Интервью «Джаз.Ру». Вокалистка Анастасия Лютова: вечный поиск баланса

0
Анастасия Лютова
Анастасия Лютова
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

Фото: Ира Полярная, Маша Картавая, Юлия Кулинчик

23 апреля московская джазовая вокалистка Анастасия Лютова отмечает день рождения. А 30 апреля, в Международный День джаза ЮНЕСКО, вместе со своим ансамблем «Лютый бэнд» она представит в Московском концертном зале «Зарядье» большой сольный концерт. В день 29-летия певицы с ней побеседовала наш постоянный автор Дина Нургалеева.

Анастасия, ваша карьера в джазе очень впечатляет. Мы наблюдаем, как за короткий срок вы смогли из начинающей певицы превратиться фактически в суперзвезду российской джазовой сцены…

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

— Спасибо за такую лестную оценку! Правда, мне сложно так себя воспринимать. Всегда хочется больше результатов, больше интересных проектов, больше идей и их воплощения. Но, наверно, эта творческая неугомонность и двигает меня вперед.

В джазе не так просто придумать что-то свежее. Расскажите, пожалуйста, как приходят в голову идеи новых программ? Сколько их уже насчитывается теперь?

— Восемь лет моему коллективу, и за это время сделано восемь тематических программ — посвящений важнейшим джазовым композиторам, и не только: Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон, Генри Манчини, Антонио Карлос Жобим, Хорас Силвер, Коул Портер, Джером Керн… и даже Мэрилин Монро мы не смогли обойти стороной. Идеи витают в воздухе — у меня много заметок в телефоне с набросками будущих программ. Но не все эти идеи проходят через мои собственные фильтры — мне, как бэндлидеру, важно, чтобы программа была интересна не только музыкантам, но и широкой аудитории. И это вечный поиск баланса. Шаляпин, по-моему, сказал: «Люди любят не познавать, а узнавать». Но для меня идеальный концерт — тот, где публика не только наслаждается уже знакомой музыкой, но и узнаёт для себя что-то новое. Если после посещения нашей программы кто-то придет домой и захочет послушать, например, Генри Манчини — цель достигнута.

Анастасия Лютова

Ваш новый альбом «Jazzville» — это вообще своего рода революция. Вы взяли инструментальные джазовые стандарты, и петербургский автор Полина Корягина написала на них тексты. Как решились на такой дерзкий шаг?

— Только сейчас, уже выпустив этот альбом, я понимаю всю дерзость! По-моему, все началось с «Nutville» Хораса Силвера: мы тогда как раз сделали его «сонгбук» («книга песен» — профессиональный термин для подборки номеров одного автора. — Ред.), и я очень хотела исполнить эту композицию, но текста у неё не было. Потом появились ещё несколько песен, и постепенно всё это выросло в мечту об альбоме. Если бы мы с Полиной в самом начале понимали масштаб работы, мне кажется, мы бы даже не взялись за эту идею — от первой песни до релиза диска на лейбле Игоря Бутмана Butman Music Records прошло четыре года. Но сейчас, слушая результат, я очень нами горжусь.

По какому принципу выбирали композиции для альбома?

— С некоторыми песнями как будто и выбора не стояло, просто после прослушивания у меня было четкое ощущение «я не могу это не спеть», как, например, с «Jig-a-Jug» и «Our Last Goodbye». «Nutville», «Lost in Love», «Speak No Evil», «When We Were One» мне были интересны как аранжировщику, хотелось преподнести их по-новому не только благодаря текстам, но и с инструментальной точки зрения. А под «C.T.A.» и «Ten Years Later» я просто не могла устоять на месте.

Обычно вы выступаете квинтетом, а альбом «Jazzville» решили записать в расширенном составе. И презентация альбома в Московском доме музыке прошла с оркестром! Расскажите, пожалуйста, в чем принципиальное отличие в работе с составами разного масштаба?

— Чем больше состав — тем больше красок у тебя как у аранжировщика, но в то же время меньше исполнительской свободы, к которой мы привыкли в малом составе. Для меня это был вызов, я впервые аранжировала для расширенного состава. А в последний момент к расширенной духовой секции мы решили добавить струнный квартет — и не прогадали. Есть и побочные эффекты: теперь некоторые песни категорически не хочется исполнять без струнных.

Анастасия Лютова

Вы очень тщательно подходите к визуальной составляющей проекта — афиши, ваши концертные образы, рекламные материалы. клипы, ваши сценические наряды — все очень стильно и красиво. Как вы выбираете творцов для совместной работы?

— Большое спасибо, визуальная составляющая для меня — это ещё один способ донесения информации до аудитории. Конечно, музыкальный язык — главное, но когда он дополняется какими-то визуальными кодами — это только усиливает то, что мы играем. Обычно, когда я собираю команду, у меня в голове уже есть примерная картина того, что я хочу видеть в итоге, это помогает с выбором. Ну и конечно, в случае с «визуалом», по работам человека сразу понятно, совпадает ли ваше видение прекрасного с его представлениями, а когда вы говорите на одном языке — можно уходить в любые эксперименты!

Вы также решили снять клип на композицию «Our Last Goodbye». Получилось очень кинематографично. Расскажите, о чем эта история? Как проходили съёмки?

— Это тот самый случай, когда у меня в голове было чёткое понимание того, как я это вижу, ещё задолго до планирования съемок: нуарная черно-белая картинка с ненавязчиво вплетённой сюжетной линией. Хотелось, чтобы каждый кадр был фотографичным и цепляющим, а главный акцент был на музыку. Я очень рада, что мы с режиссером Натальей Полуяновой и оператором Сашей Соловьёвым в итоге нашли золотую середину между сюжетом, изображением и музыкой, хоть в процессе обсуждения это иногда и казалось невыполнимой задачей. И, конечно, несказанно повезло со всей командой — за время подготовки и съёмок в Петербурге мы прожили целую маленькую жизнь. Когда этот клип был только на этапе планирования, я боялась, что больше никогда не захочу ничего снимать и продюсировать, потому что это процесс довольно нервный. Был страх не оправдать собственных ожиданий. А сейчас смотрю с мыслью, что я бы ни одного кадра не поменяла. Все споры и сложности были не зря, я очень довольна этой работой. Так что теперь я в поиске нового музыкального материала для съёмок: всё-таки, если нет музыки — даже Феллини не поможет! «Our Last Goodbye» — история о расставании, о необходимости проститься с воспоминаниями о несбывшейся любви, ведь только так возможно начало чего-то нового. Думаю, каждому из нас так или иначе знакома эта история.

Считаете ли вы, что для артиста сейчас важно вести социальные сети? Много ли этому уделяете времени?

— Лично для меня — важно, как минимум потому, что я этот процесс люблю. Мне нравится использовать и этот способ общения со зрителями в том числе. Включается азарт каждый раз, когда нужно придумать новый анонс. Я воспринимаю соцсети как ещё одну часть своей профессии, поэтому и говорю в них в основном о грядущих концертах и творческих процессах. На это, безусловно, уходит время, но гораздо меньше, чем если бы я рассказывала о том, что съела на завтрак и какое у меня сегодня настроение, поэтому личное оставляю личным и пока выбираю не выставлять это в соцсети.

Кто ваша аудитория? Кто эти люди, которые слушают и любят Анастасию Лютову?

— Сколько раз я не пыталась провести аналитику нашей «целевой аудитории» — не получается вывести какие-то определённые группы. Знаю, что есть и учащиеся музыкальных школ, и коллекционеры винила, приезжающие из других городов, и шеф-повара, и наркологи, в общем — люди абсолютно разных возрастов и профессий. Но это однозначно те, кто любят музыку, в том числе и джазовую (даже если ещё не знают об этом), кто знают толк в юморе и иронии над собой, и те, кто ценят стиль во всех его проявлениях. Наверное, это и есть собирательный портрет наших «лютующих» слушателей!

Анастасия Лютова

Где можно будет вас услышать в ближайшее время?

— 30 апреля отметим Международный День джаза ЮНЕСКО нашим первым концертом в Малом зале «Зарядье»! Приглашаем отпраздновать этот прекрасный праздник в нашей компании. А 4 мая пройдет премьера нашей новой программы «The Henry Mancini Songbook» в санкт-петербургском Клубе Игоря Бутмана.

КЗ «Зарядье», Малый зал, 30 апреля, 19:00. БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (300 ₽ — 1200 ₽)

Клуб Игоря Бутмана, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 7. 4 мая, 16:00 и 20:30. БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (1200 ₽ — 5000 ₽)

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Андрей Кондаков выпустил альбом «Быть человеком» на лейбле Jazzist
Следующая статьяРАМ им. Гнесиных проводит конференцию «Джазовое образование в России: история, теория, практика»
Дина Нургалеева
С музыкой жизнь Дина связана еще с детства. Учась в Московском музыкальном-педагогическом колледже, Дина гастролировала в составе Большого детского хора колледжа, который неоднократно становился лауреатом российских и международных хоровых конкурсов. Педагоги пророчили ей будущее дирижёра, но Дина выбрала для себя другой путь. После окончания колледжа в 2005 г. Дина поступила в Государственный университет управления на специальность «Менеджмент в кино и телевидении» с чётким намерением связать свою жизнь с менеджментом в творческих индустриях. Там же училась в аспирантуре и в 2013 году защитила диссертацию по управлению персоналом на телевидении, получила ученую степень кандидата экономических наук. Работала в области кино (у режиссера Ильи Хотиненко), на телевидении (телеканал Russia Today). С 2009 года занимается менеджментом и продвижением музыкального проекта Jazz Dance Orchestra. В середине 2010-х Дина - уже среди ведущих джазовых продюсеров России. Она играет ключевую роль в организации и проведении форума-фестиваля Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге в 2017 и 2018 гг., всемирного празднования Международного Дня джаза ЮНЕСКО 30 апреля 2018, организации единого российского стенда на европейской джазовой выставке-ярмарке Jazzahead и в других ключевых событиях российской джазовой индустрии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя