Сатоко Фудзии в ДОМе: «трое никогда не идут по одной линии»

1
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Диана Кондрашина,
фото: Павел Корбут
DK

Junk Box Trio (Сатоко Фудзии, Джон Холленбек, Нацуки Тамура), 10 апреля, КЦ «ДОМ»

Появление японской фри-джазовой пианистки Сатоко Фудзии с трио на сцене КЦ «ДОМ» было лишь частью небольшого московского тура, в ходе которого она представила две разные, по существу, программы. Первый концерт Сатоко отыграла с группой, в состав которой, помимо пианистки, входит её собственный муж, трубач Нацуки Тамура, а также американский барабанщик Джон Холленбек, в присутствии которого японская семейная пара разговаривала на простом английском, дополняя высказывания излюбленными для японского языка междометиями.

Satoko Fujii
Сатоко Фудзии (фото: Павел Корбут)
Satoko Fujii
Сатоко Фудзии (фото: Павел Корбут)
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Сатоко Фудзии — нетипичный представитель джазового авангарда. Вернее, нетипичен путь, который привёл пианистку к нему: всю жизнь обучаясь по классу академического фортепиано, в том числе в Токийском колледже искусств, Сатоко увлеклась импровизацией и переключилась на джаз. Вскоре она получила грант на обучение в бостонском колледже Бёркли, который так и не окончила: после первых двух лет, проведённых в Бостоне, Сатоко Фудзии поступила в другую, менее консервативную музыкальную школу — знаменитую Консерваторию Новой Англии, где её учителями были легендарный композитор Джордж Расселл и авант-джазовый пианист Пол Блэй. Сатоко Фудзии так и осталась в лагере джазового авангарда, хотя в её музыке не может не чувствоваться фундаментальная классическая основа, которой пианистка владеет так же легко, как и умением выстраивать музыкальные идеи, наполненные свободой и не лишённые при этом порядка.

Концерт трио Junk Box был посвящён памяти основателя КЦ ДОМ Николая Дмитриева (1955-2004). Если кратко описывать концерт, уместно будет сказать, что Junk Box Trio занимались разнообразными формами звукоизвлечения, и любой человек, который попытается объяснить своеобразие музыки Сатоко Фудзии и её трио, обречён на монотонное перечисление действий, совершаемых музыкантами на сцене.

Junk Box Trio
Junk Box Trio (фото: Павел Корбут)

ДАЛЕЕ: арсенал удивительных музыкальных средств, включая «устройство леденящего душу рычания», и производимая музыка

У каждого из музыкантов в арсенале был целый запас звуковоспроизводящих устройств: трубач Нацуки Тамура аккуратно разложил возле себя разнообразные пищалки, клаксоны, среди которых был и детский молоточек радикальных оранжево-салатовых цветов, и примитивный игрушечный микрофон-модулятор на батарейках, и обыкновенная, только очень помятая сурдина. Джон Холленбек не отставал в плане изобретательности: постоянно клал на том-том треугольник и хитрым способом ударял тыльной стороной палочки одновременно по барабану и треугольнику, так что получался звук, одновременно глухой, звонкий и плоский. Особенно увлекал барабанщика другой процесс: Холленбек проводил смычком по краю тарелок и хай-хэта, потом мог поднять к микрофону колокольчики и, усердно позвенев ими, начать «рассеивать» звук характерным жестом рукой или нотными листами.

John Hollenback
Джон Холленбек (фото: Павел Корбут)

Коронный же номер Сатоко Фудзии заключался в том, что пианистка прилепляла к струнам широкую клейкую ленту, модифицируя таким образом звук, а потом резко её отдирала. Ещё у Сатоко было припрятано под крышкой «устройство леденящего душу рычания» — маленькое игрушечное чудовище, которое зажигало красные глаза и начинало пугающе вопить, как только японка нажимала ему на живот.

Satoko & The Monster

Но суть музыки трио Сатоко Фудзии заключалось вовсе не во всех этих звуковых вторжениях. Углубляясь то в агрессивные авангардные формы, с силой нажимая ладонью на клавиши, то обрисовывая мелодичные и медиативные фразы, Сатоко чутко следила за действиями своих музыкантов, реагируя на сбитый ритм Холленбека, который лишь изредка приобретал чёткую структуру, и вторя действиям трубача. Труба, как ни странно, тоже могла себя вести по-разному: то играть в понятных рамках джазовой гармонии, то вызывающе «выкрикивать», то «бубнить» басом.

Junk Box Trio
Junk Box Trio (фото: Павел Корбут)

Вообще казалось, что основная шутка музыкантов в том, что никогда трое не идут по одной линии, всегда кто-то один выбивается. И если Сатоко и Джон Холленбек выстраивают громкие и спешные авангардные структуры, то Нацуки Тамура будет при этом сам по себе наигрывать мелодии на трубе или пищать в микрофон, тряся в воздухе очередным молоточком. Или наоборот: Сатоко увлечётся игрой щёткой по струнам рояля, создавая довольно мрачный и тревожный шум, в то время как Холленбек и Тамура займутся какими-нибудь совсем безобидными музыкальными идеями. И опять-таки, будет в корне неверно полагать, что с музыкальной точки зрения выступление Сатоко Фудзии и Junk Box Trio — это шумовой концерт: временами ритм и нагромождённые фразы заполоняли зрительный зал с таким напором, что любой представитель тяжёлого рока или хардкора позавидовал бы мощи звучащей музыки. И всё-таки главный интерес именно этой музыки — в том, что за ней совершенно точно стоит какая-то непонятная структура. Какая — хороший вопрос. Вероятно, достаточно свободная, чтобы в процессе концерта у музыкантов рождались новые спонтанные идеи, и всё разнообразие пищащих и клацающих звуков, издаваемых ими на сцене, эхом переходило в сознание слушателей.

·

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.