Итоги джазового апреля в Уфе: конкурс «Маэстро Джаз»

0
Алиса Сабирова,
Уфа
AS

Поистине апрель в Уфе выдался джазовый. И дело не только в том, что событий было действительно очень много. Важно и то, что задействованы буквально все — от мала до велика! Так, 20 апреля состоялся конкурс под громким названием «Маэстро Джаз» для самых юных, начинающих музыкантов, делающих свои самые первые шаги в этом удивительном виде музыки.

Краткая справка: конкурс «Маэстро Джаз» впервые был организован в 1999 году и вплоть до 2005 проходил раз в два года. Жюри возглавлял настоящий энтузиаст своего дела, талантливый музыкант и прекрасный человек — пианист и бэндлидер Георгий Маркоров. И с этого года его имя присвоено конкурсу: он ушёл из жизни в 2007 г. К сожалению, по разным причинам на протяжении шести лет конкурс не проводился, возобновившись лишь в этом году.

Солидное жюри, в составе которого — преподаватели Уфимской Академии искусств, члены федерального и республиканского Союзов композиторов Лиля Кудоярова и Валерий Скобёлкин, лауреаты международных конкурсов Павел Скорняков, Алина Кругликова и Ирина Оськина, на сей раз возглавил не менее известный и горячо любимый уфимцами заслуженный артист России Сергей Чипенко.

— Сама идея проведения подобных конкурсов просто замечательна! — говорит Сергей Геннадиевич. — Поверьте, я уже много лет живу в Москве и знаю, что там такое мероприятие потерпело бы фиаско. Главная заслуга организаторов в том, что дети по-настоящему вовлечены в процесс, приобщены к музыкальной культуре в целом. И именно этим и хорош сам конкурс — поддерживается достаточно высокий уровень культуры.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Сергея Чипенко, имена лауреатов, подробности о конкурсе

Запомнились выступления гитаристки, играющей в стиле фламенко Юли Ракшиной (1-е место в студенческой возрастной группе), юных исполнителей, игравших на ксилофоне Марка Кутеева и Франца Межмана (оба взяли 1-е место, возрастная группа 13-16 лет), маленькой аккордеонистки Эльмиры Еникеевой (1-е место, 9-10 лет) и баяниста Никиты Аксёнова (11-12 лет). Должен заметить, что в Москве точно нет такой сильной школы исполнителей-народников.

Может, вы что-то посоветуете преподавателям, которые прилагают огромные усилия, исполняя порой поистине подвижническую миссию?

— Да, у меня есть один маленький совет для педагогов: не надо опережать события, поскольку иногда дети поют и играют произведения, просто не соответствующие возрасту. Как, например, объяснить семи- или восьмилетнему ребёнку, что такое любовь или счастье? Существует довольно обширный репертуар, специально созданный для столь юных исполнителей. Я знаю таких авторов даже среди наших башкирских композиторов — Ильдар Хисамутдинов пишет замечательные рэгтаймы и другие небольшие детские пьесы в джазовой стилистике.

Ещё одно важное достоинство — джаз тем и полезен, что развивает музыкальное мышление, исполнительскую речь. Я вижу во всём этом только положительный эффект.

Я обратилась к тем, кто стоял у истоков возникновения конкурса «Маэстро Джаз» — преподавателям детской музыкальной школы №1 им. Наримана Сабитова, Наталье Ивановой и Светлане Шафранской.

— Мы рады, что конкурс «Маэстро Джаз» вернулся, было много (целых 85!) конкурсантов и такое именитое жюри. Но заметно было и другое: участники конкурса исполняли много эстрадной музыки, а всем нам надо стремиться к тому, чтобы джазовая музыка исполнялась стилистически верно, удачнее подбирался репертуар и звучало больше интересных композиций и импровизаций. Есть прекрасный образец, который мы увидели ещё в 2007 году в Екатеринбурге. Там не ждут пятого класса, чтобы дать понимание джазового ритма, гармонии, лада. Дети с шести-семи лет начинают играть на инструментах, осваивая все эти особенности, и каждый ребёнок обязательно играет с ритм-группой, то есть взрослые преподаватели работают иллюстраторами. [В академическом цикле образования иллюстраторы по концертмейстерскому или камерному классу появляются только у студентов-исполнителей средне-специальных учебных заведений. — А.С.]. Это частности, но они очень важны и показательны. Серьёзность отношения именно к детскому сегменту образования со стороны муниципальных организаций заметна хотя бы по тому, что в Екатеринбурге существуют две специализированные школы эстрадно-джазового направления, и при каждой ДМШ есть эстрадно-джазовый отдел. И главное — работа педагогов системна и скоординирована. Мы с огромным удовольствием поехали бы в Екатеринбург, чтобы ознакомиться и применять уже здесь, у нас, их методические разработки, программы обучения, поскольку на сегодняшний день это очень востребовано, дети хотят учиться!

Вот что мне сообщила Елена Фёдорова, член жюри, преподаватель эстрадного отдела Уфимского училища искусств:

— Безусловно, у нашего «Маэстро Джаза» есть свои плюсы и минусы, но ведь конкурс для того и существует, чтобы их обнаружить. Дети должны видеть перспективу в том, что они делают. Поэтому в жюри — все взрослые музыканты, лауреаты всевозможных джазовых конкурсов и фестивалей. Как бы это ни было удивительно, но у нас нет ни одного детского конкурса, поддерживаемого административным ресурсом. «Жёлтые ботинки» в данном случае не могут учитываться, поскольку этот конкурс принципиально коммерческий. К счастью, в последний момент мы нашли поддержку со стороны министерства культуры, которое изыскало средства для приезда председателя жюри — столь именитого музыканта.

Подводя некоторые итоги, можно с уверенностью констатировать существование одной проблемы — необходимости открытия эстрадных отделов в детских музыкальных школах. Ведь как показывает практика конкурсов, это искусство востребовано и необходимо. И здесь невозможно не согласиться с Сергеем Чипенко — подобное воспитание несоизмеримо лучше, чем сомнительные посиделки во дворах. А главное — мы воспитываем не только будущих исполнителей, но и формируем зрителей, которые не будут отличаться дурным вкусом.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя