Наталья Риккер, Челябинск Фото: Евгения Маркова |
В Челябинске прошёл международный фестиваль джаза «Какой удивительный мир!». Это важное событие: 11-му по счёту фестивалю предшествовало двухлетнее молчание. В 2009 и 2010 годах он не состоялся по причине финансового кризиса, сократившего не только бюджетное финансирование ряда муниципальных учреждений культуры в регионе, но и заставившего пересмотреть свои расходы коммерческие структуры. Ранее они чаще и без труда поддерживали разного рода инициативы музыкантов в областном центре и за его пределами.
Сенсационное возвращение не уступило по степени своей масштабности предыдущим джаз-фестивалям в Челябинске. Организаторы — народный артист России Игорь Бурко и Челябинское государственное концертное объединение — не сократили ни количества концертных площадок, ни хронометраж форума, ни тем паче список «звёздных» гостей. Фестивалю отвели два дня — первый уикенд лета, 4 и 5 июня. На главной сцене, в Театре оперы и балета имени М. И. Глинки, предстояло выступить хэдлайнерам — популярным джазовым музыкантам Челябинска, России и мира. Никак не меньше! А многочисленным гостям из городов Челябинской области, а также соседних Екатеринбурга, Уфы и куда более удалённых Омска, Тюмени и др. отвели две эстрады на пешеходной части самой парадной улицы Челябинска — улицы Кирова.
Насколько актуально проводить фестиваль снова, показывали даже эмпирические наблюдения во время регулярных выступлений Бурко с его ансамблем «Уральский диксиленд». Непременной частью общения мэтра с публикой и журналистами стал вопрос о том, возродится ли фестиваль джаза на Южном Урале. После серии позитивно-утвердительных ответов, когда город запестрел лиловыми постерами фестиваля, билеты на него скупили в считанные дни. Челябинск, в былые годы так гордившийся званием одного из самых джазовых городов страны, уверенно возвращал свой культурный статус. Именно публика, отзывчивая, способная стойко выдерживать многочасовые концерты, легко воспринимающая как традиционный джаз, так и современные эксперименты со стилем, делает фестиваль настоящим праздником, — отметил худрук фестиваля, народный артист России Анатолий Кролл, обращаясь к зрителю со сцены Оперного в день торжественного открытия. Зал с готовностью ответил громкими овациями.
Кролла и его коллег по цеху ждали. По замыслу организаторов, Анатолий Ошерович вёл основные концерты фестиваля. Его прекрасное знание челябинской джазовой среды, многолетний дружеский и творческий контакт со столичными джазменами вкупе с блестящим чувством слова обогатили конферанс вашей покорной слуги ёмкими эмоциональными ремарками, представив артистов сквозь призму личного общения. А для джазового форума, по сути мероприятия очень свободного, лишённого академических рамок, это деталь наиважнейшая.
ДАЛЕЕ: подробный репортаж с фестиваля, много фото!
Драматургия события выстроилась с математической логикой: право дать старт предоставили местным джазовым коллективам. На следующий день ударной силой выступали «звёздные» гости. И обязательный «гимн» — популярный эстрадный стандарт Луи Армстронга «What A Wonderful World» исполняли уникальным, ранее не собиравшимся составом: «Уральский Диксиленд Игоря Бурко», камерный оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова и Ансамбль духовной музыки Челябинского педагогического университета под управлением Светланы Андрияновой.
Симфоджазовый саунд — своеобразный «тренд» открытия, сложившийся за 11 лет существования челябинского фестиваля. В прошлые годы Борису Савину, покойному ныне певцу и барабанщику «Уральского диксиленда», главному исполнителю «гимна», аккомпанировали симфонический оркестр оперного и биг-бэнд «Джаз-Академия».
«Диксиленд» баловал своего зрителя сюрпризами: в компании Валерия Сундарева и Кристины Рыжковской знакомые джазовые и поп-стандарты пели приглашенные вокалистки — квартет DV-Show — эдакий гламурный «вензель» на строгом полотне традиционного джаза.
На день раньше, чтобы сыграть в симфоджазовом переложении свою авторскую пьесу «Сиреневый час» из кинофильма «Когда святые маршируют», прилетел из Петербурга народный артист России Давид Голощёкин.
Авторской музыки, на удивление, вообще звучало много. Безусловно, для челябинских джазменов фестивальный ривайвл — редкий шанс представить своё творчество аудитории в полторы тысячи человек. И этим шансом удачно воспользовался квартет пианиста и композитора Константина Щеглова. В его пьесах, правда, искушенный слушатель подметил явное влияние Джона Скофилда и Чика Кориа. Впрочем, цитация для Щеглова могла быть и намеренным ходом, равно как и для следующего квартета с его же участием — ансамбля цыганского свинга «Странствующее озеро». Лидер группы гитарист Михаил Филиппов не скрывает горячей любви к Жан-Батисту Рейнхардту, посему для дебюта на этой сцене избрал именно его пьесы.
«Фестиваль не может состоять только из «десертной», то есть «понятной», развлекательной музыки. Необходимо показывать всю палитру современного джаза», — делился впечатлениями Анатолий Кролл. Серьёзная композиторская мысль себя долго ждать не заставила: квинтет «Уфа», начав с пьес саксофониста Павла Скорнякова, плавно унёс зал в лирический полёт с балладой вокалистки Ирины Остин «Окно».
Тот же путь избрал и челябинско-тюменский квартет гитаристов Валерия Сундарева и Андрея Злояна. Группа принципиально отошла от «джентльменского набора» из тем Скофилда и Мэтини, вовлекая слушателя в лабиринт собственных музыкальных фантазий. Если быть точной, то прозвучали только пьесы Злояна. Сундарев-композитор, вероятно, «приберёг» своё творчество для сольных выступлений. Закрыли первое отделение «страсти по латин-джазу» выступление латино-бэнда «Шико», популярного не только в родном городе, но зарекомендовавшего себя также на столичной сцене — в кролловском фестивале «Карнавал джаза».
Существенная часть первого концерта — а его продолжительность составила рекордные шесть часов (!) — была отдана биг-бэнду под управлением патриарха челябинского джаза, заслуженного артиста России Станислава Бережнова. Интрига (для посвящённых) заключалась в том, как будет звучать вновь собранный оркестр. В начале 2010 г. решением челябинской городской думы муниципальный биг-бэнд «Джаз-Академия», которым руководил Бережнов, был распущен. Спустя год Станислав Васильевич организовал новый оркестр. Основу его составили прежние оркестранты. И проблема виделась не в наборе репертуара, — с ним у талантливого аранжировщика Бережнова всегда полный порядок — а в том, чтобы после перерыва опять превратить коллектив в слаженный, гармонично звучащий, свингующий механизм. По моим впечатлениям, затея эта удалась. Следуя свинговой моде 40-х гг., Бережнов постарался превратить своё выступление в шоу, насытив его узнаваемыми стандартами в исполнении колоритных солистов. Разве что самого мэтра стоит обвинить в излишней строгости.
После госпел-«разгона» из двух двух духовных сонгов ансамбля Светланы Андрияновой на сцену вышли сами носители афроамериканской певческой духовной традиции — квартет шестикратного номинанта на премию «Грэмми» певца и гитариста Мэлвина Уильямса. Безупречная вокальная техника и — на контрасте с биг-бэндом — более чем скромный инструментарий (две акустических гитары, бубен и джембе), постоянный диалог с залом, и главное, предельная эмоциональность. Пусть блюзовые риффы Уильямса к джазу имели опосредованное, так сказать, историческое отношение, после «стахановской» джазовой нормы публика такой разрядки только и желала. Ну а уж если «наши» на сцене «братаются» с американскими артистами в общем финальном джеме (по инициативе Игоря Бурко — получилось удачно!), то праздник уже можно считать состоявшимся.
Для массовой публики центральное событие фестиваля — прежде всего, стрит-парад.
На второй день в полдень джазмены — челябинцы, москвичи и прочие — отправились весёлым маршем. Под вспышки фотокамер и улюлюканье толпы, танцуя, измерили всю Кировку и остановились у двух сцен. Здесь демонстрировали свои таланты и умения оркестры и малые составы энтузиастов джаза и смежных стилей из области и соседних регионов.
И пока на улице гремели духовые, Оперный готовился к ещё одному джазовому марафону. Величественный зачин давал именинник, отметивший в этом году 20-летний юбилей, — Джаз-оркестр Государственного Уральского театра эстрады под управлением заслуженного артиста России Николая Баранова (Екатеринбург). Пролог и вправду получился серьёзным: лимит времени заставил Николая Сергеевича сократить программу выступления, убрать из неё вокальные номера и оставить только инструментальные версии известных стандартов. Целесообразность такого решения выглядела несколько сомнительной. На мой взгляд, выход прекрасной солистки этого бэнда, певицы Ольги Головиной общее впечатлению от оркестра никак бы не повредил.
Впрочем, тем, кто посетил уличные концерты, повезло больше: Ольга Головина показала-таки мощь своего голоса, выступив с трио известного екатеринбургского пианиста Дениса Галушко.
Маэстро Кролл привёз с собой квартет «Мы из джаза» и в очередной раз потряс умы ценителей музыки виртуозными соло новых участников ансамбля — тенор-саксофониста Азата Баязитова, контрабасиста Сергея Корчагина и барабанщика Александра Кулькова. Хотя Сергей (как и Анатолий Кролл — здесь можно считать историческую рифму) для Челябинска — лицо хорошо знакомое: прежде, чем поступить в РАМ им. Гнесиных и стать востребованным в Москве музыкантом, он успел блеснуть на малой родине в квартете «Маэстро Аккордеон» и биг-бэнде «Джаз-Академия».
После серии авторских пьес, завершая выступление темой «Caravan» Хуана Тизола (тем самым пролив бальзам на слух ортодоксальных любителей джазовой классики), Анатолий Ошерович представил Анну Бутурлину. К известным регалиям певицы на фестивале добавили свой «титул» (слышала его из уст нескольких вокалистов): «она поёт не как все, «своеобычно».
Те, кому (в отличие от меня) удалось послушать концерт из зала, рассказывали, что выхода Moscow Ragtime Band ожидали с особым нетерпением. И не столько потому, что они с завидным постоянством приезжают в Челябинск, сколько благодаря их умению создать эксцентричное шоу. И артистичная певица Полина Касьянова на редкость удачно вписалась в их состав. Мастерски владея диксилендовой школой, не чуждая самоиронии, Полина изрядно развлекла слушателя игрой на казу (kazoo), пением в рупор и мегафон.
Эмоциональный накал возрастал. Трио Валерия Гроховского, Сергея Манукяна и барабанщика Александра Кулькова привело публику в состояние, близкое к экстатическому. По солидному «урожаю» автографов, спонтанных бесед с восторженными поклонниками и даже мастер-классов в миниатюре стало ясно: в столице Южного Урала появился новый джазовый любимец — мастер скэта Сергей Манукян.
Стоит ли говорить, что Давид Голощёкин — в любой своей творческой ипостаси — превратился в некий символ форума! Кто-то даже пошутил: «Челябинск видит Голощёкина чаще, чем Питер». Элегантный в своей лаконичности квартет Давида Семёновича «Четверо», однако, пожинал заслуженные лавры не в одиночестве: вместе с ним пела, а правильнее сказать — разыграла небольшой драматический спектакль в песне американская джазовая дива Ив Корнелиус (Eve Cornelious).
После парада джазовых «звёзд», после продолжительных концертов в духоте летнего вечера, казалось, можно было мечтать только о нескольких минутах тишины, дабы усвоить всё услышанное, запомнить его хорошенько. Ведь твёрдой уверенности в том, что международный фестиваль «Какой удивительный мир!» снова повторится, к сожалению, нет. И власти, и оргкомитет поступили осторожно, авансов на будущее не давали…
А зритель, долго не отпускавший артистов со сцены, получил за свою любовь (которая в условиях непрерывного пятичасового действа выглядела просто стоической) награду в виде роскошного джем-сешна.