Контрабасист Крисчен Макбрайд в Москве: впечатления

5
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Текст: Кирилл Мошков
Фото: Павел Корбут, Анна Филипьева, Кирилл Мошков
Jazz.Ru

6-9 марта в Клубе Игоря Бутмана на Чистых Прудах выступало трио выдающегося современного контрабасиста Крисчена Макбрайда (Christian McBride Trio).

Прошло почти целое десятилетие с тех пор, как в предшественнике К.И.Б. — «Ле Клубе» — выступал квартет Christian McBride Band; нетрудно было предположить, что за то время, что мы не видели сольных проектов ведущего американского контрабасиста поколения 40-летних, многое изменится. И прежде всего изменился сам Макбрайд. Один из авторов этого репортажа, впрочем, неоднократно видел его на сцене и в жизни между двумя приездами в Москву со своими ансамблями — прежде всего в США, а осенью прошлого года мы все видели Крисчена с оркестром Игоря Бутмана в Кремле, поэтому контраст оказался не столь разителен; но, если сравнивать фотоснимки с концертов 2003 и 2012 годов, то видно, что Крисчен сильно заматерел. Теперь это не просто крупный молодой человек, но зрелый гигант с атлетичной, «раскачанной» фигурой, в руках которого контрабас кажется изящной игрушкой. По сравнению с ним два молодых музыканта его нового трио — барабанщик Улиссес Оуэнс (который играет также в его биг-бэнде) и пианист Крисчен Сэндз— выглядят щуплыми мальчишками.

Крисчан Макбрайд (фото: Анна Филипьева)
Christian McBride (photo: Anna Filipieva)

Репертуар трио оказался неожиданно гораздо более мэйнстримовым, чем у квартета девять лет назад. То есть просто-таки джаз-рок отсутствовал как таковой. Блюз, босса, бугалу, лёгкий фанк — и безусловное доминирование четырёхдольных свинговых моделей: такова ныне ритмическая среда Макбрайда.
В трио звуковая картинка значительно более чётко сфокусирована на лидере. Бас не просто формирует основу звучания ансамбля — бас его, собственно, и составляет. Не поймите неправильно: концерт трио Макбрайда не представляет собой непрерывного басового соло. Но солирует Крисчен много и с удовольствием, а когда не солирует — вовлечён в такую острую, насыщенную, напористую ритмическую игру с партнёрами, что назвать контрабас в этом трио «аккомпанирующим» инструментом язык не повернётся ни на секунду. Самым забавным и в то же время показательным номером концерта стал довоенный ещё (1939) кантри-номер «You Are My Sunshine», который Макбрайд мало того что претворил из залихватского деревенского «умца-умца» в искушённый городской ритм-н-блюз — он ещё и изложил значительную часть темы на контрабасе (в других пьесах тему излагал всё-таки Сэндз на рояле).
Среди исполненного материала было много пьес в блюзовой форме; объявляя одну из них, Крисчен сказал примечательные слова — «не знаю, какой именно блюз, но какой-то блюз мы сейчас точно сыграем».
И это ключ к тому, что играл Макбрайд с трио: вполне в русле консервативных поисков (если можно так выразиться!), которые сейчас декларируют многие афроамериканские музыканты, он продемонстрировал значительный крен от космополитичной, открытой музыки полижанрового характера, широко распространённой в современном джазе ещё в первые годы XXI столетия, к более жёстко очерченной «чёрной американской музыке», BAM, о принадлежности к которой заявляют сейчас (иногда даже полностью отрицая термин «джаз») некоторые его коллеги — например, трубачи Николас Пэйтон или Теренс Бланшард. Что ж, эта музыка в исполнении трио Макбрайда повернулась к московской публике весьма привлекательной и позитивной стороной.
Визуальную сторону этих концертов можно оценить в совместном фоторепортаже Павла Корбута, Анны Филипьевой и Кирилла Мошкова, а для самых любопытных читателей мы припасли и возможность заглянуть в Клуб Игоря Бутмана в момент выступления там Трио Кисчена Макбрайда почти воочию.
ДАЛЕЕ: фотогалерея с концертов и ВИДЕО!
[nggallery id=3]

ВИДЕО: фрагмент выступления Трио Крисчена Макбрайда в Клубе Игоря Бутмана, Москва, 07.03.2012
httpv://www.youtube.com/watch?v=6fGnW5Ufsys

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на апрель
Следующая статьяДжазовый подкаст №550: ранний американский брасс-рок
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. По поводу Black American Music: мне кажется, или всё-таки главный инициатор этой концепции — Nicholas Payton?

  2. О русской транскрипции имен: Теренс Бланшар («д» на конце не читается, как и в фамилии Ives Montand — Ив Монтан).

    • Ну что же, давайте вместе немножко поучим матчасть ;-) Теренс Бланшард — не француз, он американец, и в американском английском его фамилия (которая во Франции, конечно же, произносилась бы Бляншар, с ударением на последний слог) произносится даже не Бланшард (в этом написании мы стремимся достичь компромисса между франко-креольской основой и американским произношением), а Блэншард и даже Блэнчард, с ударением на первый слог.
      Проверяем:
      http://www.youtube.com/watch?v=0kxWVJrOEbg — его представляют на церемонии вручения премий BMI
      http://www.youtube.com/watch?v=JvK66gXRzDU — интервью с его сыном, тоже музкантом — фамилия произносится несколько раз, в том числе и самим её носителем.
      http://www.youtube.com/watch?v=qSwRCfTkOxI#t=146s — радиоинтервью с Теренсом, ведущая отчётливо произносит его имя.

      С уважением,
      Редакция

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя