Как сообщил нашему изданию болгарский джазовый журналист Владимир Гаджев, 25 сентября ушёл из жизни ветеран советской и европейской джазовой сцены, болгарский композитор, саксофонист, художественный руководитель джазового фестиваля «Варненско лято» Анатолий Вапиров. Ему было 77 лет. На джазовую сцену он пришёл в Ленинграде, выпускал интересные виниловые альбомы на ВФГ «Мелодия» в 1970-е гг., но со второй половины 1980-х гг. обосновался на родине предков, в Болгарии.
Анатолий Петрович Вапиров родился 27 ноября 1947 г. в Бердянске Запорожской области (в то время город назывался Осипенко), где, помимо общеобразовательной школы, окончил музыкальную школу по классу кларнета. После восьмого класса он поступил в Киевское музыкальное училище, затем перевёлся в Ленинградское музыкальное училище и после окончания поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова, которую окончил в 1971 г. по классу кларнета. В 1977 г. окончил аспирантуру ЛГК (класс профессора Павла Суханова, который впервые в СССР, ещё до Маргариты Шапошниковой в ГМПИ им. Гнесиных, с 1970 г. начал преподавать в ЛГК также и саксофон).

В начале 2000-х в интервью Владимиру Гаджеву Анатолий рассказывал:
Мой отец — болгарин. Мы — из тех переселенцев, кто ещё до XIX века выехал из Болгарии, спасаясь от турецкого ига. Мои пра-прадеды — из Тракии. Всё село уехало в Россию, и Екатерина дала им землю в степи на берегу Азовского моря… Мой отец умер, когда мне было три года. Мать никогда не говорила мне, что он был болгарин. Только когда я закончил консерваторию, она мне всё про него рассказала.
С 1976 по 1982 годы Вапиров преподавал в своей alma mater классический и джазовый саксофон, вел джазовый биг-бэнд и факультатив по джазовой импровизации.
Джазовая биография Вапирова началась ещё в 60-е: параллельно с обучением он с 1967 по 1976 гг. играл на тенор-саксофоне в оркестре Ленинградского мюзик-холла п/у Олега Куценко. В 1976-м именно с музыкантами из этого оркестра он дебютировал в грамзаписи вышедшей на «Мелодии» авторской пластинкой «Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова».

Подлинную всесоюзную известность Вапирову принесла вторая пластинка, авторская сюита «Славянская мистерия», название которой худсовет «Мелодии» из каких-то идеологических соображений укоротил просто до «Мистерии» (1977). Это было монументальное сочинение вполне академического размаха и практически симфонического звучания, да ещё и густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре — не только и даже не столько русском, сколько южнославянском, что было для советского джаза не то чтобы в новинку, но ещё пока не становилось основой для тематического материала целого альбома.

Причём, что уж решительно невероятно для советского джаза 1970-х, в записи «Мистерии» участвовал живший в то время в СССР, пока его жена писала в Москве диссертацию, американский барабанщик Дэниел Мартин, на обложке компромиссно указанный как Д. Мартин!
«Джаз.Ру» писал о Вапирове в 2007 г., когда он уже давно жил в Болгарии, был членом болгарского Союза композиторов и в рамках мультижанрового фестиваля «Варненско лято» руководил представительным джазовым форумом Varna Summer International Jazz Festival. Обозреватель нашего журнала Михаил Митропольский рассказывал тогда в юбилейном очерке:
В эти же годы начинаются многочисленные выступления на советских джазовых фестивалях из числа допускавших отклонения от догматов традиционного джаза — в первую очередь в Новосибирске, Таллине и Ленинграде, вместе с басистом Иварсом Галениексом, вокалисткой Валентиной Пономарёвой, контрабасистом Владимиром Волковым и пианистом Сергеем Курёхиным. Джазовая карьера Курёхина как раз и начиналась в ансамблях Вапирова. Программы начала 80-х не менее монументальны, чем работы предыдущего десятилетия — «Зеркало памяти» (посвящение Чарлзу Мингусу), «Линии судьбы» (посвящение Альбану Бергу), «De Profundis», «Macbeth»… На рубеже 70-х и 80-х продюсер Лео Фейгин, сам бывший ленинградец, начинает издавать работы Вапирова на британском лейбле Leo Records. В 1984 г. молодёжная труппа ленинградского Кировского (теперь Мариинского) театра поставила написанный Анатолием рок-балет «Маскарад»… В 1977 году Анатолий Вапиров женился на гражданке Болгарии, а в 1986-м переехал в Болгарию, на родину предков своего отца.
Первые записи Вапирова на Западе вышли ещё в те времена, когда он жил в СССР: подпольным образом плёнки с его музыкой попали на Запад и были изданы на Leo Records в 1983 («Sentenced To Silence», с Сергеем Курёхиным) и 1984 г. («Invocations»). Впоследствии на Leo вышел ещё ряд его авторских работ. Многие альбомы Анатолия Вапирова, буквально десятки, малыми тиражами выходили в Болгарии на лейбле AVA. В России за всё постсоветское время вышел только сборник ранних записей Вапирова с Сергеем Курёхиным «Forgotten Ritual» (SoLyd Records, 2001).

Затем на лейбле ArtBeat Music вышла запись совместного выступления Анатолия с Арт-Ансамблем Тима Дорофеева на фестивале в Варне «Live at Varna Summer Fest 2016» и сделанная живьём на Международных Днях джаза в Архангельске запись выступления большого проекта Анатолия Вапирова «Gardarika. Live in Arkhangelsk» (ArtBeat Music, 2015): в проекте участвовала целая международная сборная современной импровизационной музыки, объединённая композиторскими идеями Вапирова — нидерландский пианист Майк Дель Ферро, трубач Юрий Парфёнов, басист Антон Горбунов и барабанщик Олег Юданов. В проекте «Гардарика» Вапиров обратился к не к балканскому, как обычно, а к русскому, более того — северному русскому фольклору: вторым важнейшим действующим лицом ансамбля был великолепный мастер русского пения и знаток фольклора разных регионов страны Сергей Старостин. Продолжительная сюита Вапирова, которую исполнил проект «Гардарика» (на альбоме она опубликована единым треком продолжительностью 44 минуты), построена на мелодических моделях русских народных песен, подлинная ткань которых была вплетена Старостиным в материал сюиты — как голосом, так и посредством игры на рожке и гуслях.
