Если вести отсчет студенческих джаз-фестивалей с «Джаза на Поварской», который затем плавно перешел под крыло «Фестоса», то нынешний «Весенний студенческий джаз» — пятнадцатый. Об этом на открытии фестиваля торжественно сообщил бессменный председатель жюри — народный артист России профессор Игорь Бриль, который с удовольствием назвал и заявленное число участников — 385 музыкантов в составе 43 коллективов из двадцати учебных заведений, в том числе и не музыкальных. Цифры впечатляющие.
На легендарной для нашего джаза гостеприимной сцене Центрального Дома работников искусств четыре вечера царствовали джаз и молодость. Джаз предстал практически в полном разнообразии спектра своих составов, направлений и жанров — от дуэта до биг-бэнда, от джазовой классики — до фанка.
Составы ансамблей могли быть классическими, как трио Михаила Дубовика с юной джазовой звёздочкой — контрабасисткой Дашей Чернаковой (МГКЭДИ, лауреаты фестиваля) или необычными, как ансамбль пианистки и певицы Юлии Золотарёвой (Академия им.Маймонида, лауреат фестиваля), где ритм-секция соединилась со струнным квартетом. Даже дуэты были разными: голос и фортепиано — Надежда Толстова (лауреат фестиваля) и Олег Стариков (МГУКИ); голос и гитара; две гитары.
Среди более крупных традиционных инструментальных составов наиболее интересно выступили секстеты из МГУКИ (Университет культуры) и МГКЭДИ (Джазовый колледж на Ордынке); оба стали лауреатами. Первый, признанный лучшим на фестивале, представил виртуозные аранжировки современного джаза, второй — необычные композиции на традиционные темы. Как всегда, ансамбли этих учебных заведений прекрасно подготовлены заслуженным работником культуры РФ Валерием Мелёхиным, который ставит очень высокую профессиональную планку для своих студентов и поощряет их самостоятельность. Воспитанный в его классе квинтет Валентина Островского (МГУКИ) был удостоен диплома за собственные композиции.
Хотя и не получили лауреатства, но разнообразили палитру фестиваля гости из Первого областного музыкального колледжа (Коломна) с джазовой скрипкой в составе ансамбля со сложным (и не очень понятным. — Ред.) названием Acoustic Jazz Quartet Simpatic Band, а также участники квартета саксофонов Synergy (Российская Академия музыки им. Гнесиных).
Вокальный джаз был представлен, как обычно, в основном солистами в сопровождении ритм-секции. Но это были не только студенты таких знаменитых педагогов, как Галина Филатова и Инга Яник, и не только из музыкальных учебных заведений. Мы услышали студентку МГУ, артистичных воспитанников Российской Академии театрального искусства, а также получившего специальный диплом обаятельного студента Университета экономики, статистики и информатики Андрея Данилина — ученика начинающего педагога Алины Ростоцкой (победительницы прошлогоднего Первого конкурса молодых джазовых вокалистов). В этом году хорошо показали себя вокалисты из МГУКИ, но, к сожалению, молодое эстрадное вокальное отделение РАМ пока не похвасталось на «Фестосе» своими джазовыми певцами. Вокальные ансамбли были представлены трио с ритм-секцией колледжа «Консорт» и ветераном «Фестоса» в обновленном составе — вокальным секстетом a’cappella Peek-A-Boo (лауреат фестиваля), руководит которым Владимир Сидоркович (Московский колледж импровизационной музыки). Выступление секстета, как всегда, было красочным и эффектным.
Оркестров на нынешнем «Фестосе» было пять. На некоторых фестивалях было и больше (в 2006 году, помнится, даже десять), но в этот раз все они выступили очень достойно, и все стали лауреатами. Мини-бэнд Академии им. Маймонида под управлением Сергея Петрова «зажёг» всех латиноамериканскими ритмами. Программа оркестра колледжа «Консорт», как всегда, включала композиции своего легендарного руководителя Юрия Чугунова — «Марш Консорта» и обработку русской народной песни «Кого нету — того жаль». Два оркестра выступили под управлением Александра Соколова. Заметно вырос давно руководимый им бэнд Московского областного колледжа искусств. Начинал программу фестиваля «Университет-бэнд», которым он теперь тоже руководит, наследовав недавно ушедшему из жизни Евгениею Савину. Первая пьеса в исполнении «Университет-бэнда» — «Anthropology» Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи — задала хороший «тон» фестивалю.
Лучше всех из оркестров, по мнению жюри, показал себя на этот раз биг-бэнд ГМКЭДИ («Ордынки») под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Мотова, который даёт своим совсем юным студентам прекрасные уроки бэндового исполнительства. С оркестром пела Анастасия Пухликова — опытный фестивальный «боец», признанная лучшей в вокальном жанре.
Говорит председатель жюри Игорь Бриль:
— Нынешний фестиваль студенческого джаза прошёл, на наш взгляд, очень успешно, показав явный рост профессионализма его участников. Многие учебные заведения показали себя намного более удачно и разнообразно, чем в прежние годы. Фестиваль прошёл и более компактно, потому что отбор на него был более строгим, что мы намереваемся делать и в будущем.
Не хотелось бы добавлять в общее хорошее впечатление «ложку дёгтя», но немало волнений выпало на долю Игоря Михайловича, ответственного секретаря комиссии Елены Солдатовой и постоянного ведущего концертов Владимира Каушанского в связи с перестановками в программе из-за занятости молодых музыкантов во всевозможных мероприятиях. Другая большая проблема для многих ансамблей — это контрабасисты. Их мало, они, что называется, нарасхват, и остальным ребятам приходится подстраиваться под их расписание. Отсюда — плохая предварительная настройка и «ляпы» в звучании.
Но в целом «Весенний студенческий джаз-2010» оставил приятное впечатление. Его итоги будут, как всегда, полезными для всех — зрителей, участников, организаторов, педагогов.