Ветеран российской джазовой сцены Юрий Маркин (1942-2022)

5
Юрий Маркин (1942-2022)
Юрий Маркин (1942-2022)
реклама
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Вечером 19 декабря 2022 г. в Москве скончался композитор, контрабасист, пианист, аранжировщик, джазовый педагог Юрий Маркин. Ему было 80 лет. Причиной смерти стал инсульт — третий по счёту в жизни музыканта.

Юрий Иванович родился в Астрахани 21 февраля 1942 г. В музыкальной школе овладел фортепиано, в Астраханском музыкальном училище — контрабасом, в Московской государственной консерватории учился композиции у Родиона Щедрина. На профессиональной джазовой сцене дебютировал 20-летним в ансамбле Хабаровской филармонии под руководством тенориста Станислава Григорьева. В 1967-68 гг. играл в легендарном «КМ-квинтете» в кафе «Молодёжное» у пианиста Вадима Сакуна, выступил с его ансамблем на важнейших для советской джазовой истории IV и V Московских джазовых фестивалях.

СЛУШАЕМ: квинтет Вадима Сакуна на московском фестивале «Джаз-67»
Вадим Сакун — ф-но, Валерий Пономарёв — труба, Юрий Маркин — контрабас, Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Владимир Васильков — ударные

В 1968-69 Юрий Маркин был контрабасистом квартета двух саксофонистов, Алексея Козлова — Александра Пищикова. В интервью Александру Эйдельману, опубликованном нашем изданием к 70-летию музыканта, Маркин рассказывал:

…история с кафе «Ритм». Там я играл в квартете с [альт-саксофонистом Алексеем] Козловым, [тенористом Александром] Пищиковым и Владимиром Васильковым. Играли ладовый джаз, я неистовствовал на неозвученном контрабасе. Знаешь, что это такое? Это пальцы в кровь. 

Юрий Маркин, Алексей Козлов, Владимир Васильков, Александр Пищиков. Кафе «Ритм», 1969 г. Центр исследования джаза
Юрий Маркин, Алексей Козлов, Владимир Васильков, Александр Пищиков. Кафе «Ритм», 1969 г. Центр исследования джаза

Недолгое время Маркин участвовал в трио Германа Лукьянова, а в 70-е работал в Москонцерте в джаз-оркестре Александра Горбатых в качестве пианиста, басиста и аранжировщика, был пианистом и аранжировщиком в Государственном эстрадном оркестре п/у Леонида Утёсова. Когда в середине 70-х в системе официального музыкального образования появились джазовые программы, начал преподавать (III областное училище в Электростали, затем училище им. Гнесиных, позднее Государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства на Ордынке). Играл джаз-рок в собственном ансамбле «Шаги Времени» (1978-79), затем руководил биг-бэндом при ДК «Медик», создавал собственные ансамбли, в которых участвовали саксофонисты Сергей ГурбелошвилиВячеслав Преображенский, басист Алекс Ростоцкий и другие, и, в свою очередь, участвовал в ансамблях пианиста Владимира Данилина и трубача Андрея Товмасяна (как контрабасист). Коллективы Маркина звучат на виниловых фестивальных сборниках «Джаз-78» и «Джаз-82».

Квартет Юрия Маркина, 1996: Дмитрий Власенко, Юрий Маркин, Анатолий Соболев, Сергей Резанцев
Квартет Юрия Маркина, 1996: Дмитрий Власенко, Юрий Маркин, Анатолий Соболев, Сергей Резанцев

В 1990-х для Маркина началась эпоха джазовых обработок классики: для оркестра Анатолия Кролла он написал целую программу «Русская классика в джазовой обработке», ряд его аранжировок записал на своих альбомах пианист Сергей Жилин, а в собственном квартете с коллегами — педагогами училища им. Гнесиных (Сергей Рязанцев — альт-саксофон, Анатолий Соболев — контрабас, Аркадий Баклагин — ударные) Маркин играл свои обработки классики на различных сценах, в том числе в 1996 г. — в серии концертов в прямом эфире радиостанции «РаКурс», которые в цикле «Московский свинг» проводил журналист Константин Волков. В коллекционной серии Александра Эйдельмана вышло три CD: «Времена года» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе — оба были зафиксированы в звукозаписи на концертах в «Джаз Арт клубе» — и записанный в радиостудии «Князь Игорь» А.П. Бородина. Все три — Чайковский, Бизе и Бородин — были переизданы лейблом «Артсервис» (Бизе в 2007, остальные два в 2014 г.) и теперь доступны и на цифровых платформах.

После первого инсульта в 1996 г. Юрий Иванович мог играть только правой рукой и в результате много лет выступал в технике, которую именовал one-hand piano (то есть «одноручное фортепиано»), для которой сам разработал некоторые новшества, прежде всего в области последовательного извлечения басовых, аккордовых и сольных нот одной рукой.
ВИДЕО: Юрий Маркин и контрабасист Владимир Мосунов в «Джаз Арт клубе», 2013 (съёмка канала Taberculat)

Как композитор (член Союза композиторов России с 2000 г.) Маркин работал и в академической идиоме, хотя эта сторона его творчества относительно мало известна. Юрий Иванович написал 12 симфоний для большого симфонического оркестра и восемь джазовых симфоний для биг-бэнда, симфонические и джазовые концерты для фортепиано и других инструментов, вокальные циклы, оратории, музыка к спектаклям и телевизионным постановкам. Особое место в творчестве Маркина занимают джазовые музыкально-драматические произведения — двенадцать джазовых опер и три балета.

ВИДЕО: «Круглый Бенд» Алексея Круглова играет Вторую симфонию Юрия Маркина для джаз-оркестра «Памяти Юрия Саульского»
Москва, Еврейский культурный центр, 29 апреля 2014 г. Съёмка «Джаз.Ру». Соло: часть 1 — Алексей Круглов (альт-саксофон), часть 2 — Олег Грымов (тенор-саксофон), часть 3 — Фёдор Сенчуков, Илья Вилков (тромбоны), часть 4 — Антон Котиков (тенор-саксофон)

Целый ряд произведений крупной формы на стыке академической классики и джаза, написанных Юрием Маркиным, был опубликован лейблом FancyMusic на альбоме «Юрий Маркин – Крупный масштаб» в 2017 г. в исполнении «Круглого Бенда» Алексея Круглова с участием валторниста Аркадия Шилклопера.

В 2020 г. была выпущена и одна из его работ в области академической музыки — «Юрий Маркин: Соната No. 1 для скрипки и фортепиано» в исполнении Анны Яновский (скрипка) и Александры Стефановой (ф-но). А лейбл «Артсервис» в том же году издал последний прижизненный джазовый альбом Маркина — записанный в 2015 г. «Я верю в Атлантиду» с участием саксофониста Алексея Круглова, контрабасиста Игоря Иванушкина, барабанщика Олега Юданова и валторниста Аркадия Шилклопера.

Кроме того, Юрий Маркин хорошо известен в мире российского джазового образования как преподаватель аранжировки и гармонии, автор нотных сборников и учебных пособий. Составленная издательством «Артсервис» библиография его печатных публикаций включает 18 названий:

  • Маркин, Ю. Авторские джазовые пьесы для ансамблей комбо.
  • Школа джазовой импровизации. Ю.И. Маркин, часть 1: теория. (1994)
  • Школа джазовой импровизации. Ю.И. Маркин, часть 2: хрестоматия. (1994)
  • Джазовый словарь (1994)
  • Сборник упражнений по мелодической фигурации джаза (1994)
  • Маркин, Ю. Старинные танцы для джаз-ансамблей / Ю. Маркин. — Москва, 1997.
  • Играем босса-нову — ноты для фортепиано (1998)
  • Песни наших отцов в джазовой обработке (2001)
  • Мелодии джазовой Москвы (2002)
  • Русская популярная классика в джазовой обработке (2003)
  • Мои первые шаги в джазе. Фортепианные пьесы (2004)
  • Литературно-музыкальный альманах «Молодёжная эстрада. Играем джаз» № 4-5-6,
  • 2006 г. Издательство ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада»
  • Свингуем вместе. Фортепианные пьесы в обработке Ю.И. Маркина (2008)
  • Джазовые сонаты (2008)
  • Шесть джазовых инвенций для фортепиано (2009)
  • 24 джазовые прелюдии для фортепиано (2009)
  • Инструментовка и аранжировка для больших джазовых оркестров
Юрий Маркин (фото © Павел Корбут)
Юрий Маркин (фото © Павел Корбут)

В последние годы XX столетия «Джаз.Ру» опубликовал книгу Маркина «Рассказы о джазе и не только», в которой со свойственной автору прямолинейной откровенностью и скрытой иронией, зачастую переходящей в горький сарказм, он рассказал о своём поколении, пути в музыке и вне её.

РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»:

Александр Эйдельман. Юрий Маркин: «Играть джаз мне было интересно, потому что это живая музыка»
Олег Степурко. Джазовая победа Юрия Маркина (к 70-летию)

реклама на джаз.ру

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

    • Хорошее, доброе видео. Спасибо, Алексей! Будем помнить дорогого Юрия Ивановича…

  1. Юра — мой давний друг времен кафе Молодежное, козыревской студии, и по настоящее время … Он ведь был не только музыкантом но и писателем и поэтом (он до последнего дня присылал мне свои новые стихи и прозу) … причем у него свой оригинальный стиль
    с мастеской игрой словом и смыслами … Посмотрите вот здесь:
    https://proza.ru/avtor/galba
    Удивительно, что после инсульта он продолжал играть — я знаю только один такой же пример — Оскар Питерсон. Но тот продолжал играть одной правой 14 лет, а Юра = 26! Именно в эти годы он написал свои лучшие романы и стихи …
    Его уход — большая потеря для всех нас …

  2. Леша, ты молодец. Ты много работал с Юрием Маркиным, давал жизнь его музыкальным произведениям. У тебя было уважительное отношение к Мэтру, мне кажется, что оно было какое-то сыновнее, ты всегда старался ему помочь. Хорошие дела не забsваются, Юра о тебе всегда говорил с отеческой теплотой.
    Хотелось бы, чтобы его жизнь была продлена исполнением его произведений, что в джазе, что в симфонической, что в оперной музыке.
    Надеюсь ты в этом примешь самое деятельное участие.
    Светлая память Музыканту, Композитору, Поэту, Прозаику Юрию Ивановичу Маркину.

    • Александр Львович, да, Юрий Иванович для меня и папы был родным человеком, он был для меня , как второй отец… Я сделаю всё возможное, чтобы музыка Юрия Ивановича звучала, чтобы его идеи были реализованы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.