ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 14 (72) - 26 апреля 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Когда событий немного, сезон идет ни шатко ни валко, появляется время на рефлексию, на обобщение, на, черт возьми, философию. В пиках же Большого сезона (коих в году всего-то недели две-три, ежели судить по Москве, местопребыванию нашей редакции) времени на рефлексию не остается ну никак. Все, на что направлены тогда (то есть сейчас) множественные усилия редакции - успеть бы за событиями, осветить хотя бы большую часть происходящего! Поневоле вспомнишь старину Маркса, перу которого принадлежала (помимо "Дас Капиталь" и манифеста известного призрака) почти вся теория журналистики, как ее изучали в университетах одной шестой пару десятилетий назад. Журналисты, учил Трира грозный сын, занимаются тем, что изо дня в день пишут историю современности! А? Каково? Знал, немчура, толк в чеканных формулировках!
Остается надеяться на то, что современность, в неизреченной милости своей, даст нам довольно времени на то, чтобы по прошествии страды утереть трудовой пот и приняться за привычное, т.е. резонерство и осмысление. А то как бы нам не затеряться в рутине повседневности, а?
Как это было
в Москве
20 апреля в Москве открылся фестиваль "Alt2K", он же - "Альтернатива-2000". Как обычно, в его длинной программе (он продлится до 7 мая) - целый букет разностилевых, разножанровых, разнородных мероприятий, среди которых много и таких, что интересны джазовому слушателю. Несколько заметок с фестиваля - в репортажах наших внештатных корреспондентов...>>>>

Гэри БартцЕще ряд событий волею судеб соединились в одну неделю в программе "Ле Клуба", дав основание руководству клуба обозначить эту неделю как "Международный джазовый фестиваль Ле Клуба". 20 апреля (по плану, на деле получилось 24-го) было назначено выступление легендарного саксофониста Гэри Бартца, 21 - еще одного, весьма достойного, но менее известного нью-йоркского музыканта Марка Гросса, а на 23-е - Brazil Allstars (Серджиу Брандау, Пауло Брага и Кафе) и петербуржца Андрея Кондакова. Вышло так, что в концерте бразильцев и Кондакова участвовал еще и гитарист Пол Болленбэк, так что именно этот концерт должен был стать центральным в репортаже, но увы - по техническим причинам это невозможно. (Впрочем, те из вас, кто прочтут этот материал до 00.30 27 апреля и при этом могут принимать НТВ, посмотрите "Антропологию" Дмитрия Диброва - там будет Кондаков, его бразильцы и Пол Болленбэк!) А здесь, в журнале, мы можем подробно изучить концерты Марка Гросса и Гэри Бартца...>>>>

Кортни Пайн24 апреля в зале им. Чайковского играл Кортни Пайн, один из самых известных британских джазовых музыкантов, саксофонист от Бога и вообще классный парень. Правда, уже из анонсов явствовало, что Британский совет привозит его не с его джазовым акустическим проектом, а с соул-фанковым (то есть, попросту говоря, попсовым) коллективом. В связи с этим возникал закономерный вопрос: а как эту громкую, энергичную музыку, требующую либо стадиона (в дневное время, для разогрева перед чем-нибудь более серьезным), либо ночного клуба (в полночь, на оглушительной громкости и в мелькании ультрафиолетовых фонарей), англичане собираются играть в зале Чайковского - ведь зал этот вообще не приспособлен для исполнения музыки (когда-то он строился для театра Мейерхольда), и играть в нем можно в лучшем случае строго акустические программы? Впрочем, когда зрители увидели, что помпезный задник сцены для лучшего звукопоглощения задрапирован белой тканью (едва ли не в первый раз за последние годы), а на авансцене установлена внушительная батарея акустических систем, возникла надежда, что, быть может, в этот раз... Но увы - стоило музыкантам заиграть бодряческий монотонный фанк, как надежды испарились. Громкий, но мутный, неразборчивый звук, огромное эхо повсюду, а также щелчки и треск в коммутации - такого зал Чайковского действительно не видал, как отметил А.Н.Баташев в своем небывало кратком вступительном слове.
Кортни Пайн и Питер МартинДля начала у басиста долго не включалась бас-гитара, потом она включилась, но что-то стало не в порядке в мониторах у ди-джея на правом фланге сцены - он несколько раз сбегал к мониторному пульту, регулируя действия звуковой бригады. Группа тем временем активно исполняла вступительную композицию, приноравливаясь к деревянным хлопкам синтезаторного "лупа" (на нем, а не на барабанах, была основана ритмика коллектива - недурной, по всей видимости, барабанщик Роберт Форджур временами просто клал палки, и звук коллектива от этого совсем не страдал). Под гром аплодисментов (зал Чайковского был заполнен примерно на две трети, т.е. присутствовало около тысячи человек) появился сам Кортни Пайн, неотразимо черный и ведущий себя со всеми классическими звездными ужимками. Впрочем, ужимки отошли на второй план, как только он заиграл: саксофонист он великолепный, тут просто не о чем говорить. Техника, звукоизвлечение, вообще контроль над инструментом, общая музыкальность, изобретательность Кортни как солиста-импровизатора - выше всяческих похвал.
Но вот слушать его в предложенном контексте оказалось трудновато. Монотонные фанковые конструкции, безупречно сыгранные, но построенные на весьма тривиальных и общеупотребительных паттернах - ни шагу в сторону, ни ноты вне шаблона. Лихие, виртуозные соло всех участников -не только Кортни, но и клавишника Алекса Уилсона, и гитариста Кэмерона Пьерра, и тромбониста Дениса Роллинса. В меньшей степени это касается бас-гитариста Питера Мартина: превосходно владея слэповой и псевдослэповой (щелкающей не за счет соответствующего звукоизвлечения, а за счет особенностей инструмента) манерой игры, запасом свежих идей он не блеснул. Что перевешивало? Наверное, все-таки попсово-коммерческий музыкальный материал. Великолепное качество игры не смогло затмить скучные, тривиальные аранжировки и еще более скучные и еще более тривиальные мелодии (хотя в большинстве случаев говорить о мелодиях было трудно - как правило, это были шаблонные попевки из трех-четырех нот). Ах, если бы Кортни приехал со своим акустическим проектом! Если бы сыграл материал своего невероятного первого альбома! Но нет...
Положение усугублялось тем, что музыканты явно чувствовали себя неадекватно в предложенной им ситуации. Возможно, в клубе "Мираж", где раньше регулярно проводились концерты музыкантов такого рода - из разряда smooth jazz - перед пляшущей, раскованной аудиторией банда Пайна выглядела бы да и чувствовала себя на своем месте. А тут - что-то не получалось. С одной стороны, принимали очень хорошо, а с другой - та четверть публики, что приплясывала в креслах, все равно не смогла прорвать филармонический стереотип, встать, подойти в сцене, потанцевать (тем более что в КЗЧ это и негде сделать). Воспринимать же происходящее как серьезную музыку, требующую хоть какого усилия для слушателя, оснований не было: не требовала она ничего, по-попсовому навязчиво влезая прямо в слуховые отделы мозга, минуя промежуточные ступени.
Кортни Пайн расшевеливает публикуА неадекватно себя чувствуя, они то и дело попадали в какие-то неловкие ситуации. То Кортни никак не мог переключиться с сопрано на тенор-саксофон, потому что привезенный им с собой звукорежиссер FOH (основного пульта напротив сцены) никак не мог на пульте этот тенор-саксофон отыскать, и Кортни пришлось пару квадратов играть в вокальный микрофон. То Кортни наступил на подставку для сопрано-саксофона, и инструмент упал, что для любого саксофониста - трагедия, надолго выбивающая из рабочего состояния (даже если инструмент и не пострадал).
Трюки Кортни ПайнаОбнаружив падение сопрано-сакса, Пайн подхватил его на руки, как младенца, и унес куда-то за басовый усилитель, чтобы проверить, не повредилась ли дудка. Видимо, нет - он продолжал играть на нем весь концерт. Правда, в конце концерта он не сопрано, а тенор-саксофон использовал для каких-то цирковых трюков: зажал в зубах, циркулярным дыханием тянул одну ноту минут пять, а руки при этом расставил в стороны. Впрочем, уж это-то к музыке имело уж совсем небольшое отношение, как и продолжительное хождение саксофониста по залу с целью расшевелить публику.
Кортни Пайн в народеЖаль, черт побери - первое для нашей публики знакомство с одним из лучших европейских джазменов могло оказаться более впечатляющим в нескольких случаях: либо если бы он играл в зале Чайковского, но с акустическим проектом и акустическую музыку; либо если бы он играл с этим же фанковым проектом, но в более подходящем месте (в ночном клубе, на дискотеке и т.п.). Жаль. Этот музыкант был достоин большего, чем дискотечное кривляние в неприспособленном для того помещении.

И еще одно мероприятие - весьма важное: на следующий вечер после юбилейного концерта возглавляемого им Moscow Art Trio (см. "Полный джаз" #71) в Фонде Культуры приехавший из Норвегии пианист Михаил Альперин играл соло в Овальном зале Антрепризы МСМ. Об этом рассказывает журналист Михаил Визель...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Джон ЗорнВ исследовании любого явления - в данном случае, downtown-авангарда, на котором специализируется наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин - есть нечто главное. И это вовсе не "вовремя смыться": это - методический подход. Иван им безусловно располагает, что позволяет ему, просеивая множество разнообразных мероприятий, отыскивать среди них совершенно уникальные. Вот как в этот раз...>>>>

Мы продолжаем публиковать статьи живущего в Нью-Йорке пианиста, композитора и бэндлидера Николая Левиновского, выходившие в 1996-97 гг. в нью-йоркской газете "Новое русское слово". Сегодня - речь о легендарном оркестре, к 1996 г. принявшем имя Vanguard Orchestra и даже сейчас, четыре годя спустя, продолжающем каждый понедельник играть в нью-йоркском клубе Village Vanguard...>>>>

Говорите -
вас слушают
Сегодня мы слушаем музыканта, который в широкую джазовую жизнь Москвы вошел не так уж и давно, но прочно занял в ней свое место (и, видимо, будет продолжать своеобразную "экспансию"). При том, что в последнее десятилетие он прекрасно известен в мире музыки академической. Наш внештатный корреспондент беседует с контрабасистом оркестра Юрия Башмета, а параллельно - басистом квартета "Джазофрения" п/у Игоря Бутмана и лидером собственного Russian Jazz Quartet Юрием Голубевым...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Йоэль Гонзалес12 апреля в Северной Пальмире уже в пятый раз начался фестиваль "Джазовая весна в Санкт-Петербурге". В четвертый раз он проводится в клубе JFC в канун его дня рождения. И хотя не было шумных прелюдий, состояние праздника появилось сразу, так как первыми выступали "Вкусненькие" - Los Sabrosos Band. Этот коллектив появился три года назад. Как и в большинстве джазовых бэндов, у каждого из музыкантов есть и другие проекты и группы - и у Ивана Васильева (первая труба ), и у Сергея Гусятинского (тромбон), о котором далее, и у Йоэля Гонзалеса. С ним мне удалось поговорить в перерыве. Рассуждая о латиноамериканской музыке, он заметил, что людям, которые впервые слышат эту музыку, нужно время, чтобы войти в этот колоритный ритм. Но публике, заполнившей в этот вечер JFC , много времени не потребовалось. Уже на третьей композиции пришлось раздвигать столики, чтобы дать место танцующим парам. В этот вечер прозвучали и меренга, и унга, и сальса и, конечно же, ча-ча-ча. 
На следующий день был заявлен бэнд "Поправко-Беренсон Baltic Jazz Lines", но трубач Александр Беренсон не смог приехать, и его заменила (если так можно выразиться) замечательная вокалистка и просто красивая женщина Вилена Пиккарайнен. Она не в первый раз выступает на этом фестивале. И не в первый раз она выступает с саксофонистом Николаем Поправко. Вилена Пиккарайнен не просто вокалистка: она начинала как аккомпаниатор, поэтому часто в своих концертах она совмещает игру на фортепиано и пение, что встречается редко. За ее плечами - пять лет в вокальной группе "Дайджест". В этом концерте звучали пьесы Хораса Сильвера, Билла Эванса и других. Для многих композиций аранжировки написала сама Вилена. Этим вечером она была сама романтичность, и ее пение создавало благоприятную атмосферу для всех влюбленных парочек в зале: Николаю Поправко один раз даже пришлось привлекать их внимание не только музыкой, но и, так сказать, прозой. 
Кто сказал, что северные парни холодны?! Датский барабанщик Карстен Матиесен развеял эти иллюзии. Он приехал, чтобы выступить в рамках фестиваля имени Сергея Курехина, и дал, кроме того, небольшой концерт в JFC. На сцене располагалась одна огромная ударная установка, все возможности которой и использовал Карстен. Но этого ему показалось мало, и он, положив рядом бас-гитару, регулярно стучал по ней палочками и, как смычком по скрипке, возил по ней тарелкой от ударных. Впечатление было потрясающее. В течении всего выступления стояла гробовая тишина, закончившаяся шквалом аплодисментов.
14 апреля в JFC выступал VIP-band Юрия Капитанаки в составе: Олег Кувайцев (саксофон), Владимир Туник (ударные), Дмитрий Серебров (бас-гитара), Юрий Капитанаки (клавишные) и Анна Гузикова (вокал). В программе звучал мэйнстрим, как традиционный, так и современный. Особенно часто звучали композиции А.К. Жобима. Следует заметить, что характер вокала Анны Гузиковой отличается от вокала Елены Пиккарайнен. Он более жизнеутверждающий, и все внимание зрителей было приковано к сцене. Она часто и довольно удачно использует скэт. Но наибольшее восхищение вызвал дуэт Анны Гузиковой и Юрия Капитанаки из репертуара Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга. А вот что сказала певица по поводу фестиваля: "Это здорово. Но жаль, что не всегда получается поучаствовать в концертах как зритель. Хотя, судя по отзывам, все очень довольны: и зрители, и музыканты. Очень много новых проектов, и эта наша программа с Юрием Капитанаки - в их числе. Что касается меня, то каждый концерт - праздник, фестиваль. Я ко всем концертам отношусь очень трепетно". 
В воскресенье в JFC был аншлаг. Выступал Александр Осейчук из Москвы со своим квартетом Зеленая волна" в составе: Тигран Григорян (фортепиано), Дмитрий Ли (контрабас), Петр Талалай (ударные) и сам профессор Александр Осейчук (альт-саксофон).Они представили на суд питерской публики и джазовые стандарты в своих аранжировках, и произведения самого маэстро. Несмотря на пресловутое противостояние двух столиц, питерская публика приняла их хорошо.
Во втором отделении был представлен новый проект Five + Jazz Comfort п/у Сергея Гусятинского. Five - это квинтет пяти трубачей. На радость публике, они играли не только мэйнстрим, но и вещи Стиви Уандера и латиноамериканский джаз. Но гвоздем программы стала постоянная вокалистка Jazz-comfort (стаж - десять лет) Яна Родион. Для тех, кто ее слышал, комментарии излишни. А тем, кто не слышал, приношу свои искренние соболезнования.

Татьяна Востроилова,
внешт.корр. "Полного джаза" в Санкт-Петербурге

"Полный джаз" никак не нарадуется на своих читателей: в полном соответствии с нашими настойчивыми призывами рассказывать всей русскоязычной аудитории о том, что интересного происходит в джазовой жизни их городов, читатели регулярно присылают нам репортажи, создающие более или менее полную картину джазовой жизни российской глубинки. Парадоксально, но из городов, где джазовая жизнь наиболее регулярна (например, Новосибирска), репортажей поступает меньше всего. Не нужно никому? Вряд ли... Видимо, просто нет ощущения информационного голода, нет желания, чтобы о событиях в Новосибирске узнал кто-то за чертой города. Но есть, есть куда более положительные примеры! Сегодня - репортаж из старинного сибирского города Тюмени...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
"Богема Джазз 2000"Полностью оформилось расписание второго фестиваля "Богема Джазз", который пройдет в ЦДХ и на ряде клубных площадок 16-20 мая. Вот как оно выглядит:

 

16 мая 
ЦДХ, 18.30 - Торжественное открытие фестиваля
Вручение премии "Богема Джазз"
Участники концерта: Аркадий Шилклопер (валторна), Даниил Крамер (фортепиано), Валентина Пономарева (вокал), "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург), Энвер Измайлов (гитара, Крым), "Тригон" (Молдова), Дениз Перье (вокал, США), Андрей Кондаков (фортепиано, Санкт-Петербург), Саския Лару (труба, Нидерланды), Дафна Юссеф (уд, вокал, Тунис), ансамбль "Семейная традиция" и другие.
Клуб "Форте", 21.00 - Дениз Перье
Клуб "Китайский летчик Джао Да", 22.00 - Энвер Измайлов
17 мая
ЦДХ, 18.30 - День джазового мэйнстрима
Участники: Даниил Крамер (рояль) - Сергей Манукян (клавишные, вокал)
Овальный зал Антрепризы МСМ, 19.00 - "Второе приближение" Андрея Разина (фортепиано) с участием Олега Киреева (саксофон, Уфа) и Майка Эллиса (саксофон, США)
Клуб "Форте", 21.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Дениз Перье (вокал, США)
18 мая 
ЦДХ, 18.30 - День мирового джаза
Участники: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог), Даффа Юссеф (вокал, уд, Тунис), Владимир Волков (контрабас, С-Пб.), Олег Балтага (ударные, Молдова)
Клуб "Форте", 21.00 - Герман Лукьянов и "Каданс Миллениум"
Клуб "Дом", 19.00 - "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург)
Клуб "Пропаганда" 22.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
19 мая 
ЦДХ, 18.30 - День этнического джаза
Участники: Ришад Шафи (ударные) и группа "Гунеш" (Туркменистан), "Тригон" (Молдова), Энвер Измайлов (гитара, Крым)
Клуб "Форте", 21.00 - Алексей Козлов и джаз-рок ансамбль "Арсенал"
Клуб "Бункер", 23.00 - "Orbit Experience" (Германия)
"Ритм Блюз Кафе", 22.00 - Дениз Перье (вокал, США)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Край", 22.00 - "Вермишель Оркестра" (С-Пб.)
20 мая
ЦДХ, 18.30 - День эйсид-джаза
Участники: группы "Orbit Experience" (Германия), "V&F Project", "Matrix", "МАЛЕР И Я"
Таганский парк, 15.00 - День детского джаза
Клуб "Форте", 21.00 - "Orbit Experience" (Германия)
Клуб "Бункер", 24.00 - Дениз Перье (вокал,США)
Клуб "Запасник", 22.00 - "Вермишель Оркестра"
21 мая
Закрытие фестиваля.
Концерт всех звезд. (билеты не продаются).

Билеты на фестиваль "Богема Джазз 2000" можно уже сейчас зарезервировать на сайте компании.

3 мая в Центре искусств Центрального Дома художника будет играть "Джазофрения Квартет" - саксофонист Игорь Бутман, пианист Иван Фармаковский, контрабасист Юрий Голубев (интервью с ним читайте в сегодняшнем номере) и барабанщик Эдуард Зизак.

7 мая в клубе "Китайский летчик Джао Да" пройдет презентация альбома "Ритуальные танцы" одноименного проекта, в состав которого входит саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, клавишник Вячеслав Горский, Сергей Манукян (в этом проекте - барабаны и вокал) и перкуссионист Йоэль Гонзалес. Коллектив, полюбившийся москвичам после показа в "Антропологии" Дмитрия Диброва, уже представлял пластинку "для своих" (см. #12), теперь - очередь за представлением диска широкой публике.

А в это время
за бугром...
Элвин ДжонсЛейбл Mosaic выпустил состоящую из восьми CD коллекцию под названием "The Complete Blue Note Elvin Jones Sessions", в которую вошло все, что выдающийся барабанщик Элвин Джонс записал как лидер собственного ансамбля с 1968 по 1973, когда у него после ухода из квартета Джона Колтрейна был сольный контракт с лейблом Blue Note.
Коллекция поступит в продажу 1 мая. Ее спродюсировал Майкл Кускуна, весь материал подвергся полному ремастерингу по 24-битной технологии.
В оригинальных записях участвовали саксофонисты Джо Фаррелл, Пеппер Адамс, Джордж Колмен, Дэйв Либман, трубач Ли Морган, басисты Джимми Гаррисон и Джин Перла, клавишники Чик Кориа и Ян Хаммер и др.
Коллекция выходит ограниченным тиражом - пять тысяч копий. Более подробно с ней можно ознакомиться на сайте Mosaic.
Новые альбомы Владимир ГалактионовАльбом московского трубача Владимира Галактионова "The Russian Project" вышел на американском лейбле Headquarters Records. В основу CD легла запись "Rainbow Road", сделанная Владимиром в его домашней студии в 1996-99 годах. В записи участвовали гитаристы Александр Шевцов и Александр Костиков, пианист Андрей Разин, вокалистка Анастасия Модестова и перкуссионист Игорь Стотланд. Подробности - на сайте Headquarters Records.
Новые альбомы
(в продаже с 9 мая)
  • "Cause and Effect" - Abraham Burton, Enja
  • "Joey Calderazzo" - Joey Calderazzo, Columbia
  • "Moment to Moment" - Roy Hargrove, Verve
  • "Xenoblast" - The Jazz Mandolin Project, Blue Note
  • "Never Neverland" - Jane Monheit, N-Coded Music
  • "You Are Here" - Neufeld-Occhipinti Jazz Orchestra with Don Byron, Koch Jazz
Переиздания
(в продаже с 9 мая)
  • "The Midnight Creeper" - Lou Donaldson, Blue Note
  • "Along Came John" - John Patton, Blue Note
  • "Good Move" - Freddie Roach, Blue Note
  • "Bucket" - Jimmy Smith, Blue Note
  • "Live at the It Club, Volume Three" - Three Sounds, Blue Note
  • "Rough En' Tumble" - Stanley Turrentine, Blue Note
Радио
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
  • "Джазофон" (Маяк), суббота, 29 апреля, 23.35.
    10-я программа о джазовых трубачах - лауреаты опроса "Down Beat": Nicholas Payton, Dave Douglas, Tom Harrell, Wynton Marsalis, Roy Hargrove
    "Джазофон" (Маяк), воскресенье, 30 апреля, 23.35.
    Личное дело Аркадия Шилклопера
  • "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 3 мая, 18.35.
    75-летие Джона Льюиса
  • "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал, Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 28 апреля, пятница, 21.45 - Проект "Инфанция" - Аркадий Шилклопер, Аллегро Корреа, Георг Брайншмидт, Олег Балтага
    Повтор 28/29 апреля, суббота/воскресенье, 03.00
    Повтор 1 мая, понедельник 05.30
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин
Николай Левиновский,
Михаил Визель,
Вячеслав Рогожников, Екатерина Миронова,
Константин Волков, Геннадий Шаламов,
Татьяна Востроилова,
Инга Коршунова, Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Billboard Online,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Александр Забрин,
Эрик Калин,
Сара Джанджигян,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.