Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью. Jazz. Industrial. Kraut.»: анонс джазовой части программы

0
«Джаз осенью. Jazz. Industrial. Kraut.»

В этом году музыкальный мир отмечает 50-летие многих славных событий: фестиваль в Вудстоке, выход битловского альбома «Abbey Road», первых альбомов Led Zeppelin, King Crimson и The Stooges, революционных «In a Silent Way» и «Bitches Brew» Майлза Дэйвиса и «Trout Mask Replica» Капитана Бифхарта… А еще 1969 год можно с некоторыми оговорками считать моментом становления краут-рока — уникального направления в немецкой музыке, оказавшего значительное влияние на многие эксперименты последующих эпох. Именно краут-рок станет одной из двух главных тем нынешнего фестиваля «Джаз осенью», который Гёте-Институт организует вот уже в девятый раз. Вторая тема фестиваля более традиционная — джаз и свободная импровизационная музыка, на которой мы сосредоточимся в этом анонсе. Фестиваль откроется выступлением ансамбля Oliwood, основанного немецким барабанщиком Оли Штайдле. В нынешний состав Oliwood входят немецкий композитор, саксофонист, кларнетист и флейтист Франк Гратковски, который уже бывал в России (в том числе в совместных проектах с российским саксофонистом Алексеем Кругловым), и британский клавишник Дэн Николс, один из участников весьма любопытного трио Strobes, играющего некое производное от пост-рока, math rock и т.п. В качестве специального гостя заявлен не кто иной, как американский бас-гитарист Тревор Данн, участник различных проектов под руководством Джона Зорна.

Если Oliwood работает в поле свободной импровизации, то другой участвующий в фестивале квартет, на три четверти состоящий из немецких музыкантов, больше ориентирован на предварительно сочинённую музыку, причем довольно сложную ритмически и мелодически. Руководит ансамблем Spoom гитарист Ронни Граупе, с ним играют два довольно известных в мире современного европейского джаза музыканта по имени Кристиан — саксофонист Кристиан Вайднер и барабанщик Кристиан Лиллингер. На контрабасе — датчанин Йонас Вестергор (Jonas Westergaard).

Концерты джазовой части программы фестиваля состоятся в культурном центре «ДОМ» 23 сентября и 14 октября. Концерты, связанные с «краут»-музыкой, состоятся 6 и 29 ноября.

Программа фестиваля

23 сентября, 20:00 — Oliwood + Trevor Dunn

Oliwood + Trevor Dunn
Oliwood + Trevor Dunn

Франк Гратковски (Frank Gratkowski) — саксофон, Дэн Николс (Dan Nicholls) — синтезатор, Тревор Данн (Trevor Dunn) — бас, Оли Штайдле (Oli Steidle) — ударные

Как минимум двое участников звёздного интернационального квартета Oliwood одинаково уверенно себя чувствуют как в импровизационной музыке, так и в разных поздних направлениях, связанных с роком. То же касается и специального гостя, который участвует в концерте. Здесь встретились звезда немецкой новоджазовой школы саксофонист Франк Гратковски, воин нью-йоркского Даунтауна — басист Тревор Данн и британский любитель транса и густого звука клавишник Дэн Николс. А собрал их неутомимый немецкий барабанщик Оли Штайдле.

Разумеется, особое внимание здесь приковано к специальному гостю, с которым Oliwood выступает в последнее время — а гость этот не кто иной, как фантастический американский бас-гитарист Тревор Данн. Известен он прежде всего как музыкант из «обоймы» великого Джона Зорна — Данн играл в большом ансамбле постмодернистского клезмера Electric Masada, в вылупившейся из него ностальгической команде The Dreamers, в убойном трио Moonchild и квартете Insurrection, в псевдотрадиционалистском осовремененном квартете/квинтете Nova Express. Кроме того, Данн — партнер безумного Майка Паттона по знаменитым группам прошлого, искромётным Mr. Bungle и Fantômas.

httpv://www.youtube.com/watch?v=4NQFIBP0iLY

14 октября, 20:00. Совместно с концертным агентством «МузЭнерго». Ronny Graupes Spoom

Spoom
Spoom

Ронни Граупе (Ronny Graupe) — гитара, Кристиан Вайднер (Christian Weidner) — саксофон, Йонас Вестергор (Jonas Westergaard) — бас, Кристиан Лиллингер (Christian Lillinger) — ударные

Примечательный немецкий гитарист Ронни Граупе основал Spoom как трио в 2005 году, однозначно ориентируясь на «нормальный» джаз классического толка и подбирая репертуар в источнике джазовых стандартов — «Великом американском песеннике» («Great American Songbook»). Помимо Ронни, в трио играли барабанщик из Берлина Кристиан Лиллингер и датский контрабасист Йонас Вестергор.

Обращение к традиционному джазовому репертуару и хрестоматийному формату оказалось для Ронни скорее временной прихотью, чем нормой, и, посвятив несколько лет исследованию классики джаза, Ронни в какой-то момент отказывается от мэйнстрима в музыке, начинает писать собственную музыку и уверенно уходит прочь от классической джазовой формы (тема, импровизация, тема). Его собственные пьесы выстраиваются теперь по высоким академическим законам — они многочастны, изысканны, для них характерна непростая драматургия и узнаваемая смесь серьёзности и иронии.

Теперь Граупе интересует композиция как таковая, а также интерпретация текста. С другой стороны, большой интерес для него представляет импровизация на тему формы, которая лежит в основе композиции, или на тему пространства за ее пределами. Соответственно, участники Spoom обращаются в первую очередь к произведениям самого Граупе, сделав акцент на их исполнении. При этом музыканты трио находятся в непрерывном творческом поиске, постоянно исследуя различные стили исполнения и черпая вдохновение в различных музыкальных жанрах. В какой-то момент всё усложняющаяся музыка Граупе потребовала введения в состав нового голоса, и в 2018 году к группе присоединился работающий с всемирно известными музыкантами и группами саксофонист Кристиан Вайднер, превративший трио в квартет.

httpv://www.youtube.com/watch?v=_naWE35DrV0

КЦ «ДОМ»: Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая)
Билеты на сайте клуба

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.