In Memoriam. Контрабасист Алексей Исплатовский (1946-2021)

6
Алексей Исплатовский (фото 1980-х гг.)
Алексей Исплатовский (фото 1990-х гг.)

19 января 2021 в Москве ушёл из жизни российский джазовый контрабасист и бас-гитарист Алексей Исплатовский. Ему было 74 года.

Прощание состоится 22 января 2021, в пятницу, в 11:30 по адресу: Коломенский проезд, 4 (морг Городской клинической больницы им. Юдина)

Алексей Владимирович родился в Москве 13 августа 1946 года. В 1962 году он 16-летним дебютировал на джазовой сцене в составе трио пианиста Игоря Бриля. На втором диске сборника «Джаз 65», записанного летом и осенью 1965 г. на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» по результатам Второго московского фестиваля джазовых ансамблей, был трек трио Игоря Бриля «Пробуждение» — пьеса в блюзовой форме, которая открывалась басовым риффом в исполнении 19-летнего Исплатовского (на ударных играл Владимир Журавский).

В 1969 г. на ВФГ «Мелодия» вышла 7-дюймовая пластинка («миньон», в современной терминологии EP) — «Осень в Серебряном бору» квартета Игоря Бриля, в записи которой участвовал Исплатовский, а также барабанщик Игорь Левин и гитарист Алексей Кузнецов. На этой записи, впервые в отечественном джазе, Игорь Бриль играл на электрооргане.

Алексей Исплатовский выступал на всех Московских джазовых фестивалях, проводившихся с 1965 по 1968 гг., в том числе в одном из самых ярких ансамблей того периода — квинтете саксофониста Алексея Зубова «Кресчендо». Ряд треков этого коллектива, записанных на джазовых фестивалях, можно найти на сборниках серии «Джаз 6*» — как, например, «Вариации на тему азербайджанского мугама «Чаргях»» на первой (из трёх) пластинок сборника «Джаз 67»: Александр Гореткин (ударные), Алексей Исплатовский (контрабас), Борис Фрумкин (фортепиано), Константин Бахолдин (тромбон), Алексей Зубов (тенор-саксофон).

В 1966 Исплатовский работал в оркестре «ВИО-66» п/у Юрия Саульского, играл во всех московских джазовых кафе («Молодёжное», «Синяя Птица», «Ритм», «Печора» и др.).

Алексей Исплатовский на фестивале «Джаз-65» (фото: Михаил Кулль)
Алексей Исплатовский на фестивале «Джаз-65» (фото: Михаил Кулль)

В 1970 Исплатовский окончил Московскую консерваторию по классу контрабаса. С 1972 — концертмейстер группы контрабасов и солист (контрабас и бас-гитара) в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Оставаясь одним из ведущих джазовых контрабасистов Москвы, в 1970-е гг. сотрудничал со многими музыкантами, играл в трио пианиста Леонида Чижика (альбом «Трио Леонида Чижика играет Д. Гершвина», ВФШ «Мелодия», 1977), в так называемом «Квартете солистов оркестра кинематографии» (пианист/клавишник Игорь Назарук, гитарист Алексей Кузнецов, барабанщик и перкуссионист Андрей Чернышёв).

Алексей Исплатовский, 1977 (фото: Владимир Лучин)
Алексей Исплатовский, 1977 (фото: Владимир Лучин)

С этим ансамблем Исплатовский в 1976 г. записался на одном из самых многотиражных советских джазовых альбомов 70-х — «Утверждение» (ВФГ «Мелодия», 1978).
СЛУШАЕМ: Квартет Игоря Назарука «Утверждение» (1978)

Игра Исплатовского звучит на ряде других записей ансамбля Игоря Назарука, а также на записанном в 1980 г. популярнейшем альбоме гитариста Алексея Кузнецова «Голубой коралл» (Мелодия, 1981).

Алексей Кузнецов, Алексей Исплатовский, Николай Громин (фото: Александр Забрин)
Алексей Кузнецов, Алексей Исплатовский, Николай Громин (фото: Александр Забрин)

Редакция «Джаз.Ру» выражает соболезнование родным и близким артиста. В 2017 году Алексей Васильевич выпустил книгу мемуаров «На своём месте». Выражаем надежду, что этот ценный источник по истории отечественного джаза рано или поздно станет доступен большему количеству читателей, чем мог охватить скромный бумажный тираж.

Алексей Исплатовский (фото: Рафаэль Аваков)
Алексей Исплатовский, середина 2010-х (фото: Рафаэль Аваков)

ВИДЕО: Алексей Кузнецов «Импровизация» (1979)
Алексей Исплатовский (контрабас), Игорь Назарук (ф-но), Андрей Чернышов (барабаны)

реклама на джаз.ру

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. В армии солдаты оркестра ОПОМО. Во втором ряду 1-й слева Лёша. Я 2-й справа.

    Оркестр ОПОМО

  2. Какая трагическая новость.
    Какая утрата.
    Погасла звезда, но остался свет, который всегда исходил от Лёши, остались его записи, воспоминания о нем .
    Две строчки, посвященные Алексею:
    Симфонизм, свинг и джаз-рок,
    Сквозь них в искусстве путь его пролёг!
    Светлая память!

  3. Конец лихих 90-х…Звонок..Вызов на работу… Спрашиваю: «А на басу кто?» Ответ: «Лёша Исплатовский!» Я опешил!.. В мозгу сразу как искры: …Бриль!…..Кузнецов!…. Фрумкин!…Чижик!…Назарук!…Чернышов!…Кажлаев!….Гладков!…Анофриев!…
    Конечно, сначала он меня музыкально «изучал», «тестировал».
    Но сразу после первого сета по его хитрой улыбке я понял:»Сработаемся!»
    Крепкий профессионал! Чуткий партнёр. Блистательный солист!
    За внешним напором-деликатная душа. Неизмеримая благодарность за совместную работу! Для меня, подростка 80-х, они были кумирами. Для периода 90-х и 00-х стали коллегами. Конечно, время летит и никто не молодеет. Но всё равно — грустновато.
    Ведь уходят КОМПЕТЕНТНЫЕ, УМНЫЕ, ГРАМОТНЫЕ, ОБРАЗОВАННЫЕ люди.
    А появляется «кое-где у нас порой»- не-пойми-как-не-пойми-кто…Увы…
    Всегда вспоминаю ТЕ времена и ЕГО неповторимую УЛЫБКУ, как их ОТБЛЕСК !!!

  4. Мы играли вместе с 1967 по 1972 год в тогдашних молодежных московских кафе. Конечно, Алексей один из лучших контрабасистов советского джаза. Но он чувствовал себя «на своём месте» (кто не в курсе — название его книги воспоминаний, великолепно, кстати, написанной) и в симфоническом и военном оркестре, и везде, где ему приходилось работать. Иными словами, он каждое место делал «своим». Например, в 1977 году Московский камерный музыкальный театр поставил рок-оперу В. Ганелина «Рыжая колдунья и солдат». Партия контрабаса оказалась настолько сложной, что постоянная контрабасистка отказалась ее играть. На помощь пригласили Алексея. Он взял ноты и, по джазовому обычаю, над каждым тактом написал буквенное обозначение аккордов. В результате партию он сыграл на свой лад, но, вроде, никто не заметил (что можно понять, музыка была весьма необычная).
    Прощаясь с Алексеем не будем спрашивать по ком звонит колокол … он звонит по каждому из нас (John Donne) …

  5. Мне очень жаль, что я не виделся с Алексеем уже довольно много лет, а скупая переписка в Фейсбуке не давала полной картины происходящего с ним. Было лишь ясно, что он не только не может более полноценно играть, но и поднимать усилитель было ему уже не под силу. Лёша не жаловался, но по последнему его сообщению в середине ноября прошлого года, было ясно, что «что-то не в порядке»… Много лет назад именно Лёша нашёл мне, хабаровчанину, квартиру в Москве для занятий и ночлега — в период моего поступления в институт Гнесиных. Этого я никогда не забывал, а ведь тогда мы были лишь едва знакомы по джаз-фестивалю в Хабаровске, где Алексей выступал в составе квартета Виталия Клейнота. Уходит поколение… Прощай, Лёша! R.I.P. Александр Фишер

  6. Увы, ушел из жизни дорогой друг Леша Исплатовский… Остается только надеяться, что он не сильно мучался болями в последний период болезни…

    Счастлив, что довелось с ним, талантливым музыкантом, совместно музицировать — например, в 1970 году мы месяц играли джаз в Международном студенческом лагере в Гудаутах — с Эдиком Утешевым и Лешей Токатлы.

    Общение наше, хоть и не частое, никогда надолго не прерывалось. А несколько лет назад Леша издал замечательную мемуаристику в виде большой книги, интересной и своим содержанием, обрисовывающим музыкальную атмосферу Москвы на протяжении нескольких десятилетий, и написанную хорошим русским языком.

    Красивый человек, светлый, веселый, талантливый..!

    Прощай, Лешенька..!

    Виктор Фридман

Добавить комментарий для Олег Степурко Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.