10 августа умер музыкальный критик Дмитрий Ухов, один из последних советских джазовых идеологов 1960–70-х гг. Ему было 79 лет. Последние годы он очень тяжело болел. Ему помогали, собирали средства на его лечение. Огромную роль в организации помощи для него сыграл наш коллега, джазовый обозреватель Михаил Митропольский… Болезнь оказалась сильнее.
Сообщает Михаил Митропольский:
Прощание будет проходить в среду 13 августа. Основное прощание в 14 часов в Хованском крематории, 21 км Киевского шоссе, ул. Адмирала Корнилова (проезд и точное место на сайте). Те, кто не сможет поехать в крематорий, могут приехать в морг ГКБ №64 им. Виноградова (улица Вавилова, 61с5) в 13 часов (там небольшой зал для прощания). После кремации мы собираемся помянуть Дмитрия Ухова в Культурном Центре Дом (Большой Овчинниковский пер., д.24, стр.4). Приглашаем вас туда с 16:30. Те, кто хочет внести свою лепту в помощь вдове Дмитрия, в организацию похорон и этой встречи, связывайтесь со мной лично (мы с Татьяной Комовой координируем организацию похорон и помощи).
Ветеран советской и российской джазовой журналистики, критики и музыковедения, самый последовательный в небольшом российском критическом цеху сторонник и пропагандист авангардных, поисковых направлений современной музыки (и даже далеко не только джаза), Дмитрий Петрович Ухов родился в Москве 15 июля 1946 г. Первые 10 лет работы «Джаз.Ру» Дмитрий Петрович был одним из наших самых активных авторов, даже участвовал в 2003 г. в онлайн-чате с нашими читателями, своего рода коллективном интервью: по тем временам это была прогрессивная, новаторская форма работы. А его рубрика «Санитар леса» в тогдашнем «Полном джазе», первой версии онлайн-издания на портале «Джаз.Ру», выполняла важнейшую функцию — вскрывала перед джазовым сообществом проблемы в освещении нашего любимого вида музыкального искусства в «большой» прессе, проблемы, которые зачастую свидетельствовали о досадном недопонимании самих принципов джазового искусства у, казалось бы, вполне добросовестных и благожелательных к джазу авторов. Но с ходом дальнейшей маргинализации музыкальной журналистики в целом, оказавшейся к середине первого десятилетия нового века на задворках редакционных приоритетов в большинстве изданий «общего интереса», рубрика постепенно угасла: пропал смысл критиковать то, чего уже почти не осталось в природе. А затем в жизни Ухова началась эпоха, когда работа на радио заняла более важное место в его деятельности. Но все годы, что выходил бумажный «Джаз.Ру», в работе которого Дмитрий Петрович участия уже не принимал, мы не теряли надежды на продолжение и в выходных данных каждого бумажного номера указывали Ухова как одного из обозревателей нашего издания — с его разрешения, конечно.

Дмитрий Ухов о себе:
…Из того, что имеет отношение к джазу: играть начал в диксиленде английской школы №4 в 1959 году (фортепиано, ударные и… виолончель: контрабас так и не успели приобрести), но бросил по причине перехода в вечернюю 10-летку. Попытка сочетать обучение в двух вузах — на отделении структурной лингвистики филфака МГУ и каком-нибудь музыкальном (были испробованы несколько — в том числе прибалтийские, но добрался только до З-го курса заочного отделения факультета ИТК ГМПИ им. Гнесиных). Работал в издательствах «Музыка/Советский композитор», Музфонде, ГМПИ им. Гнесиных — преимущественно в области народной музыки. Но в конце концов окончил аспирантуру, написав в 1980 году диссертацию «Поэтика современной популярной песни США и Англии» на кафедре зарубежных литератур филологического факультета МГУ.

Дмитрий Петрович также писал в своей автобиографии:
С 1977 года нигде не служил (за исключением одного — 1998-го года в отделе культуры газеты «Коммерсантъ-daily»), никогда ни в чем не состоял, никаких государственных или выборных должностей не занимал, не считая краткого периода московского музыкального клуба в кафе «Печора», где по просьбе коллег-джазменов согласился вести «фольклорную» деятельность («джаз» и «биг-бит» разрешили только при условии создания секций «народной» и «классической» музыки). Соответственно — и никаких отличий ни от одной властной структуры не заработал. А так — премия аудиожурнала «Кругозор» в эпоху перестройки, несколько упоминаний в ежегодниках I.I.R.A. (Международной ассоциации независимого радио) и премия «Богема-джазз» в 1999 году…

Первые публикации в качестве музыкального критика — газетные мелочи в латвийской и эстонской [советской] прессе середины 60-х. В 1970 году с подачи и под присмотром Аркадия Петрова начал делать передачи для радиостанции «Юность» и печататься на страницах аудиожурнала «Клуб и художественная самодеятельность». Постепенно радио стало основным источником средств к существованию; в 1989 году на Всесоюзном радио появились «Контрасты — от фольклора до авангарда», в 1998-м перешедшие на «Радио России». В середине 90-х также существовали «Джазовый будильник» («Маяк», позднее Радио-1) и три часа джаза на радио «Орфей». Ещё полгода — два часа прямого эфира на аван-техно-канале «Суб-станция»: по материалам этой программы успел выйти компакт-диск ансамбля Алексея Айги 4:33 — «Falls» на фирме «Длинные руки». Впоследствии вёл на «Радио России» программу «Хождение за три моря» и радиошоу «Музыка автономных областей» на «Радио Культура».

Все 80-е годы был членом худсовета Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» — от «филофонической общественности» (как эксперт по лицензионной политике с совещательным голосом). В эпоху перестройки выступил инициатором создания серий «Электронная музыка» и «Мастера блюза», участвовал также в издании нескольких альтернативно-джазовых и world music проектов («Асфальт», «Крыша», «Л. Субраманиам в Москве» и др). В 1989 году благодаря чистейшей случайности принял участие в организации Фестиваля советского джазового авангарда в Цюрихе. В 1994 — был visiting professor в Колледже Бёркли, но на отделении музыкальной технологии.
Тут ещё нужно добавить, что в 1997–2003 гг. Дмитрий Петрович был председателем московской ячейки всемирной Ассоциации джазовых журналистов. Просуществовавшая всего чуть больше пяти лет МАДЖ (Московская ассоциация джазовых журналистов) даже несколько раз вручала собственную премию «Джаз’Ухо», название которой прозрачным образом было изготовлено из фамилии председателя. Кроме того, Ухов преподавал: несколько лет читал курс «История стилей эстрадного и джазового исполнительства» на музыкальном факультете Педагогической академии и курс «Полвека новой музыки» в Школе современного искусства РГГУ. В постсоветский период, кроме «Джаз.Ру», он публиковался в газете «Коммерсантъ», «Еженедельном журнале», журнале «Музыкальная жизнь» и ряде других изданий. Занимался Дмитрий Петрович и разнообразной продюсерской деятельностью, в частности — продюсировал фестиваль современной музыки «Альтернатива» и курировал множество проектов в клубе «ДОМ».
Подробнее: интервью Дмитрия Ухова трём молодым авторам «Джаз.Ру» в старой версии «Полного джаза», 2002

Его близкий друг Михаил Митропольский пишет в своём канале в Telegram:
Для меня представить этого человека в нескольких строках — задача безнадежная: его деятельность не имеет границ и, собственно на границах происходит. Это границы между джазом и фольклором, новой академической музыкой, электронной музыкой, новой импровизационной музыкой, театральным перформансом, лингвистикой и еще бог знает чем. Соответственно, на этих границах он пишет и переводит книги, продюсирует фестивали (в том числе многолетний международный «Альтернатива»), участвует в худсоветах (в советское время), ведет радио- и телевизионные программы, пишет музыку, читает лекции… И все это благодаря обширным знаниям, острому уму, знакомству с деятелями нового искусства по всему миру и огромному количеству пластинок дома…
Автор этого текста написал в соцсетях, в частности:
Я публиковал его материалы, пока он их присылал. Потом он перестал их присылать. Я не настаивал… Тем не менее Дмитрий Петрович был одним из тех, кто сформировал меня как автора. В юности, ещё до знакомства с ним, я читал практически всё, что он публиковал в тогдашней прессе и на обложках пластинок фирмы «Мелодия», где он в 80-е был членом худсовета. Читал и мотал на ус… Не всё, что он изучал и продвигал, было мне близко (и чем дальше, тем в большей степени) — но если бы не Ухов, я бы этого всего и не узнал. В конце концов, именно он познакомил меня в 1997 г. с саксофонистом Майком Эллисом, впоследствии моим близким другом — тоже уже, к сожалению, покойным…
Спасибо за всё, Дмитрий Петрович.
Дополнительно:
Из архивов программы «Джем-Клуб» на «Радио РаКурс», 1996

Программа «Джем-Клуб» от 20.03.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость студии — джазовый критик и продюсер Дмитрий Ухов, впоследствии — председатель Московской ассоциации джазовых журналистов. Обсуждается фестиваль «Альтернатива», который проводил в 90-е годы Дмитрий Ухов, а также «альтернатива» массовой культуре — границы жанров, взаимодействие направлений, проблемы некоммерческого искусства — в общем, если отвлечься от конкретики программы «Альтернативы» 1996 года, примерно те же проблемы, которые волнуют многих и сейчас. Звучит много интересной музыки. Продолжительность 46:51