РГГУ представляет первый курс истории джаза: лекции прочитает редактор «Джаз.Ру»

0
Высшая школа художественных практик и музейных технологий
Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета

Кирилл Мошков. «Джазовый век»

 Краткая история джаза из перспективы XXI столетия

цикл из девяти лекций. 36 часов
продолжительность каждой лекции — 180 минут

posterNEW: вступительная лекция 17 апреля – вход бесплатный! (требуется регистрация) Подробности…>>>>
17 апреля, 19:00 — 22.00. Вступительная лекция. Что такое джаз?

Сто лет истории джаза — что мы знаем и что можем услышать. Можно ли зафиксировать джаз? Роль текста и документа в джазовом искусстве.
Начало исторического обзора. Рождение джаза: ранние формы афроамериканской музыки. Блюз хлопковых полей и джаз Нью-Орлеана. Кинг Оливер, Уильям К. Хэнди, Джелли Ролл Мортон. Джаз идёт на север: из Нью-Орлеана в Чикаго и Нью-Йорк. Original Dixieland Jass Band, Луи Армстронг, Флетчер Хендерсон. «Сладкий джаз» и «горячий джаз»: белые и чёрные оркестры 20-х. Пол Уайтман — белый «король джаза». Бикс Байдербек и другие ранние белые джазмены.
24 апреля, 19:00 — 22.00. Лекция 2. Первые титаны джаза
Луи Армстронг: первая суперзвезда джаза (1900-1971) — из тюрьмы для малолетних в Нью-Орлеане к всемирной славе. Дюк Эллингтон: величайший джазовый композитор и бэндлидер первой половины XX века (1899-1974)
15 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 3. «От спиричуэл к свингу», часть 1
Афроамериканские составляющие джазового языка: духовные песнопения, трудовые песни и блюз. Голос блюза: великие блюзовые певицы 1920-х — первые суперзвёзды афроамериканской музыки. «Императрица блюза» Бесси Смит (1894-1937). Блюз городской, водевильный, деревенский, техасский, чикагский, далее везде: от самодельных гитар и фольклорной среды бытования к профессиональному электрифицированному блюзу послевоенной эпохи. Ритм-н-блюз, джамп-блюз и другие провозвестники эры рок-н-ролла.
ДАЛЕЕ: продолжение описания курса, контактная информация.


22 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 4. «От спиричуэл к свингу», часть 2
Эволюция оркестрового джаза 1920-30-х гг.: от традиционного джаза к свингу. Эра свинга: эпоха, когда джаз больших оркестров (биг-бэндов) был поп-музыкой своего времени — 1933-1946. Крупнейшие бэндлидеры «эры свинга» — Бенни Гудман, Каунт Бэйси и другие. Крупнейшие импровизаторы: Коулман Хокинс, Лестер Янг и другие. Певцы свинга: роль вокала в джазе. Первая плеяда популярных джазовых вокалистов и вокалисток 1930-х: Билли Холидей, Джимми Рашинг. Поющие инструменталисты: Фэтс Уоллер. Джаз или популярная музыка? Фрэнк Синатра и выделение поп-музыки в отдельную категорию массовой культуры. Популярные джазовые шоумены середины XX века. Кэб Кэллоуэй, Лайонел Хэмптон, Луис Прима. Элла Фицджералд — величайшая джазовая вокалистка всех времён.
29 мая, 19:00 — 22.00. Лекция 5. Бибоп: революция в джазе
Новое поколение джазовых музыкантов середины 40-х ломает устои старого джаза. Чарли Паркер — создатель современного джаза, важнейший реформатор искусства импровизации эры бибопа, самый влиятельный саксофонист в истории. Диззи Гиллеспи — соратник Паркера, провозвестник и первый мастер бибопа, величайший джазовый трубач середины XX века. Телониус Монк — самый таинственный джазмен эры бибопа, классик джазовой композиции, революционер джазового фортепиано (1917-1982).
5 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 6. Джаз становится искусством
Переворот в самосознании джазовых артистов в 50-е годы: из ночных клубов — на сцены концертных залов. Modern Jazz Quartet, Дейв Брубек. Расцвет джазовой композиции: Чарлз Мингус, Джордж Расселл и другие. Майлс Дэйвис — гениальный трубач, новатор и провозвестник основных течений джаза после бибопа (кул, хардбоп, модальный джаз, джаз-рок) и просто самый знаменитый джазмен второй половины XX века. Джон Колтрейн — крупнейший реформатор джаза 50-60-х годов, величайший тенор-саксофонист, духовный учитель и пророк современного джаза.
19 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 7. Пришествие нового джаза
Революционные 60-е: Колтрейн слушает молодых музыкантов и прокладывает дорогу радикальным экспериментаторам, ищущим новые пути. Орнетт Коулман, Эрик Долфи, Алберт Айлер, Арчи Шепп. Питомцы Майлса: выходцы из ансамблей Майлса Дэйвиса формируют творческий ландшафт современного джаза. Кэннонболл Эддерли, Уэйн Шортер, Хэрби Хэнкок, Чик Кориа, Джон Маклафлин. Джаз вбирает новые звуковые формы и средства: джаз-рок, фьюжн, этно-джаз, камерный джаз.
26 июня, 19:00 — 22.00. Лекция 8. Джаз захватывает мир
Выход джаза за пределы музыкального рынка США. Джаз в Старом Свете: приход джаза в Европу после I мировой войны, европейские композиторы осваивают джазовый язык, американские «экспаты» оплодотворяют европейскую сцену. Бразильский и латиноамериканский джаз. Рождение и развитие национальных джазовых школ в 1960-70-е гг. Стиль ECM. Скандинавский джаз. Джаз в Восточной Европе и СССР
3 июля, 19:00 — 22.00. Лекция 9. Джаз XXI века
Новое поколение импровизаторов на американской сцене. Слово «Даунтаун» из названия района Нью-Йорка становится обозначением новой джазовой сцены. Саксофонист и композитор Джон Зорн и новоджазовая сцена вокруг него. Индустрия джаза: стержнем развития американского джазового сообщества становится система джазового образования. Новые ветви на древе джаза: поп-джаз и smooth jazz, два вида «современного» джаза (противостояние modern и contemporary), Кенни Джи и Кенни Гарретт, мягкий поп-джаз Джорджа Бенсона, жёсткий рок-джаз Крисчена Скотта и другие новые течения. Куда идёт джаз сегодняшнего дня?

КУРС “ДЖАЗОВЫЙ ВЕК” НА САЙТЕ ВШ ХПМТ(там же указана стоимость для студентов РГГУ и для слушателей “извне”)

Адрес школы: Москва, Миусская площадь, д. 6 (главный вход с ул. Чаянова). Ближайшие станции метро: «Новослободская», «Менделевская».

Автор лекционного цикла: Кирилл Мошков, главный редактор российского джазового журнала «Джаз.Ру»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.