Николай Левиновский Фото: пресс-служба Московского джаз-оркестра |
![]() |
Гастроли джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорке и некоторые мысли по этому поводу
Это были, собственно, даже не гастроли, а многопрофильная деятельность, включающая различные аспекты — творческие и деловые — жизни коллектива джазовых музыкантов. Каковы же эти аспекты? Коротко говоря, первое: создать нечто; второе: донести это до людей — в этом, мне кажется, состоит задача артиста. Но одному ему с этим не справиться. Диззи Гиллеспи как-то сказал: быть джазменом — огромная радость, но если ты хочешь, чтобы тебе за это платили — это бизнес. О бизнесе и пойдет речь.
![Николай Левиновский в студии Avatar](https://www.jazz.ru/mag/510/us-levinovsky.jpg)
Нынешний приезд Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорк — далеко не первый. Летом 2012 мы целую неделю играли в одном из самых престижных клубов — Dizzy’s Club Coca-Сola, по два-три сета за вечер, выступали также в Вашингтоне и Филадельфии. Концерты шли с нарастающим успехом, залы были полны, приём у публики самый горячий. В результате последовало приглашение приехать вновь.
Но работа на сей раз предлагалась другая. Оркестру предстояло выступать на международной конвенции менеджеров, промоутеров, продюсеров, агентов, владельцев клубов, руководителей фестивалей — International Convention APAP, так официально называется это мероприятие. На практике это означает съезд деловых людей, в той или иной мере имеющих отношение к миру джаза. Их задача — следить за рынком, разыскивать всё новое, отлавливать всё интересное и освежать, обогащать индустрию джаза яркими, перспективными дарованиями. Одним из таких «дарований» должен был стать наш биг-бэнд — и он им стал!
Мы выступили на открытии конвенции в роскошном отеле Hilton в центре Манхэттена, исполнив мою композицию «Butman Plays Goodman» — попурри на темы мелодий из репертуара знаменитого кларнетиста. В роли Бенни Гудмана выступил Игорь Бутман, играя на трёх саксофонах — сопрано, альте и теноре. Пьеса эта пользуется успехом у публики, и надежды наши оправдались. С нами также выступили американский певец Алан Харрис и певица из Австралии Фантине Притула (Fantine Pritoula). Они тоже понравились. Предложения не заставили себя ждать. Уже идут переговоры о гастролях по США в будущем году. Это был первый этап.
![Московский джаз-оркестр в клубе Iridium. Солирует Игорь Бутман.](https://www.jazz.ru/mag/510/us-band-iridium.jpg)
Затем начался вояж по нью-йоркским клубам. Вначале был знаменитый Iridium — джазовый подвал на углу Бродвея и 51-й улицы. Там мы сыграли два полных сета со значительным успехом. После этого мы переместились в другой подвал — Village Underground. Этот клуб расположен через дорогу от Blue Note, и, чтобы не копировать знаменитого соседа, специализируется больше на таких стилях, как фанк, рэп, хип-хоп, r’n’b. Посему наше появление там было несколько неожиданным, но тем не менее зал был забит до отказа, и наша джазовая программа пришлась по вкусу «фанковой» публике.
![Игорь Бутман за консолью студии Avatar](https://www.jazz.ru/mag/510/us-butman.jpg)
После трёх дней непрекращающихся выступлений (плюс репетиции) мы почувствовали некоторую усталость, но до конца было ещё далеко. Нам нужно было выполнить другую важнейшую работу: записать музыку для нового альбома нашего биг-бэнда с участием специально приглашённых гостей-солистов — Рэнди Бреккера, Билла Эванса, Майка Стерна, Дейва Уэкла, Тома Кеннеди и Митча Стайна. Запись проходила в студии Avatar, одной из лучших студий звукозаписи Нью-Йорка. Звукорежиссером пригласили Джеймса Фарбера, известного мастера, работавшего с нами и раньше. Это были четыре напряжённых дня, но все работали великолепно. Американские гости продемонстрировали завидный профессионализм: пришли в студию полностью подготовленными и сыграли с блеском. Наши ребята тоже не подвели: оркестр звучал ярко, и даже в самых сложных эпизодах играл без сучка и задоринки. Так, в общем, и должно быть, и удивляться тут нечему, но, к сожалению, так бывает не всегда, поэтому я об этом упоминаю.
Пришлось нам выступить и в Smoke, известном клубе на углу Бродвея и 105-й улицы. Место это раскрученное и джазовое, но помещеньице малюсенькое, хотя есть и рояль. Мы там с трудом расселись, но «гиг» прошел прекрасно.
Итак, неделя пролетела, «окончен труд, завещанный от Бога», оркестр уехал в Москву — а я живу на даче, пишу новые аранжировки, прихожу в себя и не спеша размышляю. О чём? А вот о чем. Кажется, все так просто — приехали, сыграли, записали. Это для непосвящённых. А для тех, кто знает…
ДАЛЕЕ: как продвигать джаз из России на его родине — в Америке: приглашение к продолжению полемики о «русском джазе».
ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «When I’m With You»
httpv://www.youtube.com/watch?v=e5nn7fuTIOo
Вначале нужно сделать так, чтобы оркестр стал известен. На это уходят дни, месяцы и годы неустанного напряжённого труда — создание репертуара, репетиции, десятки выступлений, да таких, чтобы оркестр понравился и запомнился. Затем нужно выпустить компакт-диски с записями оркестра и распространить их по миру. Для этого нужна реклама, мощная, яркая — и дорогостоящая. О самом процессе звукозаписи и производстве компакт-диска я здесь распространяться не буду — это совершенно особая статья, изобилующая массой технических деталей и подразумевающая участие, помимо музыкантов, целого штата студийных работников. Это, грубо говоря, цех по изготовлению музыки.
Но вот, наконец, об артисте и его оркестре узнали, о нём говорят — и приглашают. Отлично, но привезти в Штаты 20 человек, поселить, накормить… Как говорят в Америке, бесплатных сэндвичей здесь не бывает.
ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «Mr.Magic»
httpv://www.youtube.com/watch?v=8AGljlB95h8
Деньги найдены (слава Богу и спасибо спонсорам) — оркестр в Нью-Йорке. Теперь задача — блеснуть мастерством и добиться успеха, понравиться публике и убедить профессиональных дельцов, что игра стоит свеч. До сего момента действовал менеджер, администратор, бизнесмен, теперь действует артист — в том же лице! В нашем деле необходимо полное, всестороннее знание механизмов и рычагов джазового музыкального бизнеса и владение этими рычагами.
Я держал в руках толстенную книгу «Музыкальный бизнес», пытался её читать. Сложно. Мой хороший приятель Чик Кориа, когда учился в бостонском колледже Бёркли, наряду с гармонией и аранжировкой изучал основы музыкального бизнеса. Он убеждён — без знания бизнеса ничего не добиться.
На первом месте, разумеется, связи в мире джаза, связи творческие и деловые. Обзавестись этими связями очень сложно. Деятели джаза — народ осторожный, они не спешат протянуть тебе руку, они не хотят рисковать. Они могут сделать тебе комплимент, ни к чему их не обязывающий, но предложить реальное дело — не дождётесь. Нужно вновь и вновь доказывать и убеждать, что ты — тот самый артист, который им нужен.
![Московский джаз-оркестр в студии Avatar](https://www.jazz.ru/mag/510/us-avatar-band.jpg)
15-20 лет назад рассылались т.н. резюме, фотография, подборка прессы, демонстрационная запись. Ныне, в век интернета, вся информация имеется на сайте артиста. Контакты устанавливаются быстрее. И всё же личные связи дают наилучший результат — кто-то был на концерте артиста, кто- то слышал о нём от других, кто- то купил его компакт-диск… Возникает интерес. Но до реального результата еще далеко.
Теперь надо начинать «договариваться». Боже мой, какая это мучительная канитель! Наконец, лёд тронулся — репутация артиста укрепилась, с ним хотят иметь дело, и вот ему уже предлагают то-то и то-то, владельцы престижного клуба дают ему недельный ангажемент, продюсеры известного фестиваля хотят видеть его в числе своих хэдлайнеров, он едет на гастроли, его диски хорошо продаются — успех, долгожданный успех!
И обыватель думает: ишь ты, какой смекалистый парень, как всех обошёл. Лишь немногие знают, чего это стоило, сколько времени, сил и средств ушло на то, чтобы достичь этого успеха, зачастую весьма иллюзорного — если ты включился в эту гонку, останавливаться нельзя ни на минуту: тут же забудут. Такова реальность.
![Николай Левиновский](https://www.jazz.ru/mag/510/us-levinovsky1.jpg)
Тяжёлый это бизнес. Неудивительно поэтому, что лишь единицы добиваются успеха. Я не набиваю цену и не прошу аплодировать преуспевшему артисту. Я это к тому, что музыканта, чего-то добившегося, вместо того, чтобы поддержать, зачастую начинают обвинять во всех смертных грехах, обзывать пронырой, пролазой, и делают это не только обыватели, но, к сожалению, и некоторые менее удачливые коллеги.
Предлагаю злоязычным критиканам попробовать сделать что-то стоящее и показать, на что они способны. А то получается, что один работает в поте лица, а другой тычет пальцем: и это не так, и то не этак. Как гласит восточная поговорка: собаки лают, а караван идет. Испытал это на себе. Так и хочется позвать некоторых подозрительных и недоверчивых деятелей на одну из репетиций нашего оркестра, где Игорь Бутман и ваш слуга покорный разучивают новые аранжировки, такт за тактом тщательно и скрупулезно работают над каждой деталью, повторяют сложные эпизоды, требуя от каждого музыканта полной отдачи — и в результате российский оркестр выступает целую неделю в одном из лучших джаз-клубов Нью-Йорка, где ему устраивают овации американские ценители джаза всех цветов кожи, а ловкие американские импресарио предлагают турне по Штатам протяженностью в сорок концертов! Пусть наши критики заглянут в Avatar, где звёзды американского джаза участвуют в записи нового альбома нашего оркестра, в глаза и за глаза расточая похвалы и музыке, и музыкантам, и с неподдельным энтузиазмом исполняя свои сольные эпизоды. Таким вот образом, без громких слов, день за днем завоёвывается слава российского джаза.
![Вокалистка Фантине и Игорь Бутман](https://www.jazz.ru/mag/510/us-iridium-fantine.jpg)
Теперь необходимо поговорить о другом. Недавно прочел я обширный доклад М.Митропольского, который меня живо заинтересовал и вызвал желание включиться в полемику, тем более, что автор сам призывает к этому — подзаголовок доклада гласит «к постановке проблемы». Вот и попробуем поставить проблемы — перед автором.
М.Митропольский в своем обозрении российского джаза (в целом весьма обстоятельном и толковом), на мой взгляд, допускает ряд промахов, основанных на его малой осведомлённости, в частности, о состоянии дел в русско-американском джазовом «департаменте». Перечисляя преуспевших — Пономарёва, Козлова, Сипягина, г-н Митропольский туманно добавляет «и другие» — кто эти «другие», остается неизвестным. Тут же он делает им как бы лёгкий упрек: незаметно, дескать, чтобы они продвигали российский джаз. Первый промах, так сказать, информативный , который легко поправить: кроме Пономарёва, реального ветерана, Козлова и Сипягина, приближающихся к этому статусу, в Штатах действует целый ряд джазменов-россиян, более- менее успешных. В Нью-Йорке это саксофонисты Дмитрий Баевский, Борис Курганов, Яков Майман, Михаил Серопян; пианисты Алекс Нахимовский, Михаил Цыганов, Вадим Неселовский, Аркадий Фиглин, Ян Певзнер, Руслан Агабабаев; басисты Дмитрий Колесник, Олег Осенков, Руслан Хаин, Игорь Городецкий, гитарист Илья Луштак. Много лет активно работал гитарист Андрей Рябов, частенько появляется в клубах его коллега Ринат Шаймухаметов. В Бостоне активно действовал пианист Давид Азарян (до безвременной трагической смерти); успел также поработать покойный тромбонист Слава Назаров. В течение ряда лет весьма успешно записывался и концертировал пианист Евгений Маслов. Его коллега Эльдар Джангиров начал как вундеркинд, а ныне — гастролёр звёздного уровня. В прежние годы много играл в клубах пианист Владимир Шафранов, и пользовался солидной репутацией. В штате Мэриленд живет контрабасист Виктор Двоскин — преподает в университете и выступает в клубах. В Вашингтоне — седой, но неугомонный пианист Виктор Прудовский. На Западном побережье, наряду с ветераном Алексеем Зубовым, работает более молодой саксофонист — Алексей Николаев; в Питтсбурге живёт и действует ударник Карен Аланакян. По прежнему на сцене вокалистка Татевик Оганесян. Активны и бывшие «бутмановцы» — трубачи Виталий Головнев и Артем Ковальчук. Частый гость — петербургский пианист Андрей Кондаков. Наезжает и молодёжь — саксофонист Станислав Должков, трубач Пётр Востоков, контрабасист Макар Новиков, саксофонист Андрей Красильников… Регулярно появляется семейный дуэт Олег Бутман-Наталья Смирнова (барабанщик и пианистка)… И Анатолия Герасимова можно было назвать: он, как-никак, прожил в Нью-Йорке 18 лет, где-то что-то играл… Этот список не претендует на исчерпывающую полноту, но все же заполняет пробел, допущенный М.Митропольским.
В Германии, кроме упомянутого Симона Набатова, живут и работают пианист Леонид Чижик, саксофонист Александр Пищиков, трубач Игорь Широков, ударник Александр Симановский, в Австрии активно действует трубач Александр Фишер, во Франции — гитарист Андрей Боднарчук, в Дании много лет живёт ветеран-гитарист Николай Громин, есть русские музыканты в Нидерландах и Финляндии — россияне не затерялись и в Европе. Я уж не говорю об Израиле, где джазмены российского происхождения весьма активны и успешны. Не стоило также утверждать, что успех Сипягина и Козлова трудно повторить — этого никто не знает, а «подрезать крылья» молодым — гуманно ли?
Из чего складывается успех? Во первых, талант, во вторых профессионализм, в третьих, человеческий фактор: настойчивость, терпение, а в работе — надежность и умение ладить с коллегами. Александр Сипягин и Борис Козлов всеми этими качествами обладают в полной мере, и тем не менее путь к успеху занял годы и годы тяжелого труда. Кто знает, может быть, и другие добьются того же, дайте им время и не гасите их веру в себя.
Второй промах серьёзнее, он, скорее, концептуального порядка. Это даже не промах, а некая идеологическая установка, на мой взгляд, довольно спорная. Г-н Митропольский настаивает на существовании некоего «не американского» — французского, японского, польского, русского, и т. д. — джаза, призывает не «клонировать» американский первоисточник и создавать своё.
Призыв благородный, но давайте взглянем на проблему «русского джаза» пристальнее, от далеких времен до дней сегодняшних. Еще в 60-е годы были попытки сделать джазу русскую «прививку» — «Господин Великий Новгород» Товмасяна, «Былины-старины» Зубова, «Крестьянская свадьба» Лукьянова. Попытки эти были, на мой взгляд, формальными и неудачными — желание было, но оригинальных идей и композиторской техники не хватало. Бакинец Вагиф Мустафа-Заде пытался играть джаз на основе азербайджанского мугама; преждевременно умер, не доведя эту работу до конца. В среднеазиатских республиках, например, в Алма-Ате, тоже пробовали работать с фольклором — это звучало наивно и слабо. Эстонец Уно Найсоо добился более убедительных результатов: он был профессиональным композитором. Отдельные удачи были у Юрия Маркина, Игоря Бриля, Анатолия Кальварского — и тем не менее «русский джаз» оставался чисто маргинальным, локальным явлением. Автор этих строк также пытался найти «русское звучание», вначале в саратовском квартете, а позднее в руководимом им ансамбле «Аллегро», и эта работа имела более широкий резонанс, так как ансамбль записывался на пластинки, выступал по всей России и за рубежом. Когда же автор «перебрался» (по определению г-на Митропольского) в США, он и там продолжал эти поиски: был создан биг-бэнд и выпущен ряд альбомов. Сегодня работа в «русском направлении» идёт в сотрудничестве с оркестром Игоря Бутмана — созданы и записаны программы «Шехеразада», «Русь», готовятся «Картинки с выставки». Но утверждать, что я продвигаю русский джаз в Америке, я бы не стал — я даже и задачи себе такой не ставил, точно так же, как и англичане Джордж Ширинг, Дейв Холланд, Джон Маклафлин, австриец Джо Завинул, чех Джордж Мраз, болгарин Милчо Левиев, поляк Михал Урбаняк, француз Жан-Люк Понти не ставили себе задачу продвигать английский, польский,чешский, французский, и т. д. джаз. Если они и продвигали что либо, так это самих себя. Так же действуют и Пономарёв, и Сипягин, и Козлов, и другие выходцы из России — они интегрируют себя в американскую джазовую среду. Исключение, пожалуй, составляют музыканты латиноамериканского джаза — кубинцы, пуэрториканцы и другие выходцы из Латинской и Южной Америки, которые с легкой руки и при мощной поддержке Диззи Гиллеспи еще с конца 40-х годов начали создавать это направление и продолжают это делать сегодня — Пакито Д’Ривера, Артуро Сандоваль, Мишель Камило, Данило Перес, Давид Санчес, Клаудио Родити, Эдди Палмиери, Чучо Вальдес, Дафнис Приэто и другие. Но их музыку трудно назвать «не американским» джазом — Latin Jazz давно уже является частью американской джазовой индустрии, у него огромная аудитория в США и в других странах.
Сегодня в Нью-Йорке сотни джазменов со всего мира работают в американском джазе, каковой и является настоящим джазом в его наиболее полном выражении. Я знаком со многими музыкантами из Европы, Японии, Южной Америки и даже Австралии. Все они в один голос говорят, что приехали сюда ради лучших партнёров, ради настоящего джаза. Пусть г- н Митропольский попробует убедить их в том, что они должны продвигать «свой» джаз. Американский джаз — это знаковое явление, это великие имена, это высочайший уровень. Это неоспоримо. Взгляните на программы самых престижных джаз-фестивалей во всем мире — почти везде большинство участников составляют американские джазмены, и не только крупнейшие звёзды, а и просто отличные, проверенные музыканты.
До сих пор абсолютным чемпионом по продажам остается альбом Майлса Дэйвиса «Kind of Blue». Это говорит о высокой репутации американского джаза во всем мире — американского не в этническом, географическом смысле, а в смысле стиля, идиоматики и — шире — эстетических критериев. В то же время джаз — это открытая форма искусства, в ней нет запретов, но есть предпочтения, и каждый артист волен выбирать то, что ему ближе.
Я не раз был свидетелем того, как раздутые авангардные «светила» на деле оказывались абсолютно беспомощными, когда дело касалось джаза: не могли сыграть простейшей мелодии, не выдерживали и четырех тактов простейшего ритма, не имели понятия о блюзовой гармонии… Вот от чего нужно защищать наш джаз.
А может быть я отстал от жизни, и гармония уже не нужна? Да нет, господа, гармония нужна — и я говорю не только об аккордах, а о согласованности всех элементов джазовой композиции, а если шире — о жизненной гармонии. Иначе — хаос, разрушение, гибель. Но М.Митропольский об этом ничего не говорит.
В его докладе в качестве образцов «русского джаза» названы имена Тарасова, Шилклопера, Альперина, музыкантов весьма достойных, но объявлять их музыку русским джазом — это уж слишком!Русские музыканты — согласен, русский джаз — натяжка. Да и просто назвать их музыку джазом — тоже своего рода натяжка. Но г-н Митропольский поет вышеназванным музыкантам такие дифирамбы, возглашает такую осанну, что кажется, нимб святых вот-вот воссияет над их головами. Позвольте усомниться. Говорите, к Альперину в класс не попасть. Где, в Осло? А в Москве Осейчук трудится сорок лет, и выпестовал чуть ли не полк джазменов. В Петербурге существует целый оркестр саксофонистов, учеников Гольштейна. Есть крепкие джазовые школы и на периферии, например, в Ростове-на Дону. Почему же о них ни слова? Почему ни слова о Кролле, который учит молодежь искусству игры в биг-бэнде? Да потому, что Осейчук, Гольштейн и Кролл не интересуют г-на Митропольского — они, мол, клонируют американский джаз. Ученики Осейчука играют во всех российских оркестрах, а где играют ученики Альперина? Где ученики Альперина, и сам Альперин, играют русский джаз? В Москве? Что-то не слыхать. В Нью-Йорке — и подавно. Может быть, где-то в Европе? Возможно. Но если бы г-н Митропольский хотел всерьез порадоваться за русский джаз, назвал бы уж тогда живущих и действующих в России: «стариков» Козлова, Лукьянова, Маркина, Голощекина, Фрумкина, Бриля, — они еще в строю; поддержал бы молодых Мосьпана, Востокова, Окуня, Смирнову, Баронина, Полякову, — это несомненные таланты; упомянул бы наших очаровательных вокалисток Анну Бутурлину, Полину Зизак, Анастасию Глазкову, Ирину Родилес, Юлиану Рогачёву, единственного в своем роде Сергея Манукяна; отметил бы, наконец, как представителя «русского джаза» Игоря Бутмана с его оркестром, «Шехеразадой» и «Русью», двумя джаз-клубами и тремя фестивалями. Не уверен, что это тот самый русский джаз, о котором так печётся М.Митропольский, но то, что это джаз, яркий, самобытный и высокопрофессиональный, абсолютно убеждён. Кстати, наша «Шехеразада» продается по всему миру, положительно оценивается публикой и критикой, несет славу российскому джазу — а у М.Митропольского по этому поводу и двух слов не нашлось. Сторонник русского джаза, говорите? Не выглядит ли это так, что пишущий эти строки, живущий в Америке и бывающий в России наездами, осведомлен о русском джазе более подробно, чем М.Митропольский, живущий в России и проявляющий столь трогательную заботу о самобытности российского джаза? Это, несомненно, право автора доклада — отдавать предпочтение тому-то и тому-то и игнорировать то-то и то-то, но мне подобная одностороннось не представляется плодотворной.
Я отнюдь не отрицаю того, что есть характерные черты у джаза скандинавского, польского, французского, русского и т. д. — может быть, интонации, колорит, общая аура и склад темперамента, — но при этом всё базируется на основополагающих началах: наличие свинга, фразировки, артикуляции и специфического джазового лексикона, джазового словаря, всего того, что составляет феномен джаза. В своё время некоторые рьяные апологеты «национального» искусства, желая сделать мне комплимент, называли музыку ансамбля «Аллегро» проявлением «русского патриотизма», и, возможно, были основания для подобной оценки, — а как русскому человеку, мне это даже приятно, — но я бы на патриотические педали не нажимал: я предпочитаю быть просто джазовым музыкантом. Моя задача была пропагандировать джаз в России и продвигать его на филармоническую сцену, для чего требовалось облечь его в демократические, доступные формы. Да, я использовал фольклорные элементы, но в джазовом контексте. Я просто искал новый, русский репертуар. Если же М.Митропольский, говоря о «не американском» джазе, имеет в виду различные околоджазовые пограничные явления, то так можно зайти далеко и причислить к джазу и этно, и фолк, и new age, и многое другое… Подобной музыки во всём мире исполняется очень много, она свежа и привлекательна, у неё есть своя аудитория, и, может быть, большое будущее, но давайте не будем путать Божий дар с яичницей! Мне, например, очень нравятся альбомы группы Zawinul Syndicate покойного Джо Завинула — захватывающий ритм, фантастическая энергия, яркие краски, блестящее исполнение, — но джазом я бы эту музыку не назвал. Сам Джо Завинул, кстати, говорил, что джаз умер, и он — один из тех, кто его убил. Это, конечно, злая саркастическая шутка — но тем не менее…
Еще на один нюанс хотелось бы указать г-ну Митропольскому: нежелательность вкусовщины и тенденциозных, пристрастных суждений для джазового критика. В оценках и рекомендациях М.Митропольского за вежливым и внешне беспристрастным тоном прослеживается плохо скрываемое неодобрительное отношение к российским джазменам мэйнстримового направления. Не обижайте музыкантов! Поддерживайте российских джазменов и позвольте им играть то, что они хотят!
Подумайте и о публике — ценителей мэйнстрима в России более чем достаточно. Вам нравится авангард, фри-джаз — ради Бога! Что касается меня, не скажу, что мне это не нравится — это просто не моя «чашка чая», но я за то, чтобы в нашем джазовом огороде росли и зрели разные плоды.
Кстати, хотелось бы спросить г-на Митропольского, каковы признаки этого самого «русского» джаза, чем он отличается ( или должен отличаться) от джаза американского. М. Митропольский как-то обходит этот вопрос стороной, но не устает повторять живучие еще с советских времен мифы о якобы сенсационном успехе трио В.Ганелина в США. Не было этого. Сенсационного успеха не было ни у кого из приезжавших в те годы джазменов из СССР, было в лучшем случае доброжелательное любопытство: что это такое — джаз из ГУЛАГа (зачастую это так и рекламировалось). Пишущий эти строки живет в Нью-Йорке 23 года, видел и слышал достаточно, общался с такими авторитетами, как Уиллис Коновер, Фредерик Старр, Джордж Авакян, Айра Гитлер, Джордж Уэйн, и со многими музыкантами, мнению которых можно доверять. Уж они-то, собаку съевшие на джазе, знают правду об «успехах» советских джазменов. Пишу об этом с сожалением, поскольку сам был частью советского джаза, и знаю, как много ярких и интересных музыкантов было в СССР — но удивить советским джазом кого-либо в Нью-Йорке, городе Колтрейна и Дэйвиса, проблематично. Да и в самой России существует сдержанное и скептическое отношение к проблеме «русского джаза». Мифы же эти создавались стараниями разных деятелей, которым очень хотелось выдать желаемое за действительное и тем самым укрепить репутацию советского джаза, а заодно и свою, как неких знатоков и экспертов советской и мировой джазовой сцены. Может быть, тогда это и нужно было, но теперь, 30 лет спустя, переписывать историю не стоит. Потребовались десятилетия, чтобы российский джаз, в лице отдельных его представителей, завоевал признание в США. Это прекрасно, но это пока капля в море, и огорчаться по этому поводу не стоит. Такова реальность. Европейские джазмены с большим трудом пробиваются на американский рынок и, как правило, успеха не имеют — в свое время ничего не вышло у Збигнева Намысловского, остался в тени Адам Макович… Редко-редко появляются Энрико Рава, Томаш Станько… Время от времени усилиями энергичных продюсеров проводятся мини-фестивали европейских джазменов в США. Конечно, этих артистов замечают, и о них пишут в JazzTimes и DownBeat, но удельный вес европейского джаза на американском рынке не слишком велик. На фоне этих скромных успехов достижения россиян последнего времени представляются тем более весомыми и обнадёживающими. Надо отдать должное энергии и авторитету Игоря Бутмана — он, как океанский ледокол, ломает лёд недоверия и прокладывает пути другим: российские джазмены все чаще и чаще появляются на американских подмостках, в частности, в Нью-Йорке. Из недавних событий можно отметить выступления Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня.
Я далёк от того, чтобы осуждать европейских джазменов за их неуспехи в США. Напротив, я желаю им всяческих побед и достижений. Успех, неуспех — всё это относительно. Мы, джазмены, плывём в одной лодке. По собственному опыту знаю, как тяжело здесь даётся каждый шаг, сколько раз нужно выступить в разных мелких клубах с малоизвестными музыкантами, прежде чем тебя заметят и зауважают, сколько раз у меня опускались руки и хотелось все бросить и стать таксистом… К тому же и конкуренция — на одно место сотня претендентов… Нью-Йорк — местечко не для слабаков, скажем прямо. Причина же неуспехов, мне кажется, кроется в том, что музыканты из Европы, приехав в Нью-Йорк, начинают предлагать публике и коллегам свое видение джаза — как они привыкли играть у себя дома в Париже, Берлине, Хельсинки, Варшаве и т. д. Здесь это не проходит!
Хорошо это или плохо, но в Америке, чтобы достичь успеха, нужно играть и действовать по-американски — к этому привыкла публика, этого ждут критики, этого требуют музыканты. Тот, кто это понял и проявил гибкость — тот преуспел. Валерий Пономарёв попал в ансамбль Арта Блэйки потому, что играл «правильный» хардбоп в стиле Клиффорда Брауна и Ли Моргана, чем и завоевал симпатии музыкантов и публики. Игоря Бутмана приглашали Лайонел Хэмптон, Дейв Брубек и Билли Тейлор, приглашали потому, что им нравился его мощный «американский» стиль игры. Владимир Шафранов пользовался авторитетом среди джазменов потому, что мог сыграть любой стандарт в любой тональности, как это принято в Нью-Йорке. Мне удалось организовать биг-бэнд потому, что американским джазменам интересно было играть мои «по-американски» звучащие аранжировки. Борис Козлов выиграл конкурс в биг-бэнд Мингуса потому, что звучал, как Мингус — крепко, напористо и виртуозно; все так и сказали: Мингус!
Что касается трио ГТЧ, я вовсе не намерен приуменьшить их значение — это был очень интересный, сильный авангардный «агрегат», и мне, не стороннику авангарда, многое из того, что они делали, нравилось. Вместе с тем многое и не нравилось — например, «волчок» и тому подобные дешёвые и неостроумные трюки. Успех же их у публики базировался в основном на ореоле «протестантов», и там, где это было актуально (в СССР, Польше, ГДР). На Западе же, например, в Италии и Англии успех был значительно скромнее, хотя те, кто организовывал там их концерты, пытаются убедить всех в обратном. Что касается Америки, то, во-первых, авангард здесь особым спросом не пользуется, а во-вторых — чем могли удивить американскую публику, видевшую Орнетта Коулмана и Дона Черри, Арчи Шеппа, Алберта Айлера, Пола Блэя, Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, — чем могли её удивить трое вильнюсских авангардистов, привыкших к успеху и приехавших «в Тулу со своим самоваром»? В Москве и Варшаве они выглядели «беззаконной кометой» и «бесстрашными рыцарями», в Нью-Йорке — отнюдь нет. Их послушали, слегка похвалили, слегка поругали — и разошлись. Как сказал мне один музыкант, слышавший их в Нью-Йорке, у многих интереса хватило ровно на пять минут — всё это здесь уже было. Повторяю — пишу об этом без всякого злорадства. Музыканты ГТЧ ни в чем не виноваты, они просто оказались не на своем месте по вине организаторов, не знавших специфики американского джазового рынка. Боюсь, что и мы с нашим «Аллегро» здесь никого бы не удивили, да и за других не уверен. Те, кто поняли, что в джазе им ничего здесь не светит, благоразумно оставили бесплодные попытки и перешли в другие сферы деятельности, где и преуспели.
Джаз в Америке, какой бы он ни был передовой — это развлекаловка, шоу-бизнес. Если публике скучно, неуютно — пиши пропало! Когда Колтрейн в 60-е годы стал играть сорокаминутные каденции на одном аккорде, публика пожимала плечами и уходила — это известный факт. По этой же причине авангардисты в престижных джаз-клубах Нью-Йорка не выступают — скучно, неинтересно, не позитивно; кусок в горле застревает. Не поймите меня превратно — авангардный джаз, конечно, исполняется в США, у него свои «точки» и своя аудитория, но перечисление всех джаз-клубов, где звучит авангард, не заняло бы много места. К тому же это не входит в мою задачу.
Я пишу о судьбах российского джаза и его месте на американской сцене. Да, господа, все это нужно знать и испытать на собственном опыте, чтобы не повторять чужих ошибок.
Как-то так вышло, что главным «героем» моих заметок стал М.Митропольский. Надеюсь, ничем его не обидел — он открыл тему и дал повод для полемики, вот мне и захотелось поспорить…
Завершая тему «русского джаза», хочу в порядке фантазии предложить мой собственный список музыкантов, которых ещё в давние годы стоило бы показать американской публике — ленинградский квинтет Гольштейна-Носова, пианист-виртуоз Леонид Чижик, уникальный исполнитель джазового мугама Вагиф Мустафа-Заде, абсолютно самобытный композитор и трубач Герман Лукьянов, и… пожалуй, всё. Лукьянов, кстати, выступал в Штатах в составе ансамбля Игоря Бутмана, и не без успеха. Но, как говорится, поезд ушёл. Иных уж нет, а те далече…
Джаз — это субстанция, наука, профессия и дисциплина, подобно медицине, астрономии, математике и химии. Врач обязан знать всё в своей области, математик — алгебру, геометрию и тригонометрию, химик — таблицу Менделеева, музыкант — гармонию, полифонию, оркестровку. Классик — сонаты Бетховена, симфонии Чайковского, джазмен — Эллингтона, Паркера, Монка, Колтрейна, Хэнкока, Кориа. Иначе — профанация, очковтирательство и халтура. А какой это джаз — русский, американский или японский — пусть решают слушатели. Мы ведь работаем для них, а не для истории.
Уверен — меня оспорят. Тем лучше. Я к этому готов.
Игорь и Николай, значит вы все-таки соизвонили послушать диск Лукьянова (видимо — Black on White, 2008), где я играю в нескольких вещах и по нему составили обо мне представление, как о музыканте. Других моих записей вы конечно не слушали. Замечательно. По поводу того диска — пьеса называется «Прыжки в снегу», а играю я там не на бас кларнете, на на бассетгорне. Странно, что вы этого не услышали, хотя с вашими-то способностями и опытом…
Заметьте, я не пишу о вас, как о музыкантах, хотя мог бы столько всего написать и гораздо более объективного, чем странноватый анализ Артистом моей «нестройной» и «корявой» игры под Брекстона, Долфи, Вудза и Чекасина на диске Лукьянова. Ах да, надо бы еще сюда в список добавить Колмана, забыли что-то.
По поводу, Николай, вашей грязи, то мне достаточно вашей книги, где вы пинаете всех подряд.
Игоря (в первом предложении) имел в виду того, который Бутман.
Алексей, я же написал, что играл с вами, слушал ваши опусы, где вы читаете стихи, квартет с гитаристом и Аркадием Шилклопером, дуэты со Столяром и Тарасовым и не соизволил, а из любопытства, кто же это такой задиристый парень и везде одно и тоже. Я сужу по многим вашим записям .Хотите разбирайте нас с Левиновским, но мы вас не спрашивали,слышали ли вы нас или нет.
Хотите сыграем показательный концерт, можем у нас, можем у вас. И музыкально думаю будет интересно и вообще, чего болтать и саксофонами меряться.
В самом деле будет интересно послушать такой баттл, но если он будет носить исключительно дружеский характер!
… наконец-то, вот это — другое дело!!!
Замечательная идея! И это, господа, необходимо!
Давно пора объединять усилия музыкантов разных направлений. Ведь существуют сотни тысяч фестивалей джазовых и фестивалей искусств по всему миру, где на творческих сценах встречаются музыканты, которые готовы к настоящим, музыкальным дискуссиям. Потому, что настоящие музыканты должны играть музыку, а делать оценки должны люди, которые занимаются этим профессионально.
Это — разная работа
Месяц тому назад прошел очередной Триумф Джаза — квартет Роя Хейнса, трио Билла Шарлапа, Ли Ритенур, биг- бенд Игоря Бутмана, квартет Дмитрия Мосьпана, пианист Олег Аккуратов, певица Фантине. Шесть концертов в Москве и Питере, полные залы. Недавно выступал отличный русско-американский бенд opus 5. Мало этого вам, ругатели Бутмана и мои? Выходит, правильно я написал в статье — собаки лают, а караван идет.
В апреле едем на гастроли в Германию, летом — Англия, Франция, Италия, Норвегия, осенью- США, Израиль. Кроме того, фестивали в Москве и Сочи. Мы неустанно работаем, готовим новые программы , ничего ни у кого не клянчим — нас приглашают. Предлагаю Круглову — приезжайте в Нью-Йорк, покажите свое лицо: может, вас тоже заметят и пригласят.
Кстати, таксистом я работал — две недели, был сложный период в жизни. Потом все выровнялось — в течение пятнадцати лет работал штатным пианистом в ведущих балетных коллективах, а параллельно руководил собственным биг-бендом и выпускал альбомы. Как видите, не пропал в Америке. А с Бутманом работаем вместе почти тридцать лет, и все это время нас периодически «поливают».
Нет пророков в отечестве своем.
Очнитесь Левиновский.
Надежда Бабакина тоже гастролирует и Хазанов по заграницам.И это всего лишь талант промоутера и упорство Бутмана в сочитании с партийными связями, а не ваша работа в студии или на репетиции (этим занимаются и студенты).
Триумф джаза начался с подачи Березовского , кстати…
Привоз Хейнса и других-наличие элементарных бабок на это дело.
А вот то , что вы ездите по другим странам и играете псевдо свинг,
это не радует…
Зависть тут , как и писал ранее , не причем.Просто констатация факта.( можно не отвечать-переживу).
Ага, слышали, но привели только пример с Лукьяновым.
Хорошо, говоря серьезно, иногда, когда я играю традицию, а музыка Лукьянова, все же — традиция, пусть и левая, я не против отталкиваться от традиционных обыгрываний аккордов, но не подражать кому-то при этом, а играть себя. Слышали как играет стандарты Брэкстон? Здорово играет, по-своему, но при этом тот, кто захочет, найдет в его игре и Паркера и Маклина. Я приведу еще такой пример. Рахманинов. Как считаете, слышно в его музыке влияние Шопена? А русских композиторов до него? При всем этом, это — Рахманинов, а не Шопен.
Потом, существуют такие вещи, как полиметрия, четвертьтона, мультфоника и прочее. Конечно, многим проще назвать это «нестройностью» и «корявостью». Мне кажется в общем-то глупым об этом писать, ведь главное-то, как говорил Станиславский в «сверхидее», в том, куда идет и что несет собой искусство того или иного музыканта.
Устроить показательный концерт? Ха! Давайте в два бэнда в Кремле или ММДМ — мы играем тотальное фри, а вы — Бенни Гудмана))) Будем каждый самим собой)))
ну вот опять… а ведь уже почти примирились было…
Алексей, пожалуйста, поумерьте свой пыл. Понятно, вас задели за живое, но не уподобляйтесь нам, амбициозным артистам. Не гоже себя так «успокаивать». Имейте силы и выдержку сдержать свои эпистолярные порывы и сохраните их для совместных, смею надеяться, выступлений на доброй музыкальной ниве. Будьте достойны и бдительны…
Так, столько ответов, что можно и запутаться:) Мой предыдущий пост в 20.10 был ответом Игорю Бутману. Теперь отвечаю Артистке Ивановой. Вы знаете, я в общем-то и не переживаю, единственное, задели за живое только одним — неуважением к другим музыкантам (и не только музыкантам), которое при каждой возможности проявляет Николай Левиновский.
А что-то молчит Роман Столяр? А куда подевался вечный полемист Сергей ибн-Беличенко?
Алексей, а ведь хочется в Кремль? Вы еще были молоды , когда мы с Курехиным играли тотальное фри. Что касается четверть тонов то мы можем отличить их от вашего нестроевича. В свое время в одной из дискуссий Бударин сказал, что в вашем фри критериев нет, не строит саксофон, четвертьтона, строит тоже хорошо. Не дурите себя да и людей. Сыграть же предлогаю опять, но не в Кремле, боюсь народ не соберем, если конечно у вас есть деньги на аренду. То давайте там
Брэкстон играет стандарты хуже, чем вы. Не комплемент , а факт
Алексей- Кремль только для партменов-:)))
(Алексею Круглову)….ну что ж, такой он у нас получился, в нашей бывшей советской стране, где все зачем-то за что-то боролись, доказывали, отстаивали пОтом и кровью… и ведь было качественно, здорово, интересно. Но вот чего жаль. Ведь выросло новое, талантливое поколение, которое готово созидать и творить. И, основываясь на добром, испытанном и усвоенном материале готовы высказывать и рождать своё…. и, конечно же, перекрывать им дорогу, основываясь на том, что нужно только так, как полагается по устоявшимся канонам, а шаг вправо, шаг влево — расстрел, — это преступление, на мой взгляд. Понятно, что во все времена были авангардисты, которые впоследствии превратились в классиков…
Круглову — вы сами себя назначили на роль защитника униженных и оскорбленных, никто вас не уполномочивал . Твердите, как попугай, одно и то же: Левиновский не уважает… Где, кого? В оркестре Бутмана 16 музыкантов — спросите их мнение. В Москве, Нью-йорке я знаком с десятками, сотнями музыкантов — спросите их. В книге я позволил себе жесткие высказывания — мне было тяжело это писать, но это правда моей личной жизни, как я ее видел. У меня были сложные отношения со многими, и я об этом пишу, не обеляя себя — все не так просто. Вы же, молодой человек, едва оперившийся юнец, беретесь судить о том, о чем понятия не имеете. Весьма авторитетные люди восприняли мои книги, как важное историческое свидетельство и оценили их по достоинству. Это все в прошлом. А в настоящем — вы, подозреваю, злитесь, что в моей статье я о вас не упомянул. Это все ваши амбиции и мания величия. Придет время, и о вас напишут, а пока что — не заслужили. Какой- то немец или англичанин назвал вас будущим джаза — это его дело, дело будущего, а настоящим джаза вы не являетесь- не тянете, уважаемый. Хотите спорить- спорьте аргументированно, взвешенно. Моя статья — ради джаза и ради музыкантов, а вы из чего хлопочете? Из уязвленного самолюбия — о вас забыли. Скромней надо быть, молодой человек.
Студенты в студии- это что то новое, а понял студ-ия ; студ-ент. Очень грамотный, вы Игорь , для беспартийного.
Для справки: Триумф Джаза начался с фестивалей 1996 и 1997 годов проходивших под названием Независимые Джаз Фестивали, которые проходили в День Независимости России. Затем, познакомившись играя в хоккей с Игорем Шабдурасулавым задумали вместе с ним Триумф Джаза при поддержке Фонда Триумф , действительно, тогда принадлежащего Борис Абрамовичу Березовскому, которого в начале каждого фестиваля я со сцены благодарил. И сейчас благодарен ему за эту поддержку.
Принадлежавшего Борису Березовскому. Простите, ошибся
Николаю: нет уж, ошибаетесь, мне совсем не хотелось попасть в вашу книгу…
Игорю (Бутману): Игорь, во-первых, вы почему-то начали вмешиваться в мою кухню, стали рассуждать на тему стиля моей импровизации, нотного материала и т.д., хотя я вас об этом не просил. Если уж вы коснулись этой темы, то я вам привел аргументы моей позиции в этом отношении на примере упомянутого вами диска с Лукьяновым.
Почему вы думаете, что без спроса музыканта можете высказываться о его творческом процессе ему же? В конце концов, я бы тоже мог задать вам кучу вопросов, как и о вашей игре, так и относительно Мурки в вашем исполнении, концертов с Долиной, про ЕР и т.д.
Про «нестроевич» могу сказать одно. Да, на том диске есть не особо точные интонационные моменты, но в темах, когда играет сразу 3 духовых, но это не на столько критичные моменты. Кстати, попробуйте-ка подстроить голос к занижающему альт-горну. На следующем диске — Постоянная величина, у нас темы звучат чище — мы притерлись с Германом друг к другу.
По поводу Курехина. Вы уверены, что с Курехиным вы играли тотальный фри? Я думаю, это была Попмеханика и отдельные перформансы или джемы. Могу ошибаться, но вы никогда не играли с ним в сугубо инструментальных проектах, в таких, как, например, Забытый ритуал Вапирова.
По поводу Бударина — прочитайте внимательно ту дискуссию с ним. Мы ему привели массу аргументов в подтверждение новаторства Тейлора. Виктор же просто исчез, напоследок хлопнув дверью, дескать «все вы такие, авангардисты-шарлатаны, расшатываете нравы».
Вообще, Игорь, мне жаль, но вы живете в своем мире, в котором, как в розовых очках, все прекрасно и сплошной до-мажор. Оглянитесь вокруг. И жизнь, и искусство, и музыка гораздо многогранней, чем вы думаете. ИМХО.
Алексей, да какой у вас стиль? У Грымова, кстати альт строил с Лукьяновым. Но мы говорили про ваши импровизации
Аргументы у вас потрясающие: Долина, Мурка и тут же Единая Россия. Почему молчите про Марсалиса, Хэнкока, Чик Корею, Гровера Вашингтона, Ренди Брнеккера, Майкла Бреккера, Арчи Шеппа, Марио Павоне, Жака ДеДжонетта. Авангард я играл с Александром Фон Шлипеннбахом и Эрнст Людвигом Петровский. С Курехиным я играл все, послушайте диски Лео Рекордс с Курехиным и Гребенщиковым, с Курехиным и Пумпяном, с Беличенко и Пономаревой.
Дружище, бери саксофон и давай сыграем, ради удовольствия.
Игорь Б. всю жизнь занимается спортом … в Джазе-:)
Про студентов » грамотный» вы наш.
Я писал про то, что студенты тоже работают и в студии и над аранжировками, да вот шанса, как «не членам»,нет возможности играть на хороших площадках… ну кроме тех рукопожатых-:)
Да Алексей, видно вы действительно вызываете зависть у двух героев этого диспута-:)
Даже ваши записи знают наизусть и следят за вашим творчеством.
Эх прав Митропольский…
Давай сыграем:) На сцене тоже будем спорить?
Уважаемый Игорь Б.
Вы благодарны врагу вашего Президента?!-:)
Березовский столько бед натворил с Россией давая вам подачки…
Молодец ! Так держать!
Игорь (не Бутман), вам респект! Правда, боюсь, если бы Игорь (уже Бутман) и Николай услышали наш последний диск на Лео, то не позвали бы меня играть вместе)))
Алексей зачем вам спорт-джем?-:)
Игорь, Если вы считаете, что Круглов студент, то вы правы. Как только научится играть, то сразу попадет в хорошие концерты залы.
Алексей, пытался с вами наладить конструктивный разговор, не получилось, вам нравиться другой Игорь, с ним и играйте. Он быстро научиться издавать мультифоникс на чем угодно. Вы кстати и название фестиваля как то пытались украсть » Триумф нового джаза» оригинальный вы наш.
Игорю (не Бутману): Согласен. Спорт в джазе не нужен. Тут все очень просто, ведь договориться о совместной игре — хороший финал дискуссии, дабы спать спокойно:)))
Игорь Михалыч!
Алексей молодой, но уже Мастер , а вот ваше пожизненное студенчество уже бесперспективно.
Зато уважение к вам как к истории советского джаза продолжается.
Игорю (Бутману): Игорь, вы думаете, что если бы мы стали вместе играть, то я бы воспользовался этой возможностью, чтобы пробиться в Кремль? (имею в виду хороший концертный зал) Ух…
Алексей , расскажите пожалуйста , что за диск на Лео рекордс вы упомянули?
Кто в составе, где можно послушать и тд.
Буду признателен за это.
Мастер, так мастер, что я, студент , могу сказать. Как говорит мастер Круглов, респект вам Игорь.
Пойду, на ночь , послушаю Мастера и завтра со спокойной душой на партсобрание.
Вы тоже мастер своего дела. И все в тоже время студенты…
По жизни. Будьте проще и люди к вам потянуться.
Ой.. привет Партии!
Игорь (Бутман), на самом деле, не обижайтесь, если я вас чем-то вдруг обидел. Ладно? Вы как-то погрустнели и вдруг стали ехидничать. На самом деле, каждый из нас занимается своим делом, а время покажет, кто был прав.
Да тянутся они, люди
Игорь (не Бутман), я вам написал письмо с описанием диска на Лео, но оно передано модератору, видимо, так как на нем ссылка на сайт Лео. Пишу еще раз, без ссылки. Это диск с самобытными иркутскими музыкантами — Евгением и Анастасией Маслобоевыми — Russian Folksongs in The Key of New Jazz. Там также играют Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер, Ренат Гатаулин, и приглашенные гости — Антон Колосов и Виталий Лабутин. Я с радостью вам подарю его. Напишите мне, пожалуйста, на имейл свой телефон, мы бы как-нибудь встретились или могу отправить по почте. Вот мой адрес : alexkruglov@mail.ru
Игорь (Бутман), куда тянутся? Вы о чем? Может спать? А то партсобрание у вас завтра, а меня репетиция утром рано…
На марш подлецов тяга людей оценена вашей партией в 500 рублей.
Например.
Вы вроде спать пошли перед встречей сопартийцами?-:)
Спасибо Алексей.
Обязательно сконтактируемся.
Где записывали ? В России?
На какой студии?
Писали в КЦ Дом в апреле-мае 2012, когда сибиряки приезжали в Москву, а сводил Женя Маслобоев у себя в Иркутске. Жду вашего письма на имейл. Будем на связи.
Кстати, если интересно, есть еще пара новых дисков — с Пищиковым на Артсервисе и с Соояаром на Арт Бите. Пишите, встретимся. Спасибо!
Алексей, если не спите. Назовите музыкантов мейнстрима, которых вы слушали и они оставили отпечаток в вашем творчестве?
Есть ли из нынешних европейцев и американцев интересные для вас?
Игорь, доброе утро. Я все же уснул вчера:) Если говорить о самых-самых из мейнстрима, то их немного — Гари Бартз, Джеки Маклин, также — Вуди Шоу, Маккой Тайнер, Джон Колтрейн (он ведь тоже ранний был традиционный), Дэйв Либман, Стив Гроссман. Конечно слушал и Паркера и Эддерли и Вудза, многих боперов, но не скажу, то они оставили большой отпечаток, скорее — Бартз и Маклин. Из европейских одно время нравились записи 70-х годов Намысловского с Шукальским, Гарбарек (не весь). Из наших — Маркин. А из нынешних мейнстримовских сложно кого-то назвать. Сейчас в основном слушаю импров, как Эван Паркер, Хан Беннинг, английская группа Fourth Page. Кстати, я вырос на радио-передачах Михаила Митропольского. В 90-е годы слушал каждую, записывал на аудио-кассеты:) Так что — я ему очень благодарен и обижать его никому не дам:) Пусть даже и известным музыкантам.
Кстати, в последнее время больше стал слушать классику- барокко, русскую классику. Видимо потому, что все чаще стал участвовать в академических проектах:)
Игорь, если вы в Москве, то приходите на концерты в Лютеранский собор Петра и Павла (который на Старосадском пер.7, Китай Город), я иногда играю там классику. 19 апреля играем в соборе Баха. Приходите! Буду рад вас видеть!
Прочитал ночную дискуссию и не могу не выразить своего восхищения многогранными талантами Игоря Михайловича Бутмана и не засвидетельстовать ему своего искреннего уважения. Это великолепный музыкальный дипломат и многообещающий джазовый критик (все мы прекрасно знаем его как блестящего саксофониста, талантливого ведущего телепередач и т.д.). Его профессиональной этике следует поучиться всем. Это наш, настоящий джазовый человек. И защита своих коллег по джазовому цеху у него на первом плане (хотя на первый взгляд может показаться обратное). Это на уровне профессиональной этики Джеймса Бонда, который своему «коллеге» из КГБ прострелил колено вместо головы. В силу профессиональной этики.
Первый пример. Цитата: «50 американских промоутеров стоя аплодировали Русскому Оркестру и его руководителю, члену Высшего Совета Партии Единая Россия ( о чем были оповещены американские промоутеры)». Это шикарный дипломатический ход, оповестить заранее американских промоутеров о Высшем Совете. Игорь, безусловно, искренний партиец и строго придерживается линии партии, но… Вот так изящно взял и вывел из-под удара 50 американских коллег. В стиле Джеймса Бонда. За судьбы американского и мирового джаза можно не беспокоиться. Промоутеры тоже не промах. Все сразу поняли и дружно похлопали. Ведь всем известно, какие списки сейчас обсуждаются в России, какая партия их инициировала и кому этими списками угрожают. А со стороны все выглядит, что американцы аплодируют партии, а не джазу, хотя им такое и в кошмарном сне вряд ли приснится.
Второй пример. Цитата: «Немного Eric Dolphy , Antony Braxton, чуть чуть Phil Woods и немного нестройная интонация(говорю мягко)». Как тонко сказано! Если бы мне сказали, что у нас появился молодой музыкант, который соединяет в своем творчестве черты таких разных выдающихся музыкантов, как Фил Вудс (мейнстрим), Эрик Долфи (классический фри-джаз), Энтони Брэкстон (авангард, близкий к академическому) и не копирует их полностью (ключевое слово «немного» указывает на тактичность), то я первый бы помчался слушать этого музыканта. У Игоря великолепные задатки джазового критика. Он полностью знаком со всеми стилями джаза, знает манеру исполнения выдающихся представителей, может объективно оценить творчество своих коллег сквозь призму светил мирового джаза. Он в курсе мировой джазовой прессы и явно знаком с тем, что писали о Круглове джазовые издания Германии, Англии и Франции. Впрочем, я тоже видел все эти статьи, но таких ярких оценок там не припомню. Пусть никого не смущает фраза о нестройной интонации. Недавно в одном американском прочитал, как один (не очень известный) музыкант сказал, что Эрик Долфи тоже «out of tune». Ну и что? Это как поколебало позиции Эрика в мировой музыке? Конечно, никак. Не придавайте этому значения, это для непосвященных: со стороны кажется, что кого-то критикуют, а на деле такой изысканный комплимент.
Среди партийных джазовых критиков Игорь теперь прочно на втором месте. Первое незыблемо за Никитой Сергеевичем Хрущевым. Его знаменитая фраза («Джазы бывают разные. Хорошие и от которых колики в желудке») стремительно вознесла его на вершину мировой джазовой критики (или критики джаза). Но у Игоря еще все впереди.
Мне кажется, что можно закончить эту дискуссию. Игорю Михайловичу желаю дальнейших успехов на политическом и музыкальном поприще.
Николаю Яковлевичу тоже желаю поучиться профессиональной этике у своего коллеги. Кстати, я полностью согласен с Танеевым и уверен в Ваших широких познаниях в географии.
Круглову — вы лукавите, вам очень хочется, чтобы о вас написали и похвалили, но этого не происходит, поэтому вы сами себя расхваливаете, занимаетесь саморекламой- моя статья забыта, она всего лишь повод поговорить о себе, любимом. Вы — типичный выскочка, и действуете «под дурачка» — за рекламу-то надо платить, вот вы и пиаритесь на дармовщинку. Удивляюсь, куда смотрит редакция.
В книгу мою вы не попали по возрасту, а в статью не попали потому, что не заслужили.
И довольно об этом. «Дискуссия» окончена.
Левиновскому доктора!
Игорь, угомонитесь, будьте добры. Простая логика подсказывает, что в обсуждении чьей-то публикации следует обсуждать публикацию, а не чьи-то личности. Кстати, это относится и к другим участникам дискуссии. Выносится первое предупреждение, второе — бан.
Редакция
Алексей спасибо за приглашение.
Постараюсь прийти.
По поводу музыкантов которых вы слушаете. Очень понравился список.
Про Гарбарека. Согласен с вами -не все хочется слушать у него, но миры которые он рисует-круто.
Здорово, что Вы слушаете классику и играете ее.
Есть замечательный альбом у Брэндфорда Марсалиса с музыкой Дебюсси-очень рекомендую.
Про Колтрейна. Вы наверное слушаете альбомы типа Африка?
Гарри Барц удивительный музыкант, слушал его в живую.
Странно , что он как бы в стороне от тасовки мейнстримовской.
Кстати, по поводу упомнятого неоднократно ГТЧ.
Их пластинка одно из самых ярких воспоминаний моей юности, хотя я в основном слушаю другую музыку.
Это и Майлс
Монк, Брендфорд, Чик Кореа, Хенкок и много других.
Из авангарда одно время с интересом слушал Орнета Колмена и современного Джона Зорна.