Итоги джазового апреля в Уфе: конкурс «Маэстро Джаз»

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Алиса Сабирова,
Уфа
AS

Поистине апрель в Уфе выдался джазовый. И дело не только в том, что событий было действительно очень много. Важно и то, что задействованы буквально все — от мала до велика! Так, 20 апреля состоялся конкурс под громким названием «Маэстро Джаз» для самых юных, начинающих музыкантов, делающих свои самые первые шаги в этом удивительном виде музыки.

Краткая справка: конкурс «Маэстро Джаз» впервые был организован в 1999 году и вплоть до 2005 проходил раз в два года. Жюри возглавлял настоящий энтузиаст своего дела, талантливый музыкант и прекрасный человек — пианист и бэндлидер Георгий Маркоров. И с этого года его имя присвоено конкурсу: он ушёл из жизни в 2007 г. К сожалению, по разным причинам на протяжении шести лет конкурс не проводился, возобновившись лишь в этом году.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Солидное жюри, в составе которого — преподаватели Уфимской Академии искусств, члены федерального и республиканского Союзов композиторов Лиля Кудоярова и Валерий Скобёлкин, лауреаты международных конкурсов Павел Скорняков, Алина Кругликова и Ирина Оськина, на сей раз возглавил не менее известный и горячо любимый уфимцами заслуженный артист России Сергей Чипенко.

— Сама идея проведения подобных конкурсов просто замечательна! — говорит Сергей Геннадиевич. — Поверьте, я уже много лет живу в Москве и знаю, что там такое мероприятие потерпело бы фиаско. Главная заслуга организаторов в том, что дети по-настоящему вовлечены в процесс, приобщены к музыкальной культуре в целом. И именно этим и хорош сам конкурс — поддерживается достаточно высокий уровень культуры.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Сергея Чипенко, имена лауреатов, подробности о конкурсе

Запомнились выступления гитаристки, играющей в стиле фламенко Юли Ракшиной (1-е место в студенческой возрастной группе), юных исполнителей, игравших на ксилофоне Марка Кутеева и Франца Межмана (оба взяли 1-е место, возрастная группа 13-16 лет), маленькой аккордеонистки Эльмиры Еникеевой (1-е место, 9-10 лет) и баяниста Никиты Аксёнова (11-12 лет). Должен заметить, что в Москве точно нет такой сильной школы исполнителей-народников.

Может, вы что-то посоветуете преподавателям, которые прилагают огромные усилия, исполняя порой поистине подвижническую миссию?

— Да, у меня есть один маленький совет для педагогов: не надо опережать события, поскольку иногда дети поют и играют произведения, просто не соответствующие возрасту. Как, например, объяснить семи- или восьмилетнему ребёнку, что такое любовь или счастье? Существует довольно обширный репертуар, специально созданный для столь юных исполнителей. Я знаю таких авторов даже среди наших башкирских композиторов — Ильдар Хисамутдинов пишет замечательные рэгтаймы и другие небольшие детские пьесы в джазовой стилистике.

Ещё одно важное достоинство — джаз тем и полезен, что развивает музыкальное мышление, исполнительскую речь. Я вижу во всём этом только положительный эффект.

Я обратилась к тем, кто стоял у истоков возникновения конкурса «Маэстро Джаз» — преподавателям детской музыкальной школы №1 им. Наримана Сабитова, Наталье Ивановой и Светлане Шафранской.

— Мы рады, что конкурс «Маэстро Джаз» вернулся, было много (целых 85!) конкурсантов и такое именитое жюри. Но заметно было и другое: участники конкурса исполняли много эстрадной музыки, а всем нам надо стремиться к тому, чтобы джазовая музыка исполнялась стилистически верно, удачнее подбирался репертуар и звучало больше интересных композиций и импровизаций. Есть прекрасный образец, который мы увидели ещё в 2007 году в Екатеринбурге. Там не ждут пятого класса, чтобы дать понимание джазового ритма, гармонии, лада. Дети с шести-семи лет начинают играть на инструментах, осваивая все эти особенности, и каждый ребёнок обязательно играет с ритм-группой, то есть взрослые преподаватели работают иллюстраторами. [В академическом цикле образования иллюстраторы по концертмейстерскому или камерному классу появляются только у студентов-исполнителей средне-специальных учебных заведений. — А.С.]. Это частности, но они очень важны и показательны. Серьёзность отношения именно к детскому сегменту образования со стороны муниципальных организаций заметна хотя бы по тому, что в Екатеринбурге существуют две специализированные школы эстрадно-джазового направления, и при каждой ДМШ есть эстрадно-джазовый отдел. И главное — работа педагогов системна и скоординирована. Мы с огромным удовольствием поехали бы в Екатеринбург, чтобы ознакомиться и применять уже здесь, у нас, их методические разработки, программы обучения, поскольку на сегодняшний день это очень востребовано, дети хотят учиться!

Вот что мне сообщила Елена Фёдорова, член жюри, преподаватель эстрадного отдела Уфимского училища искусств:

— Безусловно, у нашего «Маэстро Джаза» есть свои плюсы и минусы, но ведь конкурс для того и существует, чтобы их обнаружить. Дети должны видеть перспективу в том, что они делают. Поэтому в жюри — все взрослые музыканты, лауреаты всевозможных джазовых конкурсов и фестивалей. Как бы это ни было удивительно, но у нас нет ни одного детского конкурса, поддерживаемого административным ресурсом. «Жёлтые ботинки» в данном случае не могут учитываться, поскольку этот конкурс принципиально коммерческий. К счастью, в последний момент мы нашли поддержку со стороны министерства культуры, которое изыскало средства для приезда председателя жюри — столь именитого музыканта.

Подводя некоторые итоги, можно с уверенностью констатировать существование одной проблемы — необходимости открытия эстрадных отделов в детских музыкальных школах. Ведь как показывает практика конкурсов, это искусство востребовано и необходимо. И здесь невозможно не согласиться с Сергеем Чипенко — подобное воспитание несоизмеримо лучше, чем сомнительные посиделки во дворах. А главное — мы воспитываем не только будущих исполнителей, но и формируем зрителей, которые не будут отличаться дурным вкусом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.