Джазовые метаморфозы периода пандемии: фестиваль «Розовая пантера» в Уфе вернулся с карантина

0
Олег Аккуратов, Жоандер Сантос, Олег Касимов. Фестиваль «Розовая пантера»-2021
Олег Аккуратов, Жоандер Сантос, Олег Касимов. Фестиваль «Розовая пантера»-2021
реклама
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021

Довольно нелегко пришлось всем нам на протяжении этого непростого, законсервированного пандемией года. Ещё в начале марта 2020 мы планировали фестивали, концерты, новые проекты. Но… мы знаем, что было дальше.

И вот, к огромной радости уфимских поклонников джаза — пусть и не через год после предыдущего, а спустя долгих два года — со 2 по 4 апреля на сцене Башкирской государственной филармонии (БГФ) имени Хусаина Ахметова всё же состоялся традиционный, уже XXIV международный джазовый фестиваль «Розовая пантера».

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Ostin Jazz Band
Ostin Jazz Band

Честь открыть нынешний фестиваль выпала на долю уфимского коллектива Ostin Jazz Band (в расширенном составе), лидером которого уже много лет выступает заслуженная артистка Башкортостана вокалистка Ирина Остин — участница множества российских и международных джазовых фестивалей, музыкант из числа тех, кто сделал Уфу крупной точкой на джазовой карте России. Безусловно интересно, что коллектив, выступивший расширенным составом, представил полностью авторскую программу. Представленные песни были очень разнообразными по жанру (баллада, джаз-вальс, блюз, латино) и были созданы в разное время. Но для фестиваля были специально написаны новые аранжировки («Palm-tree», «He Will Forget Me» и «I Do Not Live In Vain»). По словам самой Ирины, было непривычно писать для транспонирующих инструментов (труба и тенор-саксофон), но музыканты помогали в процессе репетиций. В планах — записать альбом, где будет своя концепция, какое-то объединяющее начало.

Ronald Baker

Продолжил первый вечер фестиваля американский трубач и вокалист Рональд Бейкер (Ronald Baker) с Биг-бэндом Башкирской государственной филармонии под управлением Олега Касимова. К слову, Бейкер не впервые выступал в Уфе: ещё в 2018 году — на Международном фестивале искусств «Сердце Евразии», а в 2020 — в Большом зале филармонии с тем же составом. Музыкант родился в США и окончил консерваторию в Оберлине (Огайо), затем переехал во Францию, где довольно скоро получил известность и организовал собственный квинтет. Рональд Бейкер играет и поёт в лучших традициях джазового мэйнстрима, с хорошим стилистическим чувством и вполне традиционным свингом. Стиль его игры на трубе нередко сравнивают со стилями Роя Элдриджа, Майлза Дэйвиса или Чета Бейкера, благодаря ясному, певучему саунду. Если же говорить о его певческой манере, здесь заметно влияние таких вокалистов, как Эдди Джефферсон, Эл Джарро и Джордж Бенсон — бесспорно прекрасные творческие ориентиры. Уфимской публике был представлен небольшой сюрприз: одну композицию Рональд Бейкер исполнил в дуэте с известным петербургским пианистом Алексеем Черемизовым, который ездит по городам их совместного с Рональдом российского тура.

Seven Note Collective
Seven Note Collective

Вероятно, желание сказать что-то новое, что-то своё сейчас стало своего рода трендом, поскольку второй день фестиваля открыла команда, представившая на суд уфимцам также авторскую (ну, почти!) программу. Это был своеобразный микс на стыке современных музыкальных явлений: фьюжн, «современного джаза», фанка и фанк-рока. Группа молодых музыкантов из Екатеринбурга Seven Note Collective была создана в 2020 году с конкретной целью — участие в профессиональных конкурсах с собственным авторским материалом. «Коллектив семи нот» состоит, соответственно, из семи музыкантов: Дарина Шиляева — флейта, Филипп Даньшов — альт-саксофон, Павел Чемалтдинов — баритон-саксофон, Виктор Дюдяев — бас, Сергей Чернышёв — гитара, Анастасия Шпилёва — фортепиано, клавишные, Анастасия Бова — ударные.

Seven Note Collective и ведущий фестивальных концертов Кирилл Мошков
Seven Note Collective и ведущий фестивальных концертов Кирилл Мошков

Команда стала одним из открытий Третьего всероссийского конкурса авторского джаза, учреждённого екатеринбургским джаз-клубом EverJazz: он прошёл перед самым «локдауном», 27 февраля прошлого года. Все авторские композиции с весьма выразительными названиями (к примеру, «Смирись!»), что были представлен на фестивале «Розовая Пантера», принадлежат перу пианистки Анастасии Шпилёвой. Слушая этот коллектив, невольно заражаешься драйвом, которым они щедро делились со зрителем.

Продолжил вечер бразильский мультиинструменталист, музыкант, композитор и вокалист Жоандер Сантос (Joander Santos). «Посол бразильской музыки в России» учился в консерватории Карлос-де-Кампос, считающейся одной из лучших в Латинской Америке. Параллельно работал сессионным музыкантом в разных джазовых коллективах и собрал собственную группу, выпустив первый альбом. В дальнейшем Жоандер выступал на лучших клубных и концертных площадках Бразилии, участвовал в международных конкурсах и фестивалях, гастролировал по Латинской Америке, Европе и Африке.

Жоандерс Сантос и Олег Касимов
Жоандерс Сантос и Олег Касимов

В Уфе он выступал с Биг-бэндом филармонии под управлением Олега Касимова. Очень аутентично прозвучало исполнение «One Note Samba» (точнее, «Samba de uma nota so»), особенно если сравнивать его вариант с прозвучавшей накануне версией Дональда Бейкера на английском, а «Girl from Ipanema» (ну, конечно же, «Garota de Ipanema»!) на португальском звучала так, будто её спел сам Антонио Карлос Жобим или Жуан Жильберту. Как мне стало известно позднее, Жоандер спел один куплет и по-русски, но это осталось незамеченным — вероятно, в связи с его природной бразильской фонетикой!

Жоандер Сантос и Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии
Жоандер Сантос и Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии

Но совершенно покорил публику этот удивительно светлый, жизнерадостный и зажигательный бразилец, когда спел красивую песню Микаэла Таривердиева «Я спросил у ясеня» в стиле босса-новы. Его музыка захватывает и буквально заряжает невероятной энергетикой. Кстати, аранжировки для сопровождавшего его выступление Биг-бэнда филармонии Жоандер написал сам!

Признаться, мне довольно непросто говорить в сдержанно-чопорном тоне о хэдлайнере заключительного дня и всего фестиваля в целом. Олег Аккуратов, как справедливо пишут о нём многие русскоязычные сайты, человек-сенсация, абсолютно уникальный музыкант: он пианист и певец, виртуозно играет академический репертуар и вдохновенные джазовые импровизации. Жизнь его складывалась непросто, но настоящей, на мой взгляд, творческой удачей стало его сотрудничество с народным артистом России Игорем Бутманом. В 2014 году он выступал на Церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи, в 2018 году занял второе место на престижном Международном конкурсе джазового вокала им. Сары Воэн в Вашингтоне и принял участие в «Глобальном концерте» Международного дня джаза в Санкт-Петербурге.

Олег Аккуратов и Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии
Олег Аккуратов и Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии

Конечно же, нам повезло — целое отделение мы могли наслаждаться творчеством этого удивительного музыканта. Начать с «Cantaloupe Island», чтобы вплести туда тему «Pink Panther» (когда-то — титульной темы фестиваля «Розовая пантера»), или в мелодию из «Ну, погоди!» — башкирскую народную песню «Гульназира»… Бибоповые линии и порхающие пальцы (невольно вспоминается Юйцзя Ванг — «летающие пальцы»!) в импровизациях на рояле, приятный тембр голоса и красивая, убедительная фразировка в вокале; но и это ещё не всё: Олег отлично работает с залом, обаятельно и бесконечно шутит на двух языках. Однако окончательно сразило всех невероятно трогательное, практически до слёз, исполнение песни Рима Хасанова «Уфимские липы», которую, как выяснилось, он выучил буквально накануне ночью! Почти неуловимо изменив гармонию, но удивительнейшим образом сохранив характерную для языка фразировку, Олег вдохнул в эту песню абсолютно новый, сокровенный смысл.

Что же касается этого слегка подзабытого приёма — цитировать то Листа с Рахманиновым, то русские и татарские народные песни — то здесь всё возможно для Олега Аккуратова, как мне кажется, потому, что музыка для него — нечто единое. Нам привычнее её структурировать, разложить по полочкам, а этот гений просто купается, живёт в ней, ощущая, вероятно, всю не вполне ведомую нам полноту этого искусства. Он и завершил своё отделение, заявив свинговую тему, начав в латиноамериканском ритме и попутно пройдясь по всем значимым и ярким джазовым стилям.

Олег Аккуратов (фото © Башинформ)
Олег Аккуратов (фото © Башинформ)

Мне удалось получить краткий комментарий от Олега Аккуратова по поводу фестиваля и его в нём участия:

— Спасибо уфимцам за этот тёплый приём, фестиваль просто колоссальный! Особенно меня тронула реакция на песню «Уфа юкэлэрэ» («Уфимские липы» — А. С.). Зал неистовствовал! Буквально с первых нот все узнали эту песню, и мне очень нравится, что вы оценили мой труд и моё творчество.

И традиционно второе, закрывающее фестиваль отделение прошло в виде маленького гала-концерта, или своего рода джем-сешна (jam session) со всеми гостями «Розовой Пантеры», кто смог остаться в Уфе до завершения праздника.

Хочется отметить очень разнообразную стилистически, и безошибочно выбранную художественным руководителем народным артистом Башкортостана Олегом Касимовым программу фестиваля: был представлен и башкирский джаз, и молодые исполнители, и мэйнстрим с носителем традиции, и аутентичная босса-нова, и один из лучших представителей российской джазовой сцены. Весь этот джазовый праздник был бы невозможен без главного хэдлайнера «Розовой Пантеры» — Эстрадно-джазового оркестра (биг-бэнда) филармонии, который на протяжении всех трёх вечеров буквально не сходил со сцены.

И конечно же, умение проводить фесты — это особое искусство конферанса. Что же ещё было нового в нынешней «Розовой Пантере»? Впервые на всех концертах фестиваля в качестве ведущего выступил российский журналист, джазовый обозреватель, главный редактор журнала «Джаз.Ру», преподаватель Академии джаза (Москва) — человек энциклопедических знаний в истории джаза (и российского в том числе), потрясающий лектор и рассказчик Кирилл Мошков.

Не секрет, что «Розовая Пантера» — далеко не первый и не единственный джазовый фестиваль, в котором он участвует в качестве ведущего, потому я решила узнать его мнение об этом. Ну и, конечно же, было интересно интервьюировать того, кто обычно сам задаёт вопросы музыкантам и пишет о них разного рода материалы.

Автор репортажа и Кирилл Мошков за сценой фестиваля
Автор репортажа и Кирилл Мошков за сценой фестиваля

Что отличает уфимский фестиваль от фестивалей других российских городов?

— У фестиваля в каждом городе, как правило, есть свое лицо, и «Розовая Пантера» не исключение. Здесь есть, прежде всего, свой house band, который каждый вечер находится на сцене и играет с приглашёнными солистами. Солистам предлагается прислать ноты, подготовить музыку, программу для исполнения. По нынешним временам, это не так часто бывает, чтобы у фестиваля был собственный оркестр, более того — и всё реже случается. Башкирской государственной филармонии удалось сохранить такой формат и приспособить весь фестиваль к этому формату, что и отличает его от других. Если же говорить об оценочной стороне, то в данном конкретном случае именно это и хорошо, потому что оркестр — очень ответственный. Иногда бывает так, что в оркестре сидят эдакие профессионалы «с холодным носом», которые приходят на работу, чтобы отработать положенные часы, и стремятся скорее домой — отдыхать и собственно жить настоящей жизнью. Скорее, сложилось впечатление, что большинство тех, кто работает в оркестре, именно этим и живёт — что они, попросту говоря, любят музыку! И, конечно, в этом большая заслуга руководителя: хорошо, что Олег Касимов именно такой, он будто один из оркестрантов — выходит, сам играет соло. Он воспринимает себя как часть оркестра, а не как начальника-звезду, при котором есть оркестр (как это, что греха таить, нередко бывает с некоторыми другими бэндлидерами, в особенности при государственных учреждениях). Вероятно, поэтому в таком формате ему удаётся сделать совершенно конкурентоспособную, высококачественную музыкальную ткань с гостями, и это очень дорогого стóит.

Хотели бы выделить кого-то из артистов?

— Весь «состав» приглашённых солистов интересен: и Рональд Бейкер, как носитель традиции, знающий мэйстримовую стилистику, и Жоандер Сантос, как носитель совсем другой, латиноамериканской традиции; мне приятно было, как я уже говорил со сцены, представлять молодой екатеринбургский коллектив на этом фестивале, ведь в своё время, услышав их на конкурсе, я рекомендовал их для участия на международном форуме Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге; я очень уважаю то, что делает Ирина Остин, а именно — авторскую программу, её материал очень интересен; Олег Аккуратов — абсолютный уникум, таких людей действительно мало, и, по моему мнению, Уфе невероятно повезло, что он выступил именно с оркестром, ведь это придало ему обрамление большого джазового артиста. Я уверен, что фестиваль «Розовая Пантера» можно поздравить с большим успехом!

Джем в клубе «Крупа»: на тенор-саксофоне солирует художественный руководитель фестиваля Олег Касимов
Джем в клубе «Крупа»: на тенор-саксофоне солирует художественный руководитель фестиваля Олег Касимов

Вся джазовая уфимская тусовка, конечно же, помнит традиционные джемы после каждого концертного дня. К сожалению, в этом году Уфимский джаз-клуб, все последние годы радушно принимавший музыкантов на эти джемы, по-прежнему закрыт на карантин. Но спасибо музыкальному клубу «Крупа», где все три дня проходили джемы — а ведь без них, как известно, не бывает настоящего джаза.

От всей души пожелаем удачи фестивалю, чтобы радовал нас каждый год новыми открытиями в бесконечном океане джаза!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.