Оскар Питерсон и Арт Тэйтум: история ученичества, дружбы и незримого диалога

0
Art Tatum, Oscar Peterson
Art Tatum, Oscar Peterson

15 августа 2025 г. исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых популярных пианистов за всю историю джаза. Его звали Оскар Питерсон (Oscar Peterson, 1925–2007). В 1950 году 24-летний канадский музыкант впервые услышал американского пианиста Арта Тэйтума (Art Tatum, 1909–1956) вживую в монреальском клубе. По легенде, он был так потрясён, что три дня не подходил к роялю, а позже признавался: «Тэйтум заставил меня усомниться в своём профессионализме». Эта встреча стала началом уникальных отношений — от благоговейного ученичества до творческого соперничества, продлившегося десятилетия.

Тэйтум показал Питерсону, что скорость — не самоцель. Его «каскады нот» (как в «Tiger Rag», Verve, 1950) всегда имели архитектурную логику.
СЛУШАЕМ: Art Tatum — Tiger Rag

Питерсон адаптировал этот подход, добавив «оркестровую» плотность (например, в «Hymn to Freedom», Verve, 1963).
СЛУШАЕМ: Oscar Peterson — Hymn to Freedom

Тэйтум использовал альтерированные аккорды (G7#5b9) как краски, а не диссонансы. Питерсон развил это в своих заменах II-V-I, например, в «Night Train».

Оба мастера применяли «блуждающий бас», но Тэйтум предпочитал октавы, а Питерсон — квинтовые шаги (сравните «Yesterdays» Тэйтума и «C-Jam Blues» Питерсона).
СЛУШАЕМ: Art Tatum «Yesterdays»

СЛУШАЕМ: Oscar Peterson «C-Jam Blues»

В 1954 году они сыграли дуэтом на частной вечеринке. Свидетели вспоминали, как Тэйтум шутил: «Оскар, ты играешь слишком много нот!», на что Питерсон отвечал: «Это я у тебя научился».

Oscar Peterson
Oscar Peterson

Арт Тэйтум был почти слеп, поэтому они задолго до эры аудиосообщений общались сделанными на магнитную ленту аудиозаписями: Питерсон отправлял Тэйтуму свои записи с вопросами, а тот отвечал кассетами с комментариями (архив, увы, утерян после смерти Тэйтума в 1956). Продюсер Норман Гранц планировал записать их дуэт для Verve в 1955, но Тэйтум отказался, сказав:

Мы оба — солисты. Это будет битва, а не музыка.

Давайте сравним стили Тэйтума и Питерсона: ноты против эмоций!

КритерийАрт ТэйтумОскар Питерсон
Скорость100 нот/сек («Ruby, My Dear»)80 нот/сек, но мощнее («Sweet Georgia Brown»)
ИмпровизацияХроматические «лавины»Строится на блюзовых фразах
Роль ритмаСкрытый свингЯвный драйв
Любимый приёмТремоло одной нотыАрпеджио через 3 октавы

Пример: В «Tea for Two» Тэйтум импровизирует как абстракционист, а Питерсон — как архитектор, сохраняя форму.
СЛУШАЕМ: Art Tatum «Tea for Two» (Decca Records, 1939)

СЛУШАЕМ: Oscar Peterson «Tea for Two» (The Clef/Mercury Duo Recordings, 1949)

Питерсон создал школу в Торонто (1960), где учил «анализировать Тэйтума, но не копировать». Российские пианисты (Игорь Бриль, Андрей Кондаков) впитали оба стиля, соединив их с академической традицией. В 1991 году, уже после инсульта, Питерсон сыграл «Tatum’s Boogie» в Лондоне — это был тихий реверанс учителю.

Отношения Тэйтума и Питерсона — редкий случай в джазе, когда гений стал учеником, не потеряв себя. Как писал европейский историк джаза и продюсер Йоахим-Эрнст Берендт, «Тэйтум дал Питерсону инструменты, но Оскар построил ими собственный храм».

Материал подготовлен специально для «Джаз.Ру». Автор ведёт мастер-классы по джазовому фортепиано в Москве. Контакты

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя