In Memoriam. Трубач Юрий Парфёнов (1946–2025)

0
Юрий Парфёнов, март 2015 (фото: Кирилл Мошков)
Юрий Парфёнов, март 2015 (фото: Кирилл Мошков)

23 июня в своём доме в Подмосковье скончался выдающийся российский джазовый музыкант — заслуженный артист РФ, трубач и композитор Юрий Парфёнов. Ему было 79 лет. Около трёх лет он боролся с онкологическим заболеванием.

Юрий Парфёнов — ярчайший «ориенталист» отечественного джаза: сложившись как музыкант в советских республиках Центральной Азии, он глубоко изучил традиционные восточные музыкальные культуры и органично применял их элементы в широком контексте джазовых стилей — от мэйнстрима до фьюжн и «нового джаза», при этом прекрасно владея и чисто джазовой идиоматикой. Один из самых ярких и своеобразных советских и российских джазовых композиторов, он был и превосходным солистом-импровизатором: соло его трубы украшали звучание и Оркестра Олега Лундстрема, и авангардного «ансамбля интуитивной музыки» Сергея Летова «Три О», и «Джаз-бас театра» Алекса Ростоцкого, и множества других проектов.

Юрий Васильевич Парфёнов родился 19 января 1946 г. в Булгаково (Башкирская АССР, ныне Республика Башкортостан). Играть на трубе он начал в духовом оркестре Дворца пионеров в столице Советской Киргизии — городе Фрунзе (ныне Бишкек, столица Республики Кыргызстан), окончил Фрунзенское музыкальное училище, а затем Ташкентскую государственную консерваторию — в те времена единственное высшее музыкальное учебное заведение Средней Азии (ныне Государственная консерватория Узбекистана). После консерватории в 1973–1979 гг. был солистом Узбекского государственного оркестра радио и телевидения, затем жил и работал в тогдашней столице Советского Казахстана — Алма-Ате (ныне г. Алматы, Республика Казахстан). Джазовые специалисты впервые услышали Парфёнова как джазового солиста на II джаз-фестивале в Фергане (1978), куда впервые в послевоенной истории центральноазиатского джаза приехали московские и ленинградские критики, в том числе Алексей Баташёв и Ефим Барбан. Они-то и разнесли по советскому джазовому сообществу весть о появлении в Алма-Ате замечательного трубача-импровизатора.

Юрий Парфёнов (крайний справа) на задней обложке альбома «Джаз-ансамбль Бумеранг» (1983)
Юрий Парфёнов (крайний справа) на задней обложке альбома «Джаз-ансамбль Бумеранг» (1983)

СЛУШАЕМ: ансамбль «Бумеранг» барабанщика Тахира Ибрагимова — «Хайтарма» (Парфёнов), 1983

В 1980–1983 гг. Юрий Парфёнов играл в алма-атинском ансамбле «Бумеранг» барабанщика Тахира Ибрагимова и побочном проекте тех же музыкантов — ансамбле «Медео». На дебютном альбоме «Бумеранга» — «Джаз-ансамбль Бумеранг» (ВФГ «Мелодия» С60-18719-20, 1983) — два из пяти треков основаны на темах Парфёнова: «Хайтарма» и «Дервиш»; на втором — «Орнамент» (ВФГ «Мелодия» С60-21321-007, 1985) — музыка всех шести треков была написана Парфёновым.

Алекс Ростоцкий и Юрий Парфёнов, январь 2005 (фото: Кирилл Мошков)
Алекс Ростоцкий и Юрий Парфёнов, январь 2005 (фото: Кирилл Мошков)

Впоследствии трубач неоднократно перезаписывал свои пьесы «Дервиш», «Минарет», «Хайтарма» и др., в том числе на совместных альбомах с продюсером и басистом Александром Ростоцким, выходивших в Великобритании («Once Upon a Time in the City of Kazan», Cosmic Sounds CS-17, 2001) и России («Oriental Impress», L-Junction CD LJ 043, 2000).
СЛУШАЕМ: Alex Rostotsky & Yuri Parfenov «Dervish» (2000)

Пьесу «Дервиш» исполнял и Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема, солистом которого Юрий Парфёнов работал после переезда в Москву с 1984 г. и вплоть до конца 2000-х гг. Соло Парфёнова звучат, в частности, на альбоме оркестра Олега Лундстрема «In Swing Time» (ВФГ «Мелодия» С60-23709-006, 1986).

Юрий Парфёнов (крайний слева) в оркестре Олега Лундстрема, март 2005 г., фестиваль «Джаз над Волгой», Ярославль (фото: Кирилл Мошков)

СЛУШАЕМ: Оркестр Олега Лундстрема «Наступил рассвет» (Лундстрем), запись 1985. Соло на трубе: Юрий Парфёнов

В московский период Парфёнов участвовал в музыкальных проектах самого широкого стилистического спектра. Тут и многочисленные работы в совместных проектах с Ростоцким (включая его «Джаз-бас-театр»), и дуэт с авангардным саксофонистом Сергеем Летовым, и участие вместе с Летовым в нескольких разных составах духового трио «Три О» и в обширном авангардном составе «Оркестр московских композиторов» п/у лондонского пианиста Владимира Миллера, и — вместе с другими солистами оркестра Лундстрема — так называемый «Индийский проект» саксофониста Николая Панова и запись с Пановым в 1995 г. оставшегося недооценённым в тот сложный для российского джаза период сильного альбома «Jazz Gallery».
СЛУШАЕМ: «Три О» — «Семипалатинск» (Летов, Парфёнов), 1997

Среди интересных «коллабораций» Парфёнова есть и участие в 1998 г. в сделанной в Нью-Йорке записи литературно-музыкального альбома поэта и писателя Андрея Битова (1937–2018), и яркие соло на альбоме международного биг-бэнда живущего в Болгарии ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова «This Time Forever», записанного живьём на фестивале «Варненско лято» в 1996 г., и записи с международным новоджазовым проектом Embryo, выпущенные в Испании в конце 1990-х.

Юрий Парфёнов в составе проекта Анатолия Вапирова «Гардарика» на Международных Днях джаза в Архангельске, октябрь 2015 (фото: Кирилл Мошков)
Юрий Парфёнов в составе проекта Анатолия Вапирова «Гардарика» на Международных Днях джаза в Архангельске, октябрь 2015 (фото: Кирилл Мошков)

В поздние годы Юрий Парфёнов время от времени появлялся на сцене в различных проектах, связанных с экспериментальным крылом российской джазовой сцены — сборном ансамбле «Гардарика» Анатолия Вапирова на Днях джаза Владимира Резицкого в Архангельске (2015), где он играл на альтгорне, или в ансамбле саксофониста Алексея Круглова «Круглый бенд» (в частности, в 2013 г. он солировал в осуществлённой Кругловым записи Второй симфонии для джаз-оркестра памяти Юрия Саульского композитора Юрия Маркина). Одна из последних записей Парфёнова в джазовом контексте состоялась весной 2021 г. именно в проекте Алексея Круглова «Друзья-однополчане»: в частности, он сыграл мудрое и суровое соло в композиции на тему песни оставшегося неизвестным композитора 1940-х гг. на слова Михаила Исаковского «Огонёк».

С 2011 г. Юрий Парфёнов постоянно участвовал в выступлениях и записях санкт-петербургской рок-группы «Аукцыон». Молодому поколению слушателей он в основном уже и известен именно как участник «Аукцыона», где его высоко ценили. Он участвовал в записи альбомов «Юла», «На Солнце» и «Мечты».

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяMoscow Violin Jazz Quartet скрипача Дениса Шульгина представит в Переделкино альбом «Тень Паганини»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя