Жизнь джазовой кафедры МГИК глазами профессора, год девятый: Зинаида Карташёва о непростом 2020-м

0
Биг-бэнд МГИКИ п/у Сергея Долженкова
Биг-бэнд МГИКИ п/у Сергея Долженкова
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

Были некоторые сомнения: нужно ли писать традиционный отчет за минувший год, если и год, и вслед за ним отчёт получаются совсем даже не традиционными? А с другой стороны, нужно ведь всё-таки отдать должное нашим педагогам и студентам за то, что героически перенесли все сложности не задавшегося високосного года!

Год на кафедре инструментов джазового оркестра (бывшей кафедре эстрадных оркестров и ансамблей) Московского государственного института культуры начинался, как обычно, с зимней сессии. Второй семестр тоже начался в нормальном режиме, хотя слухи о надвигающейся напасти становились все более настойчивыми. Ну и началось… В середине марта нас отправили во внеочередной отпуск, во время которого наше начальство пыталось определиться со сложившейся ситуацией. А с 6 апреля кафедру перевели на удалённую работу. Началась новая терминология — скриншоты, портал, еженедельные отчеты и т.п. Ветераны образования вошли в некоторый ступор. Честь и хвала заведующей кафедрой! Кристина Валерьевна Крит быстро освоилась с новыми правилами и терпеливо помогала нам и студентам.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE

Все с ужасом думали о том, как пройдут государственные экзамены, в особенности экзамен по ансамблю. Конечно, выпускники, вынужденные играть под фонограмму, выглядели явно не так выигрышно, как могли бы в нормальных условиях. Хотя педагоги по специальности (Сергей Константинович Резанцев, Павел Юрьевич Протасов, Рашид Исламович Кулеев, Армен Львович Петров, Виталий Владимирович Гудков и др.) и готовившая ребят к экзамену по ансамблю К.В. Крит сделали все, что только было возможно. Но все-таки экзамены прошли достойно, и это отметил председатель Государственной комиссии Анатолий Ошерович Кролл. Лучше всего выглядели на экзаменах Игорь Брежнев (гитара). Владимир Чепрасов (ф-но), Михаил Крутиков (саксофон).

С письменными дипломными работами, которыми руковожу обычно я, было, с одной стороны, проще, поскольку это привычно происходило по электронной почте. Но с 2019 года в нашем вузе требования к дипломным работам выросли, они начали проходить проверку на антиплагиат и помещаться на сайт института, поэтому их подготовка стала более тщательной. В последнем выпуске лучшие работы предоставили Андрей Филиппов, Михаил Крутиков, Игорь Брежнев,

По поводу проведения в удалённом режиме вступительных экзаменов было множество опасений, но мы тоже справились. Конкурс был, как обычно, большой, семь человек на место, и нужно было опросить более 30 абитуриентов. И это было действительно сложно — из-за постоянных сбоев интернета и плохого качества звука. Я принимала экзамены по теоретическим предметам, и мне пришлось, принимая устный экзамен, отсидеть не отходя от планшета ровно половину суток — с 10 утра до 10 вечера, хотя по нормам оплаты нашего вуза я должна была тратить на каждого абитуриента всего 9 минут на общий ответ по гармонии и сольфеджио. Мест бюджетных нам дают в последние годы очень мало (в этом году — всего пять!), на заочное отделение вообще перестали давать бюджетные места, поэтому заведующему чрезвычайно сложно поддерживать состав биг-бэнда.

Второй семестр начался в стенах института, но уже в середине октября сначала более «взрослых» педагогов, а затем и всех преподавателей перевели на дистанционную работу. Пока что это продлится до наступления второго семестра.

Естественно, весь график концертов и мероприятий 2020 года сбился. Были грандиозные планы на проведение нескольких, как сейчас принято говорить, «трибьютов» — посвящений Стиви Уандеру, Майклу Джексону… Мы планировали отметить столетние юбилеи музыкантов, провести в конце года 11-й конкурс молодых джазовых трубачей имени Евгения Савина и т.д. Увы, многое пришлось отложить на неопределённый срок.

Лариса Долина и биг-бэнд МГИК п/у Сергея Долженкова
Лариса Долина и биг-бэнд МГИК п/у Сергея Долженкова

Что всё-таки получилось из наших замыслов? 28 октября провели совместно с кафедрой эстрадно-джазового пения, во главе которой стоит Лариса Александровна Долина, концерт из почти тридцати песен Стиви Уандера — большой, в двух отделениях. В условиях сложной эпидемиологической обстановки это была прямая трансляция концерта из Учебно-творческого центра МГИК (при пустом зале), но от этого меньше работы на него не было потрачено. Репетиции шли, когда уже было много заболевших, и риск был огромный. Подготовить этот концерт, по сравнению с такого типа посвящениями прошлых лет (Элле Фитцджералд, Джорджу Гершвину, Коулу Портеру, Ирвингу Берлину) было неизмеримо труднее, поскольку партитур музыки Стиви Уандера для биг-бэнда практически нет. Написать их нужно было руководителю оркестра Сергею Долженкову и всё той же Кристине Валерьевне, за что им особая благодарность.

С большой долей риска 3 ноября и 22 декабря прошли живые концерты биг-бэнда Джаз-клубе Игоря Бутмана.

В декабре концерты солистов и ансамблей кафедры все же состоялись в онлайн-формате и транслировались на сайте института.
Участие студентов в конкурсах в этом году свелось к предоставлению видеозаписей, и итоги следующие:

  • Виктор Чаплыгин (гитара) – I премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition», Гран-при Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар); III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»;
  • Павел Соколов (саксофон) – I премия Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition», Гран-при Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар);
  • Даниил Дражников (ф-но) – II премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition»;
  • Дмитрий Королёв (тромбон) – II премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар)
  • Влад Исаев (ударные) – III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар);
  • Ирина Алексеева (гитара) – III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар), II премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition».

Лауреатами конкурсов стали также Анна Новикова, Илья Зяйкин, Александра Даутова.

Коллектив PLANCK’sTONE (в состав входят выпускники кафедры и нынешние студенты — лидер Павел Алексеев (саксофон) и Влад Агафонов (бас-гитара) стал одним из победителей #StayHomeJazzChallenge. По условиям конкурса победителями стали 2 номинанта — одного выбрал менеджмент Igor Butman Music Group для участия в Джазовых сезонах в Горках Ленинских (этим победителем как раз и стал коллектив), второго по итогам онлайн-голосования выбрали интернет-зрители для участия в JAB Showcases в рамках IV Международного форум-феста Jazz Across Borders.

Педагоги тоже отличились: К.В. Крит получила 1 премию VIII Международного композиторского конкурса им. Яна Сибелиуса (Турку, Финляндия), 1 премию на II Всероссийском интернет-конкурсе «Музыкальные таланты России» (Москва), П.Ю.Протасов (контрабас) участвовал в телепередачах, в джаз-фестивалях во Владивостоке и Перми. А.А. Гуреев (саксофон) участвовал в фестивалях в Москве и Донецке, В.В. Гудков (гитара) – в Москве. Б.А. Ривчун и автор этих строк делали доклады на конференции в РАМ им. Гнесиных. Мне довелось также участвовать в экспертизе двух работ конкурса студенческих работ РАМ им. Гнесиных и читать лекции по истории джаза студентам Академии.

Так что мы изо всех сил старались сохранить творческую обстановку на кафедре — что нам, в целом, удалось.

А главное, что удалось кафедре — сохранить её стабильность. Нас, к счастью, не коснулся процесс «манипуляций» с кафедрами на нашем Факультете музыкального искусства, в ходе которого из 11 кафедр осталось 9. Педагогический состав у нас остался прежним. Изменилось только название кафедры: теперь это кафедра инструментов джазового оркестра, вместо по-советски традиционного — эстрадных оркестров и ансамблей. Так точнее определяется её творческая и образовательная направленность.

Остается надеяться, что наступивший год не принесёт нам больше таких испытаний на выживаемость.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.