Владимир Хомяков: джаз на органе

0
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

Принято в свой день рождения собирать гостей, друзей, знакомых. А у публичных людей даже дни рождения — публичные. 2 марта заслуженному артисту России, обладателю первой премии престижного конкурса «Джаз на церковном органе» в Ганновере и единственному в нашей стране органисту, который играет классику и джаз на большом классическом («церковном») органе, Владимиру Хомякову исполнилось 50 лет. Владимир — организатор фестиваля «Новое органное движение» в Челябинске: начиная с 1992 года музыкант знакомит южноуральских слушателей с ведущими российскими и европейскими органистами. Он — инициатор и художественный руководитель единственного в мире фестиваля «Джаз на большом органе». Это благодаря ему в Челябинск приезжают джазовые и классические музыканты из Швеции, России, Германии, Голландии, Дании, Франции. Это благодаря его заслугам на челябинском органе звучат произведения всемирно прославленных композиторов. И даже в свой юбилей Владимир, как всегда, трудился.

Владимир Хомяков
Владимир Хомяков (фото из архива музыканта)

Челябинский Зал камерной и органной музыки был полон. Поклонники творчества Хомякова в первом отделении наслаждались произведениями классических композиторов, а во втором Владимир с удовольствием представил импровизационную программу вместе с екатеринбургскими джазовыми музыкантами — Игорем Паращуком, Виталием Владимировым, Сергеем Пронем и Игнатом Кравцовым. Но наше интервью с Владимиром Хомяковым началось не с музыки…

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO

Владимир, у вас, можно сказать, пророческое имя — «владыка мира». Каким миром вам удалось овладеть?

Владимир Хомяков
Владимир Хомяков (фото: архив музыканта)

— Это лестное заявление, но, наверное, всё-таки не в мой адрес. Тут со своим внутренним миром не можешь справиться… Я ещё в процессе. Мир музыки близок, знаком.

Это обычный день рождения или особенный?

— Я не большой любитель отмечать свой день рождения. В детстве я любил это, потому что мама пекла очень вкусный «наполеон». Сейчас (люди старшего поколения поймут меня) с каждым годом тебе напоминают, что тебе осталось на один год меньше. Плюс этот рубеж — шестой десяток — звучит как-то тревожно (смеётся). С другой стороны, лучше об этом не думать и не подсчитывать. Тогда создаётся иллюзия, что всё впереди.

Это ваш не первый, не второй и даже не третий день рождения. Уже есть о чём вспомнить. Какие дни рождения особенно запомнились?

— В детстве до 12 лет были самые радостные и классные дни рождения. Это какое-то волшебство, ожидание подарка. У меня был узкий круг близких друзей. Один друг жил напротив на площадке, другой — в соседнем подъезде. И пара моих друзей из других домов. Это был наш традиционный сбор. Мы одним составом всегда были у каждого на дне рождения.

Любовь к музыке — наследственная или приобретённая?

— Любовь — сильное слово. Это какая-то естественная часть существования с детства. Я не могу сказать, что это влюблённость. Это просто неотъемлемая часть моей жизни, сколько я себя помню. Если человек растёт в музыкальной семье, у него папа — музыкант, брат старший — музыкант, он постоянно в этой атмосфере находится. Для него это очень естественно, как в любой другой профессии.

За что вы больше всего благодарны своим родителям?

— За то, что они дали мне жизнь. За то, что во время избавили меня от серьёзной опеки. Я мог проявить самостоятельность в поступках и решениях. За то, что уважали мое мнение. С другой стороны, вовремя меня наказывали, причём очень хорошо наказывали за всякие глупые вещи. Я был всё-таки не очень простой ребёнок, доставлял неприятности. За то, что они передали мне очень хорошие гены, как мне кажется. За то, что меня любили по-настоящему.

Мне кажется, по-настоящему вас полюбил еще один верный друг — орган. Сколько лет он вместе с вами встречает дни рождения?

— 30 июля будет 23 года. Немножко не повезло, что летом у него день рождения. Часто летом где-то находишься в поездках. Стараемся отметить если и не в дату концерта, то чуть позже — где-то в начале сезона.

Что орган вам подарил?

— Подарил тепло и ласку, служит верой и правдой.

Какой подарок ему достался?

— Я за ним постоянно ухаживаю. Стараюсь перед днём рождения, чтобы он был почище помыт, настроен. Я могу ему сделать только такой подарок.

Обычно в день рождения, тем более в юбилей, именинники привыкли получать подарки. А вы сами сделали подарок — концерт. Как так вышло?

— Мне кажется, это симпатично. Ощущение праздника — оно гораздо более ощутимое, если ты сыграл концерт. Если взять просто день: ну и что? А вот сыграл концерт (если он, конечно, удачный), и после концерта — приподнятое праздничное настроение. Он помогает быть в том настроении, которое больше соответствует дню рождения. Хотелось, во-первых, чтобы концерт был не совсем обычный. Не просто юбилейный набор: вышли одни музыканты, другие, вышли, попели, поиграли. Вариант такой возможен, но мне хотелось всё-таки показать две стороны своих пристрастий сегодняшних: одна сторона — это классическая музыка, другая сторона — это импровизация как в ансамбле, так и сольная, близкая к фри-джазу.

Исполнить импровизационную программу вам помогло екатеринбургское трио Free Brass вместе с барабанщиком Игнатом Кравцовым. Когда речь идет о фри-джазе, так и хочется спросить: а не было ли предварительных договоренностей, на самом ли деле музыка родилась во время игры, и как можно так сыграться, чтобы понимать друг друга без слов?

— Группа крови, мне кажется, общая. Если не брать во внимание профессиональные вещи, которые, безусловно, самые главные, для меня очень важно в партнёрах взаимопонимание вплоть до дружеских отношений. Мне кажется, у нас есть что-то вроде таких отношений. Я всегда восхищался их умением владеть инструментом, умением быть партнёром по импровизации, партнёром толковым и интересным. Я с ними постепенно знакомился. Московский валторнист Аркадий Шилклопер посоветовал Сергея Проня в качестве трубача. Когда я с Серёжей познакомился, он посоветовал кларнетиста Игоря Паращука. Когда я с ними сыграл, посоветовали пригласить тромбониста Виталия Владимирова. Они как-то естественно нанизывались один за другим.

В этом «естественном» составе, вместе с челябинским перкуссионистом Игорем Борискиным, вы дали концерт в июле 2008 года. И как раз к вашему юбилею Челябинское концертное объединение выпустило DVD-диск с записью этого летнего концерта, сделанной Сергеем Спиридоновым.

— Да, долго мы думали: выпускать — не выпускать этот DVD с live-записью концерта новой импровизационной музыки. Поскольку он был записан в июле, диск так и называется «Июльская импровизация». Сомнения были, будут ли это слушать. В конце концов, победило желание, чтобы осталась какая-то возможность вернуться к тому концерту, чтобы как можно больше людей с этим познакомились и составили бы свое мнение. Когда в следующий раз слушатели увидят афишу такого концерта, они уже будут знать: идти или не идти.

Владимир, чем вы больше всего гордитесь, оглядываясь назад? Или вы человек, который всё время смотрит в будущее?

— В первую очередь, я испытываю чувство гордости от того, что у меня есть сын, не самый плохой музыкант и хороший человечек. Умный, добрый. Это не может не вызывать чувство гордости. В чем-то минимальная заслуга моя. В основном, конечно, его мамы. Он же рос в семье, не мог оказаться без родительского влияния. Это, пожалуй, главное. Всё остальное — суета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.