Роб Макконнелл (1935-2010)

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
Кирилл Мошков CM

1 мая в Торонто умер Роб Макконнелл (Rob McConnell) — выдающийся канадский бэндлидер, тромбонист, композитор и аранжировщик, чьи оркестровки входят в золотой фонд современного репертуара для джазовых биг-бэндов.

Его памяти посвящён подкаст, который можно послушать или скачать в конце этой публикации.

Rob McConnellВ современном оркестровом джазе есть несколько имён, на которых держится едва ли не большая часть всего оркестрового репертуара. Это аранжировщики — люди, которые создают оркестровки, по которым потом играют оркестры во всём мире. Одним из самых известных аранжировщиков для современного биг-бэнда был канадский тромбонист, композитор и преподаватель искусства джазового оркестра Роб Макконнелл. 1 мая он скончался в Торонто, провинция Онтарио, в возрасте 75 лет.

Полное имя музыканта было Robert Murray Gordon McConnell, и родился он 14 февраля 1935 года в Лондоне — но не в том, что в Великобритании, а в том, что в канадской провинции Онтарио. Ещё в годы школьной учёбы он научился играть на вентильной разновидности тромбона: по размерам это тромбон, но высота звука на этом инструменте изменяется не движением складной кулисы, как на обычном тромбоне, а нажатием вентильных клапанов, как на трубе. Роб Макконнелл изучал теорию музыки у выдающегося канадского профессора Гордона Деламонта, а исполнительская его карьера началась в канадских джазовых оркестрах ещё в начале 50-х гг. прошлого века. Некоторое время Макконнелл поиграл у самого известного канадского бэндлидера Мэйнарда Фергюсона, но в 1968 году создал собственный оркестр, с которым связана большая часть его творческой жизни — The Boss Brass.

Первоначально это был биг-бэнд без саксофонов, с одними медными духовыми и ритм-секцией, отсюда название: медные инструменты по-английски называются именно Brass. Правда, уже в 1971 году в составе биг-бэнда появились и саксофоны тоже, зато состав медных расширился — зазвучала пятая труба и валторны. В результате The Boss Brass обладали мощнейшим звуком очень плотного тембра. Но главное — оркестр играл великолепные аранжировки Роба Маконнела, который обладал редким талантом не только представлять себе одновременно все взаимодействующие партии в богатой оркестровой звуковой ткани, но и записывать это взаимодействие на бумагу так, что оркестрантам оставалось только воспроизвести его — и возникала мощная, плотная и радостная музыка.

Слушаем оркестр Роба Макконнелла The Boss Brass, который играет тему Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна «The Song Is You» в аранжировке Макконнелла с выдающимся джазовым вокалистом Мэлом Торме. 1987 год.

В оркестре Макконнелла играли в основном студийные музыканты из Торонто, поэтому оркестр гастролировал мало: по миру Роб Макконнелл ездил главным образом как преподаватель, с мастер-классами и так называемыми «клиниками», но часто появлялся и как приглашённый солист с оркестрами других лидеров. Его огромная преподавательская деятельность и успешная работа на канадской джазовой сцене принесла ему членство в Зале славы канадской музыки в 1997 г., а год спустя Макконнел стал кавалером Ордена Канады, высшей награды Страны Кленового Листа.

Огромная работоспособность Макконнелла и его мощный талант аранжировщика и тромбониста принесли ему несколько номинаций на премию «Грэмми», пять высших канадских музыкальных премий Juno и несколько Канадских джазовых премий. Канадские музыканты считали, что его оркестр — единственный в стране, который может конкурировать по общей классности с оркестрами из США, даже на их территории. Музыканты вообще любили Роба: он был человек юморной, легко и весело общался на сцене с аудиторией и коллегами.

В последнее десятилетие Роб Макконнелл тоже регулярно появлялся на сцене, но уже с более мобильным и экономически выгодным составом под названием Tentet, то есть оркестр из десяти музыкантов. «Тентет» позволял ему гастролировать, что с оригинальным составом The Boss Brass, в лучшие годы состоявшего из 22 музыкантов, было делать не так-то просто. Впрочем, с малым составом оркестра Макконнелл записывался уже не так часто, как раньше, ведь в 70-80-е The Boss Brass стабильно выдавал «на-гора» примерно по альбому в год. А в последние годы активность канадского мастера оркестрового джаза и вовсе почти прекратилась: он боролся с онкологическим заболеванием, которое и стало причиной его смерти. Памятником Робу Макконнеллу остаются не только его собственные записи, но и десятки изданных аранжировок, по которым его музыку и его оркестровки играет множество оркестров по всему миру.

 Слушаем одну из таких аранжировок — пьесу, написанную самим Робом Макконнеллом для альбома «Big Band Jazz» 1977 года, завоевавшего канадскую премию Juno как лучший канадский джазовый альбом. С присущим Робу юмором пьеса эта названа «Runaway Hormones», что можно скучно перевести как медицинский термин «Гормональный взрыв», но лучше сохранить дух оригинала и назвать её «Играй, гормон».

 Видеобонус: Роб Макконнелл и его Boss Brass играют «Take The A Train» Билли Стрейхорна (наряду с «Караваном» Хуана Тизола — самый популярный номер из репертуара оркестра Дюка Эллингтона, только в современной аранжировке Макконнелла) в концертной съёмке 1980 года

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТомаш Станько в записи и в «Бёрдленде»
Следующая статьяКиреев-Илугдин, Sky Music: музыка небесных сфер
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.