Владимир Мак, Иерусалим |
Летние месяцы в Израиле уже много лет проходят в стандартном джазовом режиме. Вначале — несколько концертов на «Фестивале Израиля» в Иерусалиме, в конце — «Джаз на Красном море» в Эйлате, посередине — мероприятия местного значения: честные и добротные выступления отечественных музыкантов с эпизодическим привлечением зарубежных гостей.
«Фестиваль Израиля» — самый большой и самый старый (если можно так говорить о стране, которой всего 62 года) форум искусств, в котором традиционно представлена весьма авторитетная джазовая составляющая. Этот год не стал исключением: в Иерусалим приехали «Новый квартет Чарльза Ллойда», Folk Art Quintet Джо Ловано и трио Анджея Ягодзиньского.
Чарльз Ллойд — одна из самых постоянных фигур в джазе последних почти пятидесяти лет. «Постоянных» не в смысле музыкальных взглядов и не в смысле привязанности к партнёрам. Это меняется. Музыка Ллойда может быть агрессивной и медитативной, тонально-мелодической или сплошь диссонантной, ориентированной на чёрный блюз или на дальневосточные интонации… Партнёры меняются раз в несколько лет, их список — одно из самых ярких джазовых созвездий: Джаретт, Петруччиани, Свенсон, Джери Аллен — это только пианисты, остальными именами не буду перегружать статью. Где же постоянство? В абсолютной свободе. Ллойд — один из самых свободных, отдающихся без остатка музыке художников. Это мы слышим на его концертах постоянно, и последнее выступление в Иерусалиме (лично для меня — третье живое свидание с Ллойдом) не стало исключением. Партнёры — как всегда, потрясающие. Пианист Джейсон Моран, басист Рубен Роджерс и барабанщик Эрик Харланд — каждый из них заслуживает отдельных длинных дифирамб, но поём мы их сегодня Ллойду.
ДАЛЕЕ: подробности и сюрпризы разного рода, полный анонс фестиваля в Эйлате на следующей неделе, все в Эйлат слушать джаз!
Вначале на сцену вышли три вышеназванных музыканта, с иголочки одетых, затем появился маэстро, напоминающий одеждой, походкой и выражением лица городского сумасшедшего. Собственно, таким Ллойд и является в современном искусстве, где всё на продажу, где понты звучат громче нот. Но это уже к «Фестивалю Израиля» отношения не имеет.
«Folk Art» Джо Ловано признан лучшим альбомом прошлого года, а сам Джо — лучшим тенор-саксофонистом, и это вызывало особый интерес к концерту. Ловано — очень частый гость в Израиле, но лидером ансамбля бывает редко. Состав особо привлекал наличием двух барабанщиков и очаровательной контрабасистки и певицы Эсперансы Сполдинг. Увы, юная профессорша Бёркли не приехала, вместо неё на контрабасе играл европейский контрабасист, имени которого, каюсь, не расслышал, а пела супруга Ловано Джуди. Вначале (до выхода Джуди на сцену) было интересно, хотя несколько раздражало изобилие звуков в партиях Ловано и слабое взаимодействие барабанщиков Отиса Брауна и Франсиско Мела. Потом была просто катастрофа. Джуди Ловано с трудом можно назвать певицей вообще, джазовой — тем более. Её муж с выходом строгой жены на сцену вообще забыл, что его квинтет — не аккомпанирующий ансамбль. При этом записи квинтета интересны и, полагаю, первое место в рейтинге было заслуженным. Но оно было с Эсперансой Сполдинг, а не с Джуди Ловано.
Трио Ягодзиньского играло «джазового» Шопена, посвящая концерт 200-летию великого композитора и пианиста. 11 лет назад ансамбль в том же составе также играл Шопена к 150-летию его смерти, и концерт был фантастическим! Несмотря на импровизацию, это был Шопен в значительно большей степени, чем большинство интерпретаций его музыки классическими пианистами. Но на этот раз было скучно. Вероятно, любовь притупилась, а новых идей у музыкантов не возникло. Польский джаз, один из лучших в Европе, переживает тяжёлые времена. Авторитетами в искусстве жить невозможно. Не верю, что у Намысловского, Бартковского, Станько, Ягодзиньского не будет более свежих идей. Джазу все возрасты покорны, пример Чарльза Ллойда — яркое тому доказательство.
Местные израильские мероприятия событиями не стали, хотя можно отметить два хороших концерта Деборы Браун с израильско-российским аккомпанементом (Роберт Анчиполовский — Яков Окунь — Виталий Соломонов — Арали Каминский) и успешные гастроли американских кубинцев братьев Родригес (трубача и пианиста) с израильской ритм-секцией.
В конце июня на сайте «Джаза на Красном море» появился состав участников крупнейшего израильского джазового форума. По истечении полутора месяцев перечень этот не претерпел изменений, и я с удовольствием представлю 24-й Эйлатский фестиваль.
Он состоится с 23 по 26 августа, как обычно, в Эйлатском порту (крайний юг Израиля). Ежедневно 9 концертов пройдут в тысячеместном «Клубе», «Холле» на две тысячи мест и «Арене», которая вмещает 4 тысячи слушателей. Из 20 ансамблей половина представляет отечественную музыку, остальные — гости. Впрочем, среди гостей есть израильтяне, и среди израильтян — музыканты, считающиеся своими на нью-йоркской сцене. А вместе музыканты будут играть каждую ночь во дворе гостиницы «Ям суф» — с 3 до 7 утра там будут проходить джем-сешны, на которых часто происходит самое интересное. Но это — всегда счастливая случайность. А пока — о том, что запланировано.
Израильский джаз.
Из десяти ансамблей четыре имеют к джазу весьма опосредованное отношение, но частично в них играют классные джазовые музыканты. Команды эти призваны привлечь побольше молодёжи на жаркий берег Красного моря. Идея давно проверена — в ожидании любимой попсы можно случайно услышать джаз и увлечься им навсегда… Среди отечественных джазовых команд отмечу квинтеты Абате Берихуна и Илана Салема. Берихун — выходец из Эфиопии, классный саксофонист, совмещающий колтрейновскую манеру с увлечением эфиопскими ритмами и интонациями. У Берихуна в команде — лучший израильский контрабасист Асаф Хакими, левша, много лет успешно работавший на американской джазовой сцене. Салем — флейтист, причем не по совместительству, как большинство саксофонистов, а исключительно флейтист, причём классный. В его группе блистательный удист и гитарист Амос Хоффман, один из ведущих сегодня мастеров джаза в Нью-Йорке. Наконец, трио Оза Ноя. Оно израильское лишь по месту рождения руководителя. Юный гитарист Оз Ной дебютировал в «Большом яблоке» 14 лет назад, а лет около десяти заслуженно пользуется в американском джазе авторитетом. Его партнеры — басист Уилл Ли и, особенно, барабанщик Дэйв Уэкл, в специальных представлениях не нуждаются.
Гости.
Здесь, на мой взгляд, первый в списке «Дейв Даглас и духовой экстаз» — ансамбль, во главе которого одна из самых ярких звёзд авангардного джаза, трубач Дейв Даглас. Квинтет покажет материал последнего диска «Spirit Moves». Музыка современна, но кажется как бы подражанием старому духовому оркестру. В ансамбле — барабанщик Нашит Уэйтс и четверо духовиков — тромбонист Луис Бонилла, валторнист (за много лет впервые после Аркадия Шилклопера на джазовой сцене встречаю валторниста) Винсент Ченси, тубист Маркус Рохас и трубач и композитор Дейв Даглас. Редкий случай авангарда в Эйлате, где обычно царит культ мэйнстрима.
Эрмету Паскуаль и его группа. Паскуаль — 74-летний бразильский флейтист, пианист и аккордеонист с экзотической бородой и перечнем экзотических инструментов в арсенале: кроме названных, это чайник, стакан воды… В ансамбле ещё гитара, бас, флейта, барабаны. И все также играют на ударных и поют. Интересно, но, полагаю, не джаз.
Квартет Джеффа «Тэйна» Уоттса. Зато это — чистый джаз, причём первоклассный. 40-летний Тэйн — единственный музыкант, не только игравший в ансамблях и Уинтона, и Бренфорда Марсалисов, но и завоевавший в обоих составах «Грэмми». Джеффу тесно в рамках аккомпанемента, он продолжает линию великого Элвина Джонса, много последних лет жизни возглавлявшего собственный ансамбль. В квартете — тенор-саксофонист Жан Туссейн, басист Джеймс Джинус и душа фестиваля 2008 года, пианист Дэйв Кикоски.
«Третий раунд Ману Каче» Ещё один барабанщик-бэндлидер. Француз, уроженец Кот Д`Ивуара и музыкант широких взглядов. Его партнеры с одной стороны — Питер Габриэл, Стинг, «Дайр Стрейтс», «Юритмикс», с другой — Эл Ди Меола, Ян Гарбарек, Томаш Станько. Записи разнообразны и интересны. Вместе с барабанщиком — пианист Альфио Орилио, басист Лорен Вернери и саксофонист Петер Ветре.
Musica Nuda — единственный полностью европейский состав на фестивале. Итальянская певица Петра Магони семь лет назад познакомилась с контрабасистом Фруччо Спинетти. Скудность инструментария не означает скудности музыки. Напомню дуэт Галины Филатовой и покойного Анатолия Бабия. Были вечера, когда они выступали потрясающе! В этом случае необходим высочайший профессионализм и собственная концепция. Каковы будут итальянцы — услышим.
«Новый квартет Гэри Бёртона» я ожидаю с нетерпением. В его карьере много альянсов с пианистами — Кориа, Пьяццола, Одзонэ… Недавно Гэри представил суперквартет с Пэтом Мэтини, Стивом Суоллоу и Антонио Санчесом. Видимо, подобное созвездие для большого турне собрать сложно, поэтому вместо Мэтини и Суоллоу на эйлатскую сцену выйдут менее титулованные гитарист Джулиан Лэйдж и басист Скотт Колли. А с ними — легендарные Бёртон и Санчес.
Никки Яновски — 16-летняя канадка, внучка выходцев из СССР, четыре года назад дебютировавшая на Монреальском фестивале. Вековая традиция джазового вокала в сочетании с манерой пения в бродвейских мюзиклах и мире легкой музыки. Словом, джаз на продажу. Интересно посмотреть на юное дарование, пока (надеюсь!) из неё не сделали машину для зарабатывания денег.
Рикки Ли Джонс — еще одна певица в программе. Певица немолодая и не джазовая. Но в репертуаре Рикки много хорошей американской музыки, сама она также играет на рояле, в ансамбле басист и барабанщик, играющий еще на нескольких инструментах. Несколько лет назад в Эйлате выступала Ута Лемперт — совершенно неджазовая певица. Но это был один из лучших концертов того фестиваля.
Stefon Harris & Blackout в прошлом году выступал на «Фестивале Израиля» и был лучшим в его джазовой программе. Харрис — потрясающий музыкант, играющий не только на вибрафоне, но и на маримбе и превосходный лидер квинтета, в котором также саксофонист, пианист, басист и барабанщик.
Пианист Данило Перес в особом представлении также не нуждается. Представлю лишь его партнёров — басист Бен Стрит (на прошлом фестивале игравший в команде Курта Розенвинкеля) и барабанщик Адам Круз. Партнёры под стать пианисту.
Как видите, программа обещает интересный фестиваль. Некоторые ещё могут успеть прилететь в Эйлат — ведь визы российским гражданам не нужны. А температура на берегу Красного моря ночью пониже, чем в последние два месяца в Москве. А воздух чище. Кроме того, он насыщен джазом.