ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 5 (196) - 12 февраля 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковСегодня мы завершаем публикацию большой работы Ховарда Мэндела, видного американского джазового журналиста и писателя, известного своей оригинальной, яркой и острой книгой "Future Jazz" (1999), где он взглянул на джаз не с точки зрения его истории (как это обычно делается авторами книг о джазе), а с точки зрения дна сегодняшнего - и, быть может, будущего (как это было заявлено в названии книги). В двух первых частях исследования "Не только светлые пятна", который вышли в двух предыдущих выпусках "Полного джаза", так же как и в сегодняшней, заключительной главе, Мэндел заново пересматривает сегодняшнюю картину состояния джаза - причем не с точки зрения чистого искусства (как это обычно делается), а с беспощадных позиций музыкального бизнеса, частью которого джаз является по самой своей природе. Дело в том, что даже с 1999 г. ситуация в американской музыкальной индустрии заметно изменилась, причем не в лучшую для музыки сторону - и, конечно же, первым делом это ударило по самым узким секторам музыкального бизнеса, и по джазу - едва ли не в первую очередь. И в очередной раз выяснилось, что действующие на рынке силы, благодаря которым музыканты только и могут найти дорогу к своему слушателю - фирмы грамзаписи, масс-медиа, концертные организаторы и т.п. - толком не знают реального положения вещей на джазовом рынке, оперируют представлениями едва ли не полувековой давности, все абсолютно по-разному представляют себе то, что нужно делать для выведения джазовой индустрии из угнетенного состояния, но все как один пытаются найти ответ на наболевшие вопросы, потому что все понимают, что перемены назрели. Сегодня Мэндел завершает свой рассказ анализом мнений еще нескольких заметных деятелей джазового мира.
Какое все это имеет отношение к нам? Ну, во-первых, экономические законы во всем мире похожи, и с той или иной степенью проявления тех же проблем мы либо уже сталкиваемся, либо еще столкнемся, и лучше бы нам знать опыт разрешения этих проблем (или хотя бы возможные направления действий) заранее. Во-вторых, описанные применительно к музыкальной индустрии США проблемы воздействуют на тех самых музыкантов, которых мы слушаем - в записи ли, живьем ли (они к нам очень даже активно приезжают, о чем в сегодняшнем выпуске тоже сказано немало), то есть нам открывается картина действительной, не отлакированной рекламно реальности, в которой эти - в массе своей любимые нами - музыканты существуют каждодневно. И, надо сказать, открывающаяся картина - как и блистательное по уровню анализа тех же самых проблем интервью ведущего "Джаз-клуба" на Би-Би-Си Ефима Барбана (Джеральда Вуда), которое мы публиковали в двух предыдущих выпусках - существенно меняет наши представления о том, как и в каком мире действует почти любой джазовый музыкант в сегодняшнем мире.
Осознавая уровень проблем, стоящих перед джазменами в их будничной жизни, мы можем им, конечно, просто посочувствовать - а можем и сделать хоть что-то для того, чтобы им было легче. Купить билет на концерт, купить легальную пластинку (да, мэйджор-лейблы большую часть этих денег заберут себе, но ведь купи вы пиратский экземпляр - себе-то вы сэкономите, а вот музыкант и вовсе ни цента не получит). Да мало ли путей помощи музыкантам! Рассказывать своим знакомым о любимой музыке, давать им ее слушать - тоже немаловажный путь: ведь других путей расширения аудитории джаза очень мало. На радио джаза почти нет, по телевидению он идет, условно говоря, раз в неделю заполночь пятнадцать минут (и то не во всех городах) - откуда же взяться новым слушателям? Приводите их к джазу. Помогайте музыкантам. Они же, в конце концов, играют и для вас лично.
Впрочем, до того, как мы ознакомимся с финальной частью сочинения Мэндела - очередная порция интересных новостей с наших, отечественных джазовых полей.

Редактор

Как это было
в Москве
5 февраля в концертном зале им. Чайковского прошел очередной концерт абонемента санкт-петербургского критика и историка джаза Владимира Фейертага, который на этот раз был посвящен двум российским джазовым композиторам. Обоих зовут Андрей, оба они пианисты, и оба выступили со своими основными, "рабочими" проектами: в первом отделении - москвич Андрей Разин и трио "Второе приближение", во втором - петербуржец Андрей Кондаков со своим квартетом. О концерте рассказывает старейшина российской джазовой критики Аркадий Петров...>>>>
Москва - это вам
еще не все
9 февраля в Нижнем Новгороде выступал вокальный секстет Take 6 - один из самых совершенных в мире вокальных ансамблей a cappella, то есть поющих без инструментального сопровождения (ну, или преимущественно без него). Дэвид Томас, Элвин Чи, Седрик Дент, Марк Киббл, Клод Ви Макнайт III и Джой Киббл дали в нижегородском Кремлевском зале концерт, о котором рассказывает Мария Пантелеева из газеты "Нижегородские новости"...>>>>

6 февраля в Санкт-Петербурге играл один из популярных европейских коллективов эйсид-джаза - австрийская группа Count Basic. О ее концерте рассказывает наш петербургский корреспондент Елена Насонова...>>>>

Продолжается совместный тур по России альт-саксофониста из Флориды Джесси Джонса и петербургского пианиста Андрея Кондакова. 13 февраля музыканты выступят в московском клубе JVL (а не в "Сливках общества", как было объявлено ранее), 15 февраля - в санкт-петербургском клубе "Борсалино" (гостиница "Англетер"). Ну, а 10 февраля они играли в Томске, о чем рассказывает наш корреспондент в этом старинном сибирском городе Валерий Рыбаков...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Как известно, джазовые программы в московском клубе Cool Train организует саксофонист Олег Киреев; поскольку приближается юбилей музыканта, наши коллеги с радиостанции "Европа плюс Нижний Новгород" попросили поздравить Олега через "Полный джаз", что мы и делаем - с удовольствием:

Дорогой друг, товарищ и брат!
Поздравляем тебя с действительным совершеннолетием!
Для мужчины "20 лет" не возраст. Хотя выглядишь ты довольно серьезно!!!
Музыку, которую ты играешь, не по возрасту мудра и совершенна. А та энергия и молодой задор, которые ты выплескиваешь на слушателей, позволяют надеется, что это будет продолжаться вечно.
Удачи!
Твои "Европа плюс Н.Новгород" и Вячеслав Уланов

А теперь - анонс, непосредственно связанный с деятельностью Олега. 20-23 февраля в московском клубе Cool Train (часть развлекательного комплекса B2) пройдет вокальный фестиваль "Hello, Dolly!", в котором примет участие целая когорта вокалистов - от тех, кто регулярно появляется на сценах московских джазовых клубов, до новых имен из числа тех, кто нечасто появляется в столице...>>>>

19 марта в Концертном зале им. Чайковского пройдет очередной концерт абонемента заслуженного деятеля искусств России Владимира Фейертага (Санкт-Петербург). В концерте примут участие два коллектива большого состава - "Симфоджаз братьев Ивановых" и Ансамбль солистов оркестра "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна.

  • "Симфоджаз братьев Ивановых":
    Михаил Иванов - фортепиано (лауреат Гран-при Eurojazz contest, Брюссель)
    Андрей Иванов - контрабас (лауреат Гран-при Eurojazz contest, Брюссель)
    Дирижер - народный артист России, Лауреат государственной премии России Георгий Гаранян
    Солисты:
    Валерий Киселев - саксофон, кларнет; Виталий Головнев - труба; Владимир Нестеренко - флейта; Юрий Генбачев - перкуссия; Анна Бутурлина - вокал; Ирина Родилес - вокал.
    Проект "Симфоджаз братьев Ивановых" будет исполнять музыку с одноименного CD, выпущенного компанией "Boheme Music" в конце прошлого года.
  • Ансамбль солистов оркестра "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна (саксофон).
    Иван Васильев - труба (Санкт-Петербург).
    Ансамбль солистов оркестра "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна воссоздан в 2003 году после более чем 13-летнего перерыва (ансамбль распался в 1990 году). Это будет его первое выступление в Москве. Солисты: Георгий Гаранян (саксофон), Виталий Головнев (труба), Михаил Иванов (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (ударные). 3-5 февраля на студии "Мосфильм" ими записан новый CD, который будет выпущен компанией "Boheme Music" к 19 марта.

9 марта в московском Доме Кино выступит известный американский саксофонист Дэвид Манн - представитель так называемого "мягкого джаза", или smooth jazz. Вместе с ним в концерте примут участие вокалистка Ники Ричардс и инициаторы этого концерта - московская фьюжн-группа "ТрансАтлантик". Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Чтение
Материал, публикацию которого мы сегодня завершаем (начало см. в #3 и #4), написан одним из самых известных сейчас джазовых журналистов - автором блестящего исследования "Future Jazz" (1999), председателем всемирной Ассоциации джазовых журналистов Ховардом Мэнделом. Он был подготовлен для публикации в Jazz Times по заказу редакции этого (одного из трех крупнейших в мире) джазовых журналов, но затем журнал отказался его печатать. Почему? Дело в том, что взгляд Ховарда подвергает некоторому сомнению некоторые признанные константы в современном музыкальном бизнесе Америки. Очень, очень небольшому сомнению, но напуганному общим ослаблением музыкального рынка журналу и этого, видимо, хватило. Во всяком случае, это исследование представляется нам достаточно честным и, главное, очень актуальным взглядом на положение джаза в системе музыкального рынка. Да, Мэндел говорит только о США, но разве джаз в нашей стране не испытывает те же проблемы, только во много раз острее? Кроме того, знать положение дел на родине джаза нам тоже очень полезно...>>>>
А в это время
за бугром...
Монго Сантамария1 февраля в Майами умер легендарный музыкант латиноамериканского джаза - перкуссионист и бэндлидер Рамон "Монго" Сантамария. Ему было 85 лет.
Сантамария родился в Гаване (Куба) и в молодости работал конгеро (исполнителем на барабанах конго) в знаменитом гаванском клубе Tropicana, а затем, в начале 1950-х, еще до кубинской революции, перебрался в Нью-Йорк, где стал работать с такими музыкантами, как перкуссионист Тито Пуэнте, вибрафонист Кэл Тжедер и группа Mambo Kings. Его прославила тема "Afro Blue", написанная им в 1959 г. и обретшая популлярность в версиях пианиста-бэндлидера Каунта Бэйси и трубача Диззи Гиллеспи. Из собственных записей Сантамарии самой успешной была пьеса пианиста Хэрби Хэнкока "Watermelon Man", которая в исполнении ансамбля Монго попала в список десяти самых популярных поп-композиций 1963 г. Карьера Монго Сантамарии в грамзаписи продолжалась около 40 лет: одним из наивысших его достижений был альбом 1977 г. "Amancer", за который он получил премию "Грэмми" в категории "Лучшая латиноамериканская запись".
В последние годы Монго Сантамария жил в Майами, где и был похоронен 3 февраля. 
Новые альбомы
В продаже 
с 11 февраля (США)
  • Cannonball Adderley: Bohemia After Dark - переиздание, Savoy Jazz 17166 
  • The Bad Plus: These Are The Vistas, Sony 87040 
  • George Barnes: Don't Get Around Much Anymore - переиздание, Acoustic Disc 52 
  • Jeff Barone: Crazy Talk, String Jazz 1032 
  • Miles Davis: First Miles [Bonus Tracks] - переиздание, Savoy Jazz 17169 
  • Dizzy Gillespie: Champ [Bonus Tracks] - переиздание, Savoy Jazz 17168 
  • Stefon Harris: Grand Unification Theory, Blue Note 32498 
  • Gene Harris: Ballad Essentials - переиздание, Concord Jazz 2170 
  • Kay Kyser: Strict Education in Music: 50 of the Best, Jasmine 398 
  • Charlie Mariano: Deep in a Dream, Enja Justin Time 3302 
  • Gerry Mulligan: Midas Touch: Live in Berlin - переиздание, Concord Jazz 2169 
  • Frankie Newton: Story of a Forgotten Jazz Trumpeter, Jasmine 633 
  • Charlie Parker: Bird Returns [2003], Savoy Jazz 17167 
  • Charlie Parker: Charlie Parker Story [2003], Savoy Jazz 17170 
  • Raul Jr. Rodriguez: Grupo Bravo, A.J. 71184 
  • Charlie Shoemake: Vibes Master, Chase Music 8068 
  • Omar Sosa: Ayaguno, OTA 1010 
  • Various Artists: Smooth Jazz: Brown Sugar, Shanachie 5098

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Ховард Мэндел,
Аркадий Петров,
Елена Насонова,
Мария Пантелеева,
Валерий Рыбаков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service