Яна Кобзева фото: music design spb |
В мае прошли традиционные «Петербургские встречи в Таллинне», которые были приурочены к празднованию Дня города столицы Эстонии. В течение трёх дней Петербург представлял эстонской аудитории лучшие проекты в сфере культуры и искусства. Балет Мариинского и Михайловского театров, постановки театра «Балтийский Дом», фотовыставки — это лишь небольшая часть насыщенной программы фестиваля. Счастливый выбор представлять музыкальные достижения города на Неве пал на трио Гайворонский-Кондаков-Волков.
Концерт состоялся в уютном, утопающем в зелени пространстве Зимнего сада Национального театра Эстонии. И, несмотря на сетования представителей эстонского джазового сообщества на скромную рекламу мероприятия, зал был полон.
Нужно сказать, что это трио — трубача Вячеслава Гайворонского, пианиста Андрея Кондакова и контрабасиста Владимира Волкова — в Эстонии знают и любят. Последний раз музыканты выступали в Таллинне три года назад после выпуска своего первого альбома «Рождественский концерт» (Leo Records). В альбом вошли оригинальные композиции участников трио. Через год появился альбом с версиями известных джазовых стандартов, который так и назывался «В поисках стандарта» и был отмечен изданием All About Jazz среди лучших релизов 2009 года. Только что музыканты завершили работу над новым альбомом «В поисках Романса», в основу которого легла музыка Александра Сергеевича Даргомыжского. Презентация одноименной программы состоялась в январе в Петербурге на сцене Малого Зала филармонии (см. репортаж с презентации в Москве. — Ред.).
В Таллинне трио представляло собирательную программу «В поисках стандарта», объединившую лучшие композиции трёх направлений «поиска» музыкантов. Объять необъятное — задача не из простых, но, судя по всему, у них получилось. Местные поклонники осторожно заметили, что с появлением Даргомыжского у трио прибавилось лирики.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, ВИДЕО
И действительно, в исполнении задумчиво-прозрачных баллад Волкова всякий раз неизбежно пробиваются нотки иронии, а вот «Эпитафия на смерть молодой девушки» Даргомыжского прозвучала по-настоящему лирично. Торжественно и чисто, с легким оттенком гордой печали обычно подвергающая сомнению всё и вся труба Гайворонского буквально с первой ноты заворожила весь зал, создав образ нежного создания, ушедшего в мир иной. Лирику сменил более типичный для трио гротеск в оригинальной композиции, заявленной в начале как «Лумумба или Ламамба», а в результате оказавшейся «Матильдой» . Неожиданно для всех, в самом конце, уверенно переместившись на середину сцены и театрально вскинув ввысь правую руку, Гайворонский густо пропел «Кто может сравниться с Матильдой моей», вызвав бурю восторга и шквал горячих аплодисментов.
Публика принимала музыкантов тепло, живо реагируя на смену состояний, весело принимая псевдо-кульминации и коды. Наверное, в итоге главным достоинством мастеров, находившихся в тот вечер на сцене, был не громадный опыт мировой музыки, который они впитали и искусно использовали в своем творчестве, а самостоятельность и оригинальность, свобода самовыражения, которую им удалось сохранить.
В заключении концерта Андрей Кондаков пригласил на сцену эстонского гитариста Яака Соояара, и в знак возрождающейся дружбы между нашими странами они исполнили эстонскую песенку.
Нужно сказать, что концерту в Таллинне предшествовало выступление дуэта Кондаков-Соояар в новом концертном зале Эстонской церкви св. Иоанна в Санкт-Петербурге. Зал был недавно оборудован организацией «Ээсти концерт» для проведения совместных российско-эстонских мероприятий. Судя по всему, прерванные культурные связи между Эстонией и Россией будут в ближайшем будущем всячески укрепляться, и это — несомненно положительное явление как для артистов, так и для любителей музыки.
ВИДЕО: выступление дуэта Андрей Кондаков и Яак Соояар
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=3wdw-P7RbCY]
Выступление трио Гайворонский-Кондаков-Волков в клубе «Книги и кофе» (Санкт-Петербург): «Лихорадушка» Даргомыжского, май 2011
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=FNyuWu6847M]
Трио ГКВ играл в квартете с Тарасовым.
Алексей Круглов играл в дуэте с Тарасовым.
А не поиграть бы им в квинтете?)))
А тут еще и дуэт: Андрей Кондаков и Яак Соояар.
А Круглов выпустил недавно альбом с трио Яака Соояра.
А не поиграть бы им всем-всем вместе?)))
Еще был у нас Оркестр Московских Композиторов.
Но я не смог его как следует послушать. Но это круто (вроде бы).
Был еще одноразовый проект «Русский Оркестр Владимира Тарасова», но это уже не компровизация, а просто импров, ближе к Тентету Брёцмана.)))
На западе интересный КОМПРОВИЗАЦИОННЫЙ «сплит» устроили два и без того больших состава: Atomic / School Days.
У них одинаковая ритм-секция:Нилсен-Лов и Хокер-Флетен.
Атомик —квинтет. Скул Дэйс —квинет.
Таким образом Atomic / School Days —это дабл квинтет,но только ритм-секция не удваивается,так как это одни и те же люди.)) Таким образом это октет.))
У них два альбома (один из которых двойноик):Nuclear Assembly Hall (2CD) (2004),Distil (2008).
А вот состав целиком:
Ingebrigt Haker-Flaten —bass
Paal Nilssen-Love —drums
(School days)
Ken Vandermark —reeds
Kjell Nordeson —vibes
Jeb Bishop —trombone
(Atomic)
Magnus Broo —trumpet
Fredrik Ljungkvist —saxophones
Havard Wiik — piano
А еще септет The Vandermark Five Special Edition
«вандермарк 5 + атомик»
Tim Daisy-drums
Kent Kessler-bass
Fred Lonberg-Holm-cello
Dave Rempis-alto & baritone saxophone
Ken Vandermark-tenor saxophone & Bb clarinet
Magnus Broo-trumpet
Havard Wiik-piano
Последние двое из Atomic.
Конечно, этими примера дело не ограничивается. Но извините, я на этом остановлюсь.
Хотелось бы, чтоб Россия дала достойный ответ в сфере большого компровизационного состава!!)))))))))
Ах, с каким бы удовольствием я занялся большим импровизационным оркестром, состоящим из российских музыкантов! Только где они, музыканты-то эти, готовые стать участниками такого оркестра, на нашей многострадальной земле? Почему-то в США такими проектами легче заниматься, чем здесь. Или, может быть, уважаемые музыканты, читающие этот пост, опровергнут моё мнение?
С уважением
Роман Столяр
http://rstmusic.narod.ru
секстет-то собрать сложно.. слушателя мало, фестивалей мало, денег мало, адекватной обратной связи нет, естественной конкуренции нет.. куча как бы мелочей, на которые можно (нужно) не обращать внимания (что бы просто заниматься творчеством), но по факту — все эти мелочи, помноженные на <>, и губят все дело, увы…
Сложно у нас как-то…. приблизительно так:
http://www.youtube.com/watch?v=nlnxJUwcy5Q&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=Fh2C4bav2QQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=q75bBxQDS2A&feature=related
:)
тяжела и неказиста
жизнь народного артиста))