Человек-легенда. Саксофонист Алексей Зубов (1936-2021)

2
Алексей Зубов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Алексей Зубов, декабрь 2013 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

21 января 2021 в Лос-Анджелесе на 85 году жизни скончался ветеран советской джазовой сцены 1960-70-х гг., проживший в США более трёх с половиной десятилетий — саксофонист Алексей Зубов.

Алексей Зубов родился в Москве 15 ноября 1936 г., окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова и был распределён в легендарный ФИАН (Физический институт Академии наук СССР), но вместо этого предпочёл другой путь и карьеру.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE

Зубов писал о себе:

Я родился в Москве в семье учёных и должен был продолжить семейную традицию и проявить себя на научном поприще. По окончании физфака МГУ мне была предложена престижная работа а ФИАНе в лаборатории будущих нобелевских лауреатов Басова и Прохорова, работа, о которой любой начинающий физик мог бы только мечтать.
Но… коварный змей джаза стал искушать меня еще в начале 50-х. Сталин был ещё жив, когда я ночами просиживал у приёмника, стараясь поймать джазовые программы «Голоса Америки» и «Би-Би-Си». На втором курсе университета я, наконец, и сам начал играть джаз сначала на кларнете, а затем на саксофоне, став одним из участников ранней волны возрождения джаза в Советском Союзе. Стоит упомянуть, что занятия джазом в то время чуть ли не приравнивались к государственной измене.
Итак, вместо того, чтобы стать многообещающим научным работником, я отправился на гастроли с оркестром Олега Лундстрема, тогда лучшим биг-бэндом в стране. Так я стал профессиональным музыкантом…

Московский джаз-фестиваль 1965 г. Адольф Сатановский (контрабас), Георгий Гаранян, Константин Бахолдин, солирует Алексей Зубов (фото: Михаил Кулль)
Московский джаз-фестиваль 1965 г. Адольф Сатановский (контрабас), Георгий Гаранян, Константин Бахолдин, солирует Алексей Зубов (фото: Михаил Кулль)

В конце 50-х, в 60-е и 70-е годы джазовая музыка уже не была таким табу, по крайней мере власти её терпели. В 60-х в Москве появилось несколько джазовых клубов, стали проводиться ежегодные джазовые фестивали, и джазовых музыкантов даже посылали за границу на международные джазовые фестивали…

История Алексея Зубова в джазе началась в первые годы хрущёвской «оттепели». В 1955 г. он стал участником студии Центрального Дома работников искусств «Первый шаг» и её знаменитой в ту пору в Москве «Восьмёрки ЦДРИ», а в 1960-м поступил в биг-бэнд Олега Лундстрема. В 1966 г. Зубов стал играть в оркестре Всесоюзного радио под руководством Вадима Людвиковского, а с 1973 стал одним из ведущих солистов легендарного ансамбля «Мелодия».

Ансамбль «Мелодия», середина 1970-х: Алексей Зубов четвёртый справа в верхнем ряду (слева от него Борис Фрумкин, прямо под ним сидит Георгий Гаранян)
Ансамбль «Мелодия», середина 1970-х: Алексей Зубов четвёртый справа в верхнем ряду (слева от него Борис Фрумкин, прямо под ним сидит Георгий Гаранян)

Алексей Зубов возглавлял также несколько собственных коллективов и был участником многих джазовых групп, наиболее известными из которых были квартет «Крещендо» (на пластинках тех лет название писали как «Кресчендо»), дуэт с пианистом Игорем Саульским, квинтет «Барометр».

Алексей Зубов. Фото второй половины 1970-х из коллекции Рафаэля Авакова
Алексей Зубов. Фото второй половины 1970-х из коллекции Рафаэля Авакова

Его ансамбли уже тогда осваивали и вводили в контекст джазового искусства интонационное богатство русского (сюита «Былины-старины») и азербайджанского («Крепостной тупик») фольклора.

1971, Москва. Джем советских джазменов с участниками оркестра Дюка Эллингтона. Слева Алексей Зубов, справа Пол Гонсалвес, между ними Леонид Утёсов
1971, Москва. Джем советских джазменов с участниками оркестра Дюка Эллингтона. Слева Алексей Зубов, справа Пол Гонсалвес, между ними Леонид Утёсов

Многие советские джазовые фэны считали его саксофонистом номер один; так оно и было, пока в 1984 г. Алексей не переехал из Москвы в Лос-Анджелес. Там было много разного: успешная работа на местной джазовой сцене, потеря зубов, пятилетний перерыв в творчестве и длительный процесс восстановления формы, создание собственной студии звукозаписи — и налёт грабителей, в результате которого студия перестала существовать. Был удачный альбом 2006 г. «Rejuvenation Project», записанный с молодыми калифорнийскими музыкантами, и выступления с ещё одним лос-анджелесским джазменом из бывшего «восточного блока» — болгарским пианистом Милчо Левиевым.

В ноябре 2006 Алексей Зубов впервые после 22-летнего перерыва выступил в Москве, отметив своё семидесятилетие; в 2006, 2007 и 2013-м играл в Иерусалиме и Тель-Авиве в рамках фестиваля «Джаз-Глобус», демонстрируя свой знаменитый звук, безукоризненную технику и нестандартное джазовое мышление, позволившее ему не только успешно играть «старую музыку», но и полноценно выступить в амплуа новоджазового музыканта. В 2012 и 2013-м он также выступал в Москве, в основном с музыкантами новоджазового направления — «Круглым бендом» Алексея Круглова и трио пианиста Андрея Разина «Второе приближение».

Тогда же Алексей Зубов дал подробнейшее биографическое интервью «Джаз.Ру», которое мы считаем одним из лучших за всю историю нашего издания: в нём музыкант был абсолютно честен, не пытался представать в лучшем свете, чем видел себя сам, и в результате рассказал впечатляющую историю жизни и творчества, олицетворявшую едва ли не весь «героический период» советского джаза 1960-70-х гг. и практически всю историю советской джазовой эмиграции.

Алексей Зубов. Интервью в Москве, декабрь 2013
Алексей Зубов. Интервью в Москве, декабрь 2013

Редакция «Джаз.Ру» выражает глубокое соболезнование Марине Красновой, жене музыканта, которая была его ангелом-хранителем в последние десятилетия. Нам всем станет житься по-другому в мире, где больше нет Алексея Зубова.

Предыдущая статьяВокалистка Анастасия Лютова и «Лютый Бэнд»: премьера новой программы «The Jerome Kern Songbook»
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Гитарист Эрик Хунцикер о новом альбоме трио DogOn
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Как больно и скорбно.
    Ещё одна брешь в рядах ветеранов, проторивших дорогу в джазе будущим поколениям.
    Алексей был в первом ряду и он свою миссию выполнил сполна и до конца.
    Светлая память на все времена.

  2. Очень жаль, что уходят такие люди…царствие небесное…музыка твоя вечна…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.