Текст: Кирилл Мошков Фото: Павел Корбут, Анна Филипьева, Кирилл Мошков |
6-9 марта в Клубе Игоря Бутмана на Чистых Прудах выступало трио выдающегося современного контрабасиста Крисчена Макбрайда (Christian McBride Trio).
Прошло почти целое десятилетие с тех пор, как в предшественнике К.И.Б. — «Ле Клубе» — выступал квартет Christian McBride Band; нетрудно было предположить, что за то время, что мы не видели сольных проектов ведущего американского контрабасиста поколения 40-летних, многое изменится. И прежде всего изменился сам Макбрайд. Один из авторов этого репортажа, впрочем, неоднократно видел его на сцене и в жизни между двумя приездами в Москву со своими ансамблями — прежде всего в США, а осенью прошлого года мы все видели Крисчена с оркестром Игоря Бутмана в Кремле, поэтому контраст оказался не столь разителен; но, если сравнивать фотоснимки с концертов 2003 и 2012 годов, то видно, что Крисчен сильно заматерел. Теперь это не просто крупный молодой человек, но зрелый гигант с атлетичной, «раскачанной» фигурой, в руках которого контрабас кажется изящной игрушкой. По сравнению с ним два молодых музыканта его нового трио — барабанщик Улиссес Оуэнс (который играет также в его биг-бэнде) и пианист Крисчен Сэндз— выглядят щуплыми мальчишками.
Репертуар трио оказался неожиданно гораздо более мэйнстримовым, чем у квартета девять лет назад. То есть просто-таки джаз-рок отсутствовал как таковой. Блюз, босса, бугалу, лёгкий фанк — и безусловное доминирование четырёхдольных свинговых моделей: такова ныне ритмическая среда Макбрайда.
В трио звуковая картинка значительно более чётко сфокусирована на лидере. Бас не просто формирует основу звучания ансамбля — бас его, собственно, и составляет. Не поймите неправильно: концерт трио Макбрайда не представляет собой непрерывного басового соло. Но солирует Крисчен много и с удовольствием, а когда не солирует — вовлечён в такую острую, насыщенную, напористую ритмическую игру с партнёрами, что назвать контрабас в этом трио «аккомпанирующим» инструментом язык не повернётся ни на секунду. Самым забавным и в то же время показательным номером концерта стал довоенный ещё (1939) кантри-номер «You Are My Sunshine», который Макбрайд мало того что претворил из залихватского деревенского «умца-умца» в искушённый городской ритм-н-блюз — он ещё и изложил значительную часть темы на контрабасе (в других пьесах тему излагал всё-таки Сэндз на рояле).
Среди исполненного материала было много пьес в блюзовой форме; объявляя одну из них, Крисчен сказал примечательные слова — «не знаю, какой именно блюз, но какой-то блюз мы сейчас точно сыграем».
И это ключ к тому, что играл Макбрайд с трио: вполне в русле консервативных поисков (если можно так выразиться!), которые сейчас декларируют многие афроамериканские музыканты, он продемонстрировал значительный крен от космополитичной, открытой музыки полижанрового характера, широко распространённой в современном джазе ещё в первые годы XXI столетия, к более жёстко очерченной «чёрной американской музыке», BAM, о принадлежности к которой заявляют сейчас (иногда даже полностью отрицая термин «джаз») некоторые его коллеги — например, трубачи Николас Пэйтон или Теренс Бланшард. Что ж, эта музыка в исполнении трио Макбрайда повернулась к московской публике весьма привлекательной и позитивной стороной.
Визуальную сторону этих концертов можно оценить в совместном фоторепортаже Павла Корбута, Анны Филипьевой и Кирилла Мошкова, а для самых любопытных читателей мы припасли и возможность заглянуть в Клуб Игоря Бутмана в момент выступления там Трио Кисчена Макбрайда почти воочию.
ДАЛЕЕ: фотогалерея с концертов и ВИДЕО!
[nggallery id=3]
ВИДЕО: фрагмент выступления Трио Крисчена Макбрайда в Клубе Игоря Бутмана, Москва, 07.03.2012
httpv://www.youtube.com/watch?v=6fGnW5Ufsys
Ну играет конешно атас,это ж зверюга страшный,как он играет! :-)
Поправка: пианиста зовут не Силвестер, а Кристиан.
По поводу Black American Music: мне кажется, или всё-таки главный инициатор этой концепции — Nicholas Payton?
О русской транскрипции имен: Теренс Бланшар («д» на конце не читается, как и в фамилии Ives Montand — Ив Монтан).
Ну что же, давайте вместе немножко поучим матчасть ;-) Теренс Бланшард — не француз, он американец, и в американском английском его фамилия (которая во Франции, конечно же, произносилась бы Бляншар, с ударением на последний слог) произносится даже не Бланшард (в этом написании мы стремимся достичь компромисса между франко-креольской основой и американским произношением), а Блэншард и даже Блэнчард, с ударением на первый слог.
Проверяем:
http://www.youtube.com/watch?v=0kxWVJrOEbg — его представляют на церемонии вручения премий BMI
http://www.youtube.com/watch?v=JvK66gXRzDU — интервью с его сыном, тоже музкантом — фамилия произносится несколько раз, в том числе и самим её носителем.
http://www.youtube.com/watch?v=qSwRCfTkOxI#t=146s — радиоинтервью с Теренсом, ведущая отчётливо произносит его имя.
С уважением,
Редакция