Джазовое лето в Израиле: айда в Эйлат слушать джаз!

0
реклама
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
Владимир Мак,
Иерусалим
MM

Летние месяцы в Израиле уже много лет проходят в стандартном джазовом режиме. Вначале — несколько концертов на «Фестивале Израиля» в Иерусалиме, в конце — «Джаз на Красном море» в Эйлате, посередине — мероприятия местного значения: честные и добротные выступления отечественных музыкантов с эпизодическим привлечением зарубежных гостей.

«Фестиваль Израиля» — самый большой и самый старый (если можно так говорить о стране, которой всего 62 года) форум искусств, в котором традиционно представлена весьма авторитетная джазовая составляющая. Этот год не стал исключением: в Иерусалим приехали «Новый квартет Чарльза Ллойда», Folk Art Quintet Джо Ловано и трио Анджея Ягодзиньского.

Charles Lloyd Quartet
Charles Lloyd Quartet

Чарльз Ллойд — одна из самых постоянных фигур в джазе последних почти пятидесяти лет. «Постоянных» не в смысле музыкальных взглядов и не в смысле привязанности к партнёрам. Это меняется. Музыка Ллойда может быть агрессивной и медитативной, тонально-мелодической или сплошь диссонантной, ориентированной на чёрный блюз или на дальневосточные интонации… Партнёры меняются раз в несколько лет, их список — одно из самых ярких джазовых созвездий: Джаретт, Петруччиани, Свенсон, Джери Аллен — это только пианисты, остальными именами не буду перегружать статью. Где же постоянство? В абсолютной свободе. Ллойд — один из самых свободных, отдающихся без остатка музыке художников. Это мы слышим на его концертах постоянно, и последнее выступление в Иерусалиме (лично для меня — третье живое свидание с Ллойдом) не стало исключением. Партнёры — как всегда, потрясающие. Пианист Джейсон Моран, басист Рубен Роджерс и барабанщик Эрик Харланд — каждый из них заслуживает отдельных длинных дифирамб, но поём мы их сегодня Ллойду.
ДАЛЕЕ: подробности и сюрпризы разного рода, полный анонс фестиваля в Эйлате на следующей неделе, все в Эйлат слушать джаз!
Вначале на сцену вышли три вышеназванных музыканта, с иголочки одетых, затем появился маэстро, напоминающий одеждой, походкой и выражением лица городского сумасшедшего. Собственно, таким Ллойд и является в современном искусстве, где всё на продажу, где понты звучат громче нот. Но это уже к «Фестивалю Израиля» отношения не имеет.

Joe Lovano
Joe Lovano

«Folk Art» Джо Ловано признан лучшим альбомом прошлого года, а сам Джо — лучшим тенор-саксофонистом, и это вызывало особый интерес к концерту. Ловано — очень частый гость в Израиле, но лидером ансамбля бывает редко. Состав особо привлекал наличием двух барабанщиков и очаровательной контрабасистки и певицы Эсперансы Сполдинг. Увы, юная профессорша Бёркли не приехала, вместо неё на контрабасе играл европейский контрабасист, имени которого, каюсь, не расслышал, а пела супруга Ловано Джуди. Вначале (до выхода Джуди на сцену) было интересно, хотя несколько раздражало изобилие звуков в партиях Ловано и слабое взаимодействие барабанщиков Отиса Брауна и Франсиско Мела. Потом была просто катастрофа. Джуди Ловано с трудом можно назвать певицей вообще, джазовой — тем более. Её муж с выходом строгой жены на сцену вообще забыл, что его квинтет — не аккомпанирующий ансамбль. При этом записи квинтета интересны и, полагаю, первое место в рейтинге было заслуженным. Но оно было с Эсперансой Сполдинг, а не с Джуди Ловано.

Трио Ягодзиньского играло «джазового» Шопена, посвящая концерт 200-летию великого композитора и пианиста. 11 лет назад ансамбль в том же составе также играл Шопена к 150-летию его смерти, и концерт был фантастическим! Несмотря на импровизацию, это был Шопен в значительно большей степени, чем большинство интерпретаций его музыки классическими пианистами. Но на этот раз было скучно. Вероятно, любовь притупилась, а новых идей у музыкантов не возникло. Польский джаз, один из лучших в Европе, переживает тяжёлые времена. Авторитетами в искусстве жить невозможно. Не верю, что у Намысловского, Бартковского, Станько, Ягодзиньского не будет более свежих идей. Джазу все возрасты покорны, пример Чарльза Ллойда — яркое тому доказательство.

Deborah Brown
Deborah Brown

Местные израильские мероприятия событиями не стали, хотя можно отметить два хороших концерта Деборы Браун с израильско-российским аккомпанементом (Роберт Анчиполовский — Яков Окунь — Виталий Соломонов — Арали Каминский) и успешные гастроли американских кубинцев братьев Родригес (трубача и пианиста) с израильской ритм-секцией.

В конце июня на сайте «Джаза на Красном море» появился состав участников крупнейшего израильского джазового форума. По истечении полутора месяцев перечень этот не претерпел изменений, и я с удовольствием представлю 24-й Эйлатский фестиваль.

Он состоится с 23 по 26 августа, как обычно, в Эйлатском порту (крайний юг Израиля). Ежедневно 9 концертов пройдут в тысячеместном «Клубе», «Холле» на две тысячи мест и «Арене», которая вмещает 4 тысячи слушателей. Из 20 ансамблей половина представляет отечественную музыку, остальные — гости. Впрочем, среди гостей есть израильтяне, и среди израильтян — музыканты, считающиеся своими на нью-йоркской сцене. А вместе музыканты будут играть каждую ночь во дворе гостиницы «Ям суф» — с 3 до 7 утра там будут проходить джем-сешны, на которых часто происходит самое интересное. Но это — всегда счастливая случайность. А пока — о том, что запланировано.

Израильский джаз.

Из десяти ансамблей четыре имеют к джазу весьма опосредованное отношение, но частично в них играют классные джазовые музыканты. Команды эти призваны привлечь побольше молодёжи на жаркий берег Красного моря. Идея давно проверена — в ожидании любимой попсы можно случайно услышать джаз и увлечься им навсегда… Среди отечественных джазовых команд отмечу квинтеты Абате Берихуна и Илана Салема. Берихун — выходец из Эфиопии, классный саксофонист, совмещающий колтрейновскую манеру с увлечением эфиопскими ритмами и интонациями. У Берихуна в команде — лучший израильский контрабасист Асаф Хакими, левша, много лет успешно работавший на американской джазовой сцене. Салем — флейтист, причем не по совместительству, как большинство саксофонистов, а исключительно флейтист, причём классный. В его группе блистательный удист и гитарист Амос Хоффман, один из ведущих сегодня мастеров джаза в Нью-Йорке. Наконец, трио Оза Ноя. Оно израильское лишь по месту рождения руководителя. Юный гитарист Оз Ной дебютировал в «Большом яблоке» 14 лет назад, а лет около десяти заслуженно пользуется в американском джазе авторитетом. Его партнеры — басист Уилл Ли и, особенно, барабанщик Дэйв Уэкл, в специальных представлениях не нуждаются.

Гости.

Здесь, на мой взгляд, первый в списке «Дейв Даглас и духовой экстаз» — ансамбль, во главе которого одна из самых ярких звёзд авангардного джаза, трубач Дейв Даглас. Квинтет покажет материал последнего диска «Spirit Moves». Музыка современна, но кажется как бы подражанием старому духовому оркестру. В ансамбле — барабанщик Нашит Уэйтс и четверо духовиков — тромбонист Луис Бонилла, валторнист (за много лет впервые после Аркадия Шилклопера на джазовой сцене встречаю валторниста) Винсент Ченси, тубист Маркус Рохас и трубач и композитор Дейв Даглас. Редкий случай авангарда в Эйлате, где обычно царит культ мэйнстрима.

Эрмету Паскуаль и его группа. Паскуаль — 74-летний бразильский флейтист, пианист и аккордеонист с экзотической бородой и перечнем экзотических инструментов в арсенале: кроме названных, это чайник, стакан воды… В ансамбле ещё гитара, бас, флейта, барабаны. И все также играют на ударных и поют. Интересно, но, полагаю, не джаз.

Квартет Джеффа «Тэйна» Уоттса. Зато это — чистый джаз, причём первоклассный. 40-летний Тэйн — единственный музыкант, не только игравший в ансамблях и Уинтона, и Бренфорда Марсалисов, но и завоевавший в обоих составах «Грэмми». Джеффу тесно в рамках аккомпанемента, он продолжает линию великого Элвина Джонса, много последних лет жизни возглавлявшего собственный ансамбль. В квартете — тенор-саксофонист Жан Туссейн, басист Джеймс Джинус и душа фестиваля 2008 года, пианист Дэйв Кикоски.

«Третий раунд Ману Каче» Ещё один барабанщик-бэндлидер. Француз, уроженец Кот Д`Ивуара и музыкант широких взглядов. Его партнеры с одной стороны — Питер Габриэл, Стинг, «Дайр Стрейтс», «Юритмикс», с другой — Эл Ди Меола, Ян Гарбарек, Томаш Станько. Записи разнообразны и интересны. Вместе с барабанщиком — пианист Альфио Орилио, басист Лорен Вернери и саксофонист Петер Ветре.

Musica Nudaединственный полностью европейский состав на фестивале. Итальянская певица Петра Магони семь лет назад познакомилась с контрабасистом Фруччо Спинетти. Скудность инструментария не означает скудности музыки. Напомню дуэт Галины Филатовой и покойного Анатолия Бабия. Были вечера, когда они выступали потрясающе! В этом случае необходим высочайший профессионализм и собственная концепция. Каковы будут итальянцы — услышим.

«Новый квартет Гэри Бёртона» я ожидаю с нетерпением. В его карьере много альянсов с пианистами — Кориа, Пьяццола, Одзонэ… Недавно Гэри представил суперквартет с Пэтом Мэтини, Стивом Суоллоу и Антонио Санчесом. Видимо, подобное созвездие для большого турне собрать сложно, поэтому вместо Мэтини и Суоллоу на эйлатскую сцену выйдут менее титулованные гитарист Джулиан Лэйдж и басист Скотт Колли. А с ними — легендарные Бёртон и Санчес.

Никки Яновски — 16-летняя канадка, внучка выходцев из СССР, четыре года назад дебютировавшая на Монреальском фестивале. Вековая традиция джазового вокала в сочетании с манерой пения в бродвейских мюзиклах и мире легкой музыки. Словом, джаз на продажу. Интересно посмотреть на юное дарование, пока (надеюсь!) из неё не сделали машину для зарабатывания денег.

Рикки Ли Джонс — еще одна певица в программе. Певица немолодая и не джазовая. Но в репертуаре Рикки много хорошей американской музыки, сама она также играет на рояле, в ансамбле басист и барабанщик, играющий еще на нескольких инструментах. Несколько лет назад в Эйлате выступала Ута Лемперт — совершенно неджазовая певица. Но это был один из лучших концертов того фестиваля.

Stefon Harris & Blackout в прошлом году выступал на «Фестивале Израиля» и был лучшим в его джазовой программе. Харрис — потрясающий музыкант, играющий не только на вибрафоне, но и на маримбе и превосходный лидер квинтета, в котором также саксофонист, пианист, басист и барабанщик.

Пианист Данило Перес в особом представлении также не нуждается. Представлю лишь его партнёров — басист Бен Стрит (на прошлом фестивале игравший в команде Курта Розенвинкеля) и барабанщик Адам Круз. Партнёры под стать пианисту.

Danilo Perez
Danilo Perez

Как видите, программа обещает интересный фестиваль. Некоторые ещё могут успеть прилететь в Эйлат — ведь визы российским гражданам не нужны. А температура на берегу Красного моря ночью пониже, чем в последние два месяца в Москве. А воздух чище. Кроме того, он насыщен джазом.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВ Коктебеле пройдёт II джазовый фестиваль Live In Blue Bay
Следующая статьяSchlippenbach Trioв Москве: Алекс фон Шлиппенбах, Эван Паркер, Пауль Ловенс
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.