Четверть века «Клубу друзей джаза»: петербургский JFC Jazz Club подводит итоги юбилейного года

0
JFC Jazz Club
JFC Jazz Club

В апреле 2019 года исполнилось 25 лет легендарному петербургскому джаз-клубу JFC. Jazz Friends Club (так теперь расшифровывается его название) — культовое петербургское место для ценителей джаза, клуб с богатейшей историей, творческая лаборатория, открытая всем стилям и направлениям джазового искусства. Четверть века назад JFC стал одним из первых в России клубов, стремившихся к максимальному разнообразию репертуара и высокому качеству звучащей в нём музыки. Все это время бессменными ключевыми фигурами клуба оставались управляющие партнеры Феликс Народицкий и Виталий Юденок, а также арт-директор — прославленный джазовый пианист и композитор, продюсер Андрей Кондаков.

В начале 90-х годов вариантов достойно провести вечер в джазовом формате в Петербурге было немного. Престижно было отметиться в Филармонии джазовой музыки на Загородном проспекте, которая и по сей день ежевечерне представляет прекрасные программы классического и традиционного джаза. Место строгое не только в плане стилистики, но и правил поведения (даже фантиком во время концерта не прошуршать). Старейший джаз-клуб «Квадрат» с плавающей пропиской (он сменил множество адресов) до открытия Филармонии джазовой музыки был, в сущности, единственной институцией в городе, где проходила регулярная концертная и просветительская деятельность в области джаза. «Квадратные» фестивали, концерты и заседания клуба филофонистов, а также незабвенный фестиваль Владимира Фейертага «Осенние ритмы» создали прочную основу для того, чтобы джаз крепко пустил корни на берегах Невы.

Игорь Бутман в JFC (фото © Вадим Корнеев)
Игорь Бутман в JFC (фото © Вадим Корнеев)

Однако джазовая история города в середине 90-х была на пороге нового этапа. Открывались и закрывались джазовые точки в разных районах города. Казалось, призрак многоликого современного джаза искал место постоянного пристанища, а джазовое сообщество города грезило о новом демократичном клубе с хорошим звуком, знаменующем новую ступень в развитии джазовой культуры Петербурга. Витающую в воздухе идею подхватили Феликс Народицкий и Виталий Юденок, выпускники музыкального училища имени Римского-Корсакова по классу трубы. Все началось с серии джазовых концертов в ДК связи (арт-клуб «Окошки») на Большой Морской улице, а затем в здании Театра Кукол на территории Таврического сада сформировалась основа нынешнего «JFC джаз-клуба». Сумрачное помещение с непростой акустикой, украшенное массивными бархатными портьерами, без полноценного бара и отопления в осенне-зимний период не внушало оптимизма, но правильно составленная программа искупала всё.

На начальном этапе концерты не были увязаны в какую-то определенную концепцию. Главными резидентами нового образования стали блюзовый гитарист Валерий Белинов и его постоянные партнеры по группе Belinov Blues Band басист Олег Тархов и барабанщик Гарий Багдасарьян, а также вокальная группа Digest. Трубач Борис Романов и саксофонист Валерий Зуйков взяли под крыло молодое поколение джазменов, среди которых были контрабасист Руслан Хаин, трубач Иван Васильев, барабанщик Саша Машин, саксофонист Дмитрий Баевский.

Октябрь 1996, Новый джаз-клуб. Стоят: гитарист Валерий Белинов, барабанщик Гарий Багдасарьян, трубач Иван Васильев, басист Владимир Кольцов-Крутов. Сидит альт-саксофонист Женя Стригалёв.
Октябрь 1996, Новый джазовый клуб в Таврическом саду. Стоят: гитарист Валерий Белинов, барабанщик Гарий Багдасарьян, трубач Иван Васильев, басист Владимир Кольцов-Крутов. Сидит альт-саксофонист Женя Стригалёв.

В то время в Петербург из Петрозаводска перебрался пианист и композитор Андрей Кондаков. Основные его проекты на тот момент были связаны с московскими и европейскими клубами и фестивалями. Для освоения Петербурга нужна была стартовая площадка. Обосновался молодой композитор на Фурштатской улице и однажды во время прогулки наткнулся в Таврическом саду на закрепленный на дереве указатель с надписью «джаз-клуб». Следуя по стрелке, будущий бессменный арт-директор JFC вскоре оказался у ступеней заветного здания, где и повстречался с отцами-основателями. Изначально заведению было присвоено название «Новый джазовый клуб», каковым, впрочем, он и числится в официальных документах до сих пор. Работал клуб с четверга по воскресенье.

Саксофонист Анатолий Герасимов (1946-2013) и трубач Александр Фишер в JFC (фото © Вадим Корнеев)
Саксофонист Анатолий Герасимов (1945-2013) и трубач Александр Фишер в JFC (фото © Вадим Корнеев)

Альянс с Кондаковым подвигнул Феликса и Виталия всерьез задуматься о расширении репертуара и организации фестивалей для привлечения внимания прессы и культурных сообществ. Общими усилиями в период с 1994 по 1996 год удалось мощно заявить о новом клубе. Началось сотрудничество с культурными институтами, укрепилась тесная творческая связь с московским промоутером Николаем Дмитриевым, ветеранами петербургского джазового авангарда — трубачом Вячеславом Гайворонским и контрабасистом Владимиром Волковым, с московским валторнистом Аркадием Шилклопером, благодаря которым в клубе выступили многие авангардисты. Андрей Кондаков возглавил фестивальное движение.

Владимир Волков и Саинхо Намчылак на сцене JFC
Владимир Волков и Саинхо Намчылак на сцене JFC

Выход в газете «Saint-Petersburg Times» статьи журналиста Сергея Чернова под названием «Освобожденные джазовые ритмы в Таврическом саду» («Liberated jazz rhythms in the Tavrichesky Gardens») окончательно подтвердил статус заведения как клуба нового поколения, открытого любым творческим экспериментам в сфере импровизационной музыки. В статье один из музыкантов храбро заявил: «Здесь музыканты чувствуют себя не связанными никакими догмами… приятно, что никто не подбежит и не скажет, как мне играть». В то время это прозвучало очень смело.

Яна Радион и Ирина Зубарева на сцене JFC (фото © Вадим Корнеев)
Яна Радион и Ирина Зубарева на сцене JFC (фото © Вадим Корнеев)

Вот выдержка из статьи под названием «Монополия на джаз» издания «Светский стиль» от 1994 года:

В открывшемся новом джазовом клубе и музыканты чувствуют себя свободно и зрители во время концерта могут обмениваться впечатлениями, курить, танцевать (какой ужас! — Авт.)

Вскоре клуб привлек внимание представителей бизнес-элит, и на горизонте появилась компания OLBI Jazz, которая по факту стала первым официальным партнёром мероприятий клуба, а впоследствии дала ему имя и обеспечила финансовые возможности для роста.

Алексей Кузнецов на сцене JFC (фото © Вадим Корнеев)
Алексей Кузнецов на сцене JFC (фото © Вадим Корнеев)

В 1995 году в силу некоторых обстоятельств клуб вынужден был искать новое помещение. Ключевую роль в решении этого вопроса сыграл Валерий Вячеславович Сапожников, занимавший в то время должность начальника Комитета по делам молодёжи Центрального района Санкт-Петербурга. На Шпалерную, 33 «Новый джазовый клуб» въехал уже под названием OLBI Jazz Club. Помещение унылого подросткового клуба чудесным образом преобразилось в место притяжения городского масштаба, о котором зашумели все прогрессивные средства массовой информации. Дизайн интерьера придумал Дмитрий Шарапов — художник и большой любитель джазовой музыки.

Дизайн интерьера клуба не меняется все 25 лет
Дизайн интерьера клуба не меняется все 25 лет

Новый петербургский клуб — это ежедневные концерты, отличная акустика и стильный дизайн. Кирпичная кладка, поблёскивающие металлические конструкции и лаконичная тёмная мебель оказались к лицу и вечерам фри-джаза, и программам, посвященным свингу или блюзу. Как незаметно клуб сменяет адреса и названия, как легко чувствуют себя слушатели, как ненавязчив стиль интерьера, так неожиданно и естественно появляются в афише имена, от которых захватывает дух.

Издание «Всюду жизнь» от 10 декабря 1996 г.

Вместимость клуба невелика, зато практически всегда аншлаг!
Вместимость клуба невелика, зато практически всегда аншлаг!

Первый концерт состоялся 12 апреля 1996, выступил легендарный британский саксофонист Билл Скит с трио Андрея Кондакова. Затем клуб закрылся на доработку и спустя несколько дней открылся окончательно. Далее стартовал трёхдневный церемониальный фестиваль на сцене Дома Кино и во Дворце на Литейном, и там выступили Алексей Козлов, Алексей Кузнецов, Давид Голощёкин, Игорь Бутман, Аркадий Шилклопер, Александр Старостенко, Оливье Кер-Урио, Валерий Зуйков, Кристиан Шойбер, Борис Вишневский и Кº, Роберт Пилякальнис.

1997, JFC Jazz Club: Эдди Гомес, Виталий Юденок, Ленни Уайт, Андрей Кондаков, Игорь Бутман, Феликс Народицкий
1997, JFC Jazz Club: на газетном фото Эдди Гомес, Виталий Юденок, Ленни Уайт, Андрей Кондаков, Игорь Бутман, Феликс Народицкий

Со времени основания в клубе выступило множество выдающихся звёзд мирового джаза: Рэнди Брэккер, Ленни Уайт, Эдди Гомес, Давид Санчес, Кортни Пайн (при содействии Марка де Мони и Британского совета), Гэри Бартц, Пол Болленбек, Кешаван Маслак, Фил Минтон, RinneRadio, Саинхо Намчылак, Вячеслав Ганелин, Аркадий Шилклопер, Билли Кобэм, Владимир Тарасов, Владимир Чекасин, Сергей Манукян, JD Walter, Дениз Перье, Оливье Кер-Eрио, Женя Стригалёв, Дэвид Фьюжинский и многие другие. Представляли свои программы Марина Капуро, Андрей Макаревич в творческом содружестве с Ильдаром Казахановым, Настасья Хрущёва, Владимир Пресняков-старший…

Владимир Борисович Фейертаг за личным столиком в JFC
Владимир Борисович Фейертаг за личным столиком в JFC

В стенах клуба Владимир Фейертаг и Андрей Кондаков инициировали международный проект «Интерджаз» с участием саксофонистов Игоря Бутмана и Райнера Витцеля, мастера игры на губной гармонике Оливье Кер-Урио, барабанщика Кристиана Шойбера и басиста Владимира Волкова, развились и укрепились Doo-Bop Sound Алексея Попова и Soft Emotions саксофониста Сергея Веренцова, квинтет Александра Беренсона и Николая Поправко, ансамбль Bright саксофониста Игоря Тимофеева, самобытный проект «Старый Карфаген» барабанщика и вокалиста Александра Старосельского и гитариста Ильдара Казаханова, группа «Без адреса» при участии басиста Андрея Светлова, «Ничей квартет», легендарное «Экстра Трио Плюс» Жени Стригалёва, Александра Машина, Григория Воскобойника и Николая Сизова, происходило становление саксофонистов Леонида Сендерского и Дмитрия Семёнова, групп Леры Гехнер и Эми Питерс. Первые концертные выступления Los Sobrosos Band и Ritmo Caliente состоялись именно здесь, на сцене JFC. Отдельную статью можно было бы написать о блюзменах, украшавших афишу клуба, и ещё одну — о его героях! Валера Лошманов, «дядя Валера», который в свое время работал в джаз-клубе «Квадрат» и всегда мог выйти на сцену и спеть блюз. Все эти годы просветительской деятельностью на базе JFC занимается коллекционер и большой ценитель джаза и импровизационной музыки Андрей Чмутин. Если вы ищете редкую запись или хотите уточнить сведения о каком-то проекте или музыканте, то вместо интернет-поиска лучше обратиться к Андрею, который в процессе задушевной беседы не только просветит вас по интересующему вопросу, но и расширит кругозор интересными фактами и новыми именами.

Андрей Кондаков и Владимир Волков на сцене JFC
Андрей Кондаков и Владимир Волков на сцене JFC

История «JFC джаз-клуба» пестрит не только именами, но и забавными историями. Одной из ярчайших страниц истории клуба безусловно явились два умопомрачительных концерта (как в американских клубах, когда в один вечер стоят два сета по отдельным билетам) звёздного квартета Blues For Four с участием Ленни Уайта, Игоря Бутмана, Эдди Гомеса и Андрея Кондакова в 1997 году. Вспоминаются забавные подробности этого события. С музыкантами договорились, рекламу сделали, только мало кто верил, что в камерном пространстве на улице Шпалерной, бывшем подростковом клубе, вдруг появятся живые Ленни Уайт и Эдди Гомес! Организаторы боялись, что никто не придёт, однако сарафанное радио сработало на отлично и, несмотря на опасения, в тот вечер во двор дома номер 33 набилось огромное количество народу — счастливого и вдохновленного. Вспоминаются ситуации, когда порой по вечерам отключали электроэнергию. При этом выступления не отменялись — музыканты спасали концерт с помощью акустических инструментов, а романтику создавали свечи.

Рэнди Бреккер на сцене JFC
Рэнди Бреккер на сцене JFC

Сегодня мы привыкли к тому, что джазовые коллективы стоят в концертной сетке самых престижных классических залов, но в Петербурге это было не всегда. Можно сказать, что JFC Jazz Club стал в каком-то смысле первопроходцем. Первое дерзкое мероприятие под кодовым названием «концерт после концерта» в рамках фестиваля «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» состоялось при полном аншлаге в Большом зале филармонии 16 апреля 2002 года. В 23:00 после выступления гениального пианиста Григория Соколова выступили саксофонист Рави Колтрейн, барабанщик Ральф Питерсон, саксофонист Игорь Бутман, контрабасист Дмитрий Колесник, гитарист Пол Болленбек и пианист Андрей Кондаков. Затем в разные годы были организованы «выездные» концерты и мероприятия в Эрмитажном театре, Академической Капелле, Учебном театре на Моховой, Малом зале Санкт-Петербургской Консерватории им. Глазунова и конечно же в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В расписании клуба стали появляться концерты звёзд классической музыки — здесь, например, выступил прославленный скрипач и дирижёр Сергей Стадлер.

Сергей Стадлер в JFC (фото © Вадим Корнеев)
Сергей Стадлер в JFC (фото © Вадим Корнеев)

Для автора этих строк «JFC джаз-клуб» — это первые шаги в продюсерской деятельности. Именно там я познакомилась с музыкой блюзового гитариста Валерия Белинова и в 1995 году спродюсировала альбом «Just Like I Play» группы Belinov Blues Band, в состав которой тогда входили Олег Тархов, Андрей Кондаков, Алексей Самарин и Гарий Багдасарьян. Альбом был записан на легендарной студии «Петромикс» и вышел на кассетах. Я была необычайно горда тем, что на пресс-конференции и презентации альбома в клубе «Сатурн» на Садовой улице присутствовали Владимир Фейертаг и Александр Кан.

Belinov Blues Band, 1995: Андрей Кондаков, Олег Тархов, с гитарой Валерий Белинов
Belinov Blues Band, 1995: Андрей Кондаков, Олег Тархов, с гитарой Валерий Белинов

Несколько лет назад клуб сменил смысловое название, оставив старую аббревиатуру. Если ранее название ассоциировалось с компанией-меценатом, то сейчас JFC расшифровывается как Jazz Friends Club. На сегодняшний день JFC — это место, куда приходит самая разнообразная публика, от пытливой молодёжи до бизнесменов, ценителей классики и снобов новой музыки.

20-летие клуба (2014)
20-летие клуба (2014)

Клуб традиционно проводит два ежегодных фестиваля: «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» в апреле и Гитарный фестиваль в феврале. В то время как первый призван высветить всю стилистическую палитру джаза, второй демонстрирует могущество гитары как джазового и блюзового инструмента. В 2009 году по инициативе и в сотрудничестве с Pop & Jazz Conservatory (Хельсинки) и Berklee College of Music (Бостон) на базе JFC был создан международный молодежный фестиваль Close Encounters Helsinki — Saint-PetersburgТесные контакты»), который одновременно проводился в Санкт-Петербурге и Хельсинки на разных площадках, где проходили выступления талантливой молодёжи, мастер-классы именитых музыкантов, создавались фестивальные ансамбли студентов школ разных стран. В 2020 году фестиваль пройдёт с 26 по 28 марта в петербургском концертном зале «Яани Кирик» и на сцене «JFC джаз клуба». В продолжение фестиваля несколько лет назад под вывеской «Андрей Кондаков представляет» были организованы дневные воскресные концерты: джазовые программы для детей, выступления студенческих коллективов, музыкальные лекции, мини-спектакли — все это новая жизнь «JFC джаз-клуба».

Нельзя обойти вниманием тот факт, что, пожалуй, один из самых достойных петербургских джазовых фестивалей — «Петропавловский джазовый фестиваль» (затем JazzQ Festival) — начинался в стенах JFC. Именно здесь проходили первые встречи Феликса Народицкого и Андрея Кондакова с будущими учредителями фестиваля Андреем Постниковым и Андреем Михайленко. Для осуществления задуманного была создана дружная команда профессионалов, людей, объединенных любовью к джазу, в которую вошли Андрей Кондаков, Феликс Народицкий, автор статьи, Яна Зяблина, Кирилл Тихонин, Константин и Лена Лавины. Возглавил команду Дмитрий Мильков. С 2003 по 2006 год фестиваль представил звёздные джазовые программы. В Петропавловской крепости выступили Маркус Миллер, Дэйв Уэкл, Марк Мёрфи, Майк Маниери, Виктор Бэйли, Пятрас Вишняускас, Эдди Палмиери, Рассел Малоун, Бенни Грин, Стэнли Кларк и Джордж Дюк. К сожалению, после 2006 года фестиваль в силу разных обстоятельств вынужден был прекратить свое существование. В настоящее время предпринимаются попытки присвоить историю легендарного фестиваля совершенно иным во всех смыслах событием под названием «Петроджаз», который кардинально отличается как эстетически, так и в плане концептуального подхода в организации и построения программы.

Феликс Народицкий
Феликс Народицкий

Итак, в апреле 2019 история джаз-клуба JFC преодолела отметку в 25 лет. За это время, благодаря активной деятельности Феликса Народицкого и Виталия Юденка, произошло расширение связей и укрепление сотрудничества между различными джазовыми площадками города, концертными залами, культурными институтами и фестивалями. Можно смело утверждать, что в каком-то смысле в этом состоит уникальность и подвижническая деятельность клуба. Музыканты из разных городов России стремятся попасть в афишу клуба, а иностранные артисты высоко ценят шанс выступить здесь. Приятно также отметить, что в последние годы JFC Jazz Club занял почетное место в рейтинге лучших джазовых клубов мира по мнению авторитетных изданий Down Beat и AllAboutJazz.

Основные мероприятия в рамках программы «Юбилейный год» прошли в концертно-выставочном пространстве самого именитого петербургского ресторана «Палкин». Основатели этого замечательного заведения уже не первый раз поддерживают джазовые инициативы.

Авторы выставки: Алексей Пахомов и Александр Журавлёв
Авторы выставки: Алексей Пахомов и Александр Журавлёв

Первым мероприятием официального празднования явилась выставка фотографии под названием «Ангелы джаза», которая открылась 9 апреля 2019 года. Идея принадлежит Феликсу Народицкому, куратор выставки Снежана Абросимова — продюсерское агентство Isnow.

Может ли фотография, схватывающая ускользающую красоту единственного момента времени созерцания, отразить динамизм и изменчивость джазового мелоса? Каким образом возможно показать изменяющийся цвет и звук в статичном образе? На этом в своих работах сфокусировались художник, фотограф, сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Пахомов и графический дизайнер, художник Александр Журавлёв, рискнувшие сделать невозможное — показать в статичном динамику звука, запечатлеть взрыв импульсов джазовой мелодии в цвете.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

11 апреля в Концертном зале ресторана «Палкин» состоялся концерт-приём «25 лет JFC Jazz Club», на котором выступил блистательный исполнитель на губной гармонике из Парижа Оливье Кер-Урио и трио Андрея Кондакова. Оливье — давний творческий партнёр Андрея. Вместе создавали проект «Интерджаз», выступали в программах легендарного Мартиала Соляля на «Радио Франс», на фестивале «Музыкальный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, вышеупомянутом Петропавловском джазовом фестивале, в московских клубах, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии и Концертном зале Мариинского театра с программой «Моя французская весна».

25-летие клуба
25-летие клуба

В настоящее время Оливье Кер-Урио — артист лейбла Dreyfuss Records, много гастролирует, пишет музыку. В мире джаза считается вторым исполнителем на губной гармонике после великого бельгийца Тутса Тилеманса, Сотрудничал с прославленным пианистом Мишелем Петруччиани, композитором Мишелем Леграном. Концерт 11 апреля транслировался в интернет при поддержке «ТВ Санкт-Петербург». В программе прозвучали оригинальные композиции Андрея Кондакова и Оливье Кер-Урио, а также популярная композиция «Estate», исполненная необычайно прозрачно и утонченно. Казалось, что Оливье не играет, а поёт на своем миниатюрном инструменте, обнажая движения души просто и искренне. В качестве сюрприза для гостей и квинтэссенции праздника последняя композиция первого сета вечнозеленая «When The Saints Go Marching In» прозвучала в расширенном составе. К квартету Андрея Кондакова и Оливье Кер-Урио присоединились празднично одетые Феликс Народицкий и Виталий Юденок, трубач Иван Васильев и другие активисты клуба. Зал утонул в бурных овациях и стрелах серпантина.

25-летие клуба
25-летие клуба

Во втором отделении вечера JFC принимал поздравления от петербургских джазовых музыкантов и именитых друзей клуба.

25-летие клуба: Григорий Воскобойник, Женя Стригалёв, Андрей Кондаков
25-летие клуба: Григорий Воскобойник, Женя Стригалёв, Андрей Кондаков

На сцене отметились Олег и Федор Кувайцевы, искрометный и нервический Женя Стригалёв, взрывная Лера Гехнер.

25 — цифра красивая, достойная и серьёзная. И мы все счастливы от того, что в Петербурге на Шпалерной улице есть дом, который является обителью для джазовых музыкантов и людей искусства, дом, где рождаются и воплощаются красивые идеи, делающие нашу жизнь чуточку лучше. К слову сказать, Оливье Кер-Урио вновь выступит в рамках Фестиваля «Джазовая весна в Петербурге» 16 апреля 2020 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Остается лишь пожелать «JFC джаз-клубу» процветания и долгих лет жизни и, конечно, поблагодарить за то, что мы каждый день имеем возможность погрузиться в джаз с головой и увлечь в это приятнейшее путешествие гостей города, своих друзей и повстречаться с людьми, близкими по духу.

JFC Jazz Club
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.