In Memoriam. Барабанщик Олег Юданов (1949–2024)

0
Олег Юданов (1949-2024). Фото: фильм «ДЖАЗ 100», 2021
Олег Юданов (1949-2024). Фото: фильм «ДЖАЗ 100», 2021

ОБНОВЛЕНО: Продюсерский центр «Архангельск Джаз» извещает, что прощание с барабанщиком Олегом Юдановым состоится 1 июня (суббота) в Михаило-Архангельском кафедральном соборе (Архангельск, набережная Северной Двины, 51) в 11:00 (нижний придел).

27 мая в Архангельске после тяжёлой болезни скончался барабанщик Олег Юданов. Ему было 74 года.

Олег Константинович Юданов родился в Архангельске 25 июня 1949 года. Широкую известность в России и по всему миру он завоевал участием в легендарной джаз-группе «Архангельск» саксофониста Владимира Резицкого (1944–2001). С этим коллективом Олег в 1980-90-е годы участвовал в нескольких сотнях (!) джазовых фестивалей, объездил полмира. 

Джаз-группа «Архангельск», середина 1980-х. Олег Юданов в центре в синей кепке, между Владимиром Резицким и Николаем Клишиным (официальный постер Архангельской филармонии)
Джаз-группа «Архангельск», середина 1980-х. Олег Юданов в центре в синей кепке, между Владимиром Резицким и Николаем Клишиным (официальный постер Архангельской филармонии)

В середине 1990-х джаз-группа «Архангельск» распалась. Юданов продолжал работать на джазовой сцене, активно участвовал в проектах курского пианиста и композитора Леонида Винцкевича, в том числе в передвижном фестивале «Джазовая провинция», с которым с 1998 по начало 2000-х объездил десятки городов в центральной России.

В 2009 г. в старой версии «Джаз.Ру» вышел юбилейный очерк об Олеге Юданове, который по случаю его 60-летия написала наш внештатный автор Галина Чарупа. Там продюсер «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич рассказывал о Юданове:

Мы с ним писали пластинки, играли в разных частях мира, не говоря уже о России. Другая сторона нашего сотрудничества — фестиваль «Джазовая провинция»… Это непростой проект: бывало, месяц мы проводили на колёсах, и далеко не всегда эти эмоциональные затраты и бытовые неудобства окупались, надо было работать не за деньги, а за идею. Я благодарен Олегу — он один из самых преданных участников этого фестиваля. Он редкостно музыкальный человек. Вот мы репетируем новый материал, что-то не получается. Но присоединяется Олег, и всё встаёт на свои места, музыка начинает дышать…

В 2000-е гг. Юданов стал активно работать с гитаристом и продюсером Тимофеем Дорофеевым, в 1990-е игравшим в последних проектах Резицкого. Когда Дорофеев создал собственный «Арт-ансамбль», Олег Юданов со всем своим огромным опытом участвовал в его формировании и развитии. В 2011 г. созданный Резицким в 1982 г. ежегодный джазовый фестиваль «Дни джаза» был перезапущен продюсерским центром «Архангельск Джаз», во главе которого стоит Тимофей Дорофеев, и «Арт-ансамбль» — Дорофеев, Юданов и ещё два ветерана джаз-группы «Архангельск», басист Николай Клишин и вокалист/флейтист Константин Седовин — стали своего рода системообразующим составом фестиваля: «Арт-ансамбль» всегда выступал в финале возобновлённого в Архангельске музыкального праздника, иногда со специальными гостями, иногда и своим (постепенно расширенным до квинтета, затем секстета) составом. Так работало восстановление формата и стилистических принципов, заложенных ещё Владимиром Резицким. Фестиваль и сейчас, перешагнув своё 40-летие, проводится каждый октябрь под историческим названием «Международные дни джаза». Вплоть до фестиваля 2023 года в финале обязательно играл «Арт-ансамбль» Тима Дорофеева, и за ударными был Олег Юданов.

«Архангельск Арт-квартет»: Тимофей Дорофеев, Константин Седовин, Николай Клишин и Олег Юданов
«Арт-ансамбль»: Тимофей Дорофеев, Константин Седовин, Николай Клишин и Олег Юданов. Курск, 2022

В том же юбилейном очерке Галины Чарупы (2009) музыкант рассказывал о себе:

Конечно, первый учитель — это отец (Константин Юданов, профессиональный судостроитель и самодеятельный певец, заслуженный работник культуры РФ, 1926–2006. — Ред.). У него было много записей, в том числе джазовых пластинок. Он пел, я с ним ходил на репетиции в Дом офицеров, слышал и видел, как это делается. Там играл оркестр, я, как любой мальчишка, всё время оказывался около барабанов. В Доме офицеров, кстати, я и познакомился с [Владимиром] Резицким. Были учителя и в Архангельском музыкальном училище, где я учился… семь лет — уходил, возвращался… Но в итоге оказался первым его выпускником по классу ударных… Резицкий тоже один из моих главных учителей. Он учил меня жизни, современному музицированию, расширял мой кругозор. Он был экспериментатор, генератор идей. Но с высоты сегодняшнего опыта я иногда думаю, что прожил не свою жизнь. Нужно ли было это всё и такой ценой?.. В Швейцарии меня два года ждала хорошая работа, в Америке было предложение преподавать. К счастью или на беду, но я решил, что должен соблюдать устный контракт с джаз-группой «Архангельск». да, наверно, и что-то ещё держало, кроме обязательств.
Мне нравится, скажем так, музыка незажатая: те же стандарты или авторская музыка, но более свободная в гармонии, ритме… Но я не люблю свободу без границ. Свобода — это когда человек знает, что нельзя делать. Я должен знать, чего в этой музыке не надо делать, а уже потом начинаю думать, как делать всё оставшееся.

СЛУШАЕМ: джаз-группа «Архангельск» — «Призраки старого города» (ВФГ «Мелодия», 1987)

После окончания истории джаз-группы «Архангельск», и помимо работы с «Арт-ансамблем» Тима Дорофеева, Олег Юданов выступал и записывался со множеством проектов на российской и международной сцене. Были упомянутые выше проекты с Леонидом Винцкевичем. Было участие в проекте «Фанки-Манки» — вокалист/клавишник Сергей Манукян, клавишник Вячеслав Горский (1953–2021), саксофонист Олег Киреев и Олег Юданов за барабанами. Была многолетняя работа с проектом музыкантов из Ярославля — пианиста и саксофониста, отца и сына Вадима и Станислава Майнугиных, сотрудничество с пианистом из Тихвина — Игорем Володиным. Среди партнёров Олега был и трубач Игорь Широков (1949–2014), и легенда советского джаза — проживший более 35 лет в Лос-Анджелесе саксофонист Алексей Зубов (1936–2021), который в последний раз выступал в своём родном городе Москве именно с Олегом Юдановым за ударными (2013)…

Но особое место в творческой жизни Олега Юданова заняло сотрудничество с московским саксофонистом и композитором Алексеем Кругловым.
ВИДЕО: Специальный проект I Фестиваля Владимира Резицкого в Архангельске (2011)
Пьесу Резицкого «Пилигрим» играют Алексей Круглов (альт-саксофон), Игорь Широков (флюгельгорн), Тим Дорофеев (гитара), Николай Клишин (бас), Олег Юданов (барабаны), Андрей Шабашов (фортепиано) и Николай Щетнёв (импровизация в движении). Архангельский городской культурный центр, 15.10.2011

В 2009 году Круглов рассказывал:

Олег — уникальный музыкант и потрясающий человек! Я счастлив, что выхожу с ним на одну сцену, что мы создаём совместные проекты. Мы не просто идеально понимаем друг друга с полузвука, это понимание выводит на более тонкие и глубинные основы художественной свободы и вдохновения. Я уже не говорю о том, что Олег очень тонко чувствует движение музыкальной ткани, находит оригинальные образные средства и формы для воплощения своих идей. Я не говорю «музыкальных» — нет! Ударные инструменты — это всего лишь язык для передачи информации. Олег — Художник, Поэт. Когда стирается грань между средством и идеей, а остаются лишь образы — это совершенное искусство.

Алексей Круглов и Олег Юданов на сцене фестиваля Oct Loft Jazz, Шэньчжэнь, Китай, октябрь 2014
Алексей Круглов и Олег Юданов на сцене фестиваля Oct Loft Jazz, Шэньчжэнь, Китай, октябрь 2014

В 2011 г. Круглов и глава британского лейбла Leo Records, продюсер Лео Фейгин, который ещё в 1980-е вывел на мировой музыкальный рынок целый ряд советских новоджазовых коллективов (включая джаз-группу «Архангельск»), создали фестиваль артистов «Лео Рекордз» в России, который вплоть до 2019 г. проходил ежегодно в нескольких российских городах. Фейгин выступал как публичное лицо фестиваля, а Круглов продюсировал мероприятие, в первый год прошедшее не только в Москве, но и в Архангельске и Санкт-Петербурге. Фейгин убедил принять участие в первом Leo Records Festival in Russia легенду советского джазового авангарда — живущего с 1987 г. в Израиле пианиста и композитора Вячеслава Ганелина, и на первом же фестивале Ганелин выступил в Москве в составе трио с Алексеем Кругловым и Олегом Юдановым.
ВИДЕО: 2011, интервью Лео Фейгина и выступление трио Ганелин / Круглов / Юданов

Слова «новое Трио Ганелина» официально никогда не употреблялись, но нетрудно понять, что надежда была именно на повторение (хотя бы частичное) истории легендарного вильнюсского Трио Ганелина 1970–80-х гг. На первом выступлении трио Ганелин / Круглов / Юданов в переполненном 800-местном «Дворце на Яузе» (бывший ДК МЭЛЗ) публика очень тепло отреагировала на сложную, требовательную к слушательскому восприятию музыку на грани свободной импровизации и современной композиции. Новое трио по ряду причин не «выстрелило» в масштабах первого Трио (Ганелин / Чекасин / Тарасов), но, тем не менее, оба релиза трио Ганелин / Круглов / Юданов на Leo Records были мощными и интересными работами: и двойной CD под названием «Русская новая музыка в Китае: Live in Shenzhen», записанный на джазовом фестивале Oct-Loft в Шэньчжэне, КНР, в 2015 году, и «Us», записанный в московском Культурном центре «ДОМ» в том же году и выпущенный на Leo Records в 2016-м.
В последний раз трио выступало в России осенью 2018 года.

И именно осенью 2018 года последовала новая глава: «Арт-ансамбль» Тима Дорофеева с участием Олега Юданова победил в первом сезоне телевизионного конкурса (или, как теперь принято говорить, «телепроекта») «Квартет 4х4» на телеканале «Россия Культура» (для соответствия формату шоу слегка изменив название на «Арт-квартет Тима Дорофеева»). Квартет архангельских импровизаторов узнала вся страна (по крайней мере, вся аудитория канала «Россия Культура»).

Последовали приглашения на фестивали и филармонические площадки. Квартету срочно нужен был альбом. И он появился: в 2019 вышел альбом «На солнечном исходе» (ArtBeat Music). Запись фиксировала концертную программу архангельского коллектива периода победы в телевизионном конкурсе. В рецензии на альбом автор этих строк писал:

Альбом удачно документирует современный этап развития региональной архангельской сцены импровизационной музыки, всегда стоявшей на российской сцене несколько особняком и клонившейся, скорее, к североевропейским фолк-джазовым экспериментам. Зрелая, эмоционально богатая работа, взывающая к широкому слушательскому кругозору: вряд ли её стоит рекомендовать коллекционерам джазового мэйнстрима, а вот слушатель со склонностью к фьюжн, этно-джазу, «стилю ЕСМ» и т. п. найдёт в этом альбоме немало интересного для себя.

Олег Юданов продолжал играть в «Арт-ансамбле», планировалось и его участие в блюзовой версии коллектива, названной «Арт Блюз Ансамбль»: готовилась новая программа для фестиваля «Архангельск Блюз», который Тимофей Дорофеев и его команда при поддержке Банка ВТБ проводят в родном городе в конце мая каждого года (в 2024 г. фестиваль состоялся в 19-й раз). Но вмешалось тяжёлое, неизлечимое заболевание. Несколько недель Олег провёл в больнице. Как раз в тот вечер, когда выступал «Арт Блюз Ансамбль», Олега Юданова не стало.

Вся наша редакция выражает глубокие и искренние соболезнования семье, близким и коллегам замечательного российского музыканта.

Олег Юданов на Международных Днях джаза-2023 в качестве специального гостя Трио Леонида Винцкевича
Олег Юданов на Международных Днях джаза-2023 в качестве специального гостя Трио Леонида Винцкевича
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНа левом фланге: новоджазовое трио Рагазанов — Яремчук — Иванушкин представит в Москве новый альбом
Следующая статьяВ «Артеке» играют джаз: в детском центре впервые идёт смена для молодых джазовых музыкантов
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.