15 августа 2025 г. исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых популярных пианистов за всю историю джаза. Его звали Оскар Питерсон (Oscar Peterson, 1925–2007). В 1950 году 24-летний канадский музыкант впервые услышал американского пианиста Арта Тэйтума (Art Tatum, 1909–1956) вживую в монреальском клубе. По легенде, он был так потрясён, что три дня не подходил к роялю, а позже признавался: «Тэйтум заставил меня усомниться в своём профессионализме». Эта встреча стала началом уникальных отношений — от благоговейного ученичества до творческого соперничества, продлившегося десятилетия.
Тэйтум показал Питерсону, что скорость — не самоцель. Его «каскады нот» (как в «Tiger Rag», Verve, 1950) всегда имели архитектурную логику.
СЛУШАЕМ: Art Tatum — Tiger Rag
Питерсон адаптировал этот подход, добавив «оркестровую» плотность (например, в «Hymn to Freedom», Verve, 1963).
СЛУШАЕМ: Oscar Peterson — Hymn to Freedom
Тэйтум использовал альтерированные аккорды (G7#5b9) как краски, а не диссонансы. Питерсон развил это в своих заменах II-V-I, например, в «Night Train».
Оба мастера применяли «блуждающий бас», но Тэйтум предпочитал октавы, а Питерсон — квинтовые шаги (сравните «Yesterdays» Тэйтума и «C-Jam Blues» Питерсона).
СЛУШАЕМ: Art Tatum «Yesterdays»
СЛУШАЕМ: Oscar Peterson «C-Jam Blues»
В 1954 году они сыграли дуэтом на частной вечеринке. Свидетели вспоминали, как Тэйтум шутил: «Оскар, ты играешь слишком много нот!», на что Питерсон отвечал: «Это я у тебя научился».

Арт Тэйтум был почти слеп, поэтому они задолго до эры аудиосообщений общались сделанными на магнитную ленту аудиозаписями: Питерсон отправлял Тэйтуму свои записи с вопросами, а тот отвечал кассетами с комментариями (архив, увы, утерян после смерти Тэйтума в 1956). Продюсер Норман Гранц планировал записать их дуэт для Verve в 1955, но Тэйтум отказался, сказав:
Мы оба — солисты. Это будет битва, а не музыка.
Давайте сравним стили Тэйтума и Питерсона: ноты против эмоций!
Критерий | Арт Тэйтум | Оскар Питерсон |
Скорость | 100 нот/сек («Ruby, My Dear») | 80 нот/сек, но мощнее («Sweet Georgia Brown») |
Импровизация | Хроматические «лавины» | Строится на блюзовых фразах |
Роль ритма | Скрытый свинг | Явный драйв |
Любимый приём | Тремоло одной ноты | Арпеджио через 3 октавы |
Пример: В «Tea for Two» Тэйтум импровизирует как абстракционист, а Питерсон — как архитектор, сохраняя форму.
СЛУШАЕМ: Art Tatum «Tea for Two» (Decca Records, 1939)
СЛУШАЕМ: Oscar Peterson «Tea for Two» (The Clef/Mercury Duo Recordings, 1949)
Питерсон создал школу в Торонто (1960), где учил «анализировать Тэйтума, но не копировать». Российские пианисты (Игорь Бриль, Андрей Кондаков) впитали оба стиля, соединив их с академической традицией. В 1991 году, уже после инсульта, Питерсон сыграл «Tatum’s Boogie» в Лондоне — это был тихий реверанс учителю.
Отношения Тэйтума и Питерсона — редкий случай в джазе, когда гений стал учеником, не потеряв себя. Как писал европейский историк джаза и продюсер Йоахим-Эрнст Берендт, «Тэйтум дал Питерсону инструменты, но Оскар построил ими собственный храм».
Материал подготовлен специально для «Джаз.Ру». Автор ведёт мастер-классы по джазовому фортепиано в Москве. Контакты