ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 43 (101) - 20 декабря 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковВсякий год приближение рождественско-новгоднего сезона, в зависимости от культурного бэкграунда (простите за новояз) и личных склонностей празднующего имеющего склонность растягиваться от 24 декабря до аж 14 января, заставляет искать каких-то новых и небанальных ассоциаций к мандариновой кожуре, елочным иголкам, пузырящемуся "шампуньскому", гимну на неясно чью музыку и непонятно с какими словами в телевизоре сразу после чего-нибудь про очередные свершения от законно избранного президента (кстати, в этот раз - от нового; с прошлым Новым годом поздравлял еще первый - который не законно, а всенародно) и пробуждению в три часа непонятно чего (все равно темно) средь ароматов недоеденных салатов, которые теперь станут основой рациона на ближайшие три дня. Так или иначе, а сезон этот наступил - во всяком случае, попытка посмотреть тот или иной CD на "Амазоне" в последние два дня уже вызывала грозные предупреждения "этот подарок не успеет к Рождеству!". Им хуже, у них Рождество прямо сейчас, зато у нас Новый год какой...
Короче говоря, уважаемые читатели, авторы, друзья, партнеры и коллеги! Первым в череде праздников идет у нас Рождество по западному исчислению, каковое Рождество состоится еще до выхода следующего, специально-новогоднего номера "Полного джаза". Так что позвольте всех заинтересованных лиц с ним от души поздравить!
Кстати, о праздниках: следующий, 44-й и последний в этом году, номер "Полного джаза" будет специально-новогодним и почти не будет содержать привычных рубрик: в массе своей он будет посвящен подведению итогов 2000 г. в российском джазе.
Следующий же, первый в 2001 г. (и 103 по сквозной нумерации) номер мы планируем выпустить 10 января, поскольку в первые три дня нового года это вряд ли удастся. Сами понимаете. Праздники же.
Как это было
в Москве
Энтони Коулмэн и Фрэнк Лондон14 декабря в клубе-центре "Дом" играл нью-йоркский дуэт Фрэнк Лондон (труба) - Энтони Коулмэн (фортепиано, фисгармония). Афиша проходящего в "Доме" фестиваля ориентальной музыки "По ковру" определяла жанр дуэта как "новый клезмер" (клезмер - бытовая фольклорная музыка восточноевропейских евреев периода до Второй мировой войны). Однако значительная часть представленного дуэтом материала, хотя и базировалась на еврейском музыкальном материале, к жанру клезмера никак не относилась. Лондон (лидер двух наиболее популярных в настоящее время импровизационных ансамблей, использующих язык еврейской музыки как основу для джазового прочтения материала - Klezmatics и Hassidic New Wave) и Коулмэн (руководитель менее известного проекта Selfhaters и клавишник нео-латин-джазовой группы Mark Ribot Y Los Cubanos Postizos) играли материал только что вышедшего на лейбле Tzadik альбома "Frank London: Invocations", содержащего авторское прочтение классических произведений иудаистской культовой музыки (в частности, произведения знаменитых канторов прошлого столетия - Розенблатта, Сироты и Камиола). 
Большая часть этих дуэтных пьес (в которых Коулмэн играл на фисгармонии поддерживающие партии и не солировал) представляла собой импровизации на темы тех или иных фрагментов синагогальной службы, в темах которых Лондон не пропевал, а играл на трубе вокальную линию (сохраняя вокализацию и даже слоговое членение оригинала - по тому же принципу, по которому исполнен "Псалом" Джона Колтрейна в легендарной работе "A Love Supreme"). 
Фрэнк Лондон и Юрий ПарфеновЧто же до собственно клезмерского, то есть светского материала, то эту сторона своего творчества Лондон с Коулмэном в полной мере продемонстрировали только в их совместной игре с российскими музыкантами (сначала, говорят, это не планировалось, но, порепетировав полчаса с предложенными партнерами, американцы с энтузиазмом согласились). Концерт и начался такой пьесой, без сопровождения сыгранной двумя трубачами - американцем Лондоном и россиянином Юрием Парфеновым. Дальше, к сожалению, Парфенов играть не мог, так как в этот же вечер играл где-то еще; но Фрэнк Лондон настолько был впечатлен его игрой, что до конца концерта при объявлении состава просил публику поаплодировать "Юре, который уехал играть с биг-бэндом", и на следующее утро до отлета ухитрился добыть альбом Юрия Парфенова - Алекса Ростоцкого "Oriental Impress". 
Энтони Коулмэн, Фрэнк Лондон, Владимир ВолковВ дальнейшем к Лондону и Коулмэну в различных сочетаниях присоединялись петербургский контрабасист Владимир Волков и екатеринбургский кларнетист Игорь Паращук, и вот этот-то материал, стопроцентно импровизационный, базировался в основном на клезмере. Что-то удавалось лучше, что-то - нет, но в целом интерактивное действо получилось и, более того, удалось. 
Фрэнк Лондон и Игорь Паращук Способность Волкова к ритмическому "встраиванию" практически в любую ткань, его сумасшедший драйв (в том числе и визуальный) и напор, а также идеальная академическая выучка Игоря Паращука и его опыт как в новой музыке, так и в клезмере (он только что участвовал в записи клезмерской пластинки в Финляндии) сделали свое дело. Было заметно, что американцев, что называется, "потащило". Когда Волков после одной из композиций в финале концерта сошел со сцены, Лондон тут же всполошился: "Where's our man?" - и Владимир был поставлен назад к контрабасу.
Энтони Коулмэн и Фрэнк ЛондонПереполненный "Дом" слушал музыкантов с огромным вниманием, каждую композицию принимал чрезвычайно тепло и в конце устроил настоящую овацию, заставив музыкантов сыграть на "бис". Фрэнк Лондон после концерта был настроен очень оптимистично и развивал идею приехать еще раз с более широким составом своих клезмер-джазовых коллег, с тем чтобы объединиться с рядом российских музыкантов, отрепетировать имеющийся у него материал для клезмер-джазового биг-бэнда и дать несколько крупных концертов в Москве и других российских городах. А что, неплохо было бы. Главное, что спрос на такую музыку уж в Москве-то точно есть.

С еще одним взглядом на концерт Лондона-Коулмэна можно ознакомиться на странице "Ценности" проекта Vesti.ru.

14-17 декабря в Москве состоялось еще одно событие - VI фестиваль джазового вокала "Джазовые голоса-2000". С впечатлениями - наш обозреватель Михаил Митропольский...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин в поисках будущего импровизационной и прочей музыки время от времени набредает на проекты, о которых сам же говорит, что по всем признакам они должны быть нежизнеспособными или, во всяком случае, малосъедобными. Однако во многих случаях оказывается, что сумма трудносочетаемых элементов может дать весьма живой результат - как это и происходит с новым проектом басиста-экспериментатора Мелвина Гиббса...>>>>

Читатели, конечно, помнят, что в #40 была начата публикация путевого дневника председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова, посвященная его поездке в США. Сегодняшняя вторая часть дневника как раз попадает прямиком в нью-йоркскую рубрику, поскольку в ней Дмитрий Петрович рассказывает о фрагментах пребывания в Нью-Йорке (первая часть была посвящена Чикаго)...>>>>

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем одного из самых известных джазовых бразильцев - трубача Клаудио Родити. Как духовик, он находится несколько в тени более удачливых и коммерчески успешных бразильских вокалистов, перкуссионистов и барабанщиков (роль духовых, и особенно трубы, в бразильской музыке не так важна), но его репутация как джазового солиста безупречна (достаточно сослаться на его работы с Пакито Д'Риверой и Диззи Гиллеспи), а его страсть к привнесению бразильских элементов в джазовый мэйнстрим делает его весьма необычным для мэйнстрима музыкантом...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодняшние новости с российских просторов открываются материалом Ольги Коржовой из Ростова-на-Дону, посвященным тому, что в первый семестр текущего учебного года происходило на эстрадно-джазовом отделении Ростовской консерватории им. Сергея Рахманинова...>>>>

Далее - наш собственный корреспондент в Томске Валерий Рыбаков, который рассказывает о выступлении в старинном сибирском городе одного из самых активных российских джазовых гастролеров - Сергея Манукяна...>>>>

Следующая новость - из Челябинска: там при поддержке мэра города 11 декабря прошел фестиваль "Какой удивительный мир", посвященный памяти Луиса Армстронга (вероятно, последний фестиваль на эту тему в 2000 г.). Как это было - расказывает ведущий фестиваля Алексей Баташев...>>>>

15 декабря в Новосибирске была записана музыка для спектакля "Игроки", который ставит в новосибирском театре "Глобус" санкт-петербургский режиссер Александр Галибин (наверняка читатели помнят его по роли Пашки-Америки в фильме "Трактир на Пятницкой"). Поскольку режиссер замыслил использовать джазовую музыку для оформления спектакля, на запись были приглашены новосибирские джазмены - Владимир Тимофеев (тенор-саксофон), Андрей Турыгин (альт-саксофон), Дмитрий Аверченков (контрабас), Сергей Беличенко (ударные) и Роман Столяр (фортепиано, блокфлейта). Автор музыки - ваш покорный слуга. Премьера спектакля состоится 27 января 2001 г.

Роман СтолярРоман Столяр, Новосибирск

Мнение
Вышедший несколько недель назад седьмой за 2000 г. номер единственного печатного русскоязычного джазового журнала "Jazz-квадрат" вызвал среди московских любителей джаза своего рода волну - из-за опубликованной в нем заметки петербургской журналистки Натальи Сидельниковой, посвященной критике московского клуба "Авантаж". Мы располагаем рядом откликов на эту статью - в частности, один из наших коллег долго дискутировал с главным редактором "Jazz-квадрата" по поводу целесообразности этой публикации; однако мы считаем своим долгом опубликовать пока только ответ на эту заметку арт-директора самого "Авантажа". Для наглядности (чтобы было ясно, из-за чего загорелся сыр-бор) мы публикуем также исходную заметку Сидельниковой. Если затронутая этими двумя письмами тема окажется животрепещущей и вызовет дискуссию - тогда мы опубликуем и материалы дискуссии...>>>>

Вопреки обыкновению, в рубрике "Мнение" мы публикуем два материала - просто так совпало, что именно сегодня в завязавшуюся дискуссию, вызванную опубликованной в # 38 рецензией Михаила Бутова на книгу "Послушай, что я тебе расскажу", вступает патриарх отечественного джазознания - Леонид Переверзев...>>>>

А в это время за бугром...
World Saxophone Quartet19 декабря в нью-йоркском клубе Iridium открылась серия из шести концертов уникального коллектива - World Saxophone Quartet, в который входят саксофонисты Дэвид Мюррей, Хэмиет Блюиетт, Оливер Лэйк и Джон Перселл (который заменил покойного ныне Джулиуса Хемфилла, участвовавшего в оригинальном составе, существовавшем с 1976 г.). Считается, что WSQ был создан по инициативе декана музыкального факультета Нью-Орлеанского Южного университета Эда Джордана, который очень любил слушать всех четверых саксофонистов по отдельности и однажды предложил им сыграть вместе. Последовав его совету, музыканты так увлеклись исполнением музыки в четыре саксофона без аккомпанемента, что стали регулярно повторять этот опыт (кстати, трое из четверых - Хемфилл, Лэйк и Блюиетт - хорошо знали друг друга, так как были родом из одного города - Сент-Луиса). За минувшие 24 года WSQ выпустил множество альбомов, лучшим из которых критика признает "WSQ Plays Duke Ellington". Еще одна запись выйдет к 25-летию квартета на лейбле Justin Time в апреле следующего года.
Рецензии
Сегодня мы рецензируем две свеженькие зарубежные работы - одну от всемирно известного и пользующегося огромной популярностью вокального ансамбля, другую - от одного из самых именитых пианистов последних сорока лет...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 19 декабря)
  • Bedford, Ronnie: Quadrumvirate, Progressive 7123 
  • Beneke, Tex: Live at Edgewater, Jerden 706 
  • Benoit, David: Great Composers of Jazz, Fine Tune 5501 
  • Bilk, Acker: Frankfurt Concert, 404 
  • Caine, Elliott: Supercool, 4002123 
  • Carter, Bill: Dancing Day, Orchard 7635 
  • Chancler, Leon "Ndugu": Jazz Straight Up, Fine Tune 5502 
  • Cheshire, Andrew: Another View - переиздание, Orchard 5266 
  • Christlieb, Pete: Late Night Jazz, Fine Tune 5503 
  • DelLago, Paul: Who Came to Call, Orchard 7511 
  • Dominion Jazz Players: Jazz Hymns, Legacy Entertainment 33 
  • LaBarbera, Joe: Jazz on Broadway, Fine Tune 5504 
  • Malaby, Tony: Sabino, Arabesque 153 
  • Murray, Clark: Swing out America, Orchard 5278 
  • Parker, Charlie: Best of the Bird, Vol. 2, Legacy 490 
  • Ray, Michael: Funk If I Know - переиздание, Monkey Hill 8142 
  • Smith, Will: Listen, Orchard 7514 
  • Smooth Jazz for the Open Road: Smooth Jazz for the Open Road, Metro 35
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30-24.00):
    Четверг, 21 декабря - вторая "датская" программа месяца: юбиляры - Бобби Тиммонс, Дэйв Брубек, Кассандра Уилсон, Джим Холл, Фрэнк Заппа.

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 25 декабря. - Поскольку а) это последняя программа года, века и тысячелетия, б) возможно, последний выпуск "Джазового лексикона" вообще (у станции есть проблемы), что сыграет пандан моему вызвавшему бурное возмущение читателей "Полного джаза" тезису о том, что джаз своего века не пережил - по этим причинам программа будет составлена из выдающихся джазовых композиций и исполнений, которым не нашлось контекста в прошлых выпусках.

Михаил БутовМихаил Бутов


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Леонид Переверзев,
Дмитрий Ухов
Алексей Баташев,
Ольга Коржова,
Валерий Рыбаков,
Роман Столяр,
Михаил Митропольский,
Наталья Сидельникова
Евгений Долгих,
Михаил Грин,
Константин Волков
Михаил Бутов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
DownBeat
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Иван Шокин,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков