In Memoriam. Саксофонист и композитор Анатолий Вапиров (1947–2025)

0
Анатолий Вапиров. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)
Анатолий Вапиров. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Как сообщил нашему изданию болгарский джазовый журналист Владимир Гаджев, 25 сентября ушёл из жизни ветеран советской и европейской джазовой сцены, болгарский композитор, саксофонист, художественный руководитель джазового фестиваля «Варненско лято» Анатолий Вапиров. Ему было 77 лет. На джазовую сцену он пришёл в Ленинграде, выпускал интересные виниловые альбомы на ВФГ «Мелодия» в 1970-е гг., но со второй половины 1980-х гг. обосновался на родине предков, в Болгарии.

Анатолий Петрович Вапиров родился 27 ноября 1947 г. в Бердянске Запорожской области (в то время город назывался Осипенко), где, помимо общеобразовательной школы, окончил музыкальную школу по классу кларнета. После восьмого класса он поступил в Киевское музыкальное училище, затем перевёлся в Ленинградское музыкальное училище и после окончания поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова, которую окончил в 1971 г. по классу кларнета. В 1977 г. окончил аспирантуру ЛГК (класс профессора Павла Суханова, который впервые в СССР, ещё до Маргариты Шапошниковой в ГМПИ им. Гнесиных, с 1970 г. начал преподавать в ЛГК также и саксофон).

Анатолий Вапиров, 1977. АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса
Анатолий Вапиров, 1977. АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса

В начале 2000-х в интервью Владимиру Гаджеву Анатолий рассказывал:

Мой отец — болгарин. Мы — из тех переселенцев, кто ещё до XIX века выехал из Болгарии, спасаясь от турецкого ига. Мои пра-прадеды — из Тракии. Всё село уехало в Россию, и Екатерина дала им землю в степи на берегу Азовского моря… Мой отец умер, когда мне было три года. Мать никогда не говорила мне, что он был болгарин. Только когда я закончил консерваторию, она мне всё про него рассказала.

С 1976 по 1982 годы Вапиров преподавал в своей alma mater классический и джазовый саксофон, вел джазовый биг-бэнд и факультатив по джазовой импровизации.

Джазовая биография Вапирова началась ещё в 60-е: параллельно с обучением он с 1967 по 1976 гг. играл на тенор-саксофоне в оркестре Ленинградского мюзик-холла п/у Олега Куценко. В 1976-м именно с музыкантами из этого оркестра он дебютировал в грамзаписи вышедшей на «Мелодии» авторской пластинкой «Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова».

Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова, 1976: слева направо предположительно Владимир Яковлев (ударные), далее Анатолий Вапиров с саксофоном, скрипач Анатолий Моисеев (также играл при записи этого альбома и на фортепиано), перкуссионист (имя музыканта пока восстановить не удалось), тромбонист Александр Морозов; сидят басист Владислав Анохин и вокалистка Галина Красовицкая.
Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова, 1976: слева направо предположительно Владимир Яковлев (ударные), далее Анатолий Вапиров с саксофоном, скрипач Анатолий Моисеев (также играл при записи этого альбома и на фортепиано), перкуссионист (имя музыканта пока восстановить не удалось), тромбонист Александр Морозов; сидят басист Владислав Анохин и вокалистка Галина Красовицкая.

Подлинную всесоюзную известность Вапирову принесла вторая пластинка, авторская сюита «Славянская мистерия», название которой худсовет «Мелодии» из каких-то идеологических соображений укоротил просто до «Мистерии» (1977). Это было монументальное сочинение вполне академического размаха и практически симфонического звучания, да ещё и густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре — не только и даже не столько русском, сколько южнославянском, что было для советского джаза не то чтобы в новинку, но ещё пока не становилось основой для тематического материала целого альбома.

Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова (крайний слева) образца 1978 г. на сцене в Ленинграде. За барабанами Дэниел Мартин. АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса
Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова (крайний слева) образца 1978 г. на сцене в Ленинграде. За барабанами Дэниел Мартин. АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса

Причём, что уж решительно невероятно для советского джаза 1970-х, в записи «Мистерии» участвовал живший в то время в СССР, пока его жена писала в Москве диссертацию, американский барабанщик Дэниел Мартин, на обложке компромиссно указанный как Д. Мартин!

«Джаз.Ру» писал о Вапирове в 2007 г., когда он уже давно жил в Болгарии, был членом болгарского Союза композиторов и в рамках мультижанрового фестиваля «Варненско лято» руководил представительным джазовым форумом Varna Summer International Jazz Festival. Обозреватель нашего журнала Михаил Митропольский рассказывал тогда в юбилейном очерке:

В эти же годы начинаются многочисленные выступления на советских джазовых фестивалях из числа допускавших отклонения от догматов традиционного джаза — в первую очередь в Новосибирске, Таллине и Ленинграде, вместе с басистом Иварсом Галениексом, вокалисткой Валентиной Пономарёвой, контрабасистом Владимиром Волковым и пианистом Сергеем Курёхиным. Джазовая карьера Курёхина как раз и начиналась в ансамблях Вапирова. Программы начала 80-х не менее монументальны, чем работы предыдущего десятилетия — «Зеркало памяти» (посвящение Чарлзу Мингусу), «Линии судьбы» (посвящение Альбану Бергу), «De Profundis», «Macbeth»… На рубеже 70-х и 80-х продюсер Лео Фейгин, сам бывший ленинградец, начинает издавать работы Вапирова на британском лейбле Leo Records. В 1984 г. молодёжная труппа ленинградского Кировского (теперь Мариинского) театра поставила написанный Анатолием рок-балет «Маскарад»… В 1977 году Анатолий Вапиров женился на гражданке Болгарии, а в 1986-м переехал в Болгарию, на родину предков своего отца.

Первые записи Вапирова на Западе вышли ещё в те времена, когда он жил в СССР: подпольным образом плёнки с его музыкой попали на Запад и были изданы на Leo Records в 1983 («Sentenced To Silence», с Сергеем Курёхиным) и 1984 г. («Invocations»). Впоследствии на Leo вышел ещё ряд его авторских работ. Многие альбомы Анатолия Вапирова, буквально десятки, малыми тиражами выходили в Болгарии на лейбле AVA. В России за всё постсоветское время вышел только сборник ранних записей Вапирова с Сергеем Курёхиным «Forgotten Ritual» (SoLyd Records, 2001).

Анатолий Вапиров, Олег Юданов, Юрий Парфёнов. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)
Анатолий Вапиров, Олег Юданов, Юрий Парфёнов. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)

Затем на лейбле ArtBeat Music вышла запись совместного выступления Анатолия с Арт-Ансамблем Тима Дорофеева на фестивале в Варне «Live at Varna Summer Fest 2016» и сделанная живьём на Международных Днях джаза в Архангельске запись выступления большого проекта Анатолия Вапирова «Gardarika. Live in Arkhangelsk» (ArtBeat Music, 2015): в проекте участвовала целая международная сборная современной импровизационной музыки, объединённая композиторскими идеями Вапирова — нидерландский пианист Майк Дель Ферро, трубач Юрий Парфёнов, басист Антон Горбунов и барабанщик Олег Юданов. В проекте «Гардарика» Вапиров обратился к не к балканскому, как обычно, а к русскому, более того — северному русскому фольклору: вторым важнейшим действующим лицом ансамбля был великолепный мастер русского пения и знаток фольклора разных регионов страны Сергей Старостин. Продолжительная сюита Вапирова, которую исполнил проект «Гардарика» (на альбоме она опубликована единым треком продолжительностью 44 минуты), построена на мелодических моделях русских народных песен, подлинная ткань которых была вплетена Старостиным в материал сюиты — как голосом, так и посредством игры на рожке и гуслях.

Анатолий Вапиров и Сергей Старостин. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)
Анатолий Вапиров и Сергей Старостин. Архангельск, 2015 (фото: Кирилл Мошков)
реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Дни джаза в Архангельске-2025»: полный анонс фестиваля
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя