателей и студентов; люди собираются со всего мира, и место таких встреч каждый год меняется. Мы уже проводили такие встречи в Нью-Йорке, Бостоне, Тель-Авиве, Париже, Дублине, Копенгагене, Граце (откуда я родом), в Кракове. В 2008 году мы все поедем в Ригу. Преимущественно встречи проходят в США или Европе.

Кто больше заинтересован в таких собраниях — студенты или преподаватели? Кого приезжает больше?

— Конечно, студентов. Для них всё и делается. Мы смешиваем всех приехавших, распределяем их по шести группам — как правило, никто не знаком друг с другом: мы стараемся создать мультинациональные группы, чтобы студентам самим было интереснее. Процедура попадания в ту или иную группу для них немного волнительна: мы проводим небольшое предварительное прослушивание, чтобы выяснить исполнительский уровень ребят, а уж затем проходит распределение. Всё это длится, впрочем, не более двух часов. И уж затем каждая группа начинает репетиции. Перед ними ставится, в общем-то, достаточно непростая задача: подготовить концертное выступление в течение недели. С одного коллектива мы требуем часовой сет.

И студенты сами разрабатывают программу?

— Нет, вместе с преподавателями. К каждой группе приставлено по два куратора. Если ребята подбираются сильные (а зачастую так и бывает), кураторы дают им больше свободы, уходят, так сказать, в тень и просто наблюдают за происходящим со стороны. Было и так: когда в нашу ассоциацию начало приходить большое количество преподавателей, которые хотели участвовать во всём происходящем, мы даже не знали, какой работой их нагрузить; они просто слонялись от безделья, а студенты преспокойно занимались своим делом.

Кроме практических занятий, на наших курсах бывают ежедневные мастер-классы и лекции. Таким образом, днём инструменталисты занимаются в соответствующих группах (барабанщики — со своим куратором, духовики — со своим), а вечером проходят групповые репетиции. Для тех же, кто не знает, чем себя занять, мы организуем общение, дискуссии по проблемным вопросам. Приглашаем именитых музыкальных критиков, обсуждаем различия в программах музыкальных учебных заведений разных стран, делимся впечатлениями и опытом, просто знакомим друг друга с особенностями национальных джазовых инфраструктур. Слушаем, как играют студенты… словом, видов деятельности — масса.

А чем занимается Ассоциация в перерывах между такими «саммитами»? Издаёт ли учебники, самоучители игры на инструментах, аудио- или видео-школы?

— Нет, практически не издаём. В очень малой степени, во всяком случае. Поначалу у нас был журнал о джазе, очень качественный — мы печатали его в Англии, — он назывался Jazz Changes. Но со временем мы поняли, что это чересчур затратное, дорогостоящее дело: ведь членство в Ассоциации — добровольное, у нас нет спонсоров, нет источников, которые могли бы поддерживать издание журнала. Словом, мы журнал закрыли, и теперь раз в квартал издаем лишь тоненький информационный бюллетень. А больше и не нужно: ведь есть же Интернет, посредством которого все заинтересованные могут узнать об Ассоциации. У нас есть сайт www.iasj.com, на котором можно оформить подписку на новости Ассоциации — так что обратная связь функционирует нормально.

Карлхайнц Миклин
Карлхайнц Миклин

Что же нужно сделать, чтобы вступить в Ассоциацию? Нужно ли официально быть студентом/учащимся/преподавателем какого-то учебного заведения, или же членом Ассоциации может быть любое физическое лицо?

— У нас есть два вида членства: индивидуальное и коллективное. Членом Ассоциации может быть как физическое лицо, так и целое учебное заведение. Нужно лишь написать письмо с просьбой о вступлении в Ассоциацию в сервисную службу.

Это бесплатно?

— Боюсь, что нет: школы платят членские взносы, 300 евро в год, а физические лица — около 50 евро (у последних есть право посещения джазовых летных программ в качестве наблюдателей). Есть у нас и возможность т.н. пробного членства — школа может не рисковать всей суммой, а заплатить 100 евро в год и посмотреть, нужно ли ей быть членом Ассоциации, интересно ли то, что мы делаем в её рамках. А уж потом решить, оставаться с нами или нет.

Какова процедура командирования студентов в летний лагерь Ассоциации от школ-участников проекта?

— Школа (или вуз) номинирует нескольких учащихся на участие в нашей программе. Учредители Ассоциации включаются в процесс отбора студентов, поскольку количество участников весьма ограничено: нам требуется по шесть представителей каждого инструмента — шесть барабанщиков, шесть трубачей и т.п., поскольку если собирать более шести групп, то финальный концерт может чересчур затянуться. Все музыканты должны быть хорошо подготовлены, поэтому мы строго следим за уровнем номинантов. Что же касается представителей школ и преподавателей вузов — здесь никакого ограничения по количеству нет, поскольку каждый из них всё равно покрывает все затраты по транспорту и проживанию самостоятельно. Собственно, школы (вузы) и берут на себя все издержки по участию студентов и преподавателей в нашей программе.

Записываете ли вы отчетные концерты? Думаю, что многим потенциальным участникам вашей летней программы было бы интересно, что получается у их сверстников.

— Иногда записываем. И даже издаём: например, сессия в Кракове была выпущена на CD. Некоторые концерты мы транслировали по радио… Концерт в Кёльне был записан с местным биг-бэндом, а в качестве солистов играли Дейв Либман и Майкл Бреккер.

А кто ещё из звёздных гостей участвует в вашей программе?

— Вы знаете, мировых знаменитостей не так уж и много. Ведь все мы, преподаватели IASJ — энтузиасты. Мы не получаем за свою работу ничего. Наша организация не может выплачивать большие гонорары — кто же захочет потерять целую неделю без оплаты? — и к нам приходят лишь те, кому вправду интересно воспитывать молодое поколение.

Как вы считаете, почему идея создания такой ассоциации не была воплощена в США, почему она нашла свою реализацию в Европе?

— В Штатах совершенно иная история. У них и без того достаточно организаций, движений, всё-таки это единая страна… Люди знают друг друга, им не нужно объединяться в какие-то союзы, чтобы познакомиться. Это здесь, в Европе, музыканты и преподаватели из Франции, Швейцарии, Италии совершенно ничего друг о друге не знают. Это здесь существуют совершенно разные схемы обучения (в одной лишь Германии — три-четыре образовательных системы), это нам нужна подобная организация. Даже названия учебных заведений могут поставить человека в тупик: как, например, соотносятся между собой французская Conservatoire и немецкая Hochschule?.. Academy и University? Так что, по сути, американская инициатива-то была, поскольку основателем ассоциации был Дейв Либман, но это была американская инициатива в Европе. Он как раз прекрасно себе представлял масштабы разрозненности европейских музыкантов. Однажды он давал мастер-класс во Франции, и, приехав по его окончанию в Германию (преодолев всего 500 км), он, к своему удивлению, обнаружил, что в Германии никто и слыхом не слыхивал об этом.

Не могу не спросить, как вам — композитору, бэндлидеру, человеку, который активно занимается собственным творчеством — удаётся находить время для подобных образовательных инициатив? Не так давно я беседовала с бас-гитаристом Виктором Бэйли, который на вопрос о своём нежелании преподавать ответил, что предпочитает тратить время на самосовершенствование.

— Вы знаете… я получил работу в музыкальной академии, когда ещё не был вполне готов к такой работе. Да, эта работа не давала мне возможности чересчур углубиться в себя, но давала возможность достойно прожить. И поэтому — самое главное — она позволяла мне сконцентрироваться исключительно на джазе, не размениваясь на коммерческую музыку.

Я люблю преподавать. Без чёткого понимания того, что именно ты хочешь сказать музыкой, ты не сможешь донести до своих студентов нужную мысль. Поэтому преподавание дисциплинирует тебя как музыканта.

Я глубоко благодарен системе образования за то, что она дала мне возможность развития. Я не Джо Завинул и не Виктор Бэйли, но я очень доволен своей работой и тем местом под солнцем, которое нашёл для себя.

ВИДЕО: Karlheinz Miklin Quartet «In a Sentimental Mood», 2016

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень жаль! Отличный был музыкант и очень симпатичный человек.
    Я очень рад, что смог привезти его на наш фестиваль и показать нашим любителям джаза.
    Светлая память!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.