Клуб JFC отметил 30-летие на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге

0
Концерт-церемония «JFC на Новой» 13 апреля 2024
Концерт-церемония «JFC на Новой» 13 апреля 2024
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

13 апреля в Санкт-Петербурге отметил 30-летие джазовый клуб JFC. Пять лет назад, когда эта площадка отмечала 25-й день рождения, санкт-петербургская журналистка Яна Кобзева подробно изложила для «Джаз.Ру» историю клуба. Перечитывая её, мы понимаем, что отмечается, строго говоря, 30-летие прихода арт-директором в тогдашний «Новый джазовый клуб» пианиста Андрея Кондакова: тогда, в 1994-м, клуб работал совсем в другом месте, по нынешнему адресу Шпалерная, 33 въехал совсем под другим названием в 1996-м, название JFC появилось ещё позже, а нынешняя расшифровка Jazz Friends Club — и вовсе несколько лет назад. Но это не главное. Главное — идея клуба, которую выработало его ядро: арт-директор Андрей Кондаков, выдающийся российский джазовый композитор и пианист, и два управляющих партнёра — Феликс Народицкий и Виталий Юденок. Это и есть JFC, где бы он ни находился, и именно это ядро отмечало 30-летие проекта 13 апреля на Новой сцене Александринского театра, которая вмещает раз в 10 больше слушателей, чем маленький зальчик JFC, и всё равно была набита битком. Концерт представлял собравшимся генеральной продюсер Новой сцены Александр Малич.

Александр Малич (фото © Евгения Боргардт)
Александр Малич (фото © Евгения Боргардт)

Первое отделение, «Импровизация без границ», представило часть обширного круга проектов с участием арт-директора клуба: символичным образом концерт открыл своим соло барабанщик трио Андрея Кондакова — Гарий Багдасарьян, который играл и на самой первой сцене нынешнего JFC 30 лет назад.

Гарий Багдасарьян (фото © Евгения Боргардт)
Гарий Багдасарьян (фото © Евгения Боргардт)

Логичным образом вослед явилось и само трио: Андрей Кондаков за фортепиано и Владимир Волков с контрабасом.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Трио Андрея Кондакова (фото © Евгения Боргардт)
Трио Андрея Кондакова (фото © Евгения Боргардт)

А затем на сцене произошла стремительная трансмутация: трио Кондакова с участием Волкова сменило ещё одно трио с участием Кондакова и Волкова.

Вячеслав Гайворонский (фото © Евгения Боргардт)

Это было работающее на мировой джазовой сцене уже более 20 лет Трио ГКВ, Гайворонский–Кондаков–Волков: трубач Вячеслав Гайворонский, пианист Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков.

Андрей Кондаков  (фото © Евгения Боргардт)
Андрей Кондаков (фото © Евгения Боргардт)

Впрочем, трио ГКВ, в соответствии с эзотерическими петербургскими традициями, состояло в этот вечер не из трёх (как ему положено), а из четырёх музыкантов.

Андрей Кондаков, Владимир Волков (фото © Евгения Боргардт)
Андрей Кондаков, Владимир Волков (фото © Евгения Боргардт)

С трио играл специальный гость — москвич Пётр Ившин, один из самых универсальных, ярких и свободных барабанщиков российского джаза последних десятилетий.

Пётр Ившин (фото © Евгения Боргардт)
Пётр Ившин (фото © Евгения Боргардт)

В большом сборном юбилейном концерте главное — не переиграть. Первое отделение идеально соответствовало этому принципу: была показана многообразная, тонкая, умная и захватывающая музыка, и было её ровно столько, чтобы хотелось слушать ещё. Непростое отделение, которое просто в силу обширности талантов участвовавших артистов оказалось идеально доступно аудитории, хотя прозвучавшая музыка находилась далеко за пределами джазового мэйнстрима.

Йоэль Гонсалес открывает второе отделение на hang drum (фото © Евгения Боргардт)
Йоэль Гонсалес открывает второе отделение на hang drum (фото © Евгения Боргардт)

Второе же отделение, «Латиноамериканская история JFC», было иным. JFC с самого начала своей истории активно сотрудничал с музыкантами, продвигавшими на петербургской сцене латиноамериканские направления джаза. И у этих музыкантов есть неоспоримый лидер, живущий в культурной столице России уже три десятилетия кубинский перкуссионист и барабанщик Йоэль Гонсалес. Именно он представлял второе отделение, собрав на сцене интернациональный состав с российским (вибрафонист Алексей Чижик и флейтистка Ирина Шарф), кубинским (все остальные) и, на последней пьесе, бразильским участием (вокалист Саул Тупи).

Saul Tupi (фото © Евгения Боргардт)
Saul Tupi (фото © Евгения Боргардт)

В основе состава был проект Йоэля под названием Philoritmica: сам он на ударной установке, Гильермо Рейес на гитаре-трес, Владимир Планас на конгас, Иван Гуардиола на саксофоне и бас-гитарист Луис Адриан Менесес.

Philoritmica и Алексей Чижик (фото © Евгения Боргардт)
Philoritmica и Алексей Чижик (фото © Евгения Боргардт)

Куба и Бразилия — два ритмических и эстетических полюса латиноамериканской музыки, и в последнем номере они сплелись в тесном объятии: это была «Mas Que Nada», среди русских музыкантов обычно именуемая «Машке надо», но в данном случае прозвучавшая с аутентичным португальским текстом в усреднённой поп-самба-фьюжн версии, далёкой и от оригинала Жоржи Бена, и от популярной джазовой версии Сержио Мендеса, и от других популярных версий, имя же им легион — зато бесконечно близкой максимально широкой публике, даже если она пришла на юбилей джазового клуба и в первом отделении заявила понимание и сопричастность самой современной и передовой джазовой тенденции. Публика приняла бразильско-кубинскую кульминацию как родную, тем более что Алексей Чижик своими эффектными соло на вибрафоне настойчиво тянул эту латинскую поп-стихию на джазовую сторону: велика объединяющая сила джазового искусства!

Алексей Чижик (фото © Евгения Боргардт)
Алексей Чижик (фото © Евгения Боргардт)

Автор этих строк был чрезвычайно тронут предложением приветствовать юбилей клуба со сцены от лица (большая честь!) всей российской джазовой общественности, что и было мною проделано в начале третьего отделения, когда на сцене появился Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова.

Кирилл Мошков: поздравление от российского джазового сообщества

Это, строго говоря, студенческий оркестр слушателей эстрадного отделения Санкт-Петербургского музыкального училища им. Мусоргского, но звучит он по-взрослому профессионально, имеет в составе ряд ярких солистов (автора особенно впечатлила, и уже не впервые, альт-саксофонистка Полина Ильина) и квалифицированно поддерживал многочисленных звёзд петербургской сцены, которые присоединялись к нему на протяжении всего отделения.

Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (фото © Евгения Боргардт)
Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (фото © Евгения Боргардт)

Надо отметить удивительную хватку артистичного Сергея Богданова, который умело делает из выступления отлично звучащего молодёжного оркестра настоящее шоу.

Сергей Богданов (фото © Евгения Боргардт)
Сергей Богданов (фото © Евгения Боргардт)

Были тут и популярный вокалист Билли Новик, вместе с арт-директором своего клуба The Hat Александром Буткеевым приветствовавший дружественный клуб JFC и затем спевший джазовый стандарт под фортепианный аккомпанемент Андрея Кондакова (это, кстати, был первый случай в истории, когда Билли и Андрей выступали вместе!), и опытнейший контрабасист Григорий Воскобойник, экспертно сыгравший роль и музыку Чарлза Мингуса.

Билли Новик (фото © Евгения Боргардт)
Билли Новик (фото © Евгения Боргардт)
Андрей Кондаков (фото © Евгения Боргардт)
Андрей Кондаков (фото © Евгения Боргардт)

Был и вставной номер, исполнение песенки The Beatles под аккомпанемент двух акустических гитар — и это было совершенно уместно, потому что пела Марина Капуро, которая регулярно выступает в JFC с фолк-программами. Была и яркая, страстная Лера Гехнер, которая так эффектно спела с Mussorgsky Jazz Orchestra номер из репертуара Дайны Вашингтон «I’m Mad About The Boy», что в воздухе повис вопрос настоятельной необходимости хотя бы временного вывода певицы из эйсид-фьюжн поля в область джазового мэйнстрима посредством создания биг-бэндовой программы — Лера своим выступлением отчётливо заявила, что такая программа стала бы настоящей бомбой!

Лера Гехнер (фото © Евгения Боргардт)
Лера Гехнер (фото © Евгения Боргардт)
Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (фото © Евгения Боргардт)
Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (фото © Евгения Боргардт)

В финальной «Night Train» с оркестром ярко и стильно сыграл теноровое соло руководитель «Ленинградского диксиленда» Олег Кувайцев.

Олег Кувайцев (фото © Евгения Боргардт)
Олег Кувайцев (фото © Евгения Боргардт)

Заслуженный артист к тому же воплотил, к общему удовольствию, старую традицию джаз-клуба «Квадрат», предусматривавшую создание и зачитывание со сцены юбилярам уморительного стихотворного «адреса» — рукописный листок с оригиналом этого опуса был тут же подарен управляющим партнёрам JFC Феликсу Народицкому и Виталию Юденку, которые, не сходя с места, поклялись страшною клятвой отсканировать этот драгоценный документ и передать его вашему корреспонденту для коллекции Центра исследования джаза, на каковом слове я их настоятельно ловлю.

Управляющие партнёры JFC Виталий Юденок и Феликс Народицкий слушают приветственную поэму Олега Кувайцева (фото © Евгения Боргардт)
Управляющие партнёры JFC Виталий Юденок и Феликс Народицкий слушают приветственную поэму Олега Кувайцева (фото © Евгения Боргардт)

Планировались выступления Игоря Бутмана и Давида Голощёкина, но по вполне уважительным причинам народные артисты вынуждены были ограничиться видеопоздравлениями, звучавшими на мультимедийных системах в фойе Новой сцены.

Easy Winners
Easy Winners

Там же, в фойе, «на вход гостей» и затем в первом антракте играл яркий ансамбль традиционного джаза Easy Winners, который уже много лет несёт знамя диксилендового искусства по всему Санкт-Петербургу, а склонность посетителей к созерцанию прекрасного была приятно взбудоражена небольшой выставкой живописи и графики, созданной музыкантами, постоянно выступающими в JFC, и даже сотрудниками клуба — для собравшихся небольшую экскурсию по этой выставке компетентно провёл контрабасист Владимир Волков.

Владимир Волков представляет выставку в фойе (фото © Евгения Боргардт)
Владимир Волков представляет выставку в фойе (фото © Евгения Боргардт)

Выставку «Вне сцены» курировала продюсер концерта Яна Кобзева; впоследствии выставка была перенесена в пространство Zarenkov Gallery, где и продолжалась до финисажа 20 апреля.

Яна Кобзева в Zarenkov Gallery
Яна Кобзева в Zarenkov Gallery

А самым трогательным моментом стало показанное в начале концерта на экране зала Новой сцены видеоприветствие от Владимира Борисовича Фейертага. Планировалось, что патриарх российского джазового сообщества станет одним из специальных гостей юбилейного концерта. Увы, не случилось: 4 апреля в Санкт-Петербурге 92-летнего мастера проводили в последний путь, но видеть его в юбилейный вечер на большом экране живым, искрящимся энергией и бесконечно мудрым было очень важно — он говорил наверняка примерно то, что сказал бы и со сцены, делясь своей любовью к JFC как клубу, как сообществу друзей джаза (недаром в последние годы название клуба расшифровывается как Jazz Friends Club) и как бы напоминал нам, что 7 мая в JFC состоится однодневный фестиваль «Мы помним Фейертага».

Финал юбилейного концерта (фото © Евгения Боргардт)
Финал юбилейного концерта (фото © Евгения Боргардт)

Автор выражает глубокую признательность организаторам юбилейного вечера, прежде всего продюсеру концерта Яне Кобзевой и арт-директору JFC Андрею Кондакову, за приглашение в Санкт-Петербург и возможность приветствовать юбиляров со сцены. Долгих лет активной творческой работы легендарному клубу!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМой Фейертаг. Джазовое сообщество вспоминает Владимира Борисовича: часть 1
Следующая статьяВойти в «Поток»: гитарист Евгений Побожий и Evgeny Pobozhiy Orchestra выпустил альбом «Stream»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя