Интервью «Джаз.Ру». Певица Анастасия Лютова о выходе второго альбома «Лютого бэнда»

0
Анастасия Лютова
Анастасия Лютова

ОБНОВЛЕНИЕ 25 ОКТЯБРЯ 2023: АЛЬБОМ ВЫШЕЛ! Слушать/скачивать на 10 цифровых платформах

Певица Анастасия Лютова рассказала репортажной группе «Джаз.Ру» о грядущем релизе и презентации «Jazzville» – второго альбома в дискографии Анастасии и её ансамбля «Лютый бэнд». Альбом выходит в октябре 2023 г. на лейбле Butman Music Records.
Интервью: Кирилл Мошков. Видео и расшифровка в текстовый формат: Наталья Кравченко.

Настя, расскажите, пожалуйста, об альбоме, над которым вы работали и который выходит на Butman Music в ближайшее время.

— Долго можно про этот альбом рассказывать, потому что готовился он тоже очень долго. Наверное, подготовка с момента появления идеи заняла у нас года три. Идея состоит в том, что это инструментальные композиции, которые до этого никогда не исполнялись вокально, и специально для нас были написаны тексты — их написала замечательная петербургская джазовая поэтесса, которую мы называем джазовым Ильёй Резником. Это Полина Корягина. Как-то мы с ней в очередной нашей беседе о любви к джазу пришли к мнению, что есть много песен, на которые до сих пор почему-то не написаны тексты. И мы решили это недоразумение исправить. И вот, собственно, начался очень долгий процесс поиска этих самых песен, потому что их оказалось не так-то уж и много. Во всяком случае, тех, которые представляли бы для нас интерес. Наверное, одним из самых интересных лотов в этом альбоме является композиция «Jig-A-Jug» Джошуа Редмана, она 1995 года. Она, мало того, что, наверное, одна из самых свежих вообще в принципе в репертуаре «Лютого Бэнда», потому что девяносто пятый год для джазовой музыки — это буквально как будто вчера. Но помимо того, что там текст написан на тему, там ещё и текст написан на соло. Я пока не посчитала, какое количество слов я там произношу за всю песню, но это такая наша дань Lambert, Hendricks and Ross — трио, которое я просто обожаю и которое для меня, наверное, является вообще одним из флагманов вокального джаза. Я надеюсь, что если бы они это услышали, то им бы, возможно, это понравилось. Вот одна из песен…

Касательно текстов: проверяли ли их на носителях языка? Читаются ли они? Воспринимаются ли они носителями? Я так понимаю, что они на английском языке.

— Они на английском языке; да, проверяли. Пока что никто не пострадал от проверок. Проверки прошли удачно!

Как давно вы работаете с этим автором? Расскажите о Полине поподробнее.

— С Полиной мы работаем вот последние 3 года в подготовке к этому альбому, но знакомы мы просто неприлично давно. Мне кажется, мы знакомы года с 2018, наверное; а может быть, даже раньше — с семнадцатого. И мы, в первую очередь, подруги, а уже потом мы начали работать [вместе]. Полина действительно знает про джаз, наверное, больше многих исполнителей. И она очень любит эту музыку. И каждая наша встреча — это и прослушивание виниловых пластинок, и обсуждение вообще, что происходит в джазовом мире. Это очень, очень ценная для меня дружба — и очень ценное сотрудничество, которое основано, в первую очередь, на дружбе.

О составе, которым записан этот альбом. Это обычный состав «Лютого бэнда»? Кто участвовал в записи?

— Это обычный состав «Лютого бэнда» плюс расширенная духовая секция. У нас там есть ещё труба, тромбон и баритон-саксофон, и струнный квартет, который к нам присоединился на две композиции. И это, конечно, особый опыт, потому что мы до записи сыграли несколько концертов в расширенном составе с духовой секцией. Мы до последнего не понимали, нужны ли нам струнные в этом альбоме, хотим ли мы их так там слышать. Но в итоге, когда мы их добавили — это, конечно, так обогатило звучание тех двух песен, в которых они звучат! На репетиции, когда я первый раз услышала балладу «Our Last Goodbye» со струнными, у меня просто скупая слеза практически потекла по щеке. Я даже не смогла вовремя вступить, потому что это какое-то звучание, которое я просто всей душой обожаю и которое я сама всегда стараюсь искать на пластинках. А здесь оно ожило, и оно какое-то отношение имеет к тому, что я делаю. Для меня это вообще просто какое-то чудо.

Чьи аранжировки использованы на альбоме?

— Аранжировки есть мои на четыре песни, на две песни написал Сергей Богданов. Как раз на «Our Last Goodbye» со струнными и «City A композицию также он писал. И две аранжировки в оригинальных их версиях: «Jig-A-Jug» Джошуа Редмана мы оставили в той же версии, в которой он её исполнял, даже в той же тональности удалось её оставить. И композиция «Ten Years Later» Эла Кона, она также осталась практически в нетронутой оригинальной версии.

Вопрос более философского характера: о стилистике, в которой вы работаете. Когда начинаешь исследовать историю нынешних лидеров мэйнстримового джазового вокала, выясняется, что, ну, допустим, Дайан Ривз записывала альбомы в ритм-н-блюзе с электронными инструментами. И, в общем, её совершенно не смущает то, что она продолжает сейчас работать в мэйнстримовом джазовом вокале. Вы, на мой взгляд (может быть, я просто чего-то не знаю), сохраняете строгую стилистическую чистоту. Может быть, я действительно чего-то не знаю? Что у вас сейчас со стилем?

— Ну, я надеюсь, что я сохраняю эту «строгую стилистическую чистоту». Для меня это действительно важно. Я не могу сказать, что я ставлю себе такую цель. Но просто как-то так получается, что музыка, которую я хочу исполнять и в которой, на мой взгляд, я для себя сейчас звучу, наверное, наиболее органично — в первую очередь это как раз джазовый мэйнстрим. Я не знаю, куда меня занесёт, если у нас будет третий альбом (точнее, когда он будет). Может быть, там будет ритм-н-блюз, и электронные инструменты, и чего там только не… Но пока что это всё-таки то направление, которое я изначально для себя выбрала: просто мы обновляем это звучание с помощью добавления каких-то новых инструментов, с помощью того, как меняются аранжировки, наверное. Я стала писать больше, чем для первого альбома. У меня уже, наверное, появляются какие-то собственные знания и собственные представления о том, как я хочу, чтобы это звучало. И это с каждым годом всё крепнет, поэтому не знаю, куда меня это приведёт в итоге… но пока что вот так.

Теперь о выпуске альбома. Я так понимаю, что задумано, что сначала выйдут два сингла, затем альбом. Давайте расскажем о том, как это всё будет происходить.

— Мы решили пойти по такому стандартному пути: сначала немножко разогреть публику, заинтриговать её. И первым синглом стала как раз композиция «Jig-A-Jug», о которой я уже рассказала. Она единственная на этом альбоме, которая звучит в нашем традиционном малом (уже можно сказать) составе — она звучит в квартете. Наверное, это то звучание, к которому слушатели наши в большинстве своём привыкли — и приходя на наши концерты, и слушая какие-то наши прошлые записи. Поэтому мы отдадим дань тому, что мы делали до этого.

Слушать сингл на любой цифровой платформе

А вот второй сингл уже будет баллада «Our Last Goodbye», о которую я также рассказала — которая звучит практически в симфоническом масштабе. Я надеюсь, для слушателей это окажется так же.

Плюс ко всему, к «Our Last Goodbye» мы просто не смогли не снять видеоклип. Это будет вообще первый клип в истории нашего коллектива. Туда было вложено очень много сил, очень много моих эмоций, моих нервов. Я просто вообще какую-то отдельную жизнь прожила, когда мы готовили это произведение. Я надеюсь, что оно понравится всем так же, как и мне, когда я сейчас его смотрю на каких-то предпросмотрах.

Кроме того, я не могу не сказать, что клип на эту композицию стал возможен благодаря краудфандингу, который мы собрали просто в какие-то рекордные сроки. Я абсолютно не ожидала, что вообще так получится. Назначенную сумму для съёмки этого клипа мы собрали за две недели! Изначально, когда я вообще обсуждала с кем-то из коллег идею этого краудфандинга, мне все говорили: «Настя, на клип никто никогда не будет вообще донатить ничего. На альбом люди еле собирают, а тут на клип, да ещё и на джазовый… Вообще ничего не получится, забудь про эту идею». Но хорошо, что я никого не послушала. И в итоге это просто превзошло все мои ожидания. Поэтому очень-очень ждём релиза.

Теперь о релизе. Когда релиз, на каком лейбле, будет ли физический релиз или только цифровой… В общем, чего ожидать и когда?

— Сам релиз альбома состоится 25 октября. Он состоится на лейбле Butman Music, что для нас тоже большая радость. Это наш первый опыт сотрудничества с российским лейблом, потому что первый альбом мы выпускали на японском Venus Records. Я надеюсь, что этот альбом послушает как можно больше людей, конечно же. Во всяком случае, любители джаза, которые знают уже эти композиции в инструментальном прочтении — я надеюсь, что они окажутся для них интересны и в вокальном, со словами. Возможно, даже те, кто учится сейчас в учебных заведениях, возьмут эти композиции на заметку, потому что джазовый репертуар — это тоже всегда непростая история, особенно для экзаменов, для начинающих исполнителей. Я знаю, что [материал] с первого альбома несколько человек в Академии джаза исполняли на экзаменах, и я каждый раз этому радуюсь просто как ребёнок, я не могу поверить вообще, что вот так получается. Поэтому я надеюсь, что этот альбом полюбится не только слушателям, которые случайно заходят на джазовые концерты, но и любителям джаза — конечно же, в первую очередь.

Ну, и традиционный вопрос, который обычно задают журналисты, которые не очень хорошо знают, о чем спрашивают… но я его всё равно всегда задаю. Что дальше? Какие дальше планы после того, как выйдет альбом, какие представляются перспективы?

— Ну, планы не сойти с ума для начала, потому что после релиза альбома у нас предстоит ещё большая презентация в Театральном зале Дома музыки. Это всегда такое большое событие! Мы этот опыт уже проходили с первым альбомом, и после презентации первого альбома я приходила в себя, мне кажется, месяц. Просто я вообще не могла поверить, что мы это сделали. А здесь, учитывая, что ещё будет гораздо большее количество людей задействовано, как минимум на сцене — я думаю, что потребуется какое-то время на осознание вообще… и на восстановление от этого всего. Ну а потом, дальше… кто знает! Может быть, я действительно наслушаюсь Дайану Ривз и пойду в ритм-н-блюз. Хотя вряд ли! Но посмотрим…

Осталось назвать дату презентации.

— Дата презентация: 10 ноября, Театральный зал Московского международного Дома музыки. Всех приглашаем, всех ждём. Ждём вас ещё сильнее, чем когда бы то ни было. Потому что такого количества людей на сцене с участием «Лютого бэнда» ещё не находилось. Очень ждём!
БИЛЕТЫ НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ 10 НОЯБРЯ (800 ₽ — 3000 ₽)

СМОТРИМ ВИДЕОВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ:

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНа Akra Jazz Festival в Турции выступил Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана
Следующая статьяМузыканты и друзья соберутся в Москве на BigNickFest почтить память продюсера Николая Богайчука
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.