23-26 мая в Москве пройдут выступления выдающегося американского саксофониста Джерри Бергонзи, которые представит столичной публике компания Stephan Universal Project.
Джерри Бергонзи, который будет выступать вместе с московским коллективом Stephan Universal Band, даст три концерта на клубных сценах (клуб «Братья Блюз», ДК «Мир» в Домодедово и джаз-кафе «Эссе»), а также мастер-класс в Клубе Алексея Козлова.
Джерри Бергонзи (Jerry Bergonzi) — один из немногих музыкантов, чьё значение в джазовом мире основано сразу на двух заслугах: он крупный практик, записавший несколько образцовых альбомов с ансамблем самого Дейва Брубека (и это не считая собственных первоклассных работ в грамзаписи), и одновременно — выдающийся джазовый педагог, воспитавший не одно поколение современных саксофонистов-импровизаторов.
Бергонзи родился в Бостоне 21 октября 1947 г. В восьмилетнем возрасте он начал играть на кларнете мелодии Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси и Лестера Янга. На 12-летие он получил в подарок саксофон, а через год уже профессионально выступал в бостонском ансамбле The Stardusters.
Единственным учебным заведением в Новой Англии, где учили играть джаз, тогда был колледж Бёркли. Он находился прямо в родном городе Джерри, Бостоне, так что вопрос, куда поступать, для него не возникал: первые шаги к высшему музыкальному образованию он сделал в этой прославленной школе в конце 1960-х гг., а вот диплом получал уже много лет спустя в Университете Лоуэлл, откуда его сначала было выгнали (за то, что он использовал репетиционные комнаты строгой академической школы, чтобы практиковаться в джазовых соло). Пока же Джерри хватило всего года учёбы в Бёркли и нескольких месяцев работы в бостонском ансамбле своего преподавателя — кул-джазового саксофониста Джона ЛаПорта, чтобы почувствовать себя готовым для Нью-Йорка. В 1972-м, получив диплом классического саксофониста в Лоуэлле, он отправился в столицу мирового джаза, чтобы присоединиться к процветавшей тогда лофт-сцене — движению молодых музыкантов, превративших заброшенные цеха индустриальных зданий на Манхэттене (лофты) в свои репетиционные и концертные площадки. В лофте, который Джерри снимал вдвоём с басистом Риком Килбёрном, играл цвет тогдашнего молодого джазового Нью-Йорка, будущие корифеи сцены 80-90-х — саксофонисты Дейв Либман, Майкл Бреккер, Боб Берг, Стив Слэйгл, Пат ЛаБабрбера и Джо Ловано, трубач Том Харрелл, гитарист Джон Скофилд и др.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Джерри Бергонзи, расписание выступлений в Москве, ВИДЕО!
В Нью-Йорке игру Джерри Бергонзи услышал один из самых популярных джазовых музыкантов своего времени — пианист Дейв Брубек. Свой классический квартет Дейв давно распустил и теперь, в 1973-м, собирал для гастролей ансамбль Two Generations of Brubeck с участием своих сыновей Дариуса, Криса и Дэнни Брубеков. Для гастролей и записей с этим составом Дейв пригласил и Бергонзи. За три года регулярных гастролей Джерри объехал с «Двумя поколениями Брубеков» всю Америку, Австралию и Западную Европу.
В 1977 г. Бергонзи вернулся в Бостон, где в его собственном новаторском ансамбле Con Brio играл юный гитарист Майк Стерн, которому ещё только предстояло прославиться в группе великого Майлса Дэйвиса. Джерри уже тогда писал много музыки для своего ансамбля, а к настоящему моменту счёт его опубликованных композиций давно перевалил за сотню.
В 1979-м Дейв Брубек вновь позвонил Джерри, позвав его в состав своего нового квартета. Бергонзи опять проработал у Брубека три года. За всё время знакомства с ним он записался на девяти альбомах великого пианиста (в том числе на трёх в период работы в квартете Брубека — 1979-81) для лейбла Concord.
Собственные записи Бергонзи публиковались на его собственном лейбле Not Fat Records, а также на Blue Note и ряде европейских лейблов, но наиболее удачной считается серия его альбомов для Double Time, выходивших в 1998-2001 гг. (с органистом Дэном Уоллом и барабанщиком Адамом Нуссбаумом). В последние годы Джерри Бергонзи записывает свои сольные альбомы с американо-итальянским ансамблем (в основе которого — басист Дейв Санторо и барабанщик Андреа Микелутти) на итальянском лейбле Savant.
В настоящее время Джерри Бергонзи живёт в Бостоне и преподаёт в прославленной Консерватории Новой Англии — старейшем и самом престижном учебном заведении Бостона. Кроме того, любой сильный саксофонист может получить у него частный урок — по предварительной записи, очередь на которую достигает иногда двух лет (настолько высок авторитет Бергонзи как преподавателя!). Им издано несколько чрезвычайно популярных и авторитетных учебных пособий для саксофонистов.
В интервью постоянному автору «Джаз.Ру» Армену Манукяну в 2008 г. Джерри Бергонзи говорил о своих принципах обучения джазу:
— Можешь ли ты научить ребенка говорить на своём родном языке? Как он учится? Он слушает, как говорят родители, и повторяет. И так он учится. Это язык. А любая музыка — и джаз в том числе — тот же язык. Надо его слушать всё время, как можно больше, и тогда ты научишься. Например, я и сейчас слушаю джаз практически круглые сутки — как только проснусь и пока не лягу спать.
Расписание выступлений Джерри Бергонзи
-
23 мая, 20:00 — клуб «Братья Блюз»
ул. Правды, 21, стр. 2 (м. Белорусская), (499)257-0593 -
24 мая, 19:00 — ДК «Мир
Домодедово, Каширское шоссе, 100а, (496)794-0260 -
26 мая, 13:00 — мастер-класс в Клубе Алексея Козлова
Олимпийский проспект, 16, стр. 2, (926)527-0606 -
26 мая, 21:00 — джаз-кафе «Эссе»
Пятницкая ул., 27, стр. 3а, (495)951-6404
ВИДЕО: квартет Джерри Бергонзи играет его пьесу «The Bat» в Кёльне (съёмки Западногерманского радио и телевидения, 1996)
Джерри Бергонзи — тенор-саксофон, Мик Гудрик — гитара, Адам Нуссбаум — барабаны, Майк Ричмонд — контрабас
httpv://www.youtube.com/watch?v=p_3SlPo2tvc
Оркестр исполнил мой любимый джаз.
Желание большое насладиться ещё раз.
Огромное удовольствие можно испытать.
Саксофон, когда станет соло исполнять.
В джазе всегда присутствовала страсть.
Закружится в танце и немедленно сейчас.
От изнеможения мне бы просто не упасть.
И ещё хочу танцевать старинный вальс.
В этой музыке черпаю вдохновение.
В ритмах танца получаю наслаждение.
Душа моя на волю вырваться желает.
Другого выбора просто джаз не оставляет.
Заиграл волшебный и мелодичный звук.
Закружились виртуозно почитатели вокруг.
Обожаю саксофон, восхищает даму джаз.
Начну о музыке занимательный рассказ.
Виртуозная игра у саксофона инструмента.
Испытать восторг удивительные моменты.
Как приятно, когда приходит вдохновение.
Сочинять сажусь свои стихотворения.
Прекрасно на душе играет саксофон.
В дуэте заиграл, ведь пристроился тромбон.
Джаз нашёл в душе свой укромный уголок.
И объясню, если будет людям невдомёк.
Сквер у моря и духовой оркестр играет.
И людей джаз своею страстью зажигает!
Ведь всё подвластно саксофону.
Праздник всем желающим устроит.