ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42 (52) - 17 ноября 1999 г.
Слово
к читателям
Вот уж не думали мы, не гадали, что начатая один раз беседа об особенностях видовой психологии джазовых журналистов (разумеется, не всех, а всего лишь некоторых) превратится в насыщенный событиями сериал, перешагивающий из "Слова" в "Слово" вот уже третий номер подряд. Остается только тайком перекреститься перед той лавиной, которую мы (ей-ей, без всякого умысла) случайно выпустили на свет Божий. Джазовые журналисты один за другим присоединяются к внезапно возникшей полемике, и теперь резонерское размышленчество начинает отступать под натиском инвектив, периодов и громокипящих тезисов с антитезисами. Что ж, "Полный джаз" - открытая трибуна, почему бы не дать в стихийно возникшей дискуссии высказаться всем заинтересованным лицам? Знать, наболело... Итак, очередное письмо в редакцию - от радиоведущего и нашего обозревателя Михаила Митропольского...

 

Любопытный вышел разговорчик в джазовом журнале. Оно, может, и не для всех любопытный, но все же... Что может или должен делать джазовый журналист, обозреватель, музыковед?.. И кому, собственно, это решать? И есть ли они, эти самые журналисты?.. И кому жаловаться, ежели, что не так? ЦК КПСС отменили, министерство печати в коллапсе. Тому, кто деньги дает?
Бороться с этим просто, секрет усвоили уже везде, кроме джаза. Платите, господа, и будет вам Лужков, Жириновский, Лебедь, Рак и кто угодно. Одна беда - в джазе платить нечем. И тогда возникает претензия на правду (или истину). У главного редактора козырь - "я не профессионал". Сразу вопрос - а профессионалы есть? А нет. Всего-то о джазе пишет человек несколько, которых можно разбить на классы.
Первый класс - старая гвардия, которая привыкла все сглаживать, выдавать желаемое за действительное, разумеется, в интересах дела. Они уже несколько подрастеряли ориентацию в джазе, на концерты, о которых пишут, не всегда ходят, просвещенные слушатели их обогнали в уровне восприятия и оценки. Этих людей около двух. Их с удовольствием печатают СМИ, поскольку сами тоже воще...
Второй класс тоже печатают, но без удовольствия. Они, действительно разбираются в музыке, им кажется, что они хитрые и знают, что можно писать, а что нельзя. Правда, из-за высокого профессионализма их периодически заносит туда, откуда происходит неудовольствие и СМИ, и функционеров. Этих людей один, и его все знают.
Третий класс - выскочки, невесть откуда взявшиеся. Они здесь недавно, явно непрофессионалы, о чем сами ехидно заявляют, потирая ручки. Однако активны не в меру, сохраняют свежее восприятие музыки и способность удивляться. Периодически вскрывают тщательно замазываемые язвы и производят шорох. Их не столько печатают, сколько они сами печатаются. В высшей степени неудобны, вызывают раздражение в обществе, хотя, кажется, что-то в этом есть. Этих людей примерно два.
Есть еще один класс, его даже четвертым называть неловко, не тянет он на это. Это газетчики, которые пишут по заданию редакции, вообще в этом ничего не смысля. Получается полный кретинизм, но это никого не смущает. Спасибо, что упомянули. Этих я не считал. Они почти виртуальны.
Пятый класс - это человек, который писал умно, интеллигентно, но перестал. Он один. Уже много лет сидит себе, все понимает, улыбается себе в бороду. Выяснилось, что читает нас, даже голос подал, все с той же доброй усмешкой.
А теперь о результатах. Всерьез широкими массами трудящихся слушателей и официозом воспринимаются, в основном, первые. Результат идет оттуда. На экранах телевизоров три с половиной джазовых музыкантских лица. Уровень некоторых такой, что спокойно можно заменить 3-курсниками из Гнесинки. Представлены широкой публике (ШП) в качестве столпов джаза. Кстати, люди уважаемые. Но с экрана говорится не о прошлых действительных заслугах, а о джазе нынешнем. Другой персонаж, будучи музыкантом действительно высокого класса, стал просто обязательным элементом всяческих тусовок, в которых прямо на экране, в краткое отведенное время берет в руки саксофон и демонстрирует возможность извлечения из него звуков. Как он в действительности играет, ШП не знает, да и зачем. Вот и весь джаз. А, да, чуть не забыл. Есть еще в телевизоре программа "Душа джаза", которую лучше переназвать "Рожки да ножки". Во всяком случае, там на экране появляются люди, похожие на ту самую бабушку, что "козлика очень любила". Про радио я не говорю. Разве нормальный человек радио слушает? Нормальный человек от всего этого тянется к выключателю. Кстати, я давно предлагал найти того человека, который изобрел этот потрясающий прибор, и дать ему Нобелевскую премию мира посмертно. Мира, поскольку этот прибор (выключатель) гораздо гуманнее автомата, топора и системы залпового огня "Град", а результат тот же.
Но реалии жизни не выключишь. Если не задумываться над сущностью штуки под названием "джаз", то, может, все и пройдет. (Кстати, не понятно, как эта тема до сих пор не захлестнула "Форум о джазе", видимо - лень.) Пройдут нашумевшие концерты в Большом зале консерватории с среднелегендарными американцами вроде Джимми Кобба (который, по версии одной газетной публикации, играл в ансамбле Арта Блэйки вместе с Валерием Пономаревым), с ужасающей кашей вместо звука усилиями легендарного звукорежиссера Рагимова, с давно умершей музыкой - если ее играть, как играли в этом концерте. Пройдут нашумевшие концерты в еще большем зале Чайковского с дымом на Сергее Жилине или музыкальной скукой в "Старых песнях от джаза", где полагалось быть веселью. В "Старых песнях" заводил только Алексей Николаевич - он был интересен, элегантен и увлекателен. Это видно было и в телевизоре, когда на днях передавали этот концерт. Один знакомый спросил, а почему Баташев в передаче так много говорит. А что, там было еще что слушать? Его, действительно, можно слушать долго. Но вот еще одна проблема. В том же телевизоре прошла передача о концерте "с четырьмя кларнетами". И уже другой знакомый вопрошает меня: "Как же так, Баташев уникальный, знающий человек, профессионал. Я мечтал услышать от него анализ, проблемный подход к музыке, я хочу знать его мнение о том, что хорошо, а что плохо. Я могу его принять или не согласиться, но мне это интересно. А слышу славный гладкий елей". И почему у него все сосредоточилось на старой, устоявшейся музыке? Музыке беспроблемной. Ведь когда-то Трио Ганелина было обязано ему многим, и не только они.
А не вернуться ли к джазу? Вот оно, определеньице: "джаз- разновидность музыкально-импровизационного творчества, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов и континентов" (А.Н.Баташев). Мне это определение, данное лет 20 тому назад, в высшей степени симпатично. Только, не знаю почему, в нем отсутствует важнейшая часть, которая в частных беседах и лекциях была. Дело в том, что джаз, по своей природе, креативен, т.е. в нем имеется акцент на творческую деятельность, на создание того, чего раньше не было. Важнейшая функция, которая отличает джаз от других видов музыки. Где она, эта штука? Эта самая ШП хочет слушать одно и то же, знакомое. Они этого хотели от Бенни Гудмена, от Дэйвиса, от Паркера, от Армстронга. Некоторые музыканты сдавались. Страшная сила эта ШП. Мы что, тоже должны так же? И делать вид, что ничего не происходит?
Так вот, доложу я вам - происходит.
В Москве, в среду, 10 числа, возникли редкого качества "мурашки кожаные". Было это в "Доме" на фестивале "По ковру". Невесть какими судьбами на сцене явились два великих музыканта: один американский - Нед Ротенберг, другой русский - Владимир Волков. Я не успевал на концерт, пришлось раньше времени свернуть лекцию (бедные студенты, как они теперь?!). Примчался на второе отделение. Говорят, в первом было умнейшее захватывающее соло Ротенберга (о нем - о саксофонисте, не о соло - см. прошлый журнал "Полный джаз" в интервью Д.Ухова). Мне и второго отделения хватило, чтобы понять - вот оно, откровение. В дуэте разворачивалась потрясающая картина всепонимающих музыкантов, чувствующих друг друга лучше, чем самого себя. Музыка создавалась сразу, и она была совершенна. Технических вопросов не было, во всяком случае, в процессе. Это потом уже мокрый от напряжения Волков рассказывал мне, что что-то там не так с контрабасом, мне это было не важно. Это была свободная музыка, но не "собака", как ее ласково именуют приверженцы традиции. Она была в высшей степени организована. Практически все элементы языка узнаваемы, и все равно новое. Это был второй концерт дуэта, первый состоялся днем раньше в Питере.
Грех жаловаться, в "Доме" было полно народа. Но сам "Дом" невелик, это вам не Дворец Съездов, в котором Уинтон Марсалис давал эллингтоновско-собственную версию "Пер Гюнта" с неважной "степенью умения выбрать идеальный прототип" (извините, это определение "художественного вкуса"). А ведь сопли и вопли по поводу приезда Марсалиса несутся до сих пор (см. телевизор и газету "Век"). Главное, что на концерте в "Доме", который во мне лично впервые произвел мурашкообразование после длительной паузы (в последний раз это было на выступлении Питера Ковальда), не было ни представителей первого класса джазовых журналистов, ни второго, ни третьего, ни четвертого, ни пятого. Я не в счет, поскольку опоздал.
Вот и делайте выводы. А то, знаете ли, за Отечество обидно. А мы потом удивляемся, почему на джаз публика плохо ходит, а если и ходят, то ностальгически настроенные не очень молодые люди на "джазы" их юности. Кстати, по слухам, и эту музыку надо уметь играть как следует. Тогда она действует, я сам не раз слышал, поскольку не только "собаку" гоняю. Тщательнее надо...
P.S. В некоторых моих прошлых материалах главный редактор мне псевдоним присваивал, как бы чего не вышло. Но тут этого не надо. Я ведь почти ни одной фамилии из отечественных не назвал. Читатель умный, сам догадается. А кого упомянул, так в хорошем смысле. А кроме того, сдается мне, что все равно в результате этого чтения никто не пострадал и не пострадает в будущем. Может быть, кроме меня, Михаила Митропольского.

Ну что тут добавишь? Полемика набирает обороты. Остается, что называется, высказать пожелание, чтобы коллеги - джазовые журналисты высказались в этой полемике по возможности все. Их ведь и вправду совсем немного, а вопросы оказались трепещущими как-то уж очень живо...

Как это было
в Москве
Энвер Измайлов14 ноября в клубе "Дом" прошел концерт, организаторами заявленный как пришествие "татаро-японского эго". Концерт закрыл фестиваль "По ковру", предполагавший общение московской публики с ориентальной культурой. В "Доме" все мероприятия обыгрываются как хэппенинги, и последнее было выстлано коврами - в прямом смысле слова. В большом зале на стенах висели маленькие ковры из Туниса, Крыма, Египта, Ирана. Все они были когда-то кем-то привезены из командировок и отпусков. На втором этаже можно было посмотреть выставку художника-орнаменталиста Магомета Кожлаева, а также на самого художника, который возлежал на своем домашнем большом аварском ковре здесь же (в виде экспоната).
Атмосферу создавали не только ковры, но и люди: "и добрый, добрый, добрый (многозначительная пауза), добрый вам вечер", "и люди западные пытаются выглядеть по-восточному", "очень это по-японски", "они так слышат", "культурный герой крымско-татарского народа". Возвращаясь в "Дом", каждый раз удивляюсь очередной "перестановке мебели" и красноречию Николая Дмитриева (директора клуба).
14 ноября пересеклись два сольных выступления (потому и "эго"): Энвер Измайлов "без ванили" и Отомо Йосихидэ "без винила". Крымский гитарист, периодически меняя строй инструмента, одними только пальцами обеих рук на на грифе играл баллады об индийских снах, о далеких горах Крыма и степях Евпатории. Гитара, конечно, не саз, но как похоже! Помета "без ванили" предписывала избегать всего приторно-сладкого, но виртуозное исполнение попурри из мирового фольклора нарушило табу. За это "культурного героя крымско-татарского народа" кто-то из публики ласково назвал хулиганом.
В музыке японского ди-джея Отомо Йосихидэ идей и чувств, наверное, не меньше, чем в татарском блюзе. Но в воскресенье московские слушатели это недопоняли. Отомо-сан, используя целую батарею электроники, не меньше получаса исполнял нечто неживое. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такой музыкой - интернет-соединение (злобное кряканье модема), радиопомехи, эхо в телефонной трубке. Все это Йосихидэ собрал и утрировал. "Неживое" давило, сгоняло со своих мест, многих загоняло в бар. Те, кто решил остаться и разгадать японскую загадку, были очень печальны. Зато какую они потом овацию устроили ! Тишине...

Ася Мелкумова

Говорите,
вас слушают
Аркадий ШилклоперМы очень поддерживаем случаи, когда к джазовой тематике обращается "большая" (т.е. неспециализированная, даже временами немузыкальная пресса). Ну просто очень мы это поддерживаем и стараемся держать наших читателей в курсе подобных публикаций. Вслед за неэлектронным журналом "Огонек" теперь к джазовой теме обратилась новомодная электронная пресса, а конкретно - газета "Вести.Ру".
Наш коллега Михаил Визель опубликовал там интервью с Аркадием Шилклопером, каковое любезно разрешил нам перепечатать...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Тур под звучным названием "Противоположности сходятся" в минувшие выходные свел на российской провинциальной сцене двух очень разных саксофонистов - американца (впрочем, в последние два года ставшего привычным персонажем российской джазовой сцены) Майка Эллиса и россиянина Олега Киреева. Вместе с московско-петербургской ритм-секцией (Лев Кушнир - фортепиано, Антон Ревнюк - бас-гитара и Александр Машин - ударные) 13 ноября Майк и Олег играли в Пензе, а 14 - в Уфе.
В обоих городах филармонические залы были переполнены. В Пензе Эллис выступал минувшим летом в рамках фестиваля "Джазовая провинция", но Киреев никогда не выступал. Зато в Уфе Киреев - главная джазовая звезда и проводит интересный филармонический абонемент, но Эллис еще никогда не был. Получилось равновесие: аншлаги были в обоих городах.
Майк Эллис в УфеМузыканты подготовили весьма интенсивную программу, на 80% состоящую из музыки Майка Эллиса; остальное же составляли хитро аранжированные стандарты (вроде "Well You Needn't" Телониуса Монка в ритме регги или "All Blues" Майлса Дэвиса в виде рок-композиции на 4/4). Мощная ритм-секция, изощренные соло Льва Кушнира, трубный блюзовый глас саксофонов Олега Киреева и яростные авангардные хитросплетения Эллиса были приняты в обоих городах очень тепло. А после уфимского концерта музыканты играли еще и в популярном городском клубе "Карусель", где звучали даже мощнее и драйвовее, чем в филармонии, и поставили клуб на уши спонтанным исполнением "Everyday I have The Blues": Майк сначала доказал, что умеет играть блюз на губной гармонике, а после продолжительных страстных соло российских участников вдруг, неожиданно для всех (и, похоже, даже для самого себя) спел оба немудрящих, но очень эмоциональных куплета этого классического блюза и тем привел уфимцев в совершенный восторг.
17 и 18 ноября Майк Эллис выступает с трио курского пианиста Леонида Винцкевича в Белгороде и Курске. 19 ноября концерт тура "Противоположности сходятся" прозвучит в московском "Бердлэнде", а 23 - в Центре искусств ЦДХ.

Мы уже сообщали о Ереванском джазовом фестивале в #48. Известно также, что в связи с национальным трауром в Армении он был отменен. Подробности - от нашего внештатного корреспондента в Ереване.
Квинтет из Словакии и Армен МанукянАрмяне любят свою историю и гордятся ей. Действительно, она насчитывает 2-3 тысячи лет! Очень многие события и факты одной из древнейших цивилизаций на земле можно употреблять с определением "впервые в мире". Так вот, в новейшей истории Армении добавилось еще одно событие этого ряда - "Впервые в мире широко разрекламированный международный джазовый фестиваль "Ереван-99" был отменен менее чем за сутки до своего открытия". Причина более чем серьезная и трагическая - расстрел заседания Парламента группой террористов, жертвами которых стали премьер-министр Армении, спикер Национального собрания и шесть депутатов. Все это произошло средь бела дня. Центр города был оцеплен армянскими войсками, на помощь из России прибыла команда "Альфа". 28,29,30 октября были объявлены днями национального траура. Те самые три заветных дня, которых целый год так ждали любители джаза Армении и Нагорного Карабаха.
В создавшейся чрезвычайной ситуации оперативно сработал Оргкомитет фестиваля. В течении нескольких часов они сумели "отловить" и остановить (чуть ли не по дороге в аэропорт), зарубежных музыкантов - участников фестиваля. В результате Ереван не увидел и не услышал Чика Кориа. А московский квинтет Александра Захаряна, приехавший за пару часов до событий, был вынужден вернуться обратно не солоно хлебавши.
Квинтету из Словакии повезло чуть больше. Они приехали за день до этого и успели побывать на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, дать многочисленные интервью, а лидеры коллектива - президент чешско-словацкого союза перкуссионистов, барабанщик Йозеф "Додо" Шошока и один из организаторов Международного фестиваля Bratislava Jazz Days певец Петер Липа умудрились оказаться в прямом эфире самой "джазовой" радиостанции Еревана "Радио Ардзаганк". В тот же вечер они сыграли в джаз-кафе "Поплавок". Вот, пожалуй, и все джазовые события конца октября. А ведь так все здорово шло!
Сейчас билеты (очень дорогие по ереванским меркам - от 10 до 30 долларов) активно принимаются кассами театра. Нужно видеть, с какой неохотой любители музыки несут сдавать с таким трудом приобретенные билеты на концерт Чика Кориа. Некоторые еще надеются, что фестиваль всего лишь перенесен на декабрь (были в первый момент подобные слухи). Но, согласно последним сведениям, полученным от организаторов фестиваля - фирмы "ДжазАрт" и Ассоциации Нушикян, рассматриваются две возможности: первая - перенос фестиваля с тем же составом участников на весну 2000 года; вторая - отдельные гастроли тех же музыкальных коллективов, но по принципу "кто когда сможет" в зимне-весенний сезон.
Конечно, первый вариант предпочтительнее, но, на взгляд рядового джаз-фэна, подойдет любой.

Армен Манукян

И еще один материал - из Екатеринбурга (точнее, от нашего нижегородского корреспондента, побывавшего в Екатеринбурге). За чередой фестивалей и концертов мы иногда упускаем из виду то, без чего джазовой жизни вовсе не будет - джазовое образование. Так вот в Екатеринбурге прошел детский джазовый фестиваль...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
21 ноября в Центре искусств Центрального Дома художника состоится презентация нового альбома "Imagine" пианиста Даниила Крамера и Государственного струнного квартета им. Михаила Глинки. Музыканты исполнят программу альбома, выходящего на лейбле "Богема Мьюзик" и представляющего Даниила Крамера не только и даже не столько как джазового, сколько как академического пианиста. Музыкант предпослал альбому собственную статью, в которой, в частности, говорится: " Сколько раз в самом начале своей джазовой карьеры я, классик, начинавший становиться джазменом, слышал в свой адрес ужасные, но справедливые слова: "Это не джаз!". Никогда не мог представить себе, что через столько лет, будучи уже профессиональным джазовым музыкантом, захочу сам сказать об этом альбоме: "Это не джаз! И не должно им быть!"... Работая над этим проектом, мы с квартетом им. Глинки думали прежде всего о создании цельной картины различных музыкальных образов, где иногда на второй план могут отойти главнейшие ценности чистого джаза в угоду создания МУЗЫКИ. Где частично сохраненная джазовая импровизационность соединяется с классической отшлифованностью каждого звука. Где можно не бояться иногда отойти от традиционных джазовых вариационных форм и точного сохранения гармонической основы в импровизации. Где можно соединять между собой джазовые и классические исполнительские приемы, формообразующие элементы, и, наконец, ЯЗЫКИ - фразы, обороты, пассажи, создавая единый музыкальный язык, некое эсперанто, которое, как я надеюсь, не будет создавать впечатление синтетического образования, а станет в будущем органическим, естественным для многих музыкантов способом выражения музыкальной мысли."
Чтение
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из книги воспоминаний "Слои", написанной в 1986-91 гг. Сабиржаном Курмаевым, когда-то - членом правления Рижского джаз-клуба, ныне живущего в США. Фрагменты эти (равно как и сама книга) рисуют субъективный, глубоко личный, но вполне показательный и, как это модно называть, репрезентативный подход к тому, что и как происходило в советском джазовом движении в прошлые десятилетия...>>>>
А в это время
за бугром...
"Три дня музыки" в Тампере (Финляндия)В Тампере (Финляндия) 5-7 ноября прошел международный джаз-фестиваль "Три дня музыки". Оттуда - репортаж нашего обозревателя, председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова...>>>>

В Бойсе, столице Айдахо (штата на Северо-Западе США), в возрасте 72 лет скончался патриарх местного джаза Гиб Хокстроссер. Начиная с времен Второй мировой войны возглавляемый Хокстроссером оркестр Kings of Swing постоянно выступал на территории штата, за пять десятилетий выступив практически в каждом его населенном пункте. Кроме того, с "Королями свинга" в Бойсе выступали практически все приезжавшие в столицу штата гастролеры.

Джон ЗорнВ начале 2000 года в Лос-Анджелесе планируется открытие нового джазового клуба, точнее - клуба новой музыки. Свой филиал на Западном побережье открывает нью-йоркский оплот джазового авангарда и других радикальных направлений - клуб Knitting Factory. Уже ведется отделка арендованного для клуба помещения общей площадью почти 3000 квадратных метров, расположенного в небоскребе Hollywood Galaxy по адресу Голливуд-бульвар, дом 7121.
Клуб будет устроен по той же модели, что и головное предприятие в Нью-Йорке: основной зал на 300-400 мест, камерный зал на 40-50 мест и отдельная зона ресторана и бара, куда, в отличие от залов, вход будет бесплатным. "Мы хотим, чтобы этот ресторан стал местом тусовок для музыкантов", - говорит президент нью-йоркского "Ниттинг Фэктори" Майкл Дорф. - "пока лос-анджелесское музыкальное сообщество очень разобщено". Что же касается музыкальных программ нового клуба, то поначалу они будут копировать программы нью-йоркского головного предприятия, представляя разножанровых аванардных артистов - Лори Андерсон, Лу Рида, Филипа Гласса, Lounge Lizards, Джона Зорна, Леона Паркера, Рави Колтрейна и др.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Михаил Митропольский,
Ася Мелкумова,
Сабиржан Курмаев,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Павел Антонов,
Маарит Китофарью,
Игорь Лапшин, архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!