40-й «Джаз у Старой крепости» в Новокузнецке прошёл в обновлённом формате

0
Открытие 40-го фестиваля «Джаз у Старой крепости» в драматическом театре Новокузнецка 17 апреля 2024 (фото: джаз-клуб «Геликон»)
Открытие 40-го фестиваля «Джаз у Старой крепости» в драматическом театре Новокузнецка 17 апреля 2024 (фото: джаз-клуб «Геликон»)

В современной России всего три джазовых фестиваля, традиция которых не прерывалась с советского времени: «Джаз над Волгой» в Ярославле (с 1979), «Международные Дни джаза» в Архангельске (с 1982) и «Джаз у Старой крепости» в Новокузнецке (с 1984). С 17 по 19 апреля «Джаз у Старой крепости» состоялся в Новокузнецке (Кемеровская область) в 40-й раз, значительно обновив формат проведения фестиваля.

После безвременного ухода из жизни основателя фестиваля Анатолия Берестова (1953-2006) руководство фестивалем и проводящим его губернаторским джаз-клубом «Геликон» взяла на себя Ольга Юшкова, которая при Берестове работала в клубе солисткой-вокалисткой. За минувшие 18 лет клуб, работающий как государственное автономное учреждение культуры обновился и укрепился: к своему 40-летию он подходит не просто базой профессиональных джазовых коллективов, среди которых «Новый Кузнецкий биг-бэнд» (руководитель Сергей Долженков), духовой оркестр (дирижёр Иван Третьяков), «Кузнецкий Диксиленд» и целый ряд малых составов и солистов, но мощным культурным центром, который проводит несколько фестивалей в год, а кроме всего прочего — стал базой нового учебного заведения, ГАПОУ «Кузнецкая Академия джаза», которая работает по профессиональной образовательной программе «Академии джаза» Игоря Бутмана в Москве. Это среднее профессиональное учебное заведение также возглавляет Ольга Юшкова.

Ольга Юшкова (фото: Наталья Кравченко)
Ольга Юшкова (фото: Наталья Кравченко)

Поэтому предпринятое Юшковой обновление формата фестиваля «Джаз у Старой крепости» представляется совершенно логичным: теперь это Международный образовательный форум-фестиваль, и помимо вечерних концертов, в его программу теперь входят мастер-классы и творческие встречи, проходящие в утренние и дневные часы. В 2024 г. в образовательной программе фестиваля приняли участие почти все его артисты и гости, в том числе и автор этих строк, представивший в образовательной программе лекцию об истории джаза в России и специальный показ документального фильма «ДЖАЗ 100», в создании которого я участвовал как сценарист, музыкальный редактор и один из нарраторов фильма.

Первый концерт фестиваля прошёл в Новокузнецком драматическом театре, в нём участвовали два квартета под руководством двух народных артистов РФ: Квартет Даниила Крамера (Даниил Крамер — ф-но, Юлиана Рогачёва — вокал, Григорий Зайцев — контрабас, Давид Ткебучава — ударные) и Квартет Игоря Бутмана (Игорь Бутман — тенор- и сопрано-саксофоны, Николай Затолочный — контрабас, Олег Аккуратов — вокал, ф-но, Эдуард Зизак — ударные).

18 апреля фестиваль вернулся на свою историческую сцену, в джаз-клуб «Геликон». В этот вечер на сцену вышли три коллектива. «Адам — Всеволод Джаз Трио» родилось прошлой осенью в недрах жюри международного конкурса «Мир джаза» в Ростове-на-Дону: это два доцента — контрабасист Адам Терацуян (заведующий эстрадным отделением Ростовского колледжа искусств и доцент джазовой кафедры РГК им. Рахманинова) и пианист Всеволод Тимофеев (заведующий джазовой кафедрой РАМ им. Гнесиных), а также молодой ростовский барабанщик Иван Бордунов. В квартете петербургского пианиста и композитора Андрея Кондакова на сцене были Дмитрий Семёнов (саксофон), Виктор Савич (бас) и ещё один ростовский барабанщик, Александр Боженко. Дуэт на грани «нового джаза» и classical/jazz crossover, в котором объединились Москва и Воронеж — саксофонист Алексей Круглов и вокалистка/пианистка Карина Кожевникова — представил программу своего нового альбома «Sketches» («Наброски»).

Финальный, третий вечер фестиваля вновь представлял три коллектива. Vintskevich Quartet — действующее уже четверть века творческое объединение, где взаимодействуют отец и сын: курский пианист Леонид Винцкевич и саксофонист Николай Винцкевич. Вместе с ними в квартете играли воронежский контрабасист Андрей Дудченко и московский барабанщик Вартан Бабаян. Квартет Анатолия Текучёва (Москва) — коллектив, в котором вибрафонист Анатолий Текучёв играет свою авторскую музыку и произведения российских джазовых композиторов; вместе с ним приехали опытные мастера, пианист Евгений Гречищев и барабанщик Дмитрий Власенко, и многообещающий молодой басист Ярослав Константинов. Вечер завершил колоритный вокалист с острова Гваделупа, выступающий под сценическим именем Мистер Мелвин; его сопровождали пианист Алексей Черемизов (Санкт-Петербург), контрабасист Дмитрий Аверченков (Новосибирск), барабанщик Ильдар Нафигов (Москва) и саксофонист Денис Юрченко (Санкт-Петербург).

Концертную программу 18 и 19 апреля снимала корреспондент «Джаз.Ру» Наталья Кравченко. В фотогалерею мы добавили несколько кадров из концерта 17 апреля, предоставленных джаз-клубом «Геликон».
НАЖМИТЕ НА КАРТИНКУ ДЛЯ ПРОСМОТРА ФОТОГАЛЕРЕИ В ПОЛНОЭКРАННОМ РЕЖИМЕ:

«Джаз у Старой крепости» 17.04.24
Открытие 40-го фестиваля «Джаз у Старой крепости» в драматическом театре Новокузнецка 17 апреля 2024 (фото: джаз-клуб «Геликон»)
« из 38 »
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВойти в «Поток»: гитарист Евгений Побожий и Evgeny Pobozhiy Orchestra выпустил альбом «Stream»
Следующая статьяПианист Андрей Кондаков выпустил альбом «Быть человеком» на лейбле Jazzist
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.