Пианист Бенито Гонсалес: мировая премьера альбома «Sing to the World» на лейбле Rainy Days в России

0
Benito Gonzalez (photo © Evgeny Petrushansky)
Benito Gonzalez (photo © Evgeny Petrushansky)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

14 мая 2021 на российском лейбле Rainy Days Records выходит альбом «Sing to the World», который записал выдающийся американский джазовый пианист родом из Венесуэлы — Бенито Гонсалес (Benito Gonzalez).

Обложка альбома
Обложка альбома

Альбом состоит из десяти треков, из которых сам Бенито написал музыку к восьми. Один трек — пьеса покойного трубача Роя Харгроува; ещё один написал барабанщик Джефф «Тэйн» Уоттс (Jeff “Tain” Watts). Тэйн — один из двух барабанщиков на альбоме: он играет в четырёх треках из 10, а на шести других на ударных играет российский музыкант Саша Машин. В работе над альбомом также приняли участие два трубача — молодая звезда Джош Эванс (Josh Evans) в одном треке и маститый Николас Пэйтон (Nicholas Payton) в четырёх других, два контрабасиста — Крисчен Макбрайд (Christian McBride) в девяти треках и Эссиет Окон Эссиет (Essiet Okon Essiet) ещё в одном. Наконец, в первом треке, «Звуки свободы», звучит альт-саксофон ещё одного музыканта — Макара Кашицына. Только пианист во всех треках один — сам Бенито Гонсалес.

Это международный релиз, который сразу будет представлен и на российском, и на американском, и вообще на всемирном рынке. Сразу нужно поздравить базирующийся в Санкт-Петербурге лейбл с этим фактом: с таким размахом российские звукозаписывающие компании работают нечасто.

Саша Машин, Крисчен Макбрайд, Бенито Гонсалес в студии Big Orange Sheep, Нью-Йорк
Саша Машин, Крисчен Макбрайд, Бенито Гонсалес в студии Big Orange Sheep, Нью-Йорк

Бенито Гонсалес, артист-эндорсер фортепианной компании Steinway & Sons, ещё не так давно считался молодым, многообещающим пианистом. Но время идёт: прямо в день выхода альбома артисту исполняется 45. О нём заговорили 15 лет назад, когда он победил в США в престижном конкурсе Great America Jazz Piano Competition. К тому моменту Гонсалес уже несколько лет жил в Северной Америке — сначала в Вашингтоне, затем в Нью-Йорке. Но теперь — после семи лет гастролей с ансамблем саксофониста Кенни Гарретта (в составе которого Бенито стал двукратным номинантом на премию «Грэмми») и теперь уже более двух лет работы в качестве музыкального директора и пианиста группы легендарного новатора джазового саксофона Фароа Сандерса — он уже признанный мастер. Тем более, что новая работа, «Пой миру» — его пятый авторский альбом. Сам Бенито считает, что лучший.

Альбом был записан в бруклинской студии Big Orange Sheep (звукоинженер Крис Бенхэм). Сведение и мастеринг выполнил в Нью-Йорке на студии Systems Two звукорежиссёр Майк Марсиано. Музыкальным продюсером выступил сам пианист, его сопродюсером — барабанщик Саша Машин, а исполнительным продюсером альбома стал глава Rainy Days Records Евгений Петрушанский.

Николас Пэйтон на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)
Николас Пэйтон на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков об альбоме:

Особняком, как верстовые столбы, стоят в альбоме три баллады — посвящение Рою Харгроуву (написанный им, но никогда не записанный автором при жизни третий трек, в котором солирует неподражаемый Николас Пэйтон); авторская пьеса Гонсалеса «Приношение» («Offering»), сыгранная в трио с Макбрайдом и Уоттсом, где барабанщик демонстрирует не обычный для себя грувовый «замес», а тонкие полиритмические фигурации, а контрабасист играет лиричное яркое соло; и нежнейшая «412», которую написал — как ни странно — тот же барабанщик Тэйн Уоттс. Остальное — авторский материал Бенито Гонсалеса: современный модерн-джаз, густо замешанный на афроамериканском наследии («я люблю, когда люди приплясывают под музыку», поясняет он в своих заметках к альбому) и настолько изощрённый, интенсивный, напористый и виртуозный, что в отдельных моментах может с непривычки и дух захватить.

Интересно, как в альбоме пересекается и ведёт за собой слушательскую драматургию игра двух контрастно разных барабанщиков, которые в окончательном треклисте альбома чередуются в причудливом порядке: Тэйн Уоттс играет во втором, четвёртом, пятом и восьмом треках, а в остальных задействован Саша Машин. Тэйн — это физическая мощь, хтоническая стихия нью-йоркского «замеса», огромная интенсивность удара (ну, если не считать баллад). Саша — хлёсткость, чёткость, огромная подробность в проработке мелких длительностей, никакого нутряного хаоса, всё захватывающе логично и настолько детализировано, что его продолжительное, головокружительно эмоциональное соло в девятом треке, «Flatbush Avenue» (посвящение улице в Бруклине, где живёт Гонсалес) с участием юного мастера джазовой трубы Джоша Эванса, ощущается как одна из драматургических вершин альбома. Удивительно, как оба они по-своему работают с тектонически мощным контрабасистом Крисченом Макбрайдом — настолько по-своему, что Макбрайд пластично образует с каждым из них совершенно разный грув, хотя везде остаётся узнаваемым упругим и напористым Макбрайдом, и его мелодичные, но настойчивые соло и страшно моторные басовые линии ухватисто ложатся как в ту, так и в другую барабанную фактуру.

Тэйн Уоттс на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)
Тэйн Уоттс на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)

Но лидер здесь, конечно же, сам Бенито Гонсалес, ему принадлежат и основные вершины в звуковой драматургии этой работы, да и сама эта драматургия: хотя Саша Машин выступил как сопродюсер альбома, основным музыкальным продюсером заявлен Бенито, и «Пой миру» — безусловно его авторская работа от начала и до конца.

Бенито Гонсалес на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)
Бенито Гонсалес на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)

В своих заметках к альбому Бенито Гонсалес неоднократно упоминает Маккоя Тайнера — пианиста легендарного квартета Джона Колтрейна. Маккой был первым джазовым пианистом, повлиявшим на юного Бенито ещё в Каракасе, столице Венесуэлы, где Гонсалес вырос. Бенито помнит первый трек Колтрейна, на котором услышал игру Маккоя — «Afro Blue» — и рассказывает об охватившем его тогда понимании, что он хочет научиться играть вот в точности так же. На своём предыдущем альбоме, посвящённом Тайнеру («Passion Reverence Transcendence», Whaling City Sound, 2018), он доказал, что научился — и тем произвёл хорошее впечатление на самого Маккоя, который удостоил Бенито трёхчасовой личной встречи. Мало того, когда в 2020 году вышел второй авторский альбом барабанщика Саши Машина «Happy Synapse», на нём был трек-посвящение Маккою Тайнеру, который ушёл из жизни 6 марта 2020 года — «Сулайман Сауд» (мусульманское имя Маккоя), пьеса, которую написал трубач Джош Эванс; и Бенито Гонсалес играл в этом треке — как, собственно, и на всех остальных треках альбома Машина.

Бенито Гонсалес на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)
Бенито Гонсалес на записи альбома (фото © Евгений Петрушанский)

У Гонсалеса и Машина вообще, надо сказать, между собой сложилась интересная — как говорят американские музыканты — «химия»: у них достаточно контрастная энергетика — могучее туше, жёсткая атака и по-тайнеровски головокружительная аккордика у Бенито, хлёсткая и упругая детальность у Саши — и в рамках этой контрастности пианист и барабанщик пряно, даже пикантно дополняют друг друга. С особенной ясностью это слышно в пьесе «Colors», финальном треке нового альбома Бенито Гонсалеса «Sing to the World». Эта пьеса записана в составе фортепианного трио: Гонсалес, Машин и могучий Макбрайд — и это настолько захватывающая и убедительная композиционная и энергетическая точка в новом альбоме, если рассматривать его не просто как набор треков, но как цельное произведение, что точка эта разом придаёт завершённость и, не побоюсь этого слова, окончательность всему высказыванию.

Добавить к этому высказыванию нечего: его можно только, передохнув и осмыслив, повторить — как минимум чтобы разобраться во всех сплетениях энергетических и композиционных токов этой незаурядной работы. Ну и, конечно, чтобы получить от неё удовольствие — как интеллектуального характера, так и чисто физического: Бенито Гонсалес не просто так упоминает в своих заметках опору на ритм, на побуждение слушателя к физическому движению — он этим альбомом действительно это побуждение вызывает.

АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ И ФИЗИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ:

Bandcamp (цифровой альбом, винил и CD) | трейлер на YouTube | CD для покупателей в России | Apple Music | Spotify | Deezer

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.